Основные источники средств, которые используются для финансирования инновационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 16:06, контрольная работа

Описание работы

Под инновацией (англ. "innovation" - нововведение, новшество, новаторство) понимается использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления. Понятия "новшество", "нововведение", "инновация" нередко отождествляются, хотя между ними есть и различия.
Под новшеством понимается новый порядок, новый метод, изобретение, новое явление. Словосочетание "нововведение" в буквальном смысле означает процесс использования новшества. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится нововведением (инновацией). Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом.

Содержание работы

Определение понятия «инновация»………………………………………………..…3
Целесообразный организованный механизм трансфера инноваций…………………………………………………………………………………………..…6
Основные источники средств, которые используются для финансирования инновационной деятельности……….......................14
Список литературы…………………………

Файлы: 1 файл

инновации на печать.docx

— 54.17 Кб (Скачать файл)

Содержание

  1. Определение понятия «инновация»………………………………………………..…3
  2. Целесообразный организованный механизм трансфера инноваций…………………………………………………………………………………………..…6
  3. Основные источники средств, которые используются для финансирования инновационной деятельности……….......................14

Список литературы………………………………………………………………………….20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Определение понятия «инновация».

 

  Под инновацией (англ. "innovation" - нововведение, новшество, новаторство) понимается использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления. Понятия "новшество", "нововведение", "инновация" нередко отождествляются, хотя между ними есть и различия.

  Под новшеством понимается новый порядок, новый метод, изобретение, новое явление. Словосочетание "нововведение" в буквальном смысле означает процесс использования новшества. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится нововведением (инновацией). Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом.

  Понятие "инновации" как экономической категории ввел в научный оборот австрийский экономист И. Шумпетер. Он впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций производственных факторов и выделил пять изменений в развитии, т.е. вопросов инноваций:

  • использование новой техники, технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;
  • внедрение продукции с новыми свойствами;
  • использование нового сырья;
  • изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;
  • появление новых рынков сбыта.

  В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам '.

   Девиз инновации - "новое и иное" - характеризует многоликость этого понятия. Так, инновация в сфере услуг - это новшество в самой услуге, в ее производстве, предоставлении и потреблении, поведении работников. Нововведения далеко не всегда базируются на изобретениях и открытиях. Есть нововведения, которые основываются на идеях. Примерами здесь могут служить появление застежек типа "молния", шариковых авторучек, баллончиков с аэрозолями, колец-открывалок на банках с прохладительными напитками и многое другое.

  Инновация не обязательно должна быть технической и вообще чем-то вещественным. Мало технических инноваций могут соперничать в своем влиянии с такой идеей, как продажа в рассрочку. Использование этой идеи буквально преображает экономику. Инновация - это новая ценность для потребителя, она должна отвечать нуждам и желаниям потребителей.

  Таким образом, непременными свойствами инновации являются их новизна, производственная применимость (экономическая обоснованность) и она обязательно должна отвечать запросам потребителей.

  Систематическая инновация состоит в целенаправленном организованном поиске изменений и в систематическом анализе тех возможностей, которые эти изменения могут дать для успешной деятельности предприятия.

  Все разнообразие инноваций можно классифицировать по ряду признаков.

  1. По степени новизны:

радикальные (базисные) инновации, которые  реализуют открытия, крупные изобретения  и становятся основой формирования новых поколений и направлений  развития техники и технологии;

улучшающие инновации, реализующие  средние изобретения;

 модификационные инновации,  направленные на частичное улучшение  устаревших поколений техники  и технологии, организации производства.

  2. По объекту применения:

продуктовые инновации, ориентированные  на производство и использование  новых продуктов (услуг) или новых  материалов, полуфабрикатов, комплектующих;

технологические инновации, нацеленные на создание и применение новой технологии;

процессные инновации, ориентированные  на создание и функционирование новых  организационных структур, как внутри фирмы, так и на межфирменном уровне;

 комплексные инновации, представляющие  собой сочетание различных инноваций.

  3. По масштабам применения:

 отраслевые;

 межотраслевые;

 региональные;

 в рамках предприятия (фирмы).

  4. По причинам возникновения:

 реактивные (адаптивные) инновации,  обеспечивающие выживание фирмы,  как реакция на нововведения, осуществляемые конкурентами;

стратегические инновации - это  инновации, реализация которых носит  упреждающий характер с целью  получения конкурентных преимуществ  в перспективе.

