Конкуренция в инновационном менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 11:43, реферат

Описание работы

Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба – это динамический процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.
В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, также важной составляющей конкурентной борьбы является ввод в производство инновационной продукции повышенного качества, отвечающей наиболее широкому спектру запросов потребителей.

Файлы: 1 файл

Доклад по инновационному менеджменту2.doc

— 114.00 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий  из огромного количества разнообразных  производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием – рынок.

По определению рынок – это  организованная структура, где "встречаются" производители и потребители, продавцы и покупатели. Там в результате взаимодействия спроса потребителей и предложения производителей устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции. Конкуренция – это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба – это динамический процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.

В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, также важной составляющей конкурентной борьбы является ввод в производство инновационной продукции повышенного качества, отвечающей наиболее широкому спектру запросов потребителей [1].

 

 

 

Понятие конкуренции

Конкуренция – свойственная товарному производству борьба между  предпринимателями на рынке за более  выгодные условия производства и сбыта продукции, за получение наивысшей прибыли.

Исследования конкурентоспособности  предлагаемых товаров и услуг  – одно из основных звеньев исследований в рыночной экономике, позволяющее  выявить сильные и слабые стороны предлагаемых товаров и услуг.

Конкуренция – это  состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность  каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Конкуренция в экономике  выполняет ряд функций, наиболее важные из которых – определение  рыночной стоимости товаров, сведение конкретного труда к общественно необходимому. Она содействует выравниванию индивидуальных стоимостей и соответственно дифференциации размеров прибыли на основе различий в производительности труда и управлении производством. В межотраслевом аспекте конкуренция формирует среднюю норму прибыли, ведет к перераспределению дохода между отраслями, регулирует пропорции производства, осуществляет экономический отбор, поощряет сильнейших. В период перехода к рыночной экономике конкуренция должна способствовать предпринимательской деятельности, интенсивному развитию экономики, обеспечивать ускоренное внедрение научно-технического прогресса в производство, более полное удовлетворение потребностей в разнообразной высококачественной продукции и услугах, охранять потребителей от диктата производителей, бороться с монополией.

Конкуренция является важной предпосылкой в перегруппировке  ресурсов, упорядочении цен; стимулом выступает мощный фактор более выгодных условий производства и сбыта товаров. Для современной конкуренции характерны техническое превосходство, качество и надежность продукции. Конкуренция должна заинтересовывать предпринимателей, нацеливать производство на удовлетворение рыночного спроса, а через него - на меняющиеся потребности, повышение качества продукции, услуг. Состязающиеся между собой предприятия различных форм собственности должны пойти по пути увеличения многообразия предложений на рынке.

Главное условие, способствующее развитию конкуренции, – эффективное давление на нерентабельное производство, развитие рынка, борьба с монополией. У потребителей должен быть выбор, чтобы заставить производителей считаться с потребительским спросом [2].

 

Факторы конкурентных преимуществ фирмы

 

Высокая конкурентоспособность  любой продукции, в том числе  и инновационной, базируется на конкурентных преимуществах организации, производящей эту продукцию. Конкурентное преимущество получают фирмы:

  • Базирующиеся в тех регионах, которые позволяют наиболее быстро накопить специализированные ресурсы и навыки;
  • Если в регионе базирования фирмы имеется более доступная и точная информация о потребностях в товарах и технологиях;
  • Если совпадают интересы владельцев, менеджеров и персонала;
  • Если в распоряжении фирмы имеются дешевые или уникально высококачественные факторы, важные при конкуренции в конкретной отрасли.

Основные виды конкуренции

 

Добросовестная  конкуренция

Эффективная конкуренция  должна быть добросовестной, т.е. не ущемляющей права потребителей и не использующей методы, запрещенные законом. Добросовестная и эффективная конкуренция должна подкрепляться правовыми гарантиями со стороны государства. Государство, определяя и обеспечивая правила взаимодействия на рынке, добивается компромисса за счет подчинения интересов предпринимателя государства интересам потребителя.

Чистая конкуренция  наблюдается в отраслях с большим  количеством конкурентов и не требует регулирования со стороны  государства, при небольшом количестве она превращается в соперничество.

Различают следующие  виды конкуренции: чистую конкуренцию  между фирмами, монополистическую, внутрифирменную, функциональную, предметную, видовую.

Чистая конкуренция  между фирмами предполагает, что  фирмы, выходя на рынок, никак друг с другом не контактируют и свободно борются за потребителя.

Внутрифирменная конкуренция  – подразделения одной фирмы  конкурируют в области улучшения  качества продукта. Результаты обнаруживаются путем сравнения финансовых документов.

Функциональная конкуренция возникает из-за того, что любую потребность можно удовлетворить разнообразными способами, поэтому все спортивные товары или все товары для развития интеллекта (игры) в одном магазине функционально конкурируют друг с другом.

Видовая конкуренция обусловлена наличием товаров, предназначенных для одной и той же цели, но отличающихся по каким-то существенным характеристикам (например, музыкальные центры с различным уровнем звуковой мощности).

Предметная конкуренция  возникает в результате выпуска одинаковых товаров, имеющих незначительные отличия.

В конце XIX - начале XX вв. получила развитие внутриотраслевая конкуренция. Соперничество предприятий одной  отрасли за получение сверхприбыли позволяет не просто следовать в авангарде научно-технического прогресса, а быть все время впереди. Именно механизм внутриотраслевой конкуренции позволяет многом странам с рыночной экономикой занимать лидирующее положение на мировом рынке.

Один из самых острых вопросов рыночного хозяйства –  конкуренция за повышение технического уровня и качества изготовляемой продукции. Высокое качество обеспечивает преимущество в конкурентной борьбе за потребителя, создает перспективу на дальнейшее развитие производства. Качество труда и продукта – одновременно и цель конкурентной борьбы, и средство ее достижения. Репутация производителя тесно связана с качеством его товаров, отсюда – уважение к фирменному знаку покупателей и самих работников, многолетние традиции по укреплению престижа фирмы за счет повышения качества изделий и услуг.

 

Недобросовестная  конкуренция

В предпринимательской  практике встречается недобросовестная конкуренция – любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим предпринимателям.

В российской предпринимательской  практике в настоящее время, как  правило, используется так называемые методы недобросовестной конкуренции. Недобросовестная конкуренция представляет собой применение методов и приемов, связанных с нарушением принятых на рынке норм и правил конкурентной борьбы.

Виды недобросовестной конкуренции:

  • скрытое использование чужой торговой марки;
  • подделка продукции конкурента;
  • подкуп сотрудников конкурента;
  • продажа продукции по ценам ниже рыночных с целью подрыва позиций конкурента;
  • неоправданное повышение уровня оплаты труда с целью привлечения персонала конкурентов в свою фирму;
  • тайный сговор конкурентов на торгах;
  • экономический и промышленный шпионаж;
  • распространение ложной информации;
  • махинации с деловой отчетностью;
  • физическое уничтожение конкурента;
  • разглашение коммерческой тайны конкурента;
  • необъективная реклама.

У фирм, к которым была применена недобросовестная конкуренция, не редко резко сужается рынок сбыта, прибыль резко снижается, уходя к производителям подделок, подделки подрывают авторитет фирмы, т.к. подделки кроме своей дешевизны имеют еще и низкое качество, поэтому подделки быстро выходят из строя, ухудшая тем самым доверие потребителей к фирме, чья марка была подделана.

Инновационная среда  разделяется на внешнюю и внутреннюю.  
Внешняя инновационная среда - дальнее (макросреда) и ближнее (микросреда) окружение, составляющее внешнюю среду любого участника инновационного процесса, оказывающее либо косвенное (макросреда) либо прямое (микросреда) влияние на условия инновационной деятельности и ее результат.

В качестве компонентов  макросреды выступают социальная, технологическая, экономическая и политическая сферы (СТЭП/ПЭСТ).

Компонентами внешней  микросреды принято считать определенные стратегические зоны хозяйствования (СЗХ), бизнес-обасть, рынок новшеств, рынок  чистой конкуренции нововведений (инноваций), рынок капитала (инновационных инвестиций), звенья административной системы, звенья инновационной инфраструктуры, обслуживающие инновационный процесс.

Выделяют также внутреннюю инновационную среду, под которой понимают внутрифирменные отношения, связи, образуемые состоянием элементов системы фирмы, влияющих на ее инновационную деятельность.

Знание внутренней инновационной  среды дает возможность оценить  инновационный потенциал фирмы. Знание внешней - инновационный климат. Знание среды в целом - инновационную  позицию фирмы. (1)

Таким образом, инновационный  процесс характеризуется следующими признаками:

  • базируется на процессе создания новой техники (ПСНТ);
  • включает создание новшества, его распространение (диффузию) и потребление (рутинизацию);
  • состоит из регулирующих, основных и вспомогательных процессов;
  • реализуется в виде инновационных целей, инновационных стратегий, инновационных проектов;
  • имеет организационную форму в виде инновационного предприятия или подразделения;
  • сопровождается инвестиционным процессом.

 

В условиях рыночной экономики и конкуренции никто никого не заставляет совершенствовать производство, повышать качество продукции, кроме угрозы банкротства. Движущей силой конкуренции является стимул к нововведениям. Именно на основе нововведений удается использовать современную технологию и организацию производства, повышать качество продукции, обеспечивать успех и эффективность деятельности предприятия. Решение этих задач требует новаторского, предпринимательского подхода, сутью которого являются поиск и реализация инноваций.

В этой связи важно  отметить, что один из классиков  экономической теории - А. Маршалл  высказывался о предпринимательстве, как о коренном свойстве, главной  черте рыночной экономики. Говоря о  главном свойстве рыночной экономики, А. Маршалл обращает внимание не на конкуренцию, а на другое свойство рыночной экономики - "свободу производства и предпринимательство".

В самом деле, конкуренция  лишь создает ситуацию необходимости  поиска конкурентных преимуществ фирмы  и конкурентоспособности товара. Конкуренция побуждает совершенствовать весь процесс от производства до потребления. А сами конкурентные преимущества обеспечиваются на основе реализации тех или иных инноваций, т.е. через предпринимательство, так как именно оно является реальным двигателем прогресса.

 

2.1 Инновационные преимущества  конкуренции

 

В современной России к настоящему времени сложилась  принципиально новая экономическая  ситуация и создана достаточно прочная  база рыночных отношений, но вместе с  тем стало очевидно, что программа  экономических реформ нуждается в серьезных изменениях и в первую очередь в плане перехода с макроуровня на уровень конкретного производства. Большинство из них сталкивается с одними и теми же проблемами: замедление роста, снижение рентабельности, отступление на рынке и как результат - снижение конкурентного статуса. Среди различных методов и средств повышения конкурентного статуса особое место занимает активизация инновационных процессов. Поиск новых возможностей и механизмов в разработке и освоении инноваций в тесной связи с проблемами совершенствования хозяйствования и управления приобретает исключительно важное значение.

Информация о работе Конкуренция в инновационном менеджменте