Особенности коммерциализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 19:51, контрольная работа

Описание работы

В современном мире наука стала одним из важнейших инструментов обеспечения поступательного экономического развития. Это объясняется двумя основными обстоятельствами. Во-первых, способность генерировать и внедрять достижения научно-технического прогресса превращается в один из факторов обеспечения конкурентоспособности как национальной экономики в целом в глобальной конкурентной среде, так и отдельных товаропроизводителей на конкретных рынках. Во-вторых, в настоящее время наука сама по себе превратилась в специфическую сферу товарного производства, которая производит очень дорогостоящий товар — объекты интеллектуальной собственности (ОИС).

Содержание работы

1. Особенности коммерциализации инноваций. Отличие продвижения на рынок традиционных товаров от инновационных 3
2. Организация НИОКР (R&D). Основы организационно-технологической подготовки производства к освоению новшеств. 8
3. Инновационные бизнес-инкубаторы: понятие, структура, выполняемые функции. Методы оценки эффективности их функционирования. 18

Файлы: 1 файл

Инновации контрольная работа 1.docx

— 45.21 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Особенности коммерциализации инноваций. Отличие продвижения на рынок традиционных товаров от инновационных 3

2. Организация НИОКР (R&D). Основы организационно-технологической подготовки производства к освоению новшеств. 8

3. Инновационные бизнес-инкубаторы: понятие, структура, выполняемые функции. Методы оценки эффективности их функционирования. 18

 

 

 

1. Особенности коммерциализации инноваций. Отличие продвижения на рынок традиционных товаров от инновационных

 

В современном мире наука стала  одним из важнейших инструментов обеспечения поступательного экономического развития. Это объясняется двумя  основными обстоятельствами. Во-первых, способность генерировать и внедрять достижения научно-технического прогресса  превращается в один из факторов обеспечения  конкурентоспособности как национальной экономики в целом в глобальной конкурентной среде, так и отдельных  товаропроизводителей на конкретных рынках. Во-вторых, в настоящее время наука  сама по себе превратилась в специфическую  сферу товарного производства, которая  производит очень дорогостоящий товар — объекты интеллектуальной собственности (ОИС).

Получение новых знаний и технологий и их эффективное использование  в социально-экономическом развитии в решающей мере определяет роль и  место страны в мировом сообществе, уровень обеспечения национальной безопасности и жизни народа. В  промышленно развитых странах 80–90% прироста ВВП приходится на долю новых  знаний, воплощенных в технике и технологиях [1].

Процессы включения интеллектуальной собственности в гражданский  оборот развиваются в мире достаточно динамично. Как показывает мировая  практика, стоимость отдельных ОИС  достигает сотен миллионов долларов. Доля интеллектуальной собственности  может составлять более половины всего капитала промышленных предприятий  и фирм, а амортизация нематериальных активов служит стабильным источником средств для воспроизводства на современной технической базе.

В Республике Беларусь отраженные на балансе предприятий ОИС (нематериальные активы) составляют около 1% уставного  фонда. При этом важную роль играет не только тот факт, что многие активы не учтены, но и то, что большинство  из них учтены по минимальной цене, рассчитанной исходя из затрат на разработку, а не по их рыночной стоимости. Внедрение  и использование инноваций выступают  гибким индикатором инновационного климата в стране. Темпы роста  реализации инновационной продукции  в течение последних трех лет превышают рост затрат на научные исследования и разработки в 1,2–1,3 раза, что является свидетельством направленности отраслей промышленности и науки на коммерциализацию инноваций [3, с.38].

В настоящее время товарный спрос  на результаты инновационной деятельности со стороны производственной и социальной сферы отстает от возможностей научно-технического потенциала республики.

Основными направлениями стимулирования коммерциализации инноваций являются:

• обеспечение приоритетности государственной  поддержки науки и разработки наукоемких технологий, доведения расходов на науку до уровня 1,8% ВВП как  порогового значения;

• совершенствование формирования и использования отраслевых инновационных  фондов в обеспечении проведения и коммерциализации нововведений;

• формирование нормативной базы функционирования системы венчурного финансирования инновационных проектов;

• развитие малого инновационного предпринимательства  путем формирования благоприятных  условий для его образования  и функционирования;

• оказание финансовой поддержки  патентной и изобретательской деятельности, содействия в защите интеллектуальной собственности и поддержании  прав на нее в Республики Беларусь и за рубежом;

• совершенствование системы стимулирования процессов создания и использования  инновационной продукции;

• вовлечение в хозяйственный оборот ОИС, проведение их инвентаризации и  обеспечение надежной охраны от несанкционированного использования;

• ускорение развития инфраструктуры обеспечивающей коммерциализацию результатов  инновационной деятельности;

• развитие информационной инфраструктуры, оказания содействия научно-исследовательским организациям в доступе к информационным сетям и базам данных.

