Экономическая эффективность вложения капитала в инновации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 15:49, контрольная работа

Описание работы

В современных условиях практически каждая организация любой отрасли национальной экономики решает задачи изменении и улучшений, которые и создают конкурентное преимущество одной компании над другими, позволяют сохранять и усиливать свои позиции на рынке. Материальные ресурсы имеют свойство исчерпываться.

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность и содержание инновации 4
2. Экономическая эффективность вложения капитала в инновацию 5
2.1. Показатели эффективности инновационного проекта 5
2.2. Методы оценки эффективности вложения капитала в инновацию 7
Заключение 13
Литература 15

Файлы: 1 файл

Инновационный менеджемент.docx

— 45.95 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Межинститутская базовая кафедра СФУ

«Электрохимический учебно-научно-производственный комплекс»

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

                   

 по дисциплине  «Инновационный менеджмент»

 

Тема: «Экономическая эффективность вложения капитала в инновации»

                                                             

 

 

 

 

                Преподаватель        ____________________              Панина С.М.           

                                                          (подпись, дата)                                     (ФИО)

 

 

 

                Студент   080507.65 ЗФ 5 курс        ______________     Гончарова Н.В.      

                                            (код группы)                     (подпись, дата)                      (ФИО)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зеленогорск   2010г.

Оглавление

 

 

Введение

В современных условиях практически каждая организация любой отрасли национальной экономики решает задачи изменении и улучшений, которые и создают конкурентное преимущество одной компании над другими, позволяют сохранять и усиливать свои позиции на рынке. Материальные ресурсы имеют свойство исчерпываться. Интеллектуальные ресурсы организации, региона, страны - это единственный неисчерпаемый источник, позволяющий оставаться на мировом уровне развития. Способность новых знаний экономить необходимые затраты труда и ресурсов придает им особую потребительную стоимость - возможность снижать стоимость произведенной продукции или услуг.

В отличие от приемов работы со сложившимся, «зрелым» товаром, бизнес с новым продуктом, имеющим лучшие потребительские свойства, связан не только с экономическими аспектами управления (искать и осваивать новый рынок), но и с технологическими (развивать и совершенствовать саму продукцию под потребности рынка).

Особое место в инновационном менеджменте занимают проблемы оценки эффективности инноваций и экономической эффективности вложения капитала в инновацию. Важно четко различать окончательную эффективность проекта и затраты компании до того момента, когда проект начнет давать отдачу.

 

1. Сущность и содержание инновации

Под инновацией (англ. innovation) чаше всего понимают «инвестицию в новацию». Новация (лат. novation - изменение, обновление) представляет собой новшество, которого не было раньше. В соответствии с гражданским правом новация означает соглашение сторон о замене одного заключенного ими обязательства другим, т. е. этот результат и есть новация.

Инновация представляет собой материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства труда, обслуживания и управления, включая новые формы контроля, учета, методов планирования и анализа.

Инновацию можно назвать также инновационным продуктом.

Инновация всегда является результатом научного поиска. Продуцирование инновации требует определенной, четкой цели и технико-экономического обоснования.

Термин и понятие «инновация» как новой экономической категории ввел в научный оборот австрийский (позже американский) ученый Йозеф Алоиз Шумпетер в первом десятилетии XX в. В своей работе «Теория экономического развития» (1911 г.) Й. Шумпетер впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций изменений в развитии и дал полное описание инновационного процесса. Й. Шумпетер выделял пять изменений в развитии:

  1. использование новой техники, технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;
  2. внедрение продукции с новыми свойствами;
  3. использование нового сырья;
  4. изменения в организации производства и в его материально-техническом обеспечении;
  5. появление новых рынков сбыта.

Анализ различных определений инновации позволяет сделать вывод: специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.

В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

Инновациями можно управлять. Это означает, что можно использовать различные способы и средства управляющего воздействия, позволяющие в той или иной степени влиять на ход инновационного процесса, на увеличение продолжительности жизненного цикла инновации, на рост эффективности инновации.

