Исследование и проектирование организационных структур управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 19:42, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование, проектирование и усовершенствование организационной структуры управления. Для достижения поставленной цели были сформулированы и решены основные задачи:
рассмотреть теоретические основы исследования и проектирования организационной структуры управления;
проанализировать структуру управления организации;
определить количество уровней управления и основных показателей;
представить и разработать предложения по перераспределению обязанностей и усовершенствованию структуры управления.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы исследования и проектирования организационных структур управления……………………………………………5
1.1 Понятие об организационных структурах управления…………………..5
1.2 Типы структур управления и их характеристика………………………...7
1.3 Принципы построения организационных структур управления………17
1.4 Влияние организационной структуры на принятие решений. Оценка эффективности организационных решений ………………………………19
Глава 2. Анализ структуры управления и построение новой структуры ООО «Золотая чашка»……………………………………………………………………23
2.1 Краткая характеристика организации ООО «Золотая чашка»…………23
2.2 Изучение и анализ действующей организационной структуры управления………………………………………………………………….25
2.3 Выделение перегруженного уровня управления организации и определение суммарной трудоемкости, числа руководителей…………27
2.4 Разработка предложений по перераспределению обязанностей............29
2.5 Разработка нового варианта структуры управления организацией ООО «Золотая чашка»…………………………………………………………...31
Заключение…………………………………………………………………….33
Литература……………………………………………………………………..35

Файлы: 1 файл

ису курсовая.doc

— 359.00 Кб (Скачать файл)


Федеральное агентство  по образованию ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический  институт

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Исследование систем управления»

на тему:

«Исследование и проектирование организационных  структур управления»

Вариант 5

 

 

 

 

 

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пенза 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы исследования и проектирования организационных структур управления……………………………………………5

    1. Понятие об организационных структурах управления…………………..5
    2. Типы структур управления и их характеристика………………………...7
    3. Принципы построения организационных структур управления………17
    4. Влияние организационной структуры на принятие решений. Оценка эффективности организационных решений ………………………………19

Глава 2. Анализ структуры управления и построение новой структуры ООО «Золотая чашка»……………………………………………………………………23

  • Краткая характеристика организации ООО «Золотая чашка»…………23
    1. Изучение и анализ действующей организационной структуры управления………………………………………………………………….25
    2. Выделение перегруженного уровня управления организации и определение суммарной трудоемкости, числа руководителей…………27
    3. Разработка предложений по перераспределению обязанностей............29
    4. Разработка нового варианта структуры управления организацией ООО «Золотая чашка»…………………………………………………………...31

Заключение…………………………………………………………………….33

Литература……………………………………………………………………..35

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Организационная структура управления это — целостная  совокупность соединенных между  собой информационными связями элементов объекта и органа управления. Она отражает строение системы управления, содержанием которой являются функции управления, вертикальное и горизонтальное соотношение уровней управления, а также количество и взаимосвязь структурных подразделений в пределах каждого уровня.

Становление рыночных отношений в России способствует появлению новых, более сложных  форм организации управления, имеющих  в отличие от традиционных как  вертикальные, так и горизонтальные связи, что значительно усложняет  систему управления. В этих условиях необходимо разграничить функции и ответственность за выполнение конкретных заданий и работ, обусловленных как вертикальными, так и горизонтальными структурными связям. Правильное соотношение полномочий и ответственности, четкая регламентация деятельности руководителей и исполнителей в организации является непременным условием эффективного развития организаций.

Методика исследования и проектирования структур управления организациями, с одной стороны, должна основываться на научных принципах управления, с другой — учитывать личные качества и опыт руководителей, хорошо знающих возможности организации и те требования, которые регламентируют деятельность каждого из подразделений.

Объектом исследования является оптово-розничное торговое предприятие ООО «Золотая чашка».

Предмет исследования – анализ структуры управления ООО  «Золотая чашка» и ее усовершенствование.

Целью курсовой работы является исследование, проектирование и усовершенствование организационной структуры управления. Для достижения поставленной цели были сформулированы и решены основные задачи:

  1. рассмотреть теоретические основы исследования и проектирования организационной структуры управления;
  2. проанализировать структуру управления организации;
  3. определить количество уровней управления и основных показателей;
  4. представить и разработать предложения по перераспределению обязанностей и усовершенствованию структуры управления.

Концептуальные  основы исследования систем управления рассматриваются А.В. Демидовой; В.В. Глущенко, В.В. Кафидовым. Проблемы эволюции типов организационных структур управления и история развития организационного проектирования на предприятиях нашли свое отражение в работах ряда отечественных и зарубежных ученых, среди которых можно выделить: О.С. Виханского, А.И. Наумова, З.П.Румянцеву, Н.А. Саломатина, И.Н. Герчикову, И.Г. Владимирову, А.А. Радугина, О.И. Боткина, В.И. Некрасова, А.Л. Кузнецова, И. Ансоффа, П. Дракера, М. Мескона. Различные аспекты процесса и методов организационного проектирования освещаются А.Я. Кибановым, Б.З. Мильнером, Д.Г. Кононовым, К.Л. Рожковым, П.В. Журавлевым.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ

 

    1. Понятие об организационных структурах управления.

 

Под организационной структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Организационной структурой управления определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми [5, с. 187].

