Контрольная работа по "Инновациям"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 14:48, контрольная работа

Описание работы

Экспертиза инновационных проектов представляет процедуру комплексной проверки и контроля их важнейших параметров: - качества системы нормативно-методических, проектно-конструкторских и других документов, входящих в состав проекта и систему инновационного менеджмента;
- профессионализма руководителя проекта и его команды;
- научно-технического потенциала и конкурентоспособности инновационной организации;
- достоверности выполненных расчетов, степени риска и эффективности проекта;
- качества механизма разработки и реализации проекта, возможности достижения поставленных целей.

Содержание работы

1. Экспертиза инновационных проектов…………………………………..3
2. Методы оценки эффективности инновационных проектов…………...4
3. Расчет инноваций в исследуемом предприятии………………………..5
Список литературы…………………………………………………………..8

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ по ИМ.docx

— 24.39 Кб (Скачать файл)

экспертиза инновационных  проектов. методы определения эффективности  проектов.расчет эффективности инноваций в исследуемом предприятии  

Содержание

  1. Экспертиза  инновационных проектов…………………………………..3
  2. Методы оценки эффективности инновационных проектов…………...4
  3. Расчет инноваций в исследуемом предприятии………………………..5

Список литературы…………………………………………………………..8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Экспертиза инновационных проектов

Экспертиза  инновационных проектов представляет процедуру комплексной проверки и контроля их важнейших параметров:

- качества системы нормативно-методических, проектно-конструкторских и других документов, входящих в состав проекта и систему инновационного менеджмента;

-     профессионализма руководителя проекта и его команды;

- научно-технического потенциала и конкурентоспособности инновационной организации;

- достоверности выполненных расчетов, степени риска и эффективности проекта;

-    качества механизма разработки и реализации проекта, возможности достижения поставленных целей.

Согласно  кругу выполняемых задач Р.А. Фатхутдинов сравнивает экспертизу инновационных проектов с сертификацией. Он считает, что по инновационным проектам, направленным на решение крупных экологических, информационных и гуманитарных проблем, имеющим международное или национальное значение, правомерно проводить не экспертизу, а сертификацию, и лишь после получения сертификата обеспечивать инновационный проект полным финансированием.

Объем и глубина проверяемых при  экспертизе вопросов определяется генеральным  заказчиком в зависимости от вида и особенностей инновационного проекта. В соответствии с Рекомендациями ОЭСР экспертиза инновационных проектов проводится на базе принципов:

  1. наличие независимой группы исследователей, выступающих арбитрами в спорных ситуациях по результатам экспертизы;

  2. при расчете добавленной стоимости деятельность в области исследований и нововведений рассматривается как производственная;

  3. проведение предварительного прогнозирования и планирования расходов на среднесрочную перспективу, дающие возможность определить предполагаемую эффективность и время для контроля;

  4. методы контроля увязаны с перспективами развития системы руководства научно-технической политикой на государственном уровне.

Перечисленные принципы экспертизы инновационных  проектов, рекомендованных ОЭСР, Р.А. Фатхутдинов дополняет следующими:

1) экспертная группа должна быть  численностью не менее чем  из семи специалистов в данной  области, работающих на контрактной  основе;

2) работа экспертной группы должна  быть организована на принципах  независимости и объективности,  профессионализма и комплексности,  системности и мотивации конечных  результатов труда;

3)основной  задачей экспертной группы должна  быть проверка соблюдения оцениваемой инновационной организацией при проектировании объекта совокупности научных подходов, принципов и методов инновационного менеджмента.

При экспертизе проектов учитывается потенциальное  воздействие результатов исследований или разработок на социально-экономическую  и экологическую среду. Экспертиза содержит как количественную, так  и качественную оценку проектов. При  принятии решений учитываются оценки, высказанные каждым членом экспертной группы. Эксперты имеют право требовать  любую информацию, касающуюся разрабатываемого проекта. К каждой экспертной группе может быть подключен высококвалифицированный  представитель заказчика экспертизы. Эксперты имеют право контролировать выполнение работ по проекту. Экспертную оценку проектов и контроль над исполнением, как правило, выполняют организации, финансирующие проект. Обязательными параметрами при этом являются сроки завершения отдельных этапов проекта и проекта в целом, а также степень риска, связанного с осуществлением проекта.

 

    1. Методы оценки эффективности инновационных проектов

 

           Оценка всех видов эффективности  инновационных проектов осуществляется  в точном соответствии с общими  принципами оценки инвестиционных  проектов.

          При оценке инновационного проекта необходимо ответить на два  вопроса.

1. Если рассматривать новый организационно-технологический способ (ОТС) как единое целое, как единый объект оценки, то альтернативой ему будут различные существующие ОТС или их комбинации. При этом обязательно ставится вопрос: действительно ли применение нового ОТС в этом проекте увеличивает его эффективность по сравнению с существующими? Расчеты, позволяющие ответить на этот вопрос, называются расчетами эффективности инновации. 
           2. Во многих случаях применение нового ОТС может предусматривать одновременное использование новых материалов, новых машин, новых форм организации производства и т.п. В этом случае возникает потребность оценить, какое влияние на эффективность проекта оказывают отдельные “элементы новизны” ОТС, отдельные “инновационные компоненты” этого ОТС. Ответ на этот вопрос дается расчетами эффективности инновационных компонент проекта.

Расчеты производятся в следующем порядке: 
•    исходя из показателей нового ОТС и объемов его внедрения, определяются объемы производства и реализации конечной продукции с применением нового ОТС; 
•    для каждого шага расчетного периода определяются капитальные и текущие затраты, необходимые для производства соответствующих объемов конечной продукции с использованием нового ОТС (включая и затраты по ликвидации выбывающих основных средств за вычетом дохода от их утилизации), и дисконтированная сумма этих затрат за расчетный период — интегральные дисконтированные затраты(Зн);

•    рассматриваются различные существующие ОТС (включая и сочетания нескольких существующих ОТС), позволяющие обеспечить те же объемы производства и реализации конечной продукции на каждом шаге расчетного периода; 
•    по каждому из рассмотренных ОТС определяются интегральные дисконтированные затраты на производство и реализацию конечной продукции ; 
•    выбирается лучший из рассмотренных ОТС, обеспечивающий минимальные интегральные дисконтированные затраты (Зс);

•    рассчитывается величина эффекта инновации (ЭИ) по формуле ЭИ= Зс - Зн. 
Примечание. Политика внедряющего предприятия может предусматривать снижение цен на конечную продукцию при использовании нового эффективного ОТС. Это означает, что получаемый предприятием эффект, оцененный изложенным выше способом, оно как бы делит с потребителем своей продукции. Такое уменьшение эффекта в расчетах эффективности отражать нецелесообразно. Если же предусматриваемое снижение цен предполагает расширение рынка сбыта конечной продукции, это означает, что применение существующего ОТС не позволяет произвести и реализовать продукцию в том объеме, в каком это можно сделать при использовании нового ОТС. Соответственно, внедрение нового ОТС на данном предприятии следует рассматривать как эксклюзивное, и оценивать его в соответствии с п.1. 
В расчетах учитывается, что варианты “с инновацией” и “без инновации” предусматривают субоптимизацию использования соответствующих ОТС. В частности, оптимизация использования новой и существующей техники подразумевает и оптимизацию режимов и сроков их полезного использования. Поэтому рациональные сроки службы как новой, так и существующей техники (а, при необходимости, периодичность их ремонтов) на внедряющем предприятии должны обосновываться соответствующим расчетом эффективности. Следует также учесть, что по мере расширения внедрения новой эффективной техники сроки службы существующей техники будут сокращаться.

 

    1. Расчеты инноваций в исследуемом предприятии

         В расчетах общественного эффекта  используются общественные цены. При этом учитываются затраты не только по применению соответствующего ОТС, но и по проведению соответствующих НИОКР, изготовлению или приобретению необходимых для применения нового ОТС основных средств. 
Установленные в оптимизационных расчетах оптимальные сроки службы и режимы эксплуатации новой техники целесообразно представлять для включения в официально утверждаемые нормативные и нормативно-технические документы (нормы амортизации, стандарты, правила эксплуатации и т.п.). Положительный общественный эффект инновации может явиться основанием для бюджетной поддержки соответствующих НИОКР. 
2. В расчетах бюджетной эффективности инновации сопоставляются чистые дисконтированные доходы бюджета по вариантам “с инновацией” и “без инновации”. При этом учитываются не только бюджетные расходы на государственную поддержку проекта, но и поступления в бюджет от разработчиков новых ОТС, изготовителей новой техники и новых материалов, а также от внедряющих предприятий (поступления от потребителей конечной продукции можно не учитывать, поскольку в сопоставляемых вариантах они одни и те же).

3. Расчеты  коммерческого эффекта инновации  осуществляются прежде всего для основных участников инновационного проекта — внедряющих предприятий.  
           Цели и интересы других участников инновационного проекта обычно учитываются при установлении технико-экономических показателей нового ОТС в сфере его применения:

•    цели и интересы разработчика нового ОТС (научной или проектной организации) учитываются при установлении сроков и объемов применения нового ОТС и затрат внедряющей организации на финансирование разработки, приобретение необходимых для применения нового ОТС патентов, лицензий, ноу-хау и т.п., а в необходимых случаях — на оплату работ, связанных с участием разработчика в процессе применения нового ОТС (авторский надзор и т.п.); 
•    цели и интересы организации, осуществляющей изготовление (производство) новых машин, оборудования или иных товаров, либо строительство зданий, сооружений или судов с новыми инженерными решениями, учитываются при установлении сроков начала применения этих основных средств, объемов их применения и затрат на их приобретение. Тем самым принимается, что изготовление и строительство указанных основных средств эффективно для соответствующих организаций. При необходимости, оценка эффективности изготовления (производства, строительства) новых товаров производится в соответствии с общими положениями Рекомендаций. 
           При сопоставлении расчетов общественной и коммерческой эффективности инновации может выясниться, что эффект инновации для внедряющих предприятий отрицателен, или что оптимальные для этих предприятий и общества объемы применения нового ОТС существенно отличаются. Возникновение такой ситуации является основанием для разработки мероприятий по государственному регулированию инновационного проекта, включая, например, финансовую поддержку изготовителей новой техники или внедряющих предприятий. В условиях меняющихся по годам цен на потребляемые при производстве конечной продукции ресурсы эффект инновации может зависеть от момента начала реализации инновационного проекта. Так, энергосберегающий инновационный проект может быть неэффективным для внедряющих предприятий при низких ценах на топливно-энергетические ресурсы, но станет эффективным, если начать его реализацию через несколько лет, когда указанные цены повысятся.

  1. Особенности оценки эффективности инновационных компонент проекта 
    Оценка отдельных инновационных компонент инновационного проекта производится в ситуации, когда новый ОТС включает несколько таких компонент (“элементов новизны”), например, когда он предусматривает применение и новой техники и новых методов организации производства. 
    Величина эффекта при этом определяется путем сравнения ЧДД о реализации инновационного проекта “с оцениваемой инновационной компонентой” и “без оцениваемой компоненты”.

        Оценка отдельной  инновационной компоненты производится  на основе указанных выше принципов  путем сопоставления указанным  выше способом (т.е. по разности  интегральных дисконтируемых затрат) вариантов проекта “с оцениваемой  инновационной компонентой” и  “без оцениваемой компоненты”.  При этом вариантом “без оцениваемой  компоненты” должна предусматриваться  наилучшая комбинация способов  производства той же конечной  продукции, не включающая оцениваемую  инновационную компоненту. Если  такого варианта не существует, это значит, что рассматриваемая  инновационная компонента выбрана  неправильно — она должна оцениваться  как неотъемлемая часть какой-то  более широкой компоненты. Поскольку  при оценке эффективности отдельных  инновационных компонент используются  разные базы сравнения, сумма  эффектов различных инновационных  компонент в общем случае не  равна эффекту инновации в  целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

  1. Кокурин Д.И. Инновационная деятельность. – М.: Экзамен, 2001
  2. Лапшина О.В. Курс лекций по дисциплине «Инновационный менеджмент»    МГУИЭ. – М.: 2001
  3. Менеджмент организации. Учебное пособие. Под ред. Румянцевой -З.П., Саломатина Н.А. – М.: ИНФРА – М. 2003
  4. http://innovation-management.ru
  5. http://www.riold.ru

 

 


Информация о работе Контрольная работа по "Инновациям"