Разработка программ проектов нововведений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2014 в 23:58, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы обусловлена рядом факторов. Прежде всего потому, что появление дисциплины "инновационный менеджмент" продиктовано требованиями жизни.
Инновационные процессы, их воплощение в новых продуктах и новой технике являются основой экономического развития.
Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и состоит из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ----------------------------------------------------------------------- 3
Государственное регулирование инновационной деятельности ------ 4
Инновационная инфраструктура: назначение, содержание,
элементы --------------------------------------------------------------------------- 9
Фундаментальные исследования - важнейшая часть инновационной деятельности ---------------------------------------------------------------------- 14
Жизненный цикл нововведения. Управление работами на стадиях жизненного цикла изделия ---------------------------------------------------- 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ------------------------------------------------------------------ 23
Список литературы ------------------------------------------------------------- 24

Файлы: 1 файл

курсовая по инновационному менеджменту.doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)

Содержание:

  1. ВВЕДЕНИЕ -----------------------------------------------------------------------  3
  2. Государственное регулирование инновационной деятельности ------   4
  3. Инновационная инфраструктура: назначение, содержание,

элементы ---------------------------------------------------------------------------  9

  1. Фундаментальные исследования - важнейшая часть инновационной деятельности ---------------------------------------------------------------------- 14
  2. Жизненный цикл нововведения. Управление работами на стадиях жизненного цикла изделия ---------------------------------------------------- 20
  3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ------------------------------------------------------------------ 23
  4. Список литературы ------------------------------------------------------------- 24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ВВЕДЕНИЕ

Тема  работы – «разработка программ проектов нововведений». Актуальность данной темы обусловлена рядом факторов. Прежде всего потому, что появление дисциплины "инновационный менеджмент" продиктовано требованиями жизни.

Инновационные процессы, их воплощение в новых продуктах и новой технике являются основой экономического развития.

 Инновационный процесс  представляет собой подготовку  и осуществление инновационных  изменений и состоит из взаимосвязанных  фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение - инновация. 

Для более полного раскрытия темы, а также и цели работы, необходимо дать

определения основным понятиям и терминам, используемым в работе. В мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Термин "инновация" стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: «инновационная деятельность», «инновационный процесс», «инновационное решение» и т. п.

Анализ различных определений инновации приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.

В инновационном процессе значительную роль играют создатели инновации

(новаторы), которые руководствуются  такими критериями, как жизненный  цикл изделия и экономическая  эффективность. Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области. Тем не менее, на разработку и внедрение инновации в повседневную практику необходимы определенные финансовые средства. В ходе работы над  данной проблематикой было выяснено, что в нашей стране финансирование инноваций значительно изменилось, причем эти изменения носили негативный характер.

источники финансирования – кредиты, выпуск ценных бумаг и т.д.   

Переход экономики в новое качественное состояние увеличил значимость инновационной деятельности, развития наукоемких производств, что в конечном счете является важнейшим фактором выхода из экономического кризиса и обеспечения условий для экономического роста.

 

 

2.Государственное регулирование инновационной деятельности.

 

Научная деятельность традиционно считается сферой активной государственной политики. Дело в том, что научные идеи не могут быть непосредственно использованы в хозяйственной деятельности, целью которой является прибыль. Поэтому организации и компании весьма сдержанно идут на прямое финансирование исследований, хотя испытывают большую потребность в их результатах. В современных условиях государство во многом берет на себя функцию обеспечения бизнеса одним из важнейших ресурсов инновационного процесса - научными знаниями и идеями. Именно поэтому НТП в официальных документах ведущих стран рассматривается как единая цепь: научные идеи и разработки - инновационный бизнес - широкомасштабное использование.

Государство призвано формировать цели и принципы своей политики и собственные приоритеты в этой области. Целями научной и инновационной политики ведущих стран мира. как правило, являются -увеличение вклада науки и техники в развитие экономики страны; обеспечение прогрессивных преобразований в сфере материального производства; повышение конкурентоспособности национального продукта на мировом рынке; укрепление безопасности и обороноспособности страны; улучшение экологически обстановки; сохранение и развитие сложившихся научных школ.

Государство одновременно определяет цели инновационной политики, разрабатывает ее принципы, на основании которых она будет проводиться в науке я инновационной сфере, а также механизм ее реализации. Эти принципы зависят от сложившейся хозяйственной системы страны, глубины воздействия государственных институтов на экономическую деятельность.

Государственное регулирование экономики и инновационных процессов, как отмечают многие ученые, является одним из главных условий перевода функционирования экономики на рыночные отношения

Однако украинское правительство не уделяет достаточного внимания проблемам вывода страны из кризиса

Для выхода из кризиса необходимо разработать стратегию сохранения и развития научно-технического и инновационного потенциала страны по следующим направлениям :

1) реструктуризация научно-технического  потенциала в различных отраслях  экономики с учетом концентрации  материальных, финансовых и интеллектуальных  ресурсов на прорывных направлениях  науки и техники,

2) создание фонда имущества науки и инноваций за счет объектов науки, являющихся государственной собственностью и не используемых по назначению,

3) разработка системы  использования лизинга как эффективного  рыночного механизма для субъектов  инновационной деятельности, разрабатывающих и производящих наукоемкую продукцию с использованием дорогостоящих приборов и оборудования,

4) совершенствование механизмов  системы привлечения банковского  кредита для расширения инновационной  деятельности и создания условий  для развития рынка капитала,

5) разработка и использование  системы обязательных отчислений  части прибыли от экспорта  нефти, нефтепродуктов, газа и минерального  сырья для создания фонда инноваций  в топливно-энергетический комплекс,

