Инновационные технологии и развитие инновационного бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 18:01, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной курсовой работы обусловлена невозможностью дальнейшего развития производства, науки, общества без переориентации на инновационную направленность экономики. На сегодняшний день инновационной деятельностью занимаются все эффективные предприятия, опытные предприниматели и менеджеры. На промышленных предприятиях создают собственные научно – исследовательские и опытно – конструкторские подразделения, участки или цеха опытного производства. Сегодня в России актуализируются требования к росту интеллектуальной, инновационной составляющих в товарах и услугах, поскольку развитие инновационного бизнеса – ключевой фактор прорыва в новую экономику, за которой будущее.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………… 3
1 Инновации и инновационная деятельность ……………………………… 5
2 Инновации и рынок ………………………………………………………... 9
3 Национальная инновационная система России ………………………….. 18
Заключение …………………………………………………………………… 35
Список литературы …………………………………………………………... 37

Файлы: 1 файл

Инновационные технологии и развитие инновационного бизнеса в России.docx

— 90.94 Кб (Скачать файл)

 

 

                           3 Национальная инновационная система России

 

   Единого законодательного акта, определяющего понятие,  виды инноваций, порядок осуществления инновационной деятельности пока в России нет. Федеральными законами, подзаконными актами разного уровня регулируются  отдельные аспекты инновационной  деятельности организаций. Например,  от 27 февраля 2001 №1 решение межведомственной комиссии совета безопасности Российской Федерации  по безопасности в сфере экономики «О мерах по развитию инновационной деятельности как фактора повышения конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции», постановление правительства РФ о правительственной комиссии по научно – инновационной политике от 3 марта 2001 г. № 159. Правовой базой инновационного процесса в настоящее время является законодательство в области интеллектуальной собственности. Приняты специальные законы, определяющие правовой режим изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров. Установлены правила учета, оценки инноваций. Так, пунктами 55-57 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ определены правила учета и погашения стоимости нематериальных активов организации. Правовой режим некоторых объектов инновационной деятельности (т.е. новшеств) сформулирован лишь в виде  общих понятий нормами общего законодательства (фирменное наименование, коммерческая тайна) или вообще не определен российским законодательством (открытия, рационализаторские предложения). Правовые формы  создания и реализации инноваций это различные договоры, которые призваны урегулировать отношения субъектов инновационной деятельности:

 1) договор подряда на выполнение проектных и изыскательных работ (параграф 4 гл.37 ГК РФ),

2) договоры на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ (глава 38 ГК РФ),

      3) лицензионные договоры (ст. 13 Патентного закона РФ),

 4) договоры, направленные на приобретение беспатентных лицензий (прав на использование «ноу-хау», иных технологий), договор коммерческой концессии (глава 54 ГК РФ),

 5) договоры, направленные на приобретение прогрессивных видов машин, оборудования, установок, оказание новых услуг. Это могут быть договоры купли – продажи, мены. [2, с.452 - 453]

 Подавляющая часть прироста валового внутреннего продукта в развитых странах в настоящее время достигается за счет новых научных знаний, воплощенных в технологиях, услугах, оборудовании, квалификации кадров, организации производства. Непосредственная трансформация идей (обычно результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений) в технологически новые или усовершенствованные продукты и услуги, внедренные на рынке, в новые или усовершенствованные технологические процессы осуществляется на стадии инновационной деятельности. Все достижения в области науки и технологий стали определять динамику экономического роста государств, уровень их конкурентоспособности в мировом сообществе. Инновационная активность является наиболее гибким индикатором, характеризующим состояние национальной экономики страны в целом и ее регионов в отдельности. Ее высокий уровень свидетельствует о расширении базисных инноваций, обеспечении экономического роста и инвестиционного подъема. [16, с.133]

Национальная  инновационная система (НИС) любой  страны представляет собой совокупность взаимосвязанных институтов, которая предназначена для создания, хранения и передачи знаний и навыков. Одна часть НИС включает мелкие и крупные компании, университеты, лаборатории, технопарки и инкубаторы, другая — комплекс институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих инновационные процессы и имеющих прочные национальные корни, традиции, политические и культурные особенности. Инновационные системы формируются под влиянием большого числа объективно заданных для каждой страны факторов, включая ее размеры, природные ресурсы, географическое положение и климат, особенности исторического развития институтов государства и форм предпринимательской деятельности. Эти факторы выступают долгосрочными детерминантами направления и скорости эволюции инновационной активности.

В целом  организационным структурам НИС  в рыночной экономике присуще  сочетание крупных интегрированных  фирм — лидеров национальных экономик и мировой экономики с множеством фирм сектора МИБ, осуществляющих новаторскую, рисковую инновационно-технологическую деятельность. Ведущая роль в формировании такого инновационного поля  должна принадлежать государству. Именно с этих позиций и следует подходить к оценке состояния сферы науки и инноваций в России и обоснованию системных решений по ее модернизации в соответствии с направлениями, адекватными потребностям "новой экономики".

