Разработка инновационных стратегий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 16:58, курсовая работа

Описание работы

Рубеж XX-XXI в.в. ознаменован значительным возрастанием темпа и масштаба изменений, происходящих в экономической, социальной, экологической сферах. Одновременно развиваются два взаимосвязанных глобальных процесса. Первый связан с усилением зависимости экономического развития от экологических ограничений: истощения ресурсов и достижения пределов в ассимилирующих возможностях природной среды. Суть второго выражает стремительное расширение сектора новой экономики (информационной экономики, экономики знаний), образующей базис постиндустриальной эпохи. Становление новой экономики знаменует собой третью по счёту экономическую революцию в истории человечества вслед за аграрной и промышленной.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ
2. ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ
2.1. Выработка миссии организации
2.2. Формулировка и конкретизация целей организации
2.3. Стратегический анализ
2.4. Виды инновационных стратегий. Выбор стратегии из альтернативных
2.5. Реализация инновационной стратегии и ее корректировка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Инновационная.docx

— 58.10 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

1. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ  ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ

2. ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ИННОВАЦИОННОЙ  СТРАТЕГИИ

2.1. Выработка миссии организации

2.2. Формулировка и конкретизация  целей организации

2.3. Стратегический анализ

2.4. Виды инновационных  стратегий. Выбор стратегии из  альтернативных

2.5. Реализация инновационной  стратегии и ее корректировка

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Рубеж XX-XXI в.в. ознаменован  значительным возрастанием темпа и  масштаба изменений, происходящих в  экономической, социальной, экологической сферах. Одновременно развиваются два взаимосвязанных глобальных процесса. Первый связан с усилением зависимости экономического развития от экологических ограничений: истощения ресурсов и достижения пределов в ассимилирующих возможностях природной среды. Суть второго выражает стремительное расширение сектора новой экономики (информационной экономики, экономики знаний), образующей базис постиндустриальной эпохи. Становление новой экономики знаменует собой третью по счёту экономическую революцию в истории человечества вслед за аграрной и промышленной.

В новой экономике особую значимость приобретают информация, коммуникации; стратегическое видение  и организационная культура обуславливают  конкурентное преимущество; возникают  и активно действуют организации, занимающиеся исследованиями или научной  деятельностью.

Глобализация и ужесточение  конкуренции способствовали изменению  традиционных стратегических парадигм. Поскольку не только конкурентоспособность, но и само выживание компании в  изменчивом мире зависит от ее способности  к постоянному обновлению, особое значение приобретает инновационная  стратегия. Становясь критически важным элементом общей организационной  стратегии, она призвана связать  приоритеты перспективного развития компании с уровнем ее потенциальной инновационности, сделать новое качество производства и управления главным инструментом достижения цели компании.

Слово “стратегия” произошло  от греческого strategos, “искусство генерала”. Она представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.

Стратегическое управление является основой управления инновационной  организацией и призвано ответить на следующие важные вопросы:

* в каком положении  предприятие находится в данное  время;

* в каком положении  оно хотело бы находиться через  три, пять, десять лет;

* каким способом можно  достичь желаемого положения;

* что для этого необходимо  предпринять?

Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать в сегодняшнем  мире бизнеса предприятие должно постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, конкуренции и других факторах. Он придает предприятию определенность, индивидуальность. Этот план открывает  перспективу для предприятия, которое  направляет его сотрудников, привлекает новых работников и помогает продавать  изделия или услуги.

Наконец, стратегические планы  должны быть разработаны так, чтобы  не только оставаться целостными в  течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы  при необходимости можно было осуществить их модификацию и  переориентацию. Общий стратегический план следует рассматривать как  программу, которая направляет деятельность фирмы в течение продолжительного периода времени, давая себе отчет  о том, что конфликтная и постоянно  меняющаяся деловая и социальная обстановка делает постоянные корректировки  неизбежными.

Важнейшая характеристика новой  экономики - интенсификация инновационных  процессов, превращение их в фактор экономического роста. Его параметры  в значительной мере определяются кардинально  новыми технологиями, продукцией и  бизнес моделями.

Сегодня только те предприятия, которые ориентированны на постоянное технологическое, организационное и кадровое усовершенствование, могут рассчитывать на успех в долгосрочной конкуренции.

1. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ

В настоящее время понятие  «стратегия» используется в различных  сферах, включая экономическую, маркетинговую, финансовою, инновационную и т.д.

