Механизмы стимулирования инновационного развития экономики региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 22:11, реферат

Описание работы

Исходя из актуальности проводимого исследованию, целью становится рассмотрение причин, которые оказывают препятствующие значение развитию и повышению активности инновационной деятельности региона.
Задачи, решаемые в ходе проведения исследования:
рассмотреть механизмы стимулирования инновационного развития экономики региона;
исследовать факторы, препятствующие инновационной активности и развитию регионов.

Содержание работы

Введение 3
1 Механизмы стимулирования инновационного развития экономики региона 4
2 Факторы, препятствующие инновационной активности и развитию регионов 9
Заключение 11
Список литературы 13

Файлы: 1 файл

Реферат Исследование причин, препятствующих инновационной активности в регионе.doc

— 71.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

 

 

 

Введение

 

Дальнейшее развитие и укрепление инновационной составляющей экономического развития нашей страны является одной из приоритетных и долгосрочных задач, стоящих перед государством. Однако, несмотря на богатый опыт внедрения и проведения экономики инновационного типа в других странах, в Российской Федерации необходимо решать вопрос о стимулировании инновационного развития экономики как отдельно взятых регионов, так и всей страны. Заимствование зарубежного опыта должно происходить не путем переноса отдельно взятых элементов целостного экономического механизма, который не приведет к ожидаемому результату, а комплексно.

Модернизация экономики страны возможна через стимулирование инновационной деятельности регионов России. Ситуация обусловливает актуальность исследования причин низкой инвестиционной активности. Таким образом, можно рассмотреть, какие факторы влияют на инновационный потенциал регионов, то есть насколько сильно зависит активность регионов от причин препятствующих инновационному развитию.

Исходя из актуальности проводимого исследованию, целью становится рассмотрение причин, которые оказывают препятствующие значение развитию и повышению активности инновационной деятельности региона.

Задачи, решаемые в ходе проведения исследования:

  • рассмотреть механизмы стимулирования инновационного развития экономики региона;
  • исследовать факторы, препятствующие инновационной активности и развитию регионов.

Объект – инновационная активность.

Предмет – причины, препятствующие инновационной активности и развитию регионов.

 

1 Механизмы стимулирования инновационного развития экономики региона

 

Субъекты Российской Федерации многочисленны и неоднородны по объему и составу инновационного потенциала. Процесс внедрения, развития и поддержания инновационного развития в каждом регионе должен проходить индивидуально и учитывать различный комплекс инновационных целей и задач. Использование гибкого механизма финансового обеспечения, способного учитывать инвестиционную потребность инновационной сферы и инвестиционный потенциал, приведет к эффективному развитию инновационного потенциала всего субъекта[7].

Практически по всем Федеральным округам нашей страны можно отметить значительное увеличение числа организаций, выполнявших научные исследования и разработки, приходящееся на 2007 год. Безусловным лидером по данному показателю среди всех округов выступает Центральный Федеральный округ, а наименьшее число данных организаций регистрируется в Дальневосточном ФО. Практически по всем Федеральным округам России можно отметить спад числа организаций, выполнявших научные исследования и разработки за период с 2004 по 2009 год. Практически на 4% в Центральном ФО, на 6% в Северо-Западном, на 5% в Приволжском ФО, на 10% в Уральском ФО и чуть больше, чем на 1% в Сибирском ФО. Исключение составляют лишь Южный и Дальневосточный Федеральные округа, где за рассматриваемый период число организаций, выполнявших научные исследования и разработки, выросло соответственно на 1% и 12%. За последний год по всем без исключения Федеральным округам можно отметить небольшой спад числа исследуемых организаций[8].

Инновационный механизм включает в себя этапы исследований, получения результатов и их внедрения. Процесс внедрения с экономической точки зрения наиболее важен, так как в это время инновации из категории объектов инвестиционной деятельности переходят в категорию материальных ресурсов. Процесс передачи инновационных достижений должен быть финансово оптимизирован и распределен во времени. Дороговизна инноваций может повлечь за собой высокую стоимость продукции и низкую окупаемость нового производства.

Выделяют несколько механизмов регионального стимулирования инновационного развития[9]:

1. Недоиспользованные возможности. Специфика сложившейся в настоящее  время ситуации заключается в том, что в стране имеются значительные фундаментальные и технологические разработки, уникальная научно-производственная база, однако данные разработки не могут решить наиболее актуальные проблемы и соответственно остаются невостребованными. Также необходимо улучшение законодательства, которое регулировало бы все возникающие вопросы относительно интеллектуальной собственности.

2. Правительственные инновационные  программы как основа инновационной  политики. Существует множество  различных программ, о которых будет сказано ниже (различаются эти программы по уровню создания, т.е. действие их происходит на муниципальном, региональном или федеральном уровнях). Данный механизм является наиболее широко используемым.

3. Дополнительные меры  поддержки региональных инноваций. Создание благоприятных условий функционирования, обеспечение ресурсной базой, содействие в продвижении продукции и информационная поддержка это основные направления возможной деятельности региональных властей, которое может помочь в инновационном развитии.

В настоящее время в качестве основных источников средств, используемых для финансирования инновационной деятельности, выступают[6]:

  • бюджетные ассигнования, выделяемые на федеральном и региональном уровнях;
  • средства специальных внебюджетных фондов финансирования НИОКР, которые образуются ИП, региональными органами управления;
  • собственные средства предприятий (промышленные инвестиции из прибыли и в составе издержек производства);
  • финансовые ресурсы различных типов коммерческих структур (инвестиционных компаний, коммерческих банков, страховых обществ, ФПГ и т.п.);
  • кредитные ресурсы специально уполномоченных правительством инвестиционных банков;
  • конверсионные кредиты для ИП оборонного комплекса;
  • иностранные инвестиции промышленных и коммерческих фирм и компаний;
  • средства национальных и зарубежных научных фондов;
  • частные накопления физических лиц.

Основным источником финансирования инновационной сферы остается государство. Ввиду переориентации экономической политики необходимо создание новых государственных программ, направленных на поддержку инновационных проектов, которые, как правило, требуют больших материальных затрат как на создание, так и на внедрение.

Основными формами финансовой поддержки со стороны государства являются:

  • гранты (безвозмездная субсидия предприятиям, организациям и физическим лицам в денежной или натуральной форме на проведение научных или других исследований, опытно-конструкторских работ, на обучение, лечение и другие цели с последующим отчетом об их использовании);
  • субсидии (пособие, преимущественно в денежной форме, предоставляемое государством за счёт средств государственного бюджета местным органам власти, юридическим и физическим лицам, другим государствам);
  • пособия отдельным талантливым молодым ученым.

Становление новых экономических отношений в России вызывает необходимость видоизменения механизма государственного регулирования процессами развития. Каждый регион также имеет свою программу развития инновационной деятельности. Среди них можно выделить программу Новосибирской области[2] (Программа развития образования на 2008-2012 гг.). Основная цель ее создания это формирование единых подходов к разработке региональной стратегии инновационного, опережающего развития образования Новосибирской области и равной доступности образования для граждан. Подобные программы поддерживают развитие инновационной деятельности, направленной на развитие новых методик образования, что в дальнейшем позволит улучшить его качество. Таким образом, данная программа является отличным примером поддержки развития определённого направления инновационной деятельности в регионе.

Можно отметить областную целевую программу «Развитие инновационной деятельности в Ульяновской области на 2012–2015 годы»[3]. Целью программы является создание региональной инновационной системы, которая должна обеспечить экономические, правовые и организационные условия для поэтапного перехода экономики области на инновационный путь развития на основе ускоренного внедрения и коммерциализации наукоемких технологий. Программа предусматривает комплекс мер по созданию и развитию инновационной инфраструктуры, включающей производственно-технологическую, информационную и финансовую составляющие. Законом о государственной поддержке приоритетных инновационных проектов Ульяновской области предусматриваются налоговые и другие льготы и преференции предприятиям, создаваемым для реализации приоритетных инновационных проектов.

Федеральная целевая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2012 годы"[5] была отражением документов, регламентирующих инновационную деятельность страны и ее развитие целом. Основной целью Программы является развитие научно-технологического потенциала Российской Федерации для реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации. К основным задачам программы относят обеспечение ускоренного развития научно-технологического потенциала по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации в соответствии с перечнем критических технологий Российской Федерации.

Однако все представленные программы не содержат самого главного и, по моему мнению, ключевого момента – это отражения мероприятий направленных на повышение инновационной активности региона, то есть выявления и минимизации причин которые могли бы антиспособствовать этим фактором.

