Проблемы состояния и взаимодействия инновационных региональных систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 18:29, реферат

Описание работы

На фоне высоких темпов инновационного развития все более актуализируется проблема формирования и эффективного использования интеллектуального потенциала субъектов экономики, определяемого общим уровнем развития образования, науки и культуры.
Особую значимость данная проблема приобретает при разработке программ социально-экономического развития регионов, которые все более и более становятся субъектами конкурентных отношений. Решающее значение имеет признание интеллектуального потенциала региона не только как фактора экономического роста, но и как фактора роста благосостояния населения региона.

Файлы: 1 файл

Инновационное развитие.doc

— 131.00 Кб (Скачать файл)

Комплексный анализ состояния институтов обеспечения  инновационной деятельности позволил выявить следующие проблемы готовности научно-образовательного комплекса  и инновационной инфраструктуры региона функционировать и развиваться на принципе открытых инноваций:

1. Отсутствие  системы комплексного распределения  заказа на научно-исследовательские  и образовательные услуги между  участниками уровня обеспечения  основной деятельности, в том  числе системы электронного документооборота  для осуществления эффективного взаимодействия в оптимальные сроки;

2. Необходимость  совершенствования системы подготовки  и переподготовки инновационных  менеджеров международного уровня  для сопровождения на этапе  коммерциализации результатов научных  исследований.

3. Несовершенство  системы мониторинга научной,  образовательной и инновационной  деятельности научно-образовательного  комплекса и инновационной инфраструктуры  в регионе, выраженное в отсутствии  эффективного методического инструментария, позволяющего определить области компетенций и преимуществ, неиспользованных потенциальных возможностей, а также области слабостей и рисков в деятельности научно-образовательного комплекса и инновационной инфраструктуры региона; отсутствие комплексного подхода к формированию системы мониторинга рынков: наукоемкой продукции и услуг, образовательных услуг и труда.

4. Отсутствие  культуры взаимодействия между  разработчиками идей и элементами  инфраструктуры.

5. По многим офисам коммерциализации наблюдается невысокая интенсивность обращений за услугами. Это не столько свидетельствует о невостребованности данных услуг, сколько об отсутствии положительного опыта взаимодействия между авторами разработок и организациями инфраструктуры. На протяжении многих лет, когда исследования финансировались за счет государственных заказов, проблемы коммерциализации не существовало. Теперь, когда созданы, по мнению разработчиков, новые «инородные» структуры, к ним не сформировался положительный кредит доверия научных сотрудников. Многие не осведомлены о том, чем занимается данный отдел, как урегулировать при взаимодействии проблемы авторских прав и т. д. Кроме того, зачастую разработчики считают, что они самостоятельно могут выполнять функции инфраструктуры.

Нерешенность  выше указанных проблем обеспечения инновационной деятельности в регионе создает большие трудности в формировании региональной инновационной системы. При этом стоит отметить, что решение этих проблем должно носить комплексный характер. Так, регулирование деятельности научно-образовательного комплекса на фоне нерешенных проблем в инфраструктуре создаст барьер на пути продвижения научных разработок на рынок. И, наоборот, обеспечение нормального функционирования инновационной инфраструктуры при нерешенных проблемах научно-образовательного комплекса может привести к снижению количества высококвалифицированных специалистов и научных идей и разработок.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 Сегодня  все больше и больше компаний  работает на основании концепции  открытой инновации, или «open innovation». Согласно этой парадигме, сформулированной профессором Г. Чесбро из университета Беркли, вместо того чтобы полностью полагаться на свои собственные ресурсы, компаниям следует активно искать коммерциализуемые идеи во внешней среде, то есть на конференциях, в открытой прессе, у индивидуальных изобретателей, у конкурентов, в других сегментах рынка. Кроме того, нужно иметь в виду, что многие организации охотно продают разработки, которыми в силу тех или иных причин не пользуются сами.