  5. По эффективности:

экономическая;

социальная;

экологическая;

интегральная.

  Внедрение новшеств всегда имело большое значение в развитии производства. В современной экономике роль инноваций значительно возрастает. Они все более становятся основополагающими факторами экономического роста.

  Опыт развитых стран свидетельствует о том, что коренные преобразования в области производительных сил в эпоху НТР, быстрая сменяемость ее волн, а, следовательно, новых комбинаций факторов производства, широкое внедрение нововведений стали нормой современной экономической жизни. И если инновационный подход играет возрастающую роль в развитых странах, то в современной России, в условиях перехода к рыночной экономике и необходимости выхода из глубокого кризиса эта роль особенно велика.

  Возрастающая роль инноваций обусловлена, во-первых, самой природой рыночных отношений, во-вторых, необходимостью глубоких качественных преобразований в экономике России с целью преодоления кризиса и выхода на траекторию устойчивого роста.

Рассмотрим кратко эти положения.

  В условиях рыночной экономики и конкуренции никто никого не заставляет совершенствовать производство, повышать качество продукции, кроме угрозы банкротства. Движущей силой конкуренции является стимул к нововведениям. Именно на основе нововведений удается использовать современную технологию и организацию производства, повышать качество продукции, обеспечивать успех и эффективность деятельности предприятия. Решение этих задач требует новаторского, предпринимательского подхода, сутью которого являются поиск и реализация инноваций.

  В этой связи важно отметить, что один из классиков экономической теории - А. Маршалл высказывался о предпринимательстве, как о коренном свойстве, главной черте рыночной экономики. Говоря о главном свойстве рыночной экономики, А. Маршалл обращает внимание не на конкуренцию, а на другое свойство рыночной экономики - "свободу производства и предпринимательство".

  В самом деле, конкуренция лишь создает ситуацию необходимости поиска конкурентных преимуществ фирмы и конкурентоспособности товара.   Конкуренция побуждает совершенствовать весь процесс от производства до потребления. А сами конкурентные преимущества обеспечиваются на основе реализации тех или иных инноваций, т.е. через предпринимательство, так как именно оно является реальным двигателем прогресса.

  о же касается преодоления кризиса и выхода на траекторию роста, то эту задачу можно решить только на основе глубоких качественных преобразований во всех отраслях народного хозяйства, осуществления глубокой структурной перестройки экономики, решительного обновления форм и методов работы.

  В стране наблюдается гигантское перепотребление природных ресурсов, что создает мнимые дефициты в энергетике, сельском и лесном хозяйствах и т.д. Так, по расчетам, энергетические затраты на единицу конечной продукции в России в 3 раза больше, чем в Японии и Германии, по сравнению с США превышают в 2 раза. По затратам лесных ресурсов на 1 т бумаги Россия превосходит развитые страны в 4-6 раз. Эти данные убедительно показывают гигантскую "прожорливость" и затратный характер экономики страны. В этих условиях, если осуществить подъем производства на основе ресурсоемких технологий, то экономика России вновь попадает в замкнутый порочный круг: рост производства в обрабатывающих отраслях требует перераспределения в их пользу инвестиций, которые нужны для увеличения производства сырья и энергоносителей.

  Совершенно очевидно, что в решении этих непростых, но очень важных для нашей экономики задач решающая роль принадлежит предпринимательскому подходу, основанному на поиске и реализации инноваций, ибо все эти задачи требуют не рутинного, а новаторского, творческого подхода.

  Особое значение для производства имеют инновации с мощными преобразовательными функциями. Эти инновации радикально изменят производственный аппарат, имеющий высокую степень морального и физического износа на российских предприятиях, его организацию, а, следовательно, и эффективность производства. К таким инновациям следует отнести, прежде всего, новую технику и технологии. Изменяя производство, переводя его на новый научно-технологический уровень, можно создавать главные предпосылки для перевода производства продукции в качественно новое состояние. Новый производственный аппарат требует, как правило, новой организации, управления, маркетинга, новой мотивации, т.е. нового типа инновационного менеджмента. Он предполагает, что будет производиться и новая продукция.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Целесообразный организованный механизм трансфера  инноваций.

