Источники финансирования инновационной деятельности на макро - и микроуровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 23:34, контрольная работа

Описание работы

Современное общество не может эффективно функционировать без развития инновационной деятельности. Без применения инноваций практически невозможно создать конкурентоспособную продукцию, имеющую высокую степень наукоемкости и новизны. Таким образом, в рыночной экономике инновации представляют собой эффективное средство конкурентной борьбы, так как ведут к созданию новых потребностей, к снижению себестоимости продукции, к притоку инвестиций, к повышению имиджа (рейтинга) производителя новых продуктов, к открытию и захвату новых рынков, в том числе и внешних.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………........... 3
1. Источники финансирования инновационной деятельности на макро - и микроуровне………………………………………………………………………. 4
1.1 Финансирование инновационной деятельности………………………… 4
1.2 Источники финансирования инновационной деятельности на макроуровне………………………………………………………………………. 5
1.3 Источники финансирования инновационной деятельности на микроуровне……………………………………………………………………... 11
2. Рассчитайте лизинговые платежи по договору финансового лизинга с полной амортизацией………………………………………………………….…18
Заключение……………………………………………………………………..… 24
Список используемой литературы………………………………………….….. 25

Файлы: 1 файл

ИМ-22.docx

— 55.33 Кб (Скачать файл)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кафедра «Менеджмента и маркетинга»

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Инновационный менеджмент»

Вариант №22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План контрольной работы

Введение……………………………………………………………………........... 3

  1. Источники финансирования инновационной деятельности на  макро -   и микроуровне………………………………………………………………………. 4
    1. Финансирование инновационной деятельности………………………… 4
    2. Источники финансирования инновационной деятельности на  макроуровне………………………………………………………………………. 5
    3.   Источники финансирования инновационной деятельности на  микроуровне……………………………………………………………………... 11
  2. Рассчитайте лизинговые платежи по договору финансового лизинга с полной амортизацией………………………………………………………….…18

Заключение……………………………………………………………………..… 24

Список используемой литературы………………………………………….….. 25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Современное общество не может  эффективно функционировать без  развития инновационной деятельности. Без применения инноваций практически  невозможно создать конкурентоспособную  продукцию, имеющую высокую степень  наукоемкости и новизны. Таким образом, в рыночной экономике инновации  представляют собой эффективное  средство конкурентной борьбы, так  как ведут к созданию новых  потребностей, к снижению себестоимости  продукции, к притоку инвестиций, к повышению имиджа (рейтинга) производителя  новых продуктов, к открытию и  захвату новых рынков, в том  числе и внешних.

Интенсивность инновационной  деятельности во многом определяет уровень  экономического развития. Освоение высоких  технологий в промышленности и выпуск новой наукоемкой продукции сегодня  являются ключевыми факторами устойчивого  экономического роста для большинства  индустриально развитых стран мира. Анализ развития экономики показывает, что наиболее прибыльными в настоящее  время стали предприятия и  отрасли в целом, которые ориентированы  на производство высокотехнологичных  товаров, таких как компьютеры и  полупроводники, лекарственные средства и медицинское оборудование, средства связи и системы коммуникаций. Надо сказать, что этот коммерческий успех в этой области основан  больше на знании, новых технических  решениях, чем на производственных возможностях.

 

 

 

 

 

           

 

  1. Источники финансирования инновационной деятельности на  макро -   и микроуровне

1.1.  Финансирование инновационной деятельности

В рыночной экономике основную массу исследований и разработок осуществляют коммерческие фирмы, а  так как  инновационная деятельность - это достаточно капиталоемкий процесс, фирмы неминуемо сталкиваются с  необходимостью поиска оптимальной  структуры источников финансирования. В качестве последних могут выступать  собственные и привлеченные средства, средства бюджетов различных уровней  и внебюджетных фондов. Максимальная эффективность создания, освоения и  распространения инноваций, таким  образом, зависит от наиболее оптимального "портфеля" инвестиций, поэтому  фирмам нередко приходиться комбинировать  различные варианты финансирования. Государство тоже, в свою очередь, заинтересовано в осуществлении  фирмами и организациями инновационных  проектов, поскольку сумма революционных  инноваций повышает уровень научно-технического прогресса (НТП) в стране. Таким образом, субсидируя создание инноваций в  частном секторе, государство косвенным  образом решает одну из основных макроэкономических проблем - ускорение НТП.

Принципы организации финансирования должны быть ориентированы на множественность источников финансирования и предполагать быстрое и эффективное внедрение инноваций с их коммерциализацией, обеспечивающей рост финансовой отдачи от инновационной деятельности.

 Сегодняшнее состояние инновационной  деятельности и инвестиционного климата в России далеко от идеала. На сегодняшний день уменьшившиеся объемы государственного финансирования, нехватка собственных средств у предприятий и отсутствие стратегического мышления у их руководителей не восполняются притоком частного капитала.

На  уровне государства и субъектов Федерации источниками финансирования являются:

  • собственные средства бюджетов и внебюджетных фондов,
  • привлеченные средства государственной кредитно-банковской и страховой систем,
  • заемные средства в виде внешнего (международных заимствований) и внутреннего долга государства (государственных облигационных и прочих займов).

На уровне предприятия источниками финансирования являются:

  • собственные средства (прибыль, амортизационные отчисления, страховые возмещения, нематериальные активы, временно свободные основные и оборотные средства);
  • привлеченные средства, полученные от продажи акций, а также взносы, целевые поступления и пр.;
  • заемные средства в виде бюджетных, банковских и коммерческих кредитов.

 

1.2  Источники финансирования  инновационной деятельности на  макроуровне

Государственное участие  в инновационной деятельности может  включать как непосредственную финансовую поддержку централизованными средствами (прямое финансирование), так и создание условий для использования рыночного механизма привлечения средств (косвенное финансирование). Для наглядности механизм государственного финансирования инновационной деятельности проиллюстрирован следующей схемой:

Схема 1: Методы финансирования государством инновационной 

деятельности 


 


 

 

 

Прямое государственное  финансирование.

Выделяют следующие 3 формы  поддержки проектов государством:

1. Предоставление кредитных  ресурсов на основе возвратности, срочности и платности.

2. То же самое на  условиях закрепления в государственной  собственности части акций, создаваемых  "под проект" акционерных обществ.

3. Предоставление гарантий  возмещения части вложенных инвестором  средств, в случае срыва выполнения проекта не по вине первого. Такими инвесторами являются уполномоченные банки, при этом обеспечением выдаваемых ими кредитов являются поручительства Министерства финансов РФ.

 Предоставление государством  средств осуществляется на основе  конкурсности, возвратности, срочности,  платности и обеспеченности, причем  в конкурсном отборе участвуют  бизнес-планы проектов с полученными  на них заключениями государственной  экспертизы. Также обязательным  условием является тот факт, что  сам инициатор проекта должен  вложить в его реализацию как  минимум 20% от объема необходимых  средств, срок окупаемости проектов  не должен превышать 2-х лет  и размер государственной поддержки  зависит от форм финансирования  проектов и от категории проектов.

Бюджет развития.

Государственная поддержка  инвестиционной деятельности представлена комплексом мер, направленных на содействие улучшению результатов инвестиционной деятельности инновационных фирм. Одной  из таких мер государства, связанных  с привлечением дополнительных источников для поддержки инвестиционного  процесса в стране, является бюджет развития. Бюджет развития - это особая форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государственной власти и местного самоуправления.  Он  призван аккумулировать слабеющие инвестиционные потоки в экономику и поддерживать перспективные направления ее развития, на которые у государства не хватает средств. Курируют бюджет развития - Министерство Экономики (отвечает за практическое применение  и распределение средств) и Министерство Финансов РФ (отвечает за нормативное обеспечение).

Бюджет развития основывается на следующих принципах:

1.   гарантированность  источников образования; 

2. высокая экономическая эффективность реализуемых проектов  (проекты должны обладать максимальным межотраслевым и мультипликативным эффектом);

3. исключительно долевой  характер финансирования (государство  выступает в роли частного  инвестора);

4. диверсификация риска государства с частным капиталом;

5. конкурсное размещение  государственных инвестиционных  ресурсов для реализации проектов, выдвигаемых предприятиями;

6. безусловный возврат  выданных кредитов с начисленными  по ним процентами.

       Таким образом, можно сделать вывод о том, что бюджет развития - это расходы бюджета, обеспечивающие инвестиционную деятельность органов государственной власти и местного самоуправления.