Ключевыми понятиями  структур управления являются элементы, связи (отношения), уровни и полномочия. Элементами организационной структурой управления могут быть как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы либо органы аппарата управления, в которых занято то или иное количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности. Есть два направления специализации элементов организационной структурой управления:

  1. в зависимости от состава структурных подразделений организации вычленяются звенья структуры управления, осуществляющие маркетинг, менеджмент производства, научно-технического прогресса и т.п.;
  2. исходя из характера общих функций, выполняемых в процессе управления, формируются органы, занимающиеся планированием, организующие производство, труд и управление, контролирующие все процессы в организации.

Отношения между  элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые принято  подразделять на горизонтальные и вертикальные. Первые носят характер согласования и являются одноуровневыми. Вторые - это отношения подчинения. Необходимость в них возникает при иерархичности построения системы управления, то есть при наличии различных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели.

При двухуровневой  структуре создаются верхние  звенья управления (руководство организацией в целом) и низовые звенья (менеджеры, непосредственно руководящие работой исполнителей). При трех и более уровнях в организационной структуре управления формируется так называемый средний слой, который в свою очередь может состоять из нескольких уровней.

В структуре  управления организацией различаются  линейные и функциональные связи. Первые - суть отношения по поводу принятия и реализации управленческих решений  и движения информации между так  называемыми линейными руководителями, то есть лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений. Функциональные связи сопрягаются с теми или иными функциями менеджмента. Соответственно используется такое понятие, как полномочия: линейного персонала, штабного персонала и функциональные. Полномочия линейных руководителей дают право решать все вопросы развития вверенных им организаций и подразделений, а также отдавать распоряжения, обязательные для выполнения другими членами организации (подразделений). Полномочия штабного персонала ограничиваются правом планировать, рекомендовать, советовать или помогать, но не приказывать другим членам организации выполнять их распоряжения. Если тому или иному работнику управленческого аппарата предоставляется право принимать решения и совершать действия, обычно выполняемые линейными менеджерами, он получает так называемые функциональные полномочия.

Между всеми  названными выше составляющими организационной  структуры управления существуют сложные  отношения взаимозависимости: изменения в каждой из них вызывают необходимость пересмотра всех остальных. Так, если руководством организации принято решение о введении в организационную структуру управления нового органа, например, отдела маркетинга (функции которого ранее никто не выполнял), нужно одновременно дать ответ на следующие вопросы: какие задачи будет решать новый отдел? кому он будет непосредственно подчинен? какие органы и подразделения организации будут доводить до него необходимую информацию? на каких иерархических уровнях будет представлена новая служба? какими полномочиями наделяются работники нового отдела? какие формы связей должны быть установлены между новым отделом и другими отделами [7, с. 215].

Увеличение  количества элементов и уровней  в организационной структуре управления неизбежно приводит к многократному росту числа и сложности связей, возникающих в процессе принятия управленческих решений; следствием этого нередко является замедление процесса управления, что в современных условиях тождественно ухудшению качества функционирования менеджмента организации.

 

    1.  Типы структур управления и их характеристика

 

В зависимости от характера  связей между подразделениями различают структуры управления: бюрократические и адаптивные.

Бюрократические структуры  управления показали свою эффективность, особенно в крупных и сверхкрупных организациях, в которых необходимо обеспечивать слаженную четкую работу больших коллективов людей, работающих на единую цель. Эти структуры позволяют мобилизовать человеческую энергию и кооперировать труд людей при решении сложных проектов, в массовом и крупносерийном производстве. Однако им присущи недостатки, особенно заметные в контексте современных условий и задач экономического развития. Очевидно, что бюрократический тип структуры не способствует росту потенциала людей, каждый из которых использует только ту часть своих способностей, которая непосредственно требуется по характеру выполняемой работы. В связи с тем, что вопросы стратегии и тактики развития организации решаются лишь на высшем уровне, а все остальные уровни заняты исключительно исполнением "спускаемых сверху" решений. Еще один недостаток структур бюрократического типа − невозможность с их помощью управлять процессом изменений, направленных на совершенствование работы.

Особенности бюрократических структур управления:

  1. хорошо зарекомендовали себя в стабильных, неизменных условиях;
  2. проблемы и задачи, с которыми сталкивается организация, разделяются на множество мелких, которые поручаются для выполнения отдельным подразделениям, специалистам;
  3. каждое подразделение решает свою задачу обособленно от задач организации в целом;
  4. права и обязанности каждого специалиста подробно, жестко определены и не меняются;
  5. только высшее руководство решает, насколько частные задачи, выполняемые подразделениями, соответствуют целям организации;
  6. связи между подразделениями, расположенными на одном уровне организационной структуры, осуществляются через высшее руководство;
  7. поощряется исполнительность.

Второй тип структур управления – органический (адаптивный) тип структуры управления. Он имеет сравнительно недолгую историю и возник как антипод бюрократической организации, модель которой перестала удовлетворять многие предприятия, испытывающие необходимость в более гибких и адаптированных структурах.

Новый подход отвергает представление об эффективности организации как "организованной" и работающей с четкостью часового механизма. Считается, что эта модель позволяет проводить радикальные изменения, обеспечивающие приспособляемость организации к объективным требованиям реальной действительности. Исследователи этой проблемы подчеркивают; что постепенно вырисовывается новый тип организации, в которой импровизация ценится выше, чем планирование. Организация руководствуется возможностями гораздо больше, чем ограничениями; предпочитает находить новые действия, а не цепляться за старые; больше ценит дискуссии, чем успокоенность и поощряет сомнения и противоречия, а не веру.

Информация о работе Исследование и проектирование организационных структур управления