Инновационные методы, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся в условиях профильной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 22:47, доклад

Описание работы

Инновация (innovation)-нововведение– это шаг в будущее!
И в настоящее время главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но развить у них интерес к учению. Качество обучения – это прежде всего качество урока, а каков он – современный урок глазами учащихся?
«Современный урок – это урок, на котором учитель излагает новый материал понятно и доступно».

Файлы: 1 файл

Инновации.docx

— 24.28 Кб (Скачать файл)

Инновационные методы, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся в условиях профильной школы.

 

Скажи мне – и я забуду;

покажи мне – и я  запомню;

дай сделать – и я  пойму.

          Китайская притча

 

Инновация (innovation)-нововведение–  это шаг в будущее!

И в настоящее время  главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но развить у них интерес к учению. Качество обучения – это прежде всего качество урока, а каков он – современный урок глазами учащихся?

«Современный урок – это урок, на котором учитель излагает новый материал понятно и доступно».

«Современный урок - это  веселый, познавательный, интересный, нетрудный урок, на котором учитель и ученик свободно общаются».

«Современный урок – это  урок, на котором не приходится делать каждый раз одно и то же, это разнообразный  урок».

«Современный урок – это  урок, на котором выслушивают любое  твое мнение, урок, где человек учится быть человеком».

«Современный урок – это  урок, на котором чувствуешь себя уверенно».

 «Современный урок  – это урок без стрессов».

Чтобы соответствовать социальным запросам учащихся, мы используем инновационные методы обучения.

Значение инновационных методов обучения состоит в обеспечении достижения ряда важнейших образовательных целей:

  • стимулирование мотивации и интереса в области изучаемых предметов;
  • повышение уровня активности и самостоятельности обучаемых;
  • развитие навыков анализа, критичности мышления, взаимодействия, коммуникации;
  • изменение установок (на сотрудничество, эмпатию) и социальных ценностей;
  • саморазвитие и развитие благодаря активизации мыследеятельности и диалогическому взаимодействию с преподавателем и другими участниками образовательного процесса.

 

   Это становится возможным  благодаря введению следующих инноваций:

  • профильное обучение;
  • переход на  новые УМК, способствующие лучшей подготовке учащихся к новой форме итоговой аттестации;
  • применение НИТ. Появление в школе компьютерных классов сказывается на всём процессе обучения. Использование компьютерной техники и информационных технологий значительно повысило эффективность процесса обучения благодаря его индивидуализации, наличию обратной связи, расширению наглядности. Информационные технологии раскрывают материал так, как это невозможно сделать при помощи традиционных технологий. Существуют различные формы использования НИТ, чаще всего мы используем презентации, когда компьютер выполняет роль и доски, и учебника, и дидактического пособия. Использование этой формы дает ряд преимуществ:
    • возможность обеспечить ученику индивидуальный режим работы.
    • возможность предоставить разную информацию каждому ученику в различном виде;
    • большие возможности оформления информации: использование широкой цветовой гаммы при оформлении слайдов, различного рода шрифтов и, конечно, эффекты анимации.
    • оптимизация работы учителя при подготовке урока (организация уроков, требующих использования большого количества дидактического материала – иллюстраций, схем, диаграмм), при проведении контроля знаний (одновременно позволяет использовать различные виды контроля и проверки знаний – тесты, задания на сооветствие, найти ошибку в тексте, продолжить фразу и т. д.).

Очень важны психолого-педагогические аспекты информатизации учебного процесса. Остановимся на некоторых из них.

  1. Мотивационный аспект. Использование информационных технологий позволяет усилить мотивацию учения благодаря не только новизне работы с компьютером, которая сама по себе нередко способствует повышению интереса к учебе, но и возможности регулировать предъявление задач по трудности, поощряя правильные решения, не прибегая при этом к нравоучениям и порицаниям. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение любой учебной задачи до конца, поскольку ему оказывается необходимая помощь. Компьютер влияет на мотивацию учащихся, раскрывая практическую значимость изучаемого материала, предоставляет им возможность проявить оригинальность, поставив интересную задачу, задать любые вопросы и предложить любые решения без риска получить за это низкий балл. Все это способствует формированию положительного отношения к учёбе. Что же касается занимательности как источника мотивации учения, то возможности компьютера здесь неисчерпаемы.
  2. Учет индивидуальных особенностей и активизