Оценка интелектуального капитала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 10:13, курсовая работа

Описание работы

В современном обществе интеллектуальный капитал становится основой богатства. Именно он определяет конкурентоспособность экономических систем, выступает ключевым ресурсом их развития.
Способность экономики создавать и эффективно использовать интеллектуальный капитал все в большей мере определяет экономический потенциал страны, ее благосостояние. Открытость общества для обмена разнообразных знаний, идей и информации, а также способность людей продуктивно их перерабатывать и использовать – вот от чего зависит успешное социально-экономическое развитие любой страны.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА
Концепция интеллектуального капитала
Интеллектуальный капитал как основной ресурс современной компании
Комплексная оценка интеллектуального капитала
ГЛАВА II. ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА В РОСИИ И ЗА РУБЕЖОМ
2.1 Развитие практики применения интеллектуального капитала в зарубежных компаниях
2.2 Российская практика применения интеллектуального капитала
2.3 Анализ оценки интеллектуального капитала компании на примере деятельность ООО «Титан» и предприятия ОАО "Пензенский арматурный завод»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ А

Файлы: 1 файл

ОЦЕНКА ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА.docx

— 129.40 Кб (Скачать файл)

 

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА

Концепция интеллектуального капитала

Интеллектуальный капитал как основной ресурс современной компании

Комплексная оценка интеллектуального капитала

ГЛАВА II. ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА В РОСИИ И ЗА РУБЕЖОМ

2.1 Развитие практики применения  интеллектуального капитала в  зарубежных компаниях

2.2 Российская практика  применения интеллектуального капитала

2.3 Анализ  оценки интеллектуального капитала компании на примере деятельность ООО  «Титан»  и предприятия ОАО "Пензенский арматурный завод»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современном обществе интеллектуальный капитал становится основой богатства. Именно он определяет конкурентоспособность экономических систем, выступает ключевым ресурсом их развития.

 Способность экономики  создавать и эффективно использовать  интеллектуальный капитал все  в большей мере определяет  экономический потенциал страны, ее благосостояние. Открытость общества  для обмена разнообразных знаний, идей и информации, а также  способность людей продуктивно  их перерабатывать и использовать  – вот от чего зависит успешное  социально-экономическое развитие  любой страны.

 Эффективность управления  компанией прямо пропорционально  зависит от того, насколько адекватно  проведен анализ ситуации на  предприятии. При этом необходимо  оценивать и те элементы потенциала  предприятия, которые не нашли  полного отражения в финансовой  отчетности – в первую очередь  интеллектуальный капитал. Для успешного  управления компанией необходимо  выявлять интеллектуальный капитал  организации, проводить правильную  оценку и формировать стратегию  в соответствии с полученными  результатами .

 Вышеизложенное позволяет  утверждать, что выявление, оценка  и учет интеллектуального капитала  в условиях современной российской  экономики имеет высокую актуальность  для управления предприятиями.

Целью данной курсовой работы  является определение условий и факторов применения и оценки интеллектуального капитала современной компании в условиях российской экономики.

Задачи курсовой работы являются:

-определить концепции  интеллектуального капитала;

-рассмотреть интеллектуальный  капитал с точки зрения основного  ресурса современной  компании;

-выяснить, как происходит  комплексная оценка интеллектуального  капитала;

-изучить зарубежную практику  применения интеллектуально капитала;

-проанализировать российскую  практику применения интеллектуального  капитала;

- на примере работы  консалтинговый компаний посмотреть, как происходит работа оценки интеллектуального капитала;

Проблема российского рынка заключается в том, что интеллектуальный потенциал страны, а также компаний  велик, но на практике  его не используют в полной мере. В свою очередь зарубежные компании уже давно пользуются оценкой интеллектуального капитала, так как она   позволяет найти дополнительные ресурсы, скрытые возможности, следовательно, увеличивать  доходы.

Данной проблемой занимаются много российских и зарубежных исследователей, например, Иванюк И. А, чья работа посвящена  рассмотрению маркетингового рынка, в котором интеллектуальный капитал играет большую роль для современных компаний. Лукичева Л.И., исследовала повышение конкурентоспособности наукоемких предприятий на основе создания системы управления интеллектуальным капиталом .

 Большое внимание определению  и исследованию сущности категории "интеллектуальный капитал" оказывают  ученые на современном этапе  развития рыночной экономики. Это  широко известные разработки  зарубежных авторов Э. Брукинга, Т. Бьюзена, Г. Минса, Д. Шнайдера, Ричарда Р. Нельсона и Сиднея Дж. Уинтера, А. Сливотски, Д. Моррисона и др. Основоположниками данной категории на российском рынке можно считать Л, С. Шаховскую, Б. Б. Леонтьева, В. Л. Иноземцева, С. А. Ленскую и др.

Предметом  данной работы является система оценки интеллектуального капитала современной компании; объект  исследования - интеллектуальный капитал российских и зарубежных компаний.