Поддерживая фундаментальные и  прикладные исследования, государство  создает запас новых научных  и технологических идей, которые, не будучи востребованными национальными субъектами хозяйствования, могут стать необходимыми в случае изменения внутренней и внешней рыночной конъюнктуры и тем самым инвестируют инновационно-ориентированные субъекты хозяйствования. Создание государством условий для свободного доступа национальным субъектам хозяйствования к результатам фундаментальных и прикладных исследований является огромным по значению и стоимости вкладом в повышение их конкурентоспособности.

Для повышения результативности инновационной  деятельности в Республике Беларусь необходимы как традиционные формы  государственной поддержки (субсидирование, льготное кредитование и налогообложение), так и широко используемый в мировой  практике комплекс услуг, оказываемый  инноваторам и направленный на преодоление  так называемого «эксплуатационного разрыва», то есть, разрыва между  числом созданных изобретений и  числом изобретений, фактически внедренных технологий. Это в первую очередь оказание информационной и консультативной помощи, оформление патентных заявок на отечественные и зарубежные изобретения, оплату стоимости, взимаемой за патентные заявки и ежегодных сборов за патенты, защиты прав собственности от возможных нарушений.

В практической деятельности многих разработчиков преобладает желание  продать за рубеж новейшие знания, технологии в чистом виде за любую  цену, не подкрепляя их патентной защитой, производственными секретами, инжиниринговыми  услугами. Такая стратегия резко  отличается от общемировых тенденций, где одной из наиболее характерных  черт современного лицензионного обмена является получение конкурентных преимуществ  на мировом рынке.

Растущее, усиливающееся многообразие рынков товаров и услуг означает, что стратегия многих предприятий  становится все более дифференцированной. Это сокращает жизненный цикл товара, заставляет производить товары небольшими партиями, увеличивая при  этом производство дифференцированной продукции, разработанной и произведенной  для особых групп потребителей. Все  эти процессы в совокупности приводят к необходимости постоянного  обновления или совершенствования  имеющихся товаров и предопределяют разработку новых технических решений. При этом конкуренция становится динамичнее, сокращается время, в течение которого соперники имитируют новый товар, выпущенный одним из участников рынка.

Другим основным условием для применения инноваций является наличие эффективной  системы маркетинга и сбыта, осуществляющей связь предприятия с конечными  потребителями с целью постоянного  выявления новых требований покупателей, предъявляемых к качеству производимых товаров и услуг. Это условие  имеет значение, так как на практике инновации часто определяются как  «создание и предоставление товаров  или услуг, которые предлагают потребителям выгоды, воспринимаемые ими как новые  или более совершенные». И большинство  неудач с выведением инноваций на рынок специалисты объясняют  тем, что они возникают на базе новых знаний, а не потребностей, в то время как покупателям нужен не новый товар, а новые выгоды.

Условиями, при которых предприятия  занимаются коммерциализацией инноваций  и на основе их разрабатывают новые  товары, являются: угроза устаревания  существующих продуктов; возникновение  новых потребностей у покупателей; смена вкусов и предпочтений потребителей; сокращение жизненного цикла товаров; ужесточение конкуренции. [3, с. 24]

Динамичное сокращение жизненного цикла товаров инициирует рост потребности  реального сектора экономики  в инновациях. Меньше чем через  год после того, как компания “Apple” представила на рынок первый персональный компьютер, в отрасли конкурировали десять поставщиков. Через восемь лет их было уже более пятисот. Бурное развитие мультимедийных технологий служит ярким примером того, как в современном, стремительно развивающемся мире, новая технология может коренным образом изменить ситуацию на рынке. Это еще одно подтверждение тому, что с течением времени активная жизнь большинства технологий на рынке значительно сокращается и для изделий рано или поздно наступает время заметного снижения объема реализации. [3, с.25]

Создание совместных предприятий, введение в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности  в качестве нематериальных активов, развитие внешнеэкономических связей, присоединение к международным  договорам и союзам значительно  усиливают значимость результатов  инновационной деятельности для  роста экономического потенциала Республики Беларусь и эти процессы будут инициировать потребность реального сектора экономики и социальной сферы в их использовании.