6) создание в финансово-промышленных  группах наряду с системой консолидации финансовых и производственных потенциалов специальных инновационных центров, координирующих и реализующих инновационные проекты,

7) формирование института  разработчиков и управляющих  инновационными проектами из  числа научно-технических работников, ученых и специалистов;

8) образование на базе  фондов, поддерживающих инновационную  деятельность ассоциации фондов  с развитым финансовым капиталом  для помощи прорывным проектам;

9) формирование системы  целевого использования средств амортизационного фонда на финансирование мероприятий, связанных с проведением НИОКР, экспериментальных и других видов работ, освоением инноваций, патентованием новых решений, приобретением и освоением отечественных и зарубежных патентных и беспатентных лицензий,

10) разработка предложений  об изменении налогового законодательства, обеспечивающих значительное повышение  инновационной активности

Инструментами государственного регулирования должны стать :

• социально-экономические и научно-технические прогнозы государственной политики в области финансов, цен, денежного обращения, воспроизводственной, структурной политики и др.;

• государственно-административные, общеэкономические и рыночные регуляторы;

• федеральные и региональные программы, балансы и модели оптимизации экономических процессов;

• государственные заказы и современные контрактные системы;

• индикативные механизмы и регуляторы деятельности государственных предприятий и организаций и других форм собственности;

• механизм интеграции регуляторов и структур.

Государственная научно-техническая программа - комплекс взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, обеспечивающих эффективное решение важнейших научно-технических проблем на приоритетных направлениях развития науки и техники. Отбор программ осуществляется. исходя из социально-экономических приоритетов, прогнозов, целей структурной политики, международных обязательств, при соблюдении следующих условий: существенной их значимости для крупных структурных изменений, направленных на формирование нового технологического уклада, принципиальное новизне и взаимосвязанности программных мероприятие (проектов), необходимых для широкомасштабной распространения прогрессивках научно-технических достижений.

К основным функциям государственных органов в инновационной сфере относятся следующие:

1) аккумулирование средств  на научные исследования и  инновации;

2) координация инновационной  деятельности;

3) стимулирование инноваций, конкуренции в данной сфере, страхование  инновационных рисков, введение государственных санкций за выпуск устаревшей продукции;

4) создание правовой базы  инновационных процессов, особенно  системы защиты авторских прав  инноваторов и охраны интеллектуальной  собственности;

5) кадровое обеспечение  инновационной деятельности;

6) формирование научно-инновационной  инфраструктуры;

7) институциональное обеспечение  инновационных процессов в отраслях  государственного сектора;

8) обеспечение социальной  и экологической направленности  инноваций;

9) повышение общественного  статуса инновационной деятельности;

10) региональное регулирование  инновационных процессов;

11) регулирование международных  аспектов инновационных процессов.

Государство в первую очередь осуществляет программы развития приоритетных направлений науки и техники. В их числе программы по созданию высокоэффективных процессов производства для агропромышленного комплекса, экологически чистых и ресурсосберегающих технология в энергетике, химии, металлургии; новых материалов; технологий и оборудования для строительства, транспорта, создание технологи, машин для производств будущего, перспективных информационных технологий. В рамках государственных научно-технических программ предусматриваются также создание новых лекарственных средств, развитие медицины и здравоохранения, решение социальных проблем. Статистическое наблюдение за ходом выполнения государственных научно-технических программ осуществляется в рамках статистики ассигнований на научные исследования и разработки. Внутренние текущие затраты на научные исследования и разработки рассматриваются в разрезе направлений (программ) и крупных областей науки.

Государственная научно-техническая политика не может и не должна ограничиваться лишь финансовой поддержкой научно-технических программ и предоставлением различных льгот хозяйствующим субъектам, которые осуществляют инновационную деятельность. Государство обязано выполнять (посредством своих уполномоченных исполнительных органов прежде всего инновационных научно-технических фондов) функции экономической (коммерческой) реализации научно-технических новшеств, выступать основным инвестором интеллектуального капитала, субъектом присвоения экономических эффектов НТП.

Отбор программ направлений и программ, для отнесения их к уровню государственных приоритетов, должен осуществляться при наличии совокупности следующих условий:

- соответствие программы  и входящих в ее состав проектов  приоритетным направлениям развития  науки и техники и перечню  критических технологий; существенная  значимость решаемой проблемы;

- невозможность решить  проблему в приемлемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма и необходимость государственной поддержки;

- принципиальная новизна  и технологическая прогрессивность  научно-технических результатов, способных  оказать существенное влияние  за структурные соотношения в технологическом укладе экономики и повышение эффективности производства;

- масштабность сферы применения  результатов;

- необходимость координации  межотраслевых связей технологически  сопряжённых отраслей и производств;

- достаточность (полнота и взаимосвязанность) системы программных мероприятий для эффективного решения поставленных задач;

- реальность решения проблемы, исходя из возможностей созданного  задела наличия кадров, материально-технической  базы и иных необходимых ресурсов.

Основные направления поддержки государственной инновационной политики в Украине:

• содействие повышению инновационной активности, обеспечивающей рост конкурентоспособности отечественной продукции на основе освоения научно-технических достижений и обновления производства,

• ориентация на всемерную поддержи базисных и улучшающих инноваций составляющих основу современного технологического уклада,

• сочетание государственного регулирования инновационной деятельности с эффективным функционированием конкурентного рыночного инновационного механизма, защитой интеллектуальной собственности,

• содействие развитию инновационной деятельности в регионах Украины международному трансферту технологий международному инвестиционному сотрудничеству, защите интересов национального инновационного предпринимательства.

Информация о работе Разработка программ проектов нововведений