Поставленная цель и задачи определили структуру курсовой работы. Работа состоит из введения, заключения, двух глав и шести параграфов. В первой главе рассмотрено понятие и сущность интеллектуального капитала. Во второй главе исследуется практика российских и зарубежных компаний. При написании  курсовой работы были использованы учебные пособия, статьи в периодических  журнала, интернет ресурсы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА

 

    1. Концепция интеллектуального капитала

 

      Интеллектуальный  капитал представляет собой нечто  вроде мозговой силы, аккумулирующей  научные и обыденные знания  работников, интеллектуальную собственность  и накопленный опыт и организационную структуру, информационные сети и имидж фирмы.

       Природа  капитала, его сущность приковывала  к себе внимание экономической  мысли на протяжении столетий. В зависимости от уровня развития  производительных сил, производственных  отношений люди по-разному отвечали  на вопрос о том, что такое  капитал? Капитал выражает отношения  собственности, по поводу конкретной  совокупности материально-вещественных, информационных, денежных, трудовых  факторов, необходимых для формирования, использования и развития данной  экономической системы. Объединение  перечисленных элементов в систему  преобразует природу каждого  из них: они становятся органической  частью капитала.[2] Капитал представляет  собой взаимодействие предпринимателя-собственника, факторов производства и рабочей  силы - совокупного работника, используемого  в данном процессе воспроизводства. Отношения капитала складываются, реализуются и постоянно возобновляются  по поводу рационального использования  факторов производства. В процессе воспроизводства капитала удовлетворяются разные интересы его субъектов: предпринимателя, работников, местных органов власти, государства и т. п.  Таким образом, капитал как экономическая категория представляет собой отношения между субъектами собственности по поводу рационального использования совокупности материальных и нематериальных факторов производства, рабочей силы, интеллектуального потенциала сотрудников, финансового капитала в целях воспроизводства себя как экономической системы, создания конкретных полезностей (товаров, услуг, интеллектуального продукта), необходимого дохода на основе обособленного экономического интереса. В современных условиях и на ближайшее будущее единственный фактор, развитие которого имеет достаточно обширный ресурс как по качественно-количественным параметрам, так и по временным - это человеческий капитал. [4] Экономические категории человеческий капитал и интеллектуальный капитал основаны на месте и функциях человека в экономической системе, его способности к труду, поэтому имеют много общего. В то же время исторически они используются для исследования различных сторон участия человека в экономических отношениях. Качественное преобразование труда отдельных работников требует более точного определения понятия интеллектуальный капитал. К тому же нужно отметить, что при его определении необходимо учитывать единство существующих категорий. Большое внимание определению и исследованию сущности категории "интеллектуальный капитал" оказывают ученые на современном этапе развития рыночной экономики. Это широко известные разработки зарубежных авторов Э. Брукинга, Т. Бьюзена, Г. Минса, Д. Шнайдера, Ричарда Р. Нельсона и Сиднея Дж. Уинтера, А. Сливотски, Д. Моррисона и др. Основоположниками данной категории на российском рынке можно считать Л. С. Шаховскую, Б. Б. Леонтьева, В. Л. Иноземцева, С. А. Ленскую и др. Проведем небольшой обзор существующих точек зрения.[7]

 По мнению Э. Брукинга: интеллектуальный капитал - это термин для обозначения нематериальных активов, без которых компания не может существовать, усиливая конкурентные преимущества. Составными частями интеллектуального капитала являются человеческие активы, интеллектуальная собственность, инфраструктурные и рыночные активы. Под человеческими активами подразумевается совокупность коллективных знаний сотрудников предприятия, их творческих способностей, умения решать проблемы, лидерских качеств, предпринимательских и управленческих навыков. Приведенная оценка дана с позиции практика, активно использующего в творческой деятельности нематериальные активы, оценка и управление которыми реально осуществимы.      Точки зрения В. Л. Иноземцева и Б. Б. Леонтьева, базирующиеся на определении, сформулированном Л. Эдвинсоном, очень близки. Вот как определяет интеллектуальный капитал В. Л. Иноземцева, информация и знания, эти специфические по своей природе и формам участия в производственном процессе факторы, в рамках фирм принимают облик интеллектуального капитала.  Составные части интеллектуального капитала, согласно точке зрения В. Л. Иноземцева:

первое - человеческий капитал, воплощенный в работниках компании в виде их опыта, знаний, навыков, способностей к нововведениям, а также к общей культуре, философии фирмы, ее внутренним ценностям;

второе - структурный капитал, включающий патенты, лицензии, торговые марки, организационную структуру, базы данных, электронные сети.[6]

    Под интеллектуальным капиталом того или иного субъекта Б. Б. Леонтьев понимает стоимость совокупности имеющихся у него интеллектуальных активов, включая интеллектуальную собственность, его природные и приобретенные интеллектуальные способности и навыки, а также накопленные им базы знаний и полезные отношения с другими субъектами. Ценность субъекта интеллектуального капитала всегда должна рассматриваться в соотношении с реально ожидаемыми результатами его интеллектуальной деятельности и на этом основании должна выражаться соответствующей стоимостью. Интеллектуальный капитал является ведущим капиталом и составляет основу любого предприятия на современном этапе развития рыночной экономики. Именно интеллектуальный капитал задает темп и характер обновления технологии производства и его продукции, которые затем становятся главным конкурентным преимуществом на рынке. Интеллектуальный капитал - это система капитальных устойчивых интеллектуальных преимуществ данной компании или фирмы на рынке.[8]      

