Интеллектуальный капитал как источник конкурентных преимуществ для украинских предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 23:03, реферат

Описание работы

В современном мире ни для кого не новость, что процесс глобализации охватил все пространство мирового рынка и является необратимым. В условиях экспансии крупнейших иностранных ТНК на рынок Украины возникает вопрос о возможности развития именно национального производства. В этих условиях жизненно важной для украинских компаний становится стратегия глобализации.

Файлы: 1 файл

intellektualnyy-kapital-kak-istochnik-konkurentnyh.doc

— 35.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

Интеллектуальный капитал как источник конкурентных преимуществ для украинских предприятий

 

В современном мире ни для кого не новость, что процесс глобализации охватил все пространство мирового рынка и является необратимым. В  условиях экспансии крупнейших иностранных ТНК на рынок Украины возникает вопрос о возможности развития именно национального производства. В этих условиях жизненно важной для украинских компаний становится стратегия глобализации. Тем не менее, ее использование является необходимым, но недостаточным условием эффективного функционирования отечественных предприятий в условиях глобализирующегося рынка. Украинским предприятиям необходимы такие конкурентные преимущества, которые дали бы им неоспоримое превосходство над иностранными конкурентами.

Как известно конкурентные преимущества возникают в результате преобразования ключевых активов и топ-характеристик, основанных на ключевой компетенции, в  эксклюзивную компетентность предприятия. Ключевая компетенция состоит из следующих аспектов:

- накопление  и интеграция знаний персонала  предприятия, его компетентность  во всех направлениях операционной  деятельности предприятия;

- генерация  новых знаний, навыков и умений, способных расширить бизнес предприятия  и его доходность;

- разработка новых направлений и видов бизнеса предприятия.

Концепция ключевой компетентности и эксклюзивной ценности - основа стратегий конкуренции  ведущих компаний. Ее главная черта - умение определить, быстро и эффективно использовать в конкурентной борьбе те рыночные аспекты, которые обеспечат эксклюзивность и отличают предприятие от конкурентов. [1]

Для наиболее адекватного и эффективного определения  таких рыночных аспектов и быстрого получения разного рода технологических  и организационных преимуществ  над конкурентами должен быть использован интеллектуальный капитал (далее - ИК) предприятия.

Определение интеллектуального капитала пока что  носит общий характер, как правило, под ним понимают сумму тех  знаний всех работников предприятия, которая  обеспечивает его конкурентоспособность. Понятие «интеллектуальный капитал» используется в основном менеджерами при управлении персоналом и активами, маркетологами для создания положительного образа фирмы, а также профессиональными оценщиками при оценке бизнеса, основанного на знаниях. Оно шире, чем более привычные понятия интеллектуальная собственность и нематериальные активы.

Оценка  интеллектуального капитала является одним из самых  актуальных и сложных вопросов в современной экономической науке. Если рассматривать интеллектуальный капитал как натуральный показатель, то первой проблемой, с которой придется столкнуться, является то, что его невозможно пронаблюдать. Вторая сложность в разработке методики оценки ИК заключается в том, что ее невозможно применить дважды или обобщить - она уникальна для каждого конкретного предприятия. Тем не менее, крупные предприятия не жалеют средств на разработку индивидуальных методик, поскольку доказано, что интеллектуальный капитал повышает рыночную стоимость фирмы пропорционально количеству имеющихся у нее патентов, объема вложений в НИОКР, и других аналогичных факторов. [2, 1-3]

Сегодня примерно половина общемирового промышленного  производства, до 80% всех патентов на интеллектуальную собственность, лицензий на новейшие технологии и ноу-хау приходится на ТНК. Именно они являются главными поставщиками технологий на мировой рынок, и именно ТНК являются основными создателями ИК на глобализированном мировом рынке. А значит, оценка ИК в ТНК - это не просто радужная перспектива, а скорее обязанность, связанная  с требованиями рынка. [3]

Исходя  из вышесказанного, можно сделать  вывод, что оценка ИК должна стать  неотъемлемой частью любой компании, которая функционирует как многонациональная, иначе она просто не будет соответствовать  новым требованиям и условиям Мирового рынка. Те украинские предприятия, которые в ближайшее время начнут использовать концепцию интеллектуального капитала, смогут быстро выйти на уровень серьезных иностранных компаний и составить им достойную конкуренцию.

 

Литература:

  1. Р. А. Фатхутдинов «Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент». - М.: Маркетинг, 2002 - 892 с.
  2. Организация Объединенных Наций. Экономический и Социальный  Совет. Оценка интеллектуальной собственности и нематериальных активов. - Европейская экономическая комиссия: Женева, 18-19 ноября 2002 года - 30 c.
  3. Юрий Лукашин. Новые модели мировой экономики // Мир денег, сентябрь-октябрь 2002г.

Информация о работе Интеллектуальный капитал как источник конкурентных преимуществ для украинских предприятий