Место и роль инноваций в социально-экономическом развитии муниципального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 16:19, контрольная работа

Описание работы

Цель управления муниципальным образованием – налаживание партнёрских отношений между органами местного самоуправления, населением, муниципальными менеджерами, предпринимателями в целях повышения качества жизни своих членов. Организация защиты социально-экономических интересов населения, привлечение средств граждан, выступающих в этом случае в качестве акционеров, к финансовому обеспечению развития территорий – важнейшая функция муниципального управления. Оптимизация управления в этом случае связана с эффективным использованием местных ресурсов, формированием соответствующей инфраструктуры в интересах повышения качества жизни людей.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Что является залогом устойчивого социально-экономического саморазвития территории……………………………………………………….. 6
Глава 2. Основа деятельности муниципальных органов управления….….... 10
Заключение……………………………………………………………………… 14
Список литературы…………………………………………………...………… 16

Файлы: 1 файл

К.р. по инноватике.doc

— 79.50 Кб (Скачать файл)

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Место и роль инноваций в социально-экономическом развитии муниципального образования

 

 

Введение………………………………………………………………………….. 3

 

 

Глава 1. Что является залогом устойчивого социально-экономического саморазвития территории……………………………………………………….. 6

 

Глава 2. Основа деятельности муниципальных органов управления….….... 10

 

 

Заключение……………………………………………………………………… 14

 

 

 

Список литературы…………………………………………………...………… 16

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Муниципальные образования – сфера совместного существования людей, характеризующаяся тем, что гуманитарные, культурные, политические, социальные, экономические отношения составляют единую систему, целью которой является повышение качества жизни каждого из жителей. По мнению ряда исследователей, муниципальные образования можно рассматривать как корпорацию людей, реализующую свои корпоративные интересы, обладающую правами и обязанностями, промышленно-финансовыми структурами, которые при определённых условиях могут быть самодостаточными.

Цель управления муниципальным образованием – налаживание партнёрских отношений между органами местного самоуправления, населением, муниципальными менеджерами, предпринимателями в целях повышения качества жизни своих членов. Организация защиты социально-экономических интересов населения, привлечение средств граждан, выступающих в этом случае в качестве акционеров, к финансовому обеспечению развития территорий – важнейшая функция муниципального управления. Оптимизация управления в этом случае связана с эффективным использованием местных ресурсов, формированием соответствующей инфраструктуры в интересах повышения качества жизни людей.

Главным отрицательным фактором курса реформ является подавление социальной и экономической жизни муниципальных образований. В этой связи необходима не только сильная социальная политика центра, но и муниципальные социальная и экономическая политики, реализовывать которые должна не только местная власть, но и муниципальный менеджмент, малое муниципальное предпринимательство. Последние должны подчинить свою деятельность решению главных задач местного сообщества – повышению качества жизни своих жителей, укреплению их социальной защиты.

Муниципальное образование – своеобразная корпорация, призванная решать местные проблемы своими силами, средствами и под свою ответственность. Наделение местного сообщества соответствующими полномочиями требует создания экономических условий для осуществления этих полномочий. Следовательно, органы местного самоуправления должны самостоятельно владеть и управлять определённой собственностью, в том числе распоряжаться местными финансами. Отсюда появляются корпоративные интересы, в результате реализации которых формируются определённая инновационная культура и целесообразное организационное поведение. Этот сплав ценностей, отношений, норм, привычек, традиций, форм инновационного поведения, общения, ритуалов, характерных для конкретного муниципального образования, определяет состояние массового сознания и включает экономическое, политическое, нравственное и экологическое поведение. Так вся социально-культурная среда обитания и самосуществования, самовыражения, самореализации человеческой сущности, сохраняет и воспроизводит жизненные силы личности, определяет специфический образ жизни населения, компактно проживающего на определённой территории. Так укрепляется чувство «малой Родины», сохраняется история родного края, родственные корни, национальные особенности. Это стиль деятельности не только органов местного самоуправления, но и других институтов местного сообщества. Только тогда можно надеяться на повышение степени включённости населения в решение местных проблем, ориентации на изменения. Это и есть стратегия экономического сотрудничества, социальных инноваций, наиболее полного использования общественного интеллекта и потенциала территории, которые есть в каждом местном образовании, но используются крайне неполно.1

Любое муниципальное образование – сложная система, естественная социальная организация. Здесь средствами социальной регуляции выступают собственно человеческие отношения, нормы морали, общения, формируется собственная социальная структура, подсистема взаимодействия различных социальных групп, статусов, социальных ролей. Главная цель самоорганизации и самодеятельности населения муниципального образования – обустроить свою территорию, создать благоприятные условия жизни не только для себя, но и для будущих поколений, решая совместно общие проблемы для более полного удовлетворения своих корпоративных интересов, так как все местные сообщества разные, имеют различный уровень социально-экономического развития, свою историю поселения, свой национальный, демографический состав. И осуществлять эти корпоративные групповые интересы приходится прежде всего за счёт местных ресурсов, инициативы и самодеятельности населения, творчества, стратегии инновационного поведения. Здесь велико значение инноваций – главного фактора самодеятельности населения муниципального образования, воспроизводства и реализации социальных ресурсов.

