Понятие инновации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 12:54, реферат

Описание работы

Оказалось, что эффективнее создать сначала структуры потребления высокотехнологических и наукоемких новинок, а затем приступить к исследованиям и разработкам, чем делать продукт, а потом с трудом внедрять его.
По своей сущности, любые стратегические меры, предпринимаемые организацией, носят инновационный характер, поскольку они, так или иначе, основаны на нововведениях.

Содержание работы

Введение 3
1. . Понятие инновации 5
2. Инновационный процесс 7
3. Классификация инноваций 9
4. . Роль НИОКР в менеджменте фирмы как субъекта рынка 11
5. Схема процесса разработки и вывода товара на рынок 13
Заключение 14
Список использованной литературы 16

Файлы: 1 файл

ОиТП реферат.docx

— 54.69 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

Введение 3

1. . Понятие инновации 5

2. Инновационный процесс 7

3. Классификация инноваций 9

4. . Роль НИОКР в менеджменте фирмы как субъекта рынка 11

5. Схема процесса разработки и вывода товара на рынок 13

Заключение 14

Список использованной литературы 16

 

 

 

Введение

Сегодня на рынке  выигрывают те, чье предложение опережает  спрос.

Оказалось, что эффективнее  создать сначала структуры потребления  высокотехнологических и наукоемких новинок, а затем приступить к  исследованиям и разработкам, чем  делать продукт, а потом с трудом внедрять его.

По своей сущности, любые стратегические меры, предпринимаемые  организацией, носят инновационный  характер, поскольку они, так или  иначе, основаны на нововведениях.

Разработка, внедрение  в производство новой продукции  имеют для фирм важное значение как  средство повышения конкурентоспособности  и устранения зависимости фирмы  от несовпадения жизненных циклов производимой продукции. В современных условиях обновление продукции идет довольно быстрыми темпами.

Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического  управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Его  целью является определение основных направлений научно-технической  и производственной деятельности фирмы  в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная  деятельность); модернизация и совершенствование  выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов  продукции; снятие с производства устаревшей продукции.

Инновационное развитие вносит свои особенности в установлении целей и стратегическое видение  направления развития компании, модифицирует задачи, стоящие перед управленческим аппаратом. Высокий риск инновационного предпринимательства, сокращение жизненных  циклов продукции, отказ от крупносерийного  производства накладывают особые обязательства  на инновационного менеджера. В условиях инновационной деятельности резко  возрастает роль менеджера, а его  личность, способности, квалификация и профессиональные умения фактически определяют судьбу компании.

 

 

1. . Понятие инновации

Термин "инновация" стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: "инновационная  деятельность", "инновационный  процесс", "инновационное решение" и т. п. Для уточнения понятия "инновации" познакомимся с различными взглядами  на ее сущность.

В литературе насчитываются  сотни определений. Например, по признаку содержания или внутренней структуры  выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и  др. В настоящее время применительно  к технологическим инновациям действуют  понятия, установленные Руководством Осло и нашедшие отражение в Международных  стандартах в статистике науки, техники  и инноваций.  
Международные стандарты в статистике науки, техники и инноваций - рекомендации международных организаций в области статистики науки и инноваций, обеспечивающие их системное описание в условиях рыночной экономики. В соответствии с этими стандартами инновация - конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.  
Таким образом, инновация является следствием инновационной деятельности. 

Анализ различных определений  приводит к выводу, что специфическое  содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной  деятельности является функция изменения.  
Австрийский ученый И. Шумпетер выделял пять типичных изменений:

  • использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля - продажа). 
  • внедрение продукции с новыми свойствами.
  • использование нового сырья.
  • изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения.
  • появление новых рынков сбыта.

В ряде источников инновация  рассматривается как процесс. В  этой концепции признается, что нововведение развивается во времени и имеет  отчетливо выраженные стадии.

Инновации свойственны как  динамический, так и статический  аспекты. В последнем случае инновация  представляется как конечный результат  научно-производственного цикла (НПЦ), эти результаты имеют самостоятельный  круг проблем.

Объектами инновационной  деятельности обычно выступают:

  • структура управления предприятием,
  • система работы с кадрами,
  • маркетинг,
  • методы выполнения управленческих работ и организация труда работников управления,
  • использование современных информационных технологий на базе современной компьютерной техники и коммуникационных средств.

