Правовое обеспечение инновационной деятельности в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 21:21, реферат

Описание работы

Сфера правового обеспечения инновационной деятельности в России выступает объектом исследования реферата. Чтобы изучить ее основы, проанализировать проблемы и выявить перспективы нужно решить следующие задачи:
рассмотреть основные понятия сферы инновационной экономики;
систематизировать правовые нормы;
определить направления государственного регулирования инновационной деятельности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..………….3
Глава I. Инновационная деятельность как сфера экономики
1.1. Понятие и признаки инновационной деятельности.….…………...4-6
1.2. Субъекты и объекты инновационной деятельности…….………...6-7
1.3. Результаты инновационной деятельности………………………....7-9
1.4. Формы государственного регулирования инновационной деятельности…………………………………………………………………...9-10
Глава II. Инновационная экономика в России
2.1. Современное положение инновационной экономики в РФ........11-12
2.2 Постановления Правительства РФ и принятые законы в сфере инновационной деятельности………..…………………………………..
2.3.Планы Правительства РФ по развитию инновационной деятельности ………………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………....
Список используемой литературы………………………………………...

Файлы: 1 файл

мой реферат.docx

— 40.97 Кб (Скачать файл)

На пути процесса становления инновационной экономики обнаруживаются следующие проблемы:

  • неразвитость инновационной инфраструктуры;
  • неготовность предприятий к внедрению инноваций;
  • недостаток квалифицированных кадров на всех уровнях от рабочих до высшего руководства;
  • недостаточное взаимодействие вузов и предприятий;
  • недостаточное финансирование науки;
  • нехватка механизмов финансирования инновационных проектов и малых инновационных фирм.

Нужно подходить комплексно к разрешению данных проблем, поскольку экономика – это цельная система.

2.2 Постановления  Правительства РФ и принятые  законы в сфере инновационной  деятельности

Государственное регулирование инновационной деятельности в России было положено Постановлением Совета Министров РСФСР от 27 марта 1991г. №171, утвердившим Положение о Государственной инновационной программе. Положением надлежит руководствоваться при разработке государственных инновационных программ.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 3 февраля 1994г. №65 (с изменениями от 12 декабря 1995г. и 6 марта 1996г.) был образован Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Фонд создан для развития малого предпринимательства в научно-технической сфере, рождения малых наукоемких фирм, инкубаторов бизнеса, инжиниринговых и инновационных центров, а также для поощрения конкуренции в научно-технической сфере путем оказания финансовой поддержки высокоэффективным наукоемким проектам, разрабатываемым малыми предприятиями.

Основными задачами Фонда являются:

  • содействовать проведению государственной политики формирования рыночных отношений в научно-технической сфере путем поддержки создания и развития инфраструктуры малого инновационного предпринимательства;
  • участвовать в разработке, проведении экспертизы, конкурсном отборе и реализации федеральных, отраслевых, региональных программ и проектов, обеспечивающих демонополизацию процесса создания и освоения новых технологий;
  • поддерживать освоения и внедрения новых технологий и “ноу-хау” с использованием патентов и лицензий.

Специализированной организацией также является Федеральный Фонд производственных инноваций, созданный в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26 августа 1995г. №827 (с доп. от 2 ноября 1995г.).

Государственная поддержка важнейших инновационных проектов по приоритетным направлениям научно-технического прогресса, освоения конкурентоспособных технологий и производств, а также мероприятий по освоению новых видов продукции является целью создания Фонда.

Возможными формами организационных структур, обеспечивающими эффективное взаимодействие между наукой и производством, являются технополисы, технологические и научные парки, научные “инкубаторы”. Сегодня государство уделяет большое внимание их созданию и развитию.

Финансовой поддержке инновационной деятельности посвящено постановление Правительства РФ от 15 сентября 1997 г. №1175 “О подписании Соглашения между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития о займе для финансирования Инновационного проекта развития образования”.

2.3.Планы Правительства  РФ по развитию инновационной  деятельности

В феврале 2008 г., Президент Российской Федерации Д.А. Медведев выдвинул концепцию «четырех И»: институты, инновации, инфраструктура, инвестиции.  Правительство Российской Федерации утвердило «Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» и «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года», определяющие приоритетные направления построения экономики знаний, развития конкурентоспособных секторов в высокотехнологичных сферах, реконструкции и расширения производственной, социальной и финансовой инфраструктуры.

Чтобы решить проблемы, приведенные в части 2.1. необходимо продолжать начатую государственную политику в сфере инноваций. Так, государство значительно увеличивает финансирование науки (как фундаментальной, так и прикладной), создает современную систему институтов развития в сфере инноваций (включающих Государственную корпорацию «Роснанотех», поддерживающую проекты в сфере нанотехнологий), предпринимает значительные усилия в стимулировании исследовательской деятельности и инновационного развития в высшем образовании, формирует исследовательские центры, совершенствует правовой режим инновационной деятельсности.

Выделены возможные варианты инновационной стратегии России до 2020 года:

1. Вариант инерционного импортоориентированного технологического развития. Это предполагает отсутствие масштабных целенаправленных усилий, нацеленных на инновационное развитие, фокусирование политики в основном на поддержании макроэкономической стабильности и низких параметров бюджетных расходов на науку, инновации и инвестиции в человеческий капитал. Инновационная политика проводится в основном через общие меры по развитию институтов, формированию благоприятного делового климата, а также через меры организационного содействия, не требующие значительных расходов. Этот вариант с большой вероятностью приведет к дальнейшему ослаблению национальной инновационной системы, усилению зависимости экономики от иностранных технологий. Национальная инновационная система распадается на ряд отдельных, преимущественно оборонных научно-технических анклавов, при этом в силу низкого спроса со стороны отечественного бизнеса и консервации уровня государственной поддержки происходит резкое сжатие сектора фундаментальной и прикладной науки. Результаты реализации такого варианта политики не соответствует целям и ориентирам развития российской экономики на долгосрочную перспективу. Такой вариант обрекает Россию на технологическое отставание от ведущих стран Запада, а в перспективе - и на проигрыш в конкуренции инноваций таким новым индустриальным странам, как Китай.

2. Вариант догоняющего  развития и локальной технологической  конкурентоспособности. Этот вариант  ориентируется не только на  перевооружение экономики на  основе импортных технологий, но  и на локальное (точечное) стимулирование  развития отечественных разработок. Спрос на отечественные технологии  создается не только  потребностями обеспечения интересов национальной безопасности и обороны, но и развитием энерго-сырьевого сектора (АЭС на основе реакторов на быстрых нейтронах, технологии добычи нефти в сложных геологических условиях, переработки вязких нефтей, танкеры СПГ). Сектор фундаментальной и прикладной науки сегментируется и концентрируется вокруг тех направлений, которые имеют коммерческое применение.

3. Вариант достижения  лидерства в ведущих научно-технических  секторах и фундаментальных исследованиях соответствует долгосрочным целям и задачам, обозначенным в Концепции долгосрочного развития. Он характеризуется значимыми усилиями государства по модернизации сектора НИОКР и фундаментальной науки, значительным повышением их эффективности, концентрацией усилий на прорывных научно-технологических направлениях, которые позволяют резко расширить применение отечественных разработок и улучшить позиции России на мировом рынке высокотехнологичной продукции и услуг.

Потенциально Россия может претендовать на лидирующие позиции в производстве авиакосмической техники, нанотехнологиях, композитных материалах, атомной и водородной энергетике, биомедицинских технологиях жизнеобеспечения и защиты человека и животных, отдельных направлениях рационального природопользования и экологии и ряде других.

Последний путь более привлекателен как с точки зрение политики, как и с точки зрения экономики.

Этапы реализации стратегии:

  • 1 этап (2011-2013): повышение восприимчивости бизнеса и экономики в целом к инновациям.
  • 2 этап (2014-2020): повышением доли частного финансирования в общем объеме внутренних затрат на исследования и разработки (за счет высвобождения финансовых ресурсов из поддержки бизнес-проектов будет увеличено финансирование образования, науки и модернизации инфраструктуры инновационной экономики).

 

 

 

 

 

 

Заключение

Рассмотрев основные положения инновационной экономики можно сделать вывод, что она является для России возможностью перейти от экспорта ресурсов к экспорту наукоемкой продукции, внедрение инноваций в производственной сфере позволит не только повышать качество продукции и снижать издержки, завоевывать новые рынки, но и производить принципиально новые виды продукции, создавать новые рынки сбыта.

Исходя из проблем процесса становления инновационной экономики , а также с учетом разработанных стратегий можно выделить то, что государству следует уделять больше внимания данной сфере экономики, осуществлять переход к ней активнее, чем это происходит сейчас. Качественное обеспечение инновационной деятельности и ее правовой базы, позволяющей снизить уровень риска, привлечь новых предпринимателей и исследователей, остановить «утечку мозгов» и создать условия, благоприятные для формирования конкурентноспособных предприятий, играет ведущую роль в становлении инновационной экономики, как ведущей сферы экономики в Российской Федерации.

 

Список используемой литературы

  1. Минэкономразвитие России Инновационная Россия – 2020. Москва, 2010.
  2. Нормативно-правовое обеспечение инновационной деятельности - Электрон. Текстовые дан. – 2012 - Режим доступа - http://3ys.ru/innovatsionnyj-menedzhment-v-vysshej-shkole/normativno-pravovoe-obespechenie-innovatsionnoj-deyatelnosti.html
  3. Собрание Законодательств Российской Федерации, 1991-2009.
  4. Чепурина М.Н., Киселева Е.А. Курс экономической теории. Киров, 2004. С. 191-199, 376-379, 775-779.
  5. Чубайс А.Б. Инновационная экономика в России – что делать? -Нанотехнологии и наноматериалы, 4(54).

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Правовое обеспечение инновационной деятельности в Российской Федерации