Под стратегией понимают:

последовательность действий и состояний, которые используются для достижения цели предприятием;

перспективный план развития организации, исходя из особенностей влияния  внешней среды и внутреннего  потенциала;

долговременные, наиболее принципиальные планы руководства организации  в отношении инноваций, производства, доходов и расходов, бюджета, налогов, инвестиций, цен, социальной сферы;

взаимосвязанный комплекс действий для укрепления жизнеспособности и  мощи предприятия (фирмы) по отношению  к его конкурентам.

Для инновационных организаций  стратегия -- это:

* программа действий, определяющая  приоритеты проблем и ресурсы  для достижения генеральной инновационной  цели организации;

* концепция бизнеса, дополненная  реальными действиями, которые приводят  эту концепцию к достижению  конкурентного преимущества (для  этого необходимо понимание рынка,  оценка положения организации  на рынке, осознание своих конкурентных  преимуществ);

* целевые ориентиры долгосрочного  плана действий, направленных на  достижение качественно новых  целей, связанных с коренным  изменением существующего состояния  управляемого объекта, а, следовательно,  систем управления, ее структуры,  сложившихся отношений, норм поведения  и содержания деятельности работников.

Стратегию можно рассматривать  как модель (заранее продуманный  или выстраиваемый по ходу развития событий образ действий или манера поведения), как план (сознательно  и намеренно разработанную последовательность действий), как ловкий прием (использование  различных хитростей и уловок, чтобы ввести в заблуждение конкурентов), как позицию (положение компании относительно внешней среды), как  перспективу (укоренившийся в организации  способ восприятия мира).

Стратегии вообще и инновационные  в частности направлены на развитие и использование потенциала организации  и рассматриваются как реакция  на изменение внешней среды.

Инновационными стратегиями  могут быть: инновационная деятельность организации, направленная на получение  новых продуктов, технологий и услуг; применение новых методов в НИОКР, производстве, маркетинге и управлении; переход к новым организационным  структурам; применение новых видов  ресурсов и новых подходов к использованию  традиционных ресурсов.

Проблему формирования стратегий  фундаментально исследовал В.А. Агафонов. По его мнению, стратегия «представляет  по своей сути совокупность действий, осуществляемых над элементами планируемой  системы с целью изменения  их функциональных характеристик или  над элементами ее внешнего окружения  с целью изменения внешних  условий функционирования». Автор  вводит понятие стратегических параметров функционирования социально-экономической  системы. К ним он относит параметры  системы, являющиеся предметами планирования и управления и изменение которых  имеет важные последствия для  системы и целом (стратегическое изменение). В.А. Агафонов рассматривает  стратегию как совокупность элементов  двух типов -- управляемых параметров и управляющих воздействий, а также выделяет два уровня стратегии -- «что изменить» и «как изменить». Подходы, предложенные им, дают возможность проектировать механизм стратегического управления практически любой социально- экономической системы.

Предпосылки, стимулирующие  инновационную активность компании, связаны, в первую очередь, с институциональными изменениями, с возникновением новых  потребностей и предпочтений у потребителей, сокращением жизненного цикла товаров, повышением наукоёмкости продукции.

Инновационный потенциал  предприятия принято трактовать как совокупность материальных, финансовых, трудовых, инфраструктурных, интеллектуальных информационно-коммуникационных ресурсов [2]. Можно выделить две группы факторов, определяющих инновационную активность, и как следствие - конкурентное преимущество предприятия. Назначение одних (внутренних) - налаживание и управление инновационной деятельностью на предприятии; другие (внешние) призваны способствовать расширению ее границ.

К внешним относятся факторы, обуславливающие взаимодействие предприятия с экономической и социальной средами:

- использование внешних  источников для поддержки всех  фаз инновационного процесса: от  открытия и разработки до коммерциализации;

- коммуникации с заказчиками,  деловыми партнерами, инвесторами,  конкурентами, исследовательскими  организациями и ВУЗами;

- лоббирование интересов  в государственных институциональных  структурах.

