Оценка эффективности инновационного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2015 в 02:41, курсовая работа

Описание работы

Разработка проекта на данную тему ставит целью закрепление теоретических знаний по курсу “Инновационный менеджмент” и приобретение студентами практических навыков при оценке эффективности инновационных проектов.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 186.56 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Этап 3. Финансово-промышленная группа как новая организационная структура

 

В современной российской экономике ведущее место занимают финансово-промышленные группы (ФПГ). Эта новая организационная структура объединяет промышленные предприятия, банки, торговые организации. Характерная особенность ФПГ состоит в том, что они функционируют как самостоятельные саморазвивающиеся организации. Основной принцип создания ФПГ базируется на реализации единого технологического цикла (технологической цепочки – ТЦ). Цепочку формирует управляющая компания ФПГ.

 

3.1 Формирование ФПГ

 

Управляющая компания формирует ТЦ инновационного цикла из ряда организаций – претендентов на участие в конкретной работе, которые занимаются НИР, конструкторской и технологической подготовкой производства. В процессе отбора оценивается эффективность работы каждого из возможных контрагентов, а затем по результатам оценки потенциальных участников каждой стадии инновационного процесса выбирают контрагентов с максимальной эффективностью. Для реализации этого процесса используется следующий алгоритм:

А) вычисляется доля затрат каждого контрагента (ДЗ k i) в общих затратах ФПГ.

ДЗ k i = З k i / З ФПГ ,

где  З k i – затраты i-го контрагента,

З ФПГ – затраты ФПГ

З ФПГ =

З k i + З упр

n = 5.

 

 (1 507 758+ 4 523 274+ 1 005 172+1 507 758+402 068,8)+502 586=9 448 616,8 руб.

 

(669 939+ 2 197 033+ 1 056 265+ 1 358 055+ 410 433)+ 1 137 145=6 828 870 руб.

 

 

(946 962,9+ 5 129 382,7+1 041 659,2+ 2 651 496,1+ 741 787,8) +2 102 258= 12 613 547 руб.

 

б). Вычисляется доля каждого контрагента (ДПki) в совокупной чистой прибыли ФПГ.

Пki – чистая прибыль i-го контрагента;

Пфпг – чистая прибыль ФПГ.

 

 (278 633,68+1 291 847,05+ 444 788,61+ 447 471,54 + 246 066,1)+572 727=3 275 534 руб.

 

(79 672,6+ 263 644+ 158 440+ 244 450+ 410 433)+ 893 259= 2 049 898,6 руб.

 

(71 022+236 740+ 47 348+ 113 635+ 23 674)+ 98 484= 590 903 руб.

 

в). Рассчитывается коэффициент корпоративной эффективности (Kki) для каждого контрагента.

Форма 8

Контрагенты

Значения коэффициента корпоративной эффективности

1

2

3

Прикладные разработки НИР

0,56

0,4

1,5

Подготовка производства

0,8

0,4

1

Организация производства

1,27

0,53

1

Маркетинг и организация сбыта

0,8

0,6

0,9

Послереализационное обслуживание

2

2,9

2


 

По результатам расчетов коэффициентов корпоративной эффективности предприятий-претендентов формируется ФПГ из контрагентов с максимальными значениями коэффициента корпоративной эффективности.

Форма 9

Участники ФПГ

Затраты на конец периода, руб.

Чистая прибыль, руб.

Прикладные разработки НИР

946 962,9

71 022

Подготовка производства

5 129 382,7

236 740

Организация производства

1 005 172

444 788,61

Маркетинг и организация сбыта

2 651 496,1

113 635

Послереализационное обслуживание

410 433

410 433


 

 

3.2 Контроль функционирования технологического  процесса

 

Контроль за деятельностью ТЦ в целом состоит из следующих этапов:

- контроль  взаимодействия контрагентов

- анализ  взаимодействия

- выявление  узкого места в ТЦ.

А) контроль взаимодействия предприятий.

Для первоначального анализа функционирования бывает достаточно показателя интегральной эффективности Эц. Но этот показатель не позволяет ответить на вопрос: эффективнее ли функционирование предприятий в качестве единого целого, чем функционирование каждого по отдельности, и если это так, то насколько?