Таким образом, на основе вышеизложенного можно предложить следующие рекомендации для формирования территориальной политики в направлении совершенствования обеспечения инновационной деятельности в регионе:

1. Внедрить регулярную систему мониторинга деятельности организаций и объектов инновационной инфраструктуры и научно-образовательного комплекса в форме статистического наблюдения с целью получения своевременной и достоверной информации о динамике развития данных участников инновационного процесса.

2. Учитывая слабую заинтересованность потенциальных бизнес-инвесторов в финансировании инновационных проектов необходимо активно развивать государственно-частное партнерство в форме совместного соинвестирования инновационных проектов на разных стадиях осуществления через разные формы инфраструктурных организаций и организаций научно-образовательного комплекса.

3. Содействовать  информированию крупного и среднего  бизнеса об имеющихся научно-технических  заделах образовательных и научно-исследовательских  учреждений путем увеличения  количества проводимых совместных инновационных сессий с представлением имеющихся разработок.

4. Содействовать регулярному повышению квалификации работников инфраструктурных учреждений, созданных в рамках региональных и федеральных целевых программ, в силу отсутствия большого практического опыта сотрудников подобных организаций, что выявил проведенный мониторинг и оценка через организацию семинаров с привлечением зарубежных и отечественных экспертов.

5. Регулярно  осуществлять проведение экспресс-семинаров  для научных работников с целью формирования и повышения компетенции в области маркетинга, бизнес-планирования, правовой защиты интеллектуальной собственности и навыков эффективной коммуникации с потенциальными инвесторами.

6. Разработать и внедрить организационно-экономические механизмы, способствующих усилению исследовательской и технологической кооперации между участниками региональной инновационной системы.

Все вышеперечисленные  мероприятия, на наш взгляд, позволят значительно усовершенствовать  функционирование организаций инфраструктуры и научно-образовательного комплекса в регионе и создать объективные предпосылки для повышения эффективности процесса формирования и развития инновационной экономики, что является одной из приоритетных задач для регионов и страны в целом в текущем периоде.

 Таким образом,  важной задачей развития региона  на основе открытых инноваций  является разработка оптимальных  механизмов интеграции и взаимодействия всех участников системы с целью получения на основе синергетического эффекта максимально эффективного результата по превращению этого региона в одну из точек роста, которые обеспечат широкомасштабное использование знаний в приоритетных для страны направлениях развития.

 

Список использованных источников

1. Managing national innovation system. OECD Publications. Paris, 1999.

2. Г. Чесборо.  Открытые инновации. Создание  прибыльных технологий/Пер с англ. В. Н. Егорова. М.: Поколение, 2007.

3. Н. И. Иванова.  Наука в национальных инновационных  системах//Инновации, № 3, 2005.

4. Е. А. Монастырный.  Структурная модель инновационной системы//Инновации, № 8, 2005.

5. Генеральное  разрешение Федерального агентства  по образованию РФ № 073004 от 07 сентября 2006 г.

6. Приказ от 21.06.2001 г. № 46н «О порядке  открытия и ведения территориальными  органами Федерального казначейства лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными получателями средств федерального бюджета от приносящей доход деятельности».

7. Мингалева Ж.А., Максименко И.И. Роль научного и образовательного потенциалов в инновационном развитии национальной экономики // Научно-технические ведомости СПбГПУ (серия «Экономические науки») № 4, 2008 г. С. 21-28. - 0,87 п.л. (авт. 0,2).

8. Максименко И.И. Научный потенциал в сфере высшего образования // Научно-технические ведомости СПбГПУ (серия «Экономические науки») № 6, 2008. С. 366-371. – 0,8 п.л.

9. Максименко И.И. Теоретико-методологический подход изучения интеллектуального потенциала // Вестник Пермского университета. Серия экономики. 2008. Выпуск 8 (24). С.100-107. – 1 п.л.

10. Максименко И.И. Вузовская наука как фактор инновационной политики развития региона // Труды научно-практической конференции «Формирование стратегии инновационного развития экономических систем» СПб. Изд-во Политехнического ун-та, 2008. С.712-715. – 0,2 п.л.


Информация о работе Проблемы состояния и взаимодействия инновационных региональных систем