 

2. Инновационный процесс 

Термины "инновация" и "инновационный процесс" не однозначны, хотя и близки. Инновационный процесс  связан с созданием, освоением и  распространением инноваций. Научно-технические  разработки и нововведения выступают  как промежуточный результат  научно-производственного цикла  и по мере практического применения превращаются в научно-технические  инновации. Научно-технические разработки и изобретения являются приложением  нового знания с целью их практического  применения, научно-технические же инновации (НТИ) являются материализацией  новых идей и знаний, открытий, изобретений  и научно-технических разработок в процессе производства с целью  их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей. Непременными свойствами инновации  являются научно-техническая новизна  и производственная применимость. Коммерческая реализуемость по отношению к  инновации выступает как потенциальное  свойство, для достижения которого необходимы определенные усилия. НТИ  характеризует конечный результат  научно-производственного цикла (НПЦ), который выступает в качестве особого товара - научно-технической  продукции - и является материализацией  новых научных идей и знаний, открытий, изобретений и разработок в производстве с целью коммерческой реализации для удовлетворения конкретных потребностей.

Из сказанного следует, что инновацию-результат нужно  рассматривать с учетом инновационного процесса. Для инновации в равной мере важны все три свойства: научно-техническая  новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость. Отсутствие любого из них отрицательно сказывается  на инновационном процессе.

Коммерческий аспект определяет инновацию как экономическую  необходимость, осознанную через потребности  рынка. Следует обратить внимание на два момента: "материализацию" инновации, изобретений и разработок в новые технически совершенные виды промышленной продукции, средства и предметы труда, технологии и организации производства и "коммерциализацию", превращающую их в источник дохода.

Следовательно, научно-технические  инновации должны:

а) обладать новизной;

б) удовлетворять  рыночному спросу;

в) приносить прибыль  производителю.

Распространение нововведений, как и их создание, является составной частью инновационного процесса (ИП).

Существуют 4 степени  «скрытой потребности» в инновациях, которые целесообразно учитывать при формировании научно-технической политики предприятия:

1. Предвосхищаемая потребность, возникающая в случае, когда крайне необходимая и конкретная потребность ощущалась потенциальными пользователями до появления инновации и когда действия были направлены на сокращение временного разрыва (мгновенная фотография и др.).

2. Потребность, появившаяся только после открытия или изобретения (рентген, беспроводная связь, телеграф и др.).

3. Потребность, которая не возникала длительное время после открытия или изобретения (так, лазеры и оптимальный раскрой ли­ста еще долго не использовались в российской практике после соответствующих открытий Басова и Канторовича).

4. Негативная потребность,  или фактический отказ, появляющаяся  в случае, когда одна из групп  потенциальных пользователей отрицает  потребность и задерживает инновацию  (швейные маши­ны и др.)-

Проблема выявления  потребности в инновации значительно  уп­рощается при использовании процессной ориентации предприятия. Это значит, что все разработки на предприятии координируются с соответствующими разработками, проводимыми на предприятиях-клиентах.

 

3. Классификация инноваций

Для успешного управления инновационной деятельностью необходимо тщательное изучение инноваций. Прежде всего, необходимо уметь отличать инновации от несущественных видоизменений в продуктах и технологических процессах (например, эстетические изменения – цвета, формы и т. п.); незначительных технических или внешних изменений в продуктах, оставляющих неизменными конструктивное исполнение и не оказывающих достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов; от расширения номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия. Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.

1. В зависимости  от технологических параметров  инновации подразделяются на:

  • продуктовые инновации, они включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов.
  • процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии). Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия (фирмы).

2. По типу новизны  для рынка инновации делятся  на:

    • новые для отрасли в мире;
    • новые для отрасли в стране;
    • новые для данного предприятия (группы предприятий).

3. По месту в  системе (на предприятии, в  фирме) можно выделить:

  • инновации на входе предприятия (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);
  • инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);
  • инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).

4. В зависимости  от глубины вносимых изменений  выделяют инновации: 

    • радикальные (базовые);
    • улучшающие;
    • модификационные (частные).

5. В Научно-исследовательском  институте системных исследований (РНИИСИ) разработана расширенная  классификация инноваций с учетом  сфер деятельности предприятия.  По этому признаку выделяются  инновации: 

    • технологические;
    • производственные;
    • экономические;
    • торговые;
    • социальные;
    • в области управления.

 

4. . Роль НИОКР в менеджменте фирмы как субъекта рынка

На рис. 1 приведена схема включения технологии в формирование позиции конкурентного успеха фирмы, но модернизированная применительно к инновациям (НИОКР).

 

 

Рис. 1. НИОКР как фактор конкурентного успеха фирмы.

 

Начало процесса формирования конкурентного успеха фирмы при выведении на рынок  нового продукта лежит в пересечении  множеств маркетинговых и научно-технических  решений. Наличие совместимых потребностей определенных рыночных сегментов и  технологических возможностей их обеспечить создает фундамент технологически обоснованной стратегии. Однако это  лишь начало. Технологически обоснованная стратегия может не привести к  экономическому успеху, если у фирмы  нет возможностей организовать производство с издержками, позволяющими использовать на рынке цены, совместимые с покупательной способностью населения. Далее позиция конкурентного успеха зависит от конкурентного статуса фирмы, ее ресурсов, стратегии и интенсивности конкурентных действий других фирм.

Информация о работе Понятие инновации