Для ответа на этот вопрос необходим показатель, при расчете которого интегральный показатель эффективности функционирования ТЦ соотносится с каким-то другим показателем, отражающим общую эффективность функционирования предприятий, действующих самостоятельно. За этот показатель примем среднее экономическое значение показателей эффективности, вычисленных для каждого предприятия.

Эффективность i-го предприятия ФПГ определяется как:

 

Э I = П I / З i

 

Э 1 = 71 022/946 962,9=0,08

Э 2 = 236 740/5 129 382,7=0,05

Э 3 = 444 788,61/1 005 172=0,44

Э 4 = 113 635/2 651 496,1=0,04

Э 5 = 410 433/410 433=1

 

Среднее экономическое значение определяется как:

 

Формула для вычисления показателя взаимодействия:

Показатель интегральной эффективности (отражает эффективность всей ФПГ):

Валовые активы ФПГ:

ВАi – валовые активы i-го участника ФПГ;

n – количество предприятий в ФПГ;

ВАфпг – Валовые активы ФПГ.

= 71 022 +236 740+444 788,61+113 635+410 433= 1 040 854,6 руб.

 71 022*2,8+236 740*3,5+444 788,61*4,5+113 635*3,0+410 433*2,2=4 272 858

= (946 962,9+5 129 382,7+1 005 172+2 651 496,1+410 433)*5%= руб.

Таким образом, на первом этапе контроля выясняется, насколько эффективно действуют отдельные участники ФПГ, а также вся группа в целом.

 

б). Анализ влияния факторов на изменения показателя взаимодействия (изучение эффективной ТЦ в динамике)

 

В данной работе не проводится.

 

в). Выявление «узкого места» места в ТЦ

Во время функционирования ТЦ возможно снижение ее эффективности. Это снижение может быть результатом деятельности всей цепочки или каких-то предприятий участников цепочки. Под «узким местом» ТЦ понимается предприятие или несколько предприятий, деятельность которых снижает эффективность деятельности всей ТЦ.

 

Введем, так называемый, показатель взаимодействия предприятий с поправкой на предприятие j (общее количество предприятий n=1,2,…,i,…,j…), формула для вычисления которого приведена ниже:

Эjц – эффективность цепочки с поправкой на предприятие j

 

В свою очередь:

  -71 022= 969 832,6руб.

  -236 740= 804 114,6руб.

  -444 788,61= 996 066 руб.

  -113 635= 927 219,6 руб.

  -410 433= 630 421,6руб.

 

4 272 858-71 022*2,8= 4 073 996 руб.

4 272 858-236 740*3,5= 3 444 268 руб.

4 272 858-444 788,61*4,5= 2 271 309 руб.

4 272 858-113 635*3,0= 3 931 953 руб.

4 272 858-410 433*2,2= 3 824 905 руб.

 

 

 

Эjср – средняя эффективность предприятий ТЦ с поправкой на предприятие.

 для случаев j=1

 для случаев j=2,3,…,n-1

 для j=n

 

Экономический смысл ПВ состоит в следующем. Заменим в ТЦ одно из предприятий единичным, которое при расчетах всех интегральных показателей, не оказывает влияния на общий показатель взаимодействия. Тогда можно предположить, что если интегральные

показатели, рассчитанные без учета j-го предприятия, выше, чем рассчитанные с учетом данных этого предприятия, то j-e предприятие своей деятельностью снижает интегральные показатели, и, следовательно, оно является "узким местом " в ТЦ.

 

Алгоритм выявления "узкого места" следующий:

- всем предприятиям  ТЦ присваивается порядковый  номер в соответствии с определением  ТЦ;

- для каждого  предприятия вычисляется ПВj;

- показатели  взаимодействия, вычисленные ранее, сравниваются между собой;

- из всех  показателей взаимодействия выбирается  наибольший и фиксируется номер  предприятия, поправка на который  произведена при вычислении данного  показателя взаимодействия;

- предприятие, стоящее под зафиксированным  номером является "узким местом" ТЦ.

 

Таким образом, предприятие под номером 3 является «узким местом» ТЦ.