Современные национальные инновационные системы  рыночного типа базируются на либеральной  экономической парадигме:

1) открытость национальной экономики, то есть интеграция в глобальное мировое хозяйство в той или иной степени;

2) законодательно закрепленное право частной собственности, в том числе 
право на результаты интеллектуальной деятельности;

3) равноправие хозяйствующих субъектов, включая государство, в экономической деятельности;

     4) законодательное обеспечение конкурентной среды, ориентирующей 
производителей на интересы потребителей и стимулирующей непрерывное 
создание инноваций, проектов, основанных на уникальных научно-технических, управленческих, социальных и других новшествах.

 [13, с. 145 - 146]

 Современная российская наука находится  в качественно  новых экономических, социальных и политических условиях, которые во многом предопределили ее нынешнее состояние. Изменение социально-экономической ситуации в ближайшей и долгосрочной перспективе, несомненно, будет оказывать самое непосредственное влияние на факторы и тенденции ее дальнейшей динамики. Между тем нельзя не учитывать, что институциональная структура российской науки, ее внутренние взаимосвязи, механизмы функционирования в основном сформировались задолго до начала радикальных политических и экономических реформ и далеко не всегда способствовали эффективной интеграции науки в рыночную среду. Научные организации и сами ученые, столкнувшись с непривычными для них реалиями, пытались теми или иными способами адаптироваться к новым условиям. Однако такая адаптация происходила в отсутствие своевременной реакции со стороны государства, обоснованных стратегических решений, нацеленных на адекватную трансформацию науки и повышение ее роли в обеспечении позитивных социально-экономических преобразований в России. В условиях охватившего страну общесистемного кризиса все это привело к резкому обострению ситуации в сфере науки.

Развиваясь  в течение десятилетий по так  называемой "советской модели", отвечавшей административно-командным  принципам хозяйствования, отечественная наука отличалась тремя специфическими характеристиками: значительными масштабами, централизованным управлением и почти стопроцентным государственным финансированием. В таком состоянии научная система страны встретила рыночные реформы, и основные детерминанты указанной модели продолжают действовать до сих пор.

Характеризуя  состояние российской национальной инновационной системы, можно заключить, что она имеет ряд проблем, непосредственно связанных с неэффективностью науки и недостаточным вниманием со стороны государства, т.е. НИС России существует, но не «работает».

Институциональная структура российской науки остается архаичной и не отвечает требованиям  рынка. Анализируя современное состояние науки инновационной системы в стране, нельзя не принимать во внимание инерцию в организации исследований и разработок, стремление сохранить действовавшие в течение десятилетий институциональные структуры, соответствовавшие требованиям административно-командной экономики. Преобразования последних лет, несмотря на изменения в формах собственности, ликвидацию большинства отраслевых министерств, возникновение новых организационных структур и т.п., пока не затронули принципиальных основ той институциональной системы, которая была характерна для советской науки. [4, с.30]

К началу 2003 г. в России насчитывалось 4037 научных организаций. Число организаций, выпускающих инновационную продукцию по данным на 2003г.,  составляет 1564, из них 302 – производство пищевых продуктов, 224 – машин и оборудования, 119 – химическое производство. (приложение Б) Это следствие низкого уровня предпринимательской активности в области инноваций. В странах ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) доля инновационно активных предприятий находится в диапазоне от 25 до 80%. Так, в Орловской области число организаций, выполнявших исследования и разработки на 2003 год составило 20, включая высшие учебные заведения. (приложение В)

Основные  ресурсы инновационной деятельности (число инновационно активных предприятий и объемы инновационных затрат) сосредоточены в организациях частной либо смешанной (безиностранного участия) форм собственности. В то же время отечественные организации частной формы собственности вовсе не являются лидерами в данной сфере и значительно уступают организациям иностранной формы собственности, уровень инновационности которых в два раза превышает средний по России. Это лишний раз свидетельствует о необходимости принятия срочных мер по формированию в стране эффективного собственника. Речь идет о развитии фондового рынка, совершенствовании процедуры банкротств, активизации антимонопольной политики. В области технологических инноваций прослеживается тенденция снижения уровня инновационности с ростом размера предприятия. В "усредненных" организациях-гигантах (более 10000 занятых), внедрявших новую продукцию или усовершенствовавших прежнюю, доля инновационной продукции в три с половиной раза меньше, чем в малых (до 49 занятых) организациях.