Внутренние факторы - это  существенные особенности предприятия, отличающие его от конкурентов и  определяющие его инновационную  состоятельность:

- мотивированное руководство;

- интеграция технологических  и организационно-управленческих  инноваций;

- высокая производительность;

- эффективные отношения  с персоналом, широкое вовлечение  его в инновационный процесс;

- непрерывное организационное  обучение;

- эффективная система  маркетинга, осуществляющая коммуникации  с конечными потребителями;

- управление качеством,  инфраструктурой, организационным  развитием.

Разработка стратегии  должна ответить на следующие вопросы: как достичь целей, как устранить  конкурентов, как обеспечить преимущества в конкурентной борьбе, как усилить  долгосрочные позиции фирмы, как  сделать управленческое стратегическое видение реальностью.

Инновационные стратегии  создают особо сложные условия  для проектного, фирменного и корпоративного управления. К таким условиям относятся:

- повышение уровня неопределенности  результатов (по срокам, затратам, качеству и эффективности);

- повышение инвестиционных  рисков проектов;

- усиление потока изменений  в организации в связи с  инновационной реструктуризацией  (перестройка предприятия, за  счет изменения каких-либо его  элементов);

- усиление противоречий  интересов и подходов к управлению  у руководства организации.

Инновационная стратегия, интегрируя весь исследовательский и инвестиционный этапы жизненного цикла новшества, в полной мере связана со всеми  видами неопределенностей, специфическими инновационно-инвестиционными и регулярными рисками, а так же противоречиями инновационного процесса.

Наиболее существенными  специфическими рисками, с которыми сталкивается предприятие при самостоятельной  разработке и внедрении инноваций, являются: инновационный, технологический, коммерческий и финансовый риски.

Таким образом, при инновационной  стратегии длительность получения  и вероятностный характер результатов  требуют реализации финансовых программ с высокой степенью рисков.

2. ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ

При формулировке стратегии  заранее определяют: какие направления  деятельности надо развивать, а какие  ликвидировать, какой продукт надо производить, и в каком объеме, какие желаемые конечные результаты надо получить с учетом имеющихся  ресурсов, в том числе человеческих, какие ограничения необходимо учитывать  при принятии подразделениями управленческих решений, чтобы обеспечить их соответствие общей стратегии и целям.

Для того чтобы выработать стратегию достижения поставленных целей необходимо уметь ответить на ряд вопросов, начинающиеся со слова  “как”: как сделать реальными  стратегическое видение и миссию организации, как опередить своих  конкурентов и обеспечить устойчивую конкурентоспособность, как повысить производительность во всех звеньях. Стратегия  ориентирована и на действия и  отвечает на вопросы: что делать, когда  делать и кто будет делать. Стратегия  необходима организации в целом  и каждому ее подразделению: производственному, отделу научных исследований и разработок, маркетинга, финансовому отделу и  так далее.

Поскольку инновационная  и общая организационная стратегии  взаимосвязаны, существует зависимость  и между основными целями предприятия  и направлениями его инновационной  деятельности. Например, рост конкурентоспособности  предполагает совершенствование выпускаемого или освоение нового продукта; сокращение издержек производства вследствие экономии ресурсов основывается на рационализации технологий; снижение негативного воздействия  на окружающую среду и обеспечение  экологической безопасности производства достигается в результате внедрения  безотходных технологий, выпуска  экологичных продуктов и т.п.

Таким образом, процесс разработки инновационной стратегии можно  представить в виде следующей  последовательности этапов:

1. Выработка миссии организации;

2. Формулирование инновационных  целей, адекватных потенциалу  и не противоречащих организационной  цели;

3. анализ внешнего окружения  с целью выявления возможностей  и угроз и оценка инновационного  потенциала предприятия и диагностика  конкурентного положения бизнеса;

4. обоснованный выбор  направлений инновационной стратегии,  соотнесённой с выбранной целью.

5. реализация инновационной  стратегии;

6. корректировка инновационной  стратегии.

Разработка инновационной  стратегии предполагает её формализацию в виде инновационной программы. При этом должны быть установлены  цели, задачи, процедуры в рамках инновационных проектов, включённых в программу. Следует определить ресурсы и временные ограничения, как для отдельных инновационных  проектов, так и для всей инновационной  программы. Чтобы организационно обеспечить выполнение программы, требуется сформировать организационную структуру управления инновациями и "встроить" её в  организационную структуру общего менеджмента предприятия, создать  систему внешних коммуникаций с  партнёрами, потребителями и прочими  заинтересованными сторонами.

Информация о работе Разработка инновационных стратегий