Финансирование инновационной  деятельности может осуществляться и из так называемых бюджетных  и внебюджетных фондов финансирования НИР и ОКР. Среди бюджетных  фондов выделяют:

- Федеральный фонд производственных инноваций (ФФПИ). Средства фонда расходуются на поддержку инновационных предприятий, строительство и реконструкцию наукоемких производств, и другие  цели на возвратной основе.

- Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ). Имеет статус государственной некоммерческой организации и образуется за счет бюджетных средств на гражданскую науку. Фонд содействует проведению научных исследований в виде поддержки научных проектов, предложенных отдельными учеными или их творческими группами в инициативном порядке (адресное безвозвратное финансирование на основе грантов); повышению научной квалификации ученых; установлению научных контактов и распространению информации в области фундаментальных научных исследований в России и за рубежом; поддерживает МНТС в области фундаментальных научных исследований.

- Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ, выделился из РФФИ). Был создан с целью поддержки фундаментальных исследований в области гуманитарных и общественных наук.

- Фонд содействия развития малых форм предприятий в НТС (ФФРМФПНТС). Основной деятельностью фонда является финансирование расширения деятельности малых предприятий. Фонд имеет статус государственной некоммерческой организации. Источниками образования являются бюджетные ассигнования.

- Наряду с ФФРМФПНТС существует также Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (ФФПМП). Вместе эти 2 фонда являются основными субъектами, оказывающими государственную поддержку инновационной деятельности малых предприятий. ФФПМП ориентирован, главным образом, на поддержку малого бизнеса вообще, доля поддержки им инновационных проектов составляет не более 10%, а первый создан для поддержки и работает исключительно с инновационным малым предпринимательством.

Внебюджетные фонды.

Они создаются при Министерстве промышленности и науки, отдельных  министерствах и других органах  Федеральной власти и коммерческих организациях. Как можно убедиться - это своеобразная трехуровневая  система, в которой фонды на двух последних уровнях создаются  по согласованию с Министерством  промышленности и науки, которое  осуществляет их учет и регистрацию, и формируются за счет добровольных отчислений хозяйствующих субъектов.

Среди внебюджетных фондов, особо стоит отметить Российский Фонд Технологического Развития Министерства Науки и Технологий РФ (РФТР). Фонд был создан в целях государственной поддержки развития малого предпринимательства в научно-технической сфере (создание малых наукоемких фирм, “бизнес-инкубаторов”, инновационных, инжиниринговых центров и др.), а также для поощрения конкуренции в научно-технической сфере путем оказания финансовой поддержки высокоэффективным инновационным проектам, разрабатываемым малыми предприятиями. Фонд создается за счет ежеквартальных перечислений в него до 25% средств, поступающих в фонды 2-го и 3-го уровней. Средства фондов могут направляться на финансирование научных исследований и экспериментальных разработок по созданию новых видов наукоемкой продукции, сырья и материалов, разработку новых и совершенствование применяемых технологий, повышение технологического уровня продукции, ее стандартизации и сертификации и для других целей. Основная деятельность РФТР - это финансирование НИОКР на возвратной основе.

Косвенное государственное  финансирование инновационной деятельности заключается в создании государственными органами выгодных условий для финансирования НИОКР и инноваций заинтересованными в их результатах инвесторами на рыночных условиях. К методам косвенного финансирования относят:

1. Налоговые льготы. К ним относится освобождение от налогообложения отдельных категорий плательщиков или отдельных видов деятельности; изъятие из объекта налога определенных составляющих его элементов; установление необлагаемого минимума объекта налога; понижение налоговых ставок для отдельных категорий плательщиков; отсрочка взимания налога; вычет из начисленной суммы налога.

2. Инвестиционный налоговый  кредит. Это такое изменение срока уплаты налога (на прибыль или доход), при котором организации предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных условиях уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной суммы кредита и начисленных процентов.

3. Предоставление права  на ускоренную амортизацию. Государство дает возможность фирмам уменьшить налогооблагаемую прибыль (за счет роста амортизации при сохранении той же цены) и за счет этих средств, приобретать новое оборудование.

Информация о работе Источники финансирования инновационной деятельности на макро - и микроуровне