 

 

   Актуальность проблемы трансфера результатов НИОКР определяется особенностью современного этапа НТП  он разворачивается в условиях динамичной глобальной конкуренции последней четверти ХХ – начала XXI в., которая базируется на использовании новейших технологий и подразумевает изменение экономической роли процесса инноваций. Инновации становятся необходимым условием выживания предпринимателей. Динамичная конкуренция подразумевает непрерывную разработку и постоянное освоение одновременно нескольких технологических и организационно-управленческих инноваций, направленных на расширение доли рынка и освоение новых рыночных ниш в условиях высокой неопределенности. Постоянное движение знаний и инноваций между и внутри организаций-участников подводит нас к проблеме трансфера инноваций и необходимости уточнить данное понятие.

  Швейцарские ученые Г. фон  Крог и М. Кёне анализируют  трансфер знаний внутри и вне  предприятия как самостоятельный процесс, выделяя такие его фазы, как «...инициирование, движение (поток) и интеграция. Они присущи любому трансферу знания независимо от его объема» [5]. Но здесь, на наш взгляд, используется расширенное толкование процесса трансфера. В буквальном переводе «transfer» означает «перевод», «передача», «перемещение», поэтому более точным кажется понимание трансфера

 учеными из университета  Остина (Техас, США): трансфер представляет собой движение технологии с использованием каких-либо информационных каналов от одного ее индивидуального или коллективного носителя к другому [1, с. 20]. Трансфер технологий (ТТ) означает передачу технологий в направлении приложения знаний. Таким образом, ТТ представляет по существу передачу информации, которая предназначена для выполнения конкретной задачи [9, с. 5].

  Необходимо разграничить понятия «трансфер технологий», «трансфер знаний», «трансфер инноваций». Хотя в приведенных цитатах речь идет о трансфере технологий, но, поскольку технология представляет собой определенную сумму знаний, информации, данное понимание может быть распространено и на трансфер знаний в целом.

  Часто понятия коммерциализации и трансфера технологий и инноваций употребляются как абсолютно тождественные либо связываются в одно – «трансфер и коммерциализация технологий и инноваций». Такое употребление не всегда верно, поскольку это два самостоятельных процесса, которые в реальной практике могут быть не связаны.

  Как утверждает Дж. Козметский, «коммерциализация технологий представляет собой процесс, с помощью которого результаты НИОКР своевременно трансформируются в продукты и услуги на рынке» [4, с. 11].   Коммерциализация технологий предполагает экономически эффективную реализацию технологий в промышленном масштабе и требует одновременного выполнения ряда факторов: техническая осуществимость в промышленном масштабе; осознанная потребность реципиента в инновациях; персонал, способный воспринять инновации; финансовые ресурсы; государственная поддержка.

  В то же время главная особенность трансфера технологий – передача информации во всех доступных формах для выполнения какой то задачи. Таким образом, если коммерциализация – цель прикладного научного исследования, то трансфер – один из способов ее осуществления. В то же время трансфер знаний и технологий может осуществляться в различных формах, необязательно предполагающих эквивалентный обмен, т. е. коммерциализацию, которая в конкретном случае может и не являться основной целью деятельности.

  Соотношение понятий «трансфер инноваций», «диффузия инноваций», «коммерциализация инноваций» также по-разному трактуется в литературе. Так, В. П. Марьяненко на основе изучения исследующей данную проблему литературы (например, известной работы М. Роджерса [10]) дает свое представление о различии между трансфером и спилловером инноваций. «Во-первых, оба механизма обеспечивают один и тот же конечный результат – диффузию инноваций (dif fusion of innovation). Во-вторых, … мы применяем термин трансфер инноваций (transfer of innovation) ко всем случаям платного, или возмездного, распространения (диффузии) инноваций: от продажи кодифицированного научно-технического знания (например, такие международные бизнес-операции, как лицензионные соглашения, или лайсензинг) (licensing), до формирования международных НИОКР- или ИР-альянсов (international R&D alliances). В свою очередь, под спилловером инноваций (spillover of innovation) мы понимаем спонтанное распространение научно-технического или иного полезного знания, которое может быть как безвозмездным, или бесплатным (статьи, выступления на конференциях, частные беседы), так и возмездным, или платным (несанкционированная и скрытная оплачиваемая передача кодифицированного знания, промышленный шпионаж, переманивание ключевых работников).

Информация о работе Основные источники средств, которые используются для финансирования инновационной деятельности