    Б. Б. Леонтьев  придерживается определения интеллектуального  капитала, данного Л. Эдвинсоном, согласно которому интеллектуальный капитал состоит из трех составляющих: человеческого капитала, организационного (или структурного) капитала и клиентского капитала, каждый из которых может быть и заемным, или собственным. Человеческий капитал представляет собой знания, опыт, планы и  способности конкретных физических лиц как единую экономическую ценность данного объекта бизнеса. Этот капитал неотчуждаем от его обладателей. Структурный капитал - все, что остается на предприятии, связанное с интеллектуальным потенциалом, после ухода персонала с работы домой. Клиентский капитал - это система капитальных, надежных, долгосрочных доверительных и взаимовыгодных отношений предприятия со своими клиентами, покупателями. По сути это комплексный сложный нематериальный актив. Сюда относятся бренды, клиентура, фирменное наименование, каналы сбыта, лицензионные и другие договоры.[3] Например международная финансовая и страховая группа Scandia изучает проблемы интеллектуального капитала уже многие годы. В 1991 г. ее директором по интеллектуальному капиталу был назначен Лейф Эдвинссон, который за эти годы провел большую практическую работу по созданию методики оценки интеллектуального капитала в организации, развивая новаторские идеи Юбера Сент Онжа и Патрика Салливана. В 1994 г. Scandia опубликовала первый отчет об интеллектуальном капитале в виде дополнения к своему годовому отчету, и в этом была определенная логика, потому что, по мнению многих инвесторов, примечания к балансу компании гораздо важнее, чем данные самого баланса. Эти примечания могут стать источником информации о том, что имеет значение для самой компании, а не только для подготовки ее финансовой отчетности. Д. Эдвинссон утверждает, что капитал компании состоит из двух компонентов: капитала финансового и капитала интеллектуального.

 Финансовый капитал  адекватно отражается в годовом  отчете, который служит также  его документальным подтверждением; интеллектуальный капитал, напротив, нередко образован "скрытыми ценностями", и поэтому его так трудно  подсчитать.  Для Scandia интеллектуальный капитал складывается из человеческого капитала (умственных способностей, навыков, творческого отношения к делу, целеустремленности и энтузиазма работников компании) и структурного капитала (к которому относится все, что остается в компании, когда ее служащие уходят домой). Основанная на этих идеях модель "Skandia Navigator" акцентирует внимание на пяти аспектах деятельности компании.

Во-первых, таким аспектом является финансовый - тот, что отражается в традиционном балансовом отчете компании и ее отчете о прибылях и убытках с их детальными показателями работы компании в прошлом.

Далее идет потребительский аспект, который охватывает все вопросы, касающиеся клиентов компании.

Третий аспект - процессный (процессы, благодаря которым компания может продолжать свою деятельность и добиваться повышения ее эффективности).

Четвертый - это аспект обновления и развития (инновации, исследования и разработки, творчество и изобретательство, которые необходимы, чтобы компания могла успешно функционировать и в будущем). Именно нацеленность на будущее и превращает модель "Skandia Navigator" из простого метода представления данных (каким является составление большинства годовых отчетов) в способ прокладывания курса на будущее.

Пятый, самый важный - это аспект человеческий. Для всех видов деятельности, охватываемых понятием "интеллектуальный капитал", он считается главным, и это не случайно, потому что человеческий фактор имеет особое значение для любой компании. Ведь идеи возникают у людей, вместе с ними перемещаются, и, когда люди уходят домой или находят себе другую работу, они уносят свои идеи с собой. Таким образом, человеческий аспект служит связующим звеном между четырьмя другими, и вокруг него и вертятся все идущие в Scandia дискуссии об интеллектуальном капитале.

Разработанная Эдвинссоном модель "Skandia Navigator" оценивает интеллектуальный капитал компании с позиций "создания стоимости". Поэтому (а также потому, что "Skandia Navigator" как уже было сказано, предназначена не для определения рыночной стоимости, а для того чтобы, принимая свои решения, управляющие могли взглянуть на проблему шире) ее следует рассматривать скорее как важный инструмент управления, чем как метод определения стоимости нематериальных активов компании. "Skandia Navigator" позволяет раскрыть информацию о "скрытых ценностях", которые в противном случае так и не были бы обнаружены, но отнюдь не приписывает им какую либо стоимость. Эта модель предоставляет информацию, которая может скорее существовать в виде дополнения к финансовой отчетности, нежели быть интегрированной в терминах традиционных бухгалтерских показателей. Она дает возможность управляющим составить более полное представление об истинном характере и стоимости их компании, но не рассчитать в итоге ее значение. [15]

Информация о работе Оценка интелектуального капитала