Переход экономики на инновационный  тип функционирования может быть реализован при достижении производством  соответствующего уровня развития, который  определяется как внутренними факторами  — состояние производственной базы, кадровым потенциалом, — так и  внешними, главным из которых является уровень наукоемких технологий, поступающих  на рынок из научно-технического сектора  экономики. Очевидно, что для устойчивого  развития наукоемкого производства необходимо, чтобы темпы развития инноваций были не ниже темпов роста  собственно производства. [3, с.33]

 

 

2. Организация НИОКР (R&D). Основы организационно-технологической подготовки производства к освоению новшеств.

 

Основными задачами организации НИОКР являются:

- обеспечение  подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для народного хозяйства на основе новейших достижений научно-технического прогресса;

- использование  научного потенциала организаций  Министерства образования и науки для решения научных, социально-экономических и научно-технических проблем развития народного хозяйства Беларуси;

- исследование и разработка теоретических и методологических основ формирования и развития целостной национальной системы образования;

- использование  результатов научных исследований  в учебном процессе, привлечение студентов, магистрантов, аспирантов и докторантов к выполнению НИОКР, формирование и развитие научных школ;

- разработка  и создание принципиально новой  техники, технологий и материалов;

- развитие  перспективных форм научно-технического сотрудничества с отраслями народного хозяйства с целью решения крупных научно-технических проблем;

- развитие  научно-производственной деятельности  для удовлетворения потребностей республики в наукоемкой, в том числе мелкосерийной (малотоннажной), программной продукции и услугах;

- создание  качественно новой экспериментальной  и производственной базы системы образования республики;

- расширение  сотрудничества с учебными заведениями и фирмами зарубежных стран.

При проведении НИОКР организации в своей деятельности руководствуются законами Республики Беларусь, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Беларусь, приказами, решениями Коллегии и инструкциями Министерства образования и науки Республики Беларусь, и Положением о научной и научно-производственной деятельности в организациях (учреждениях) Министерства образования и науки Республики Беларусь. [1]

В соответствии с практикой международной статистики разработка новых технологий и их экспериментальная проверка входят в состав НИОКР. Однако в состав технологической  подготовки производства входит еще  организационная работа по нормированию потребности в различных видах  ресурсов, разработка методов организации  производства и труда, капитальное  строительство (инвестиционная деятельность), которые требуют в 3-10 раз больше затрат, чем НИОКР. [1]

Организационно-технологическая  подготовка производства (ОТПП) как  стадия жизненного цикла продукции  включает технологическую подготовку производства (ТПП) и организационную  подготовку производства (ОПП). Целью  ОТПП является подготовка технологической  и организационной документации для изготовления новой продукции. Задачи ОТПП:

*анализ  технологичности новой продукции;

*анализ  существующих технологий, оборудования  и производственных мощностей  предприятия;

*разработка  технологических процессов производства  новой продукции, нестандартного  технологического оборудования  и оснастки, их изготовление;

*нормирование  потребности в различных видах  материально-технических ресурсов;

*проектирование  новых производственных участков;

*заключение  договоров с новыми поставщиками  материально-технических ресурсов;

*расчет  нормативов организации производственных  процессов;

*разработка  оперативно-календарных планов запуска  и выпуска продукции; оперативное  управление ОТПП и др.

Трудоемкость  работ по ОТПП и затраты на ее проведение значительно превышают  затраты на НИОКР. Например, в США  затраты на ОТПП в 11 раз больше затрат на НИОКР. По исследованиям, проведенным в Государственном университете управления, это соотношение равно от 4,6 (в мелкосерийном производстве) до 8,0 (в крупносерийном).

По мере роста серийности выпускаемой продукции  увеличивается потребность в  разработке целевых научно-технических  программ, которые предусматривали  бы широкомасштабное освоение этой продукции  в условиях крупносерийного или  массового производства. И, наоборот, в условиях единичного и мелкосерийного производства новой продукции такие  программы фактически не нужны. Для  этих типов производств весьма актуальны  проблемы механизации и автоматизации  технологических процессов на базе оборудования с ЧПУ, обрабатывающих центров, гибких производственных систем (ГПС).

Информация о работе Особенности коммерциализации