И по отношению  к наукоемкости сохраняется та же закономерность, что и к инновационности: чем больше размер организации, тем ниже наукоемкость ее продукции. В частности, в организациях-гигантах она втрое ниже, чем в малых организациях. Что же касается жизненного цикла заменяемой продукции, то разрыв между наиболее эффективным классом — малыми предприятиями и наименее эффективным — крупными предприятиями составляет более 7 лет. Но, к сожалению, несмотря на относительную прогрессивность малых предприятий, их инновационная активность в России пока низка. Так, в классе малых организаций с численностью работников до 49 и с 50 до 99 человек она составила соответственно 7,04 и 7% в 2002 г. при средней доле инновационно - активных предприятий по России 8,5%. [1, с.101 – 102]

  Примерно 2,9 тыс. научных организаций находятся в государственной собственности (против 39 - в США, 45 - в Великобритании, 82 - в Германии, 96 - в Японии). Основная нагрузка, связанная с их функционированием, ложится на федеральный бюджет. Следовательно, заметно уменьшившиеся в реальном выражении объемы бюджетного финансирования распределяются между большим количеством организаций. Многие организации, формально оставаясь по своему статусу научными, практически свернули исследовательскую деятельность и превратились в сугубо хозяйственные структуры: среди занятых людей в науке 44% составляет вспомогательный и прочий персонал, 40% не имеют высшего образования. К тому же российские научные организации в среднем весьма слабы по своим финансовым возможностям: в 2001 г.: на одну научную организацию приходилось 1,2 тыс. руб. внутренних затрат на исследования и разработки, это при том, что например, в Орловской области по данным  на 2003 г. собственные средства в общей части финансовых затрат на инновационную деятельность составляет 96,8 %, а денежные средства из федерального бюджета составили 0,3 %. (приложение Г) Хотя само по себе создание небольших исследовательских структур может сыграть позитивную роль, продолжение процесса их дробления в нынешней ситуации ведет к полной нежизнеспособности большинства из них.

 Современная  реальность такова, что даже сравнительно  большие отечественные промышленные  предприятия, кроме предприятий  нефтяной, газовой и обрабатывающей  промышленности, не сопоставимы  по размерам с зарубежными  производителями. Так, если сравнивать предприятия автомобильной промышленности, то видно, что крупнейший российский завод «АвтоВАЗ», монополист отечественного автомобилестроения, по объему производства в стоимостном выражении  уступает американской компании «Дженерал Моторс» более чем в 60 раз,  японской компании «Тойота» более чем в 50 раз. Уже такие сопоставления, пусть и относительные, делают рассуждения о конкурентоспособности автомобильного «гиганта» бессмысленными. Если сравнивать расходы на научно – исследовательские и инновационные разработки, то например, затраты  компании «Форд Мотор» в 2002г. составили 10 млрд. долл.,  которые примерно в 2,7 раз превышают стоимость всей продукции «АвтоВАЗа».

[5, с.4 - 5]

Ключевую  роль в развитии инновационной деятельности призвана играть внутрифирменная наука, интегрированная в реальный сектор экономики. В ведущих индустриальных государствах компаниями выполняется основной объем научных исследований и разработок: 65% - в странах ЕС, 71 - в Японии, 75% - в США. Российская заводская наука располагает незначительными ресурсами (6% затрат на исследования и разработки) и ориентирована главным образом на решение краткосрочных технических задач собственного производства, в том числе путем адаптации разработок, выполненных сторонними организациями, к конкретным производственным условиям.

Как показывает анализ, в тех отраслях промышленности, где на предприятиях весьма развита  исследовательская база, одновременно отмечается и наибольшая активность в размещении ими заказов на выполнение исследований и разработок у сторонних научных организаций. Положительная зависимость между интенсивностью собственных и внешних работ свидетельствует о том, что эти две формы выполнения исследований и разработок на промышленных предприятиях дополняют, а не заменяют друг друга. Проведение собственных разработок отражает заинтересованность предприятий в инновациях и стимулирует наращивание контрактов со сторонними организациями, а исследовательские подразделения, осуществляя обработку научно-технической информации, служат важным источником сведений для корректировки конкурентной стратегии компаний. Что касается российской промышленности в целом, то слабость заводской науки при отсутствии реальных сдвигов в организационной интеграции отраслевых научных учреждений с предприятиями и сохранении институциональных барьеров неблагоприятно сказывается на перспективах обеспечения конкурентоспособности продукции.

В структуре  отечественной науки крайне низкой остается доля высших учебных заведений, выполняющих исследования и разработки. Число таких вузов в течение 1990-2001 гг. сократилось с 453 до 388, поскольку вновь созданные частные вузы практически не ведут исследований, то научная деятельность осуществляется сегодня только в 40% российских вузов. Продолжение подобной тенденции может привести к необратимым последствиям, как для самой науки, так и для качества подготовки специалистов. Между тем сформированная за годы реформ модель высшей школы в силу охвата всей территории страны позволяет использовать для инновационной деятельности различные интеграционные структуры (учебно-научные и научно-инновационные комплексы и т.д.) во многих регионах.

Российская  наука отличается слабой инновационной ориентацией. Провалы рынка в сфере инноваций объясняются несоответствием тематики выполняемых исследований, институциональных структур и механизмов функционирования науки потребностям экономики. Даже в условиях инвестиционного роста на рубеже XXI в. существенного притока средств предприятий в научную сферу не наблюдается, в то же время, по нашей оценке, половина платежеспособного спроса на технологии удовлетворяется за счет их импорта.

Информация о работе Инновационные технологии и развитие инновационного бизнеса в России