 

Этап 4. Выбор оптимального уровня обслуживания при организации сервиса

 

Важной составной частью ИП является организация сервиса и послепродажного обслуживания. При организации сервиса перед фирмой встает вопрос его экономической эффективности. При осуществлении сервисного обслуживания должен быть выполнен его основополагающей принцип –  высокий экономический эффект. Реализация этого принципа достигается высоким качеством обслуживания.

Сервис оценивается показателем “уровень обслуживания” η, который определяется по формуле:

η = n / N,

где n – фактическое кол-во и качество оказываемых услуг,

N – кол-во и качество услуг, которое теоретически может быть оказано.

Показатель “уровень обслуживания” отражает кол-во и качество предоставляемых потребителям услуг. Выбор оптимального уровня обслуживания потребителей определяется динамикой величины расходов на обслуживание и доходов предприятия от него.

При организации сервиса фирма сталкивается с двумя аспектами. С одной стороны, повышение уровня обслуживания ведет к увеличению спроса на товары и сами услуги и, следовательно, увеличивает доходы фирмы.

С другой стороны, улучшение сервиса требует соответствующего повышения расходов на обслуживание клиентов. По существу, процедура балансировки расходов, доходов и прибыли сводится к тому, что сопоставляются затраты, связанные с повышением уровня обслуживания, с доходами на рынке продажи, которые растут при увеличении числа и качества услуг. В итоге балансировки находится оптимум обслуживания.

А) Проанализировать в табличной форме изменение расходов на обслуживание и доходов от него. Для этого необходимо заполнить таблицу 2. Таблица заполняется по результатам анализа исходных данных, приведенных в приложении 2.

 

Таблица 2

%

0

10

20

30

40

50

60

70

80

90

100

Прирост расходов (тыс. руб.)

0

+15

+20

+35

+50

+55

+60

+85

+115

+165

+350

Прирост доходов (тыс. руб.)

0

+25

+55

+120

+140

+135

+105

+60

+50

+30

+20


Определить примерно по данным в таблице оптимум обслуживания, начиная с которого прирост расходов становится больше прироста доходов. После анализа изменения расходов и доходов в зависимости от уровня обслуживания по результатам данных, приведенных в табличной форме, провести их графический анализ. Для этого по исходным данным построить:

- кривую расходов на обслуживание;

- кривую доходов от обслуживания.

   Построение осуществить графически. По построенному графику определить оптимальный уровень обслуживание и точку безубыточности (приведен в приложении).

 

 

 

 

График зависимости расходов и доходов от уровня обслуживания

 

 

 

 

(.) А – точка, в которой разница  между доходами от обслуживания  и расходами, т.е прибыль, является максимальной и равна 340 тыс.руб. Начиная с этой точки расходы на обслуживание начинают расти быстрее доходов от него. Точка А и есть оптимум обслуживания.

(.) В- точка, в которой расходы равны доходам (прибыль равна нулю). Это точка безубыточности, за которой фирма получает от сервиса одни убытки (~ 720 тыс. руб).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап 5. Определение научно-технического уровня разработки

 

Для оценки эффективности использования новой техники предлагается использовать систему показателей, включающую:

- уровень  качества, определяющий, в какой  степени совокупность потребительских  свойств изделия удовлетворяют  запросам потребителя;

- технический  уровень, характеризующий оригинальность  конструкции, сложность, трудоемкость, материалоемкость и себестоимость  изготовления изделия;

- конкурентоспособность, которая проявляется на рынке  и определяется потребительскими  свойствами и ценой изделия. Для  характеристики конкурентоспособности  используется соответствующий коэффициент.

 

 

5.1 Предварительные расчёты

 

Для оценки системы показателей необходимо осуществить предварительные расчеты, а именно:

А) Рассчитывается цена нового изделия по формуле:

Ц н = (З пр + З пп) / N r + З 2 + П п,

где Ц н – цена нового изделия,

З пр – затраты на проектирование,

З пп –-затраты на подготовку производства,

N r – планируемый объем производства в год (50-1000 штук),

Информация о работе Оценка эффективности инновационного процесса