 

 

2 Факторы, препятствующие инновационной активности и развитию регионов

 

Специфика регионов, задачи формирования инновационного потенциала, а также соответствующего рынка, рыночной инфраструктуры в сфере НИОКР для каждого региона неоднозначны и требуют дифференцированного подхода [7]. Базой для становления инфраструктуры инновационного обеспечения выступают целевые федеральные программы, такие как «Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года».

Необходимость поддержки инфраструктурного обеспечения возрастает в условиях расширения властных полномочий региональных органов управления в осуществлении инновационной и инфраструктурной политики на местах, начиная с разработки комплексных программ и завершая решением оперативных вопросов текущей деятельности по реализации научно-технических новшеств в промышленном комплексе региона[6].

Однако, как было отмечено ранее, мы наблюдаем разные темпы в инновационном развитии регионов. Подобное состояние инновационного развития, наличие высокого уровня диспропорций пока не позволяет говорить о инновационной активности многих регионов.

Причинами подобного положения в прошлом и возникающих проблем в настоящем могут являться:

  1. Отсутствие венчурных организаций, работающих на принципах проектного финансирования и управления инновационными проектами.
  2. Недостаточная инвестиционная привлекательность инновационной сферы в сравнении с другими отраслями экономики.
  3. Слабое взаимодействие между наукой и бизнесом.
  4. Недостаточный уровень развития инфраструктуры региональной инновационной системы, включая финансовое, информационное, консалтинговое, маркетинговое обеспечение.
  5. Отсутствие системы экспертизы, конкурсного отбора и венчурного финансирования научно-технических проектов, обеспечивающих создание высокотехнологичной продукции.
  6. Неразвитость системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров для инновационной сферы.
  7. Технологическая отсталость и, как следствие, низкая конкурентоспособность продукции ряда отраслей промышленности.
  8. Неразвитость сферы малых инновационных предприятий, необходимой гибкостью для быстро меняющихся условий рынка.
  9. Низкая эффективность деятельности по защите объектов интеллектуальной собственности.

Одной из наиболее существенных проблем, тормозящих переход субъектов к современному, цивилизованному типу развитию является отсутствие базы, т.е. сбалансированной инновационной политики. Она должна разрабатываться на государственном уровне, но реализовывать ее необходимо в каждом регионе с учетом его специфических особенностей. В результате развитие на инновационной основе позволит повысить конкурентоспособность региона.

Развитие региона на основе инноваций является важнейшим фактором его конкурентоспособности. Инновационность региона – это его способность к самообновлению, адаптации к изменениям и генерированию научно-технического прогресса.

 

 

Заключение

 

В настоящее время важная роль в поддержке инновационного бизнеса отводится региональным и муниципальным органам власти, которые в связи с близостью к субъектам хозяйствования, расположенным на соответствующей территории, способны наиболее эффективно управлять, проводить текущий мониторинг, контролировать их деятельность и оценивать их вклад в социально-экономическое развитие региона. Наряду с прямым финансированием и налоговыми методами стимулирования инновационной деятельности в регионах применяются и другие формы поддержки субъектов инновационной деятельности. Систематизируем их по следующим направлениям.

  1. Создание условий для развития инновационной деятельности.
  2. Ресурсное обеспечение инновационно-технологического развития.
  3. Содействие продвижению продукции высокотехнологичных отраслей промышленности.
  4. Взаимодействие исполнительных органов государственной власти субъекта РФ с организациями при формировании инновационной и промышленной политики.
  5. Информационная поддержка инновационно-технологического развития.

Региональная инновационная политика реализуется в виде мер региональной поддержки, формирования благоприятного инновационного климата, повышения инновационной активности и инновационной восприимчивости регионов. В современных условиях задачей первостепенной важности является сохранение и последующее усиление инновационно-промышленного потенциала региона, повышение степени его воздействия на экономическую эффективность производства. Без этого недостижимо обеспечение устойчивости регионального развития.

Переход к инновационной экономике, к так называемой экономике знаний, требует формирования в нашей стране и во всех без исключения регионах целостной и эффективно работающей системы преобразования новых знаний в новые технологии, продукцию и услуги, которые будут находить реальных покупателей на внутренних и внешних рынках.

Информация о работе Механизмы стимулирования инновационного развития экономики региона