 

 

2. Экономическая эффективность вложения капитала в инновацию

2.1. Показатели эффективности инновационного проекта

Экономическая эффективность инновационного проекта непосредственно связана с проблемой комплексной оценки эффективности капитальных вложений, поскольку проект в данном случае рассматривается как объект инвестирования.

В соответствии с рекомендациями ЮНИДО (Организация Объединенных Наций по промышленному развитию) или Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования и принятыми международными стандартами финансово-экономического анализа проектов различают следующие группы показателей эффективности инвестиционного проекта:

  • показатели коммерческой (финансовой) эффективности, учитывающие финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников;
  • показатели бюджетной эффективности, отражающие финансовые последствия осуществления проекта дня федерального, регионального или местного бюджета;
  • показатели экономической эффективности, учитывающие затраты и результаты, связанные с реализацией проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников инвестиционного проекта.

При сравнении различных вариантов инвестиционных проектов и выборе лучшего из них в качестве критериев рекомендуется использовать систему показателей коммерческой эффективности инвестиционных проектов путем установления экономической границы приемлемости рассматриваемых вариантов проектов.

Используемые для сравнения вариантов инвестиционного проекта показатели коммерческой эффективности можно разделить на две группы:

  1. Показатели операционной деятельности, а также текущего и перспективного финансового состояния, рассчитываемые на основе баланса и отчета предприятия о прибылях и убытках.
  2. Показатели эффективности инвестиций, рассчитываемые на основе данных отчета о движении денежных средств (cashflow).

Рассмотрим более подробно показатели эффективности инвестиций, направленных в различные инновационные проекты.

Ключевая проблема оценки эффективности вложения капитала в инновацию - сопоставимость затрат капитального характера и результатов, которые относятся к различным моментам времени.

Особое внимание обращается на следующие показатели:

  • оценка спроса и предложения на новую продукцию, позволяющая установить расчетный объем производства и доходов с использованием новшества;
  • динамика притока денежных средств (доходов);
  • цена капитала (инвестиций) и динамика его вовлечения в инновацию (расходов).

Все эти показатели имеют денежную оценку, которая соответственно обладает разной ценностью в разные моменты времени. В общем виде временная стоимость денег может быть сформулирована так: рубль, имеющийся в распоряжении сегодня, и рубль, ожидаемый к получению в будущем, не равны: первый имеет большую ценность по сравнению со вторым.

Простейшая схема инвестирования состоит в том, что некоторая сумма (PV) вкладывается однократно с условием, что через время t будет возвращена большая сумма (FV). Результат такой инвестиции можно оценить с помощью либо абсолютного показателя - прироста:

 

 

 

либо с помощью относительных показателей: наращения

 

 

дисконта

 

 

 

В современной отечественной и зарубежной практике известен ряд формализованных методов, являющихся основой для принятия решений в области инвестиционной политики. Критерии сопоставления требуемых инвестиций и прогнозируемых доходов подразделяются на две группы в зависимости оттого, учитывается временной параметр или нет:

  1. основанные на дисконтированных оценках;
  2. основанные на учетных оценках.

К первой группе относятся следующие критерии:

  • чистая приведенная стоимость (NPV);
  • индекс прибыльности (PI);
  • внутренняя норма прибыли (IRR);
  • дисконтированный срок окупаемости инвестиций (DPP).

Ко второй группе относятся критерии:

  • суммарная прибыль;
  • средняя норма прибыли или бухгалтерская рентабельность инвестиций (ARR или ROI);
  • срок окупаемости инвестиций (РР).

 

2.2. Методы оценки эффективности вложения капитала в инновацию

Статистические методы оценки эффективности относятся к простым методам, которые используют главным образом для быстрой оценки экономической привлекательности инновационных проектов. Эти методы могут быть рекомендованы для применения на ранних стадиях экспертизы инновационного проекта, а также для проектов, имеющих относительно короткий инвестиционный период.

Показатели прибыльности проекта характеризуют величину чистой прибыли, получаемой участниками проекта в результате его реализации.

