Методы повышения реализации инновационных процессов на промышленных предприятиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 19:28, контрольная работа

Описание работы

В развитии современного промышленного производства трудно переоценить роль научно-технического прогресса (НТП). Важнейшее значение своевременного использования достижений НТП как в деятельности отдельных предприятий, так и в функционировании экономики в целом, неоднократно подчеркивалось отечественными и зарубежными экономистами. Радикальная экономическая реформа, проводимая в отечественной экономике, и связанные с ней процессы приватизации, акционирования, формирования рынка ценных бумаг, рынка капитала, труда, инноваций и т.д. вынуждают промышленные предприятия не только внедрять новые формы и методы организации управления, но и преобразовывать механизм реализации достижений НТП.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….2
1.Значение и роль инноваций в деятельности промышленного
предприятия……………………………………………………………………..2
2.Методы оценки рыночной перспективности и реализуемости
новых и улучшающих технологий……………………………………………3
3.Инженерно-конструкторские затраты……………………………………........5
4.Методы оценки эффективности инвестиций в новые технологии…………..9
Заключение……………………………………………………………………….15
Список литературы……………………………

Файлы: 1 файл

Контрольная по Управлению инновационными процессами..doc

— 204.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2

1.Значение и роль  инноваций  в деятельности промышленного

   предприятия……………………………………………………………………..2

2.Методы оценки рыночной перспективности и реализуемости

   новых и улучшающих технологий……………………………………………3

3.Инженерно-конструкторские затраты……………………………………........5

4.Методы оценки эффективности инвестиций в новые технологии…………..9

Заключение……………………………………………………………………….15

Список литературы…………………………………………………………........16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В развитии современного промышленного  производства трудно переоценить роль научно-технического прогресса (НТП). Важнейшее  значение своевременного использования  достижений НТП как в деятельности отдельных предприятий, так и  в функционировании экономики в целом, неоднократно подчеркивалось отечественными и зарубежными экономистами. Радикальная экономическая реформа, проводимая в отечественной экономике, и связанные с ней процессы приватизации, акционирования, формирования рынка ценных бумаг, рынка капитала, труда, инноваций и т.д. вынуждают промышленные  предприятия не только внедрять новые формы и методы организации управления, но и преобразовывать механизм реализации достижений НТП. От того, насколько успешно будет формироваться, и действовать механизм реализации достижений НТП в рыночных условиях хозяйствования, зависит дальнейшее развитие производственной сферы нашей страны, интеграция ее в мировое экономическое сообщество и, в конечном итоге, прохождение самих экономических реформ.  Значимость данной проблемы делает необходимым рассмотрение взаимосвязи и взаимодействия НТП и промышленных предприятий в современных условиях.

 

1.Значение  и роль  инноваций в деятельности  промышленного предприятия.

 

Исследование данной проблемы представляется целесообразным начать с характеристики содержания понятия «инновация», поскольку в современной литературе оно раскрывается неоднозначно, что во многом объясняется различием подходов исследователей этого сложного и многогранного вопроса. Так, Е. Дихтль и Х. Хершген утверждают, что под «инновацией понимается ввод новых продуктов, причем следует, различать подлинно инновационные продукты и новые лишь в производственной программе данного предпринимателя. Подлинные инновации предполагают новое решение потребительской проблемы..., или удовлетворяют потребность, для которой раньше не было товара...».

Весьма распространенным является определение инновации как «процесса  внедрения новых продуктов, услуг  и производственных процессов». В  этом отношении характерным является суждение    В. Кингстона о том, что инновация – «это процесс преобразования новой идеи или изобретения в социально значимую продукцию, обладающую принципиально новыми технико-экономическими показателями или преобразование идей в конкретные предметы»

Для определения роли инноваций в деятельности промышленного предприятия необходимо рассмотреть объективную необходимость их внедрения:

 

-   во-первых, создание и использование  инноваций, с одной стороны,  обусловлено конкурентной борьбой  товаропроизводителей, а, с другой стороны, является решающим фактором повышения конкурентоспособности;

 

-    во-вторых, пионеры освоения  инноваций имеют возможность  получения дополнительной прибыли  в результате временной монополии  на рынке;

 

-    в-третьих, радикальные  инновации являются практически единственным средством, опираясь на которое небольшое промышленное предприятие может превратиться в ведущую корпорацию.

 

На наш взгляд, целесообразно  отметить разную значимость воздействия  выше обозначенных причин на инновационную  деятельность промышленного предприятия. Конкуренция является необходимой и обязательной причиной инновационной деятельности в силу того, что неконкурентоспособный производитель просто не выживет в рыночной среде, тогда как причины, связанные с прибылью и увеличением масштабов производства, стимулируют промышленное предприятие к достижению определенного положения на рынке.

 

 

2.Методы оценки рыночной перспективности и реализуемости новых и улучшающих технологий

 

Анализ перспективности любой  инновационной разработки следует начинать с оценки ее патентоспособности. Такая оценка должна строиться как на учете качественных факторов (выбор формы правовой охраны, объем получаемых прав, экономическая зашита инновации), так и на расчете количественных показателей, характеризующих затраты предприятия на правовую охрану новой технологии, совокупный размер которых можно оценить расчетно.

 

Затраты на правовую охрану новой  технологии (нематериальных активов):

 

 

где По - совокупные затраты по охране, руб.;

 

Пи - патентные пошлины (за подачу заявки, экспертизу и выдачу патента), руб.;

 

Пт - пошлины за регистрацию товарных знаков, наименований мест происхождения  товара, руб.;

 

Упп - услуги патентных поверенных, руб.;

 

Пгi - ежегодные пошлины за поддержание  патента в силе, руб.;

 

E - норма прибыли на вложенный капитал;

 

T - горизонт расчета (жизненный  цикл объекта интеллектуальной  собственности), годы.

 

Критерием целесообразности получения  отечественной и / или зарубежной правовой защиты на создаваемые нематериальные активы могут стать объемы рынка.

 

    1. Объем рынка:

 

 

где Рр - годовой объем рынка, руб.;

 

Vп - количество потребителей;

 

Vз - объем закупок товара в  год одним потребителем, шт.;

 

Цц - планируемая цена продаж товара, руб.

 

Оценив объем рынка, важно установить темпы его роста, чтобы ответить на вопрос о том, как быстро и как долго будет расти этот рынок. От этого будут зависеть масштабы будущего производства. Эти данные также послужат основанием для расчета затрат по ИП и в дальнейшем станут базой для проведения анализа возможностей реализации новой технологии на предприятии. Рассчитать темпы роста рынка можно на основе соотношения объема продаж базисного и планируемого периодов.

 

    1. Темпы роста рынка:

 

 

где  Tр - среднегодовые темпы  роста рынка. %;

 

Vт, Vо - объем продаж базисного и планируемого периодов соответственно, руб.;

 

T - горизонт расчета, годы.

 

Определив темпы роста рынка  в пределах анализируемого периода (например, в течение первых трех лет жизненного цикла ИП), далее  следует оценить потенциал продукта. Здесь важно ответить на вопрос о том, каким будет этот цикл.

 

Найти на ближайшую перспективу  величину потенциала  Пп продукта в  денежном выражении можно посредством  дисконтирования ожидаемой в  течение горизонта T расчетной величины Рр, годового объема рынка.

 

    1. Потенциал продукта:

 

 

Следующий этап - охват сегментов  рынка. Предприятию на этапе организации  инновационного производства необходимо решить, какую часть рынка оно  будет осваивать самостоятельно, а какую отдаст своим партнерам  или даже конкурентам.

 

В дальнейшем на основе этих данных предприятие будет анализировать свои ресурсные возможности для достижения намеченных целей на рынке. При этом важно иметь в виду, что если оценка возможностей реализации окажется неудовлетворительной, то предприятию целесообразно будет пересмотреть степень охвата сегментов рынка в сторону уменьшения. Это позволит сократить затраты по коммерциализации новой технологии, и, возможно, в этом случае предприятие сможет более успешно, хотя и в меньших масштабах, реализовать ИП.

 

    1. Охват сегментов рынка:

 

где Рр.ип - размер рынка, планируемого предприятием к охвату по ИП, руб.

 

При оценке привлекательности альтернативных вариантов ИП предпочтение следует  отдавать тем новым технологиям  или улучшающим продуктам, у которых  показатели, составляющие основу метола оценки перспектив на рынке, стремятся к максимуму (П0, Рр, Тр, Пп, Ср  max). Количество исходных данных для проведения такого анализа незначительно. В основном они включают:

 

• размеры отечественных и зарубежных патентных пошлин, а также за регистрацию товарных знаков, за услуги патентных поверенных (соответственно Пн, Пт, Упп);

 

• количество потребителей, объем  закупок и планируемую цену продаж товара (Vп, Vз, Цп);

 

• объем продаж новинки (V).

 

Упомянутые показатели следует  рассчитывать по интервалам планирования и сравнивать с базисным периодом. При анализе рыночной перспективности по внедрению новых технологий за основу такого сравнения можно взять экономические данные по предприятию в целом до реализации ИП. Для оценки рынка улучшающих технологий сравнительный анализ целесообразно вести по усовершенствуемому продукту, сравнивая экономические показатели в базисном и планируемом периодах.

 

Оценка возможностей реализации новой  технологии на предприятии направлена на исследование реальности внедрения инновации с учетом экономического состояния и перспектив развития конкретного предприятия, прежде всего - его финансовых возможностей. Она предусматривает выявление соответствия между имеющимися у предприятия финансово-экономическими ресурсами и необходимыми инвестиционными затратами для реализации конкретного ИП.

 

Анализ экономических ресурсов предприятия по освоению новых и  улучшающих технологий начинают с определения  инженерно-конструкторских возможностей и расчета затрат.

 

 

2.Инженерно-конструкторские затраты

 

 

Внедрение разработанной технологии в массовое производство может потребовать  проведения определенной технологической  доработки инновационной идеи. Чаше всего это обусловлено несоответствием  условий производства продукции  в лабораторно-экспериментальных и промышленных масштабах. В этой связи целесообразно проанализировать сметную стоимость затрат по авторскому сопровождению разработки и найти наиболее эффективный способ инженерно-конструкторской поддержки процесса вовлечения новой технологии в производственный процесс. Речь идет о том. что в зависимости от степени своей инновационной активности предприятие может реализовать НИР и ОКР по проекту своими силами или воспользоваться услугами сторонней организации.

 

Отсюда показатель Зокр реализуемости инновационного проекта по инженерно-конструкторскому фактору определяется сравнением расходов на подготовку инновации к внедрению в массовое производство собственными силами или с привлечением сторонних специалистов:

 

 

где Зокр - размер дополнительных инженерно-конструкторских затрат предприятия, руб.;

 

Зокр.ип - общая сметная стоимость  инженерно-конструкторских работ  по внедрению инновации в массовое производство, руб.:

 

Зокр.пред - часть объема работ по сметной стоимости, которая может  быть выполнена силами предприятия, руб.

 

2.  Материальные затраты

 

Внедрение нового или улучшенного  продукта в хозяйственную деятельность предприятия приводит к полной или  частичной замене качества и количества исходного сырья и материалов. В этой связи следует проанализировать достаточность (соответствие или несоответствие) материальных ресурсов, необходимых по ИП и имеющихся у предприятия, чтобы определить дополнительные расходы на сырье, материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия, которые требуются ДЛЯ выпуска новой или усовершенствованной продукции.

 

Показатель Зсм реализуемости  инновационного проекта по материальному (сырьевому) фактору определяется сравнением материальных затрат предприятия (сырье, материалы, полуфабрикаты) на производство продукции до и после реализации инновации:

 

 

где Зсм - размер дополнительных материальных затрат предприятия в связи с  реализацией инновации, руб.;

 

Зсм.ип - материальные затраты предприятия  на производство новой или улучшенной продукции по ИП в целом, руб.;

 

Зсм.пред - экономически целесообразные (возможные) собственные затраты предприятия на производство продукции, руб.

 

3.  Технические затраты

 

Внедрение новых или улучшенных технологий, как правило, требует  приобретения новых отдельных производственных линий или введения дополнительных единиц оборудования. Здесь необходимо проанализировать возможности максимального использования имеющегося состава оборудования, чтобы уменьшить необходимую сумму капитальных вложений.

 

Показатель Зоб реализуемости  ИП по фактору основных фондов определяется сравнением имеющегося и требуемого состава оборудования для реализации инновации с учетом затрат на подготовку или капитальный ремонт помещений, в которых они будут располагаться:

Информация о работе Методы повышения реализации инновационных процессов на промышленных предприятиях