Становится всё более очевидным, что недостаток инновационной культуры местного сообщества – одна из основных причин трудностей, испытываемых местным населением. Это проявляется прежде всего в низком профессионализме, а нередко и в консерватизме местного руководства, отсутствии новых идей, выверенных стратегий развития, пассивности социального иждивенческого сознания населения. Если организационно-инновационный фактор игнорируется, то правовые, материальные меры вряд ли приведут к заметному улучшению местного самоуправления.2

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ЗАЛОГОМ УСТОЙЧИВОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ

 

Какие же параметры инновационной культуры и поведения муниципального образования являются залогом устойчивого социально-экономического саморазвития территории?

Во-первых, это определение стратегии изменений, ориентированной на приоритетные цели и задачи. Главное здесь – убедить людей в том, что сопротивление назревшим переменам, социальное иждивенчество, консерватизм не оправдывают себя.

Во-вторых, это политика поддержки и поощрения творческой активности населения, депутатов, муниципальных служащих, хозяйственных руководителей, малых предпринимателей. Необходима хорошо отлаженная, работающая система сбора, изучения и реализации предложений по перспективным и текущим изменениям. Должна создаваться такая социальная атмосфера, в которой люди смогут быть уверены, что все их конструктивные инициативы, предложения, запросы будут серьёзно и заинтересованно рассмотрены местными органами власти. Если по каким-либо причинам они отклоняются, то это следует аргументированно довести до сведения людей. Чёткая обратная связь, технология её осуществления являются необходимыми элементами инновационной культуры, оптимизации всей системы местного самоуправления.

В-третьих, необходима система гласности, поощрения, стимулирования творческой инициативы населения, обеспечивающая использование мотивационного, соревновательного, образовательного, инновационного, духовно-нравственного, социально-психологического и других видов социальных ресурсов. В совокупности это социальный интеллект, общее достояние муниципального образования. Умение развивать его и грамотно использовать – важнейший показатель инновационной культуры.

В-четвёртых, процесс формирования инновационной культуры находит своё выражение в определении роли муниципального образования. Это повышение качества жизни населения, его социальное здоровье, продолжительность жизни людей, материальный достаток, общественная безопасность. Решение этих стратегических целей предполагает переход на корпоративный метод хозяйствования, новейшие формы муниципального менеджмента и внедрение концепции социальной и экономической поддержки интересов населения, осуществление конституционного права населения на местное самоуправление.

В-пятых, инновации являются одним из важнейших факторов воспроизводства жизненных сил муниципального образования. Жизненные силы – это совокупный потенциал местного сообщества, способность населения создать материальные и духовные ценности, изменять условия жизни в экодиалоге человека и природы. Речь идёт о производительности труда, рациональности, эффективности деятельности в производственно-трудовой, потребительской, политической, социально-культурной, семейно-бытовой и других сферах жизни. На первый план выходит качество, номенклатура товаров и услуг, их цена.3

Обращает на себя внимание тот факт, что изменения в инновационной культуре довольно редко выделяются в качестве прямой задачи становления малого предпринимательства и муниципального менеджмента. Традиционная культура не позволяет местному сообществу открыто, честно и реалистично оценивать своё состояние и реагировать на социальные изменения. Когда муниципальные образования остаются один на один со своими проблемами, первоначальная культура государственного патернализма и социального иждивенчества становится неприемлемой. Рыночные и структурные изменения оказывают существенное влияние на культуру и приводят к серьёзным столкновениям традиционного и инновационного в этой области. Многие нынешние руководители и муниципальные служащие осознают эти изменения и являются поборниками уже другой культуры. Становление новой культуры, ориентация на собственные силы оказывается процессом очень сложным и болезненным. Нередко возникает конфликт между культурой местного сообщества и ценностями, преобладающими во внешней среде, например, в стремлении ряда субъектов федерации «подмять» под себя местное самоуправление, продлить, как они говорят, вертикаль власти. С другой стороны, старые взгляды на местах не позволяют адекватно воспринимать новые требования центра и субъектов федерации. Последние требуют от местных органов власти поведения, которое не соответствует их культуре. Следует отметить также, что ныне многие крупные муниципальные образования самостоятельно выходят на международный уровень, вследствие чего возникает проблема адаптации к зарубежным культурам, к международному праву.

Всё сказанное актуализирует значение технологии формирования инноваций. Необходимо выяснить, какие ценности и нормы следует изменить или отбросить, какие сохранить и даже усилить. Возможны следующие действия:

- учёт новых ценностей и норм  при определении роли, целей и  задач местного самоуправления;

- выработка, утверждение и пропаганда системы ценностей местного самоуправления;

- изменение устоявшихся социальных  стереотипов;

- переориентация системы мотивации, стимулов, вознаграждений;

- предоставление возможностей  обучения, переквалификации, получения  информации, необходимой для поддержки  новых культурных ценностей и  норм;

- проведение всеобуча участников  муниципального управления, муниципального  менеджмента, малого предпринимательства;

- формирование новой управленческой  элиты в рамках проекта «Управленец-менеджер  XXI века»;

- развёртывание системы социальной  и экономической поддержки интересов  населения;

- укрепление партнёрских отношений  между местной администрацией, работодателями и профсоюзами.

Как правило, обнаруживается, что местная администрация сможет усилить свой организаторский потенциал, если:

- устранить бюрократизм, расширить  участие населения в принятии  решений и контроле над их  исполнением, по социальным инновациям проводить эксперименты, адаптировать их к местным условиям;

- подготавливать и выдвигать  руководителей стратегического  типа – честных и неподкупных;

- активизировать стратегическое  и системное мышление путём  регулярного проведения инновационных семинаров по методу глубокого погружения в проблему;

- использовать материальные и  иные формы вознаграждений, чтобы  показать, насколько глава муниципального  образования ценит нововведения; всячески создавать атмосферу, благоприятствующую новаторскому творчеству.4

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ

 

В процессе оценки интеллектуального потенциала муниципальных управленцев, их аттестации, переподготовки важно выявлять управленческие таланты и создавать условия, при которых талантливые и динамичные люди будут не только оставаться в администрации, но и смогут действовать со значительной свободой в сфере малого предпринимательства, муниципального менеджмента, и наоборот, наиболее перспективные люди, прошедшие школу рыночных отношений, сохранившие гражданские ориентации, могут быть призваны на государственную службу в органы местного самоуправления. Таким образом определяется механизм преодоления консерватизма муниципального образования и его постепенное превращение в открытую инновационную систему.

Представляется, что инновирование организационных структур местного сообщества, формирование потенциала развития, - во многом миссия малого предпринимательства, муниципального менеджмента, без помощи которых традиционные институты управления (государственные органы и органы местного самоуправления) с этой задачей не справляются и не справятся.

По мнению учёных, система знаний, навыков управленческой деятельности, приоритетных для управления качеств личности (конструктивный замысел преобразований, руководящая идея, системное освоение действительности и т.п.) могут быть предметом самоанализа лишь в период становления личности: в школе, техникуме, вузе. Именно в это время в молодом человеке развивается способность к самоанализу, творчеству, самоуправлению на основе вырабатываемых установок. К сожалению, в нынешней школе эти ценности всё ещё преподносятся в готовом виде. Лишь отдельным, особо выдающимся людям, удаётся впоследствии пересмотреть свои взгляды, сломать стереотипы, перестроиться, освоить системное восприятие социальной реальности. Вот почему именно в средней школе необходимо расширить управленческую подготовку учащихся, в том числе и по основам муниципального менеджмента и малого предпринимательства, которые являются общеразвивающими. Пока систем общеразвивающего образования и воспитания явно недостаёт средней школе, которая порождает условия для расширенного воспроизводства ошибок в управлении.

Возрастает необходимость изменения процесса обучения в общеобразовательном учебном заведении в каждом муниципальном образовании с целью создания условий и предпосылок для накопления и более полной реализации интеллектуального потенциала учащихся в творческой преобразующей деятельности. Именно в муниципальных образованиях осуществляется начальная подготовка управленческих кадров. Здесь будущие «государственные люди», менеджеры, малые предприниматели проходят первичную школу управления, находясь ближе всего к населению. И если они проникнутся нуждами, заботами окружающих людей, найдут способы их удовлетворения, освоят культуру и традиции «малой Родины», то есть все основания предполагать, что в дальнейшем они станут лидерами управления и на других уровнях общественной организации, современными предпринимателями и менеджерами.5

Это и послужило основанием для организации эксперимента допрофессиональной управленческой подготовки учащихся в общеобразовательных учебных заведениях, формирующих новые ценности организационной культуры и способствующих развитию творческой личности и её возможностей адаптироваться в мире постоянных перемен. Учителя и ученики управленческого класса как бы погружаются в непосредственно окружающие их социально-культурные отношения, воспринимают себя субъектами муниципального управления. Формирование современной инновационной культуры у школьников – одно из главных условий подготовки управленца-менеджера нового типа, а следовательно, укрепления российской государственности и повышения качества жизни людей.

Информация о работе Место и роль инноваций в социально-экономическом развитии муниципального образования