Суммарная прибыль определяется как разность совокупных стоимостных результатов и затрат, вызванных реализацией проекта:

 

 

 

где Рt - стоимостная оценка результатов, получаемых участником проекта в течение t-го интервала времени; Зt - совокупные затраты, совершаемые участником проекта в течение t-го интервала времени; m - число интервалов в течение инвестиционного периода, т. е. периода жизненного цикла проекта.

Среднегодовая прибыль является расчетным показателем, определяющим усредненную величину чистой прибыли, получаемой участником проекта в течение года:

 

 

 

где T - продолжительность инвестиционного периода, лет.

Проект можно считать экономически привлекательным, если эти показатели являются положительными, в противном случае проект относится к убыточным.

Показатели прибыльности могут рассчитываться применительно к различным экономическим субъектам, заинтересованным в участии в проекте. Для каждого из них меняются лишь содержание и значение стоимостных оценок результатов и затрат. Так, для потенциального инвестора экономическими результатами реализации проекта выступают ожидаемые доходы (например, дивиденды), получаемые им в течение периода реализации проекта. Для кредитора экономическим результатом являются платежи за выданный кредит, инвестируемый в проект.

Метод расчета периода окупаемости инвестиций РР (англ. payback period) состоит в определении того срока, который понадобится для возмещения суммы первоначальных инвестиций. Если же сформулировать суть этого метода более точно, то он предполагает вычисление того периода, за который кумулятивная сумма (сумма нарастающим итогом) денежных поступлений сравняется с суммой первоначальных инвестиций. Формула расчета периода окупаемости имеет вид:

 

 

 

где PP - период окупаемости, лет; I0 - первоначальные инвестиции; CFt - чистые денежные поступления от реализации инвестиционного проекта в году t.

Показатель срока окупаемости благодаря своей простоте и легкости расчета широко используется в России. Он применим и адекватен только при следующих допущениях:

  1. все сопоставляемые с его помощью инвестиционные проекты (варианты) имеют одинаковый срок жизни;
  2. все проекты предполагают разовое вложение первоначальных инвестиций;
  3. после завершения вложения средств инвестор начинает получать примерно одинаковые ежегодные денежные поступления на протяжении всею инвестиционного проекта.

Срок окупаемости характеризует степень рискованности проекта. Менеджеры полагают, что чем больший срок нужен для возврата инвестированных сумм, тем больше шансов на неблагоприятное развитие ситуации, способное опровергнуть все предварительные аналитические расчеты. Чем короче срок окупаемости, тем большие денежные потоки в первые годы реализации инвестиционного проекта, а значит, и лучше условия для поддержания ликвидности.

Вместе с тем метод расчета срока окупаемости обладает серьезными недостатками, так как игнорирует два важных обстоятельства - различие ценности денег во времени и существование денежных поступлений и после окончания срока окупаемости.

Именно поэтому расчет срока окупаемости не рекомендуется использовать как основной метод опенки приемлемости инвестиций. К нему целесообразно обращаться только ради получения дополнительной информации, расширяющей представление о различных аспектах оцениваемого инвестиционного проекта.

Метод определения бухгалтерской рентабельности инвестиций ROI (англ. return on investment) иногда в литературе носит название метода определения средней нормы прибыли на инвестиции ARR (англ. average rate of return) или расчетной нормы прибыли. Показатель ARR ориентирован на оценку инвестиций на основе не денежных поступлений, а бухгалтерского показателя - дохода фирмы.

Этот показатель представляет собой отношение средней величины дохода фирмы по бухгалтерской отчетности к средней величине инвестиций. При этом расчет бухгалтерской рентабельности инвестиций данного показателя ведется на основе дохода до процентных и налоговых платежей, EBIT (англ. earning before interest and tax), или дохода после налоговых, но до процентных платежей, равного произведению EBIT и разности между единицей и ставкой налогообложения Н: EBIT*(1 - Н), Чаше, однако, используется величина дохода после налогообложения, так как она лучше характеризует ту выгоду, которую получают владельцы фирмы и инвесторы. Соответственно, используя ROI при подготовке или анализе инвестиционного проекта, необходимо оговаривать или выяснять, по какой методике этот показатель рассчитывается.

Информация о работе Экономическая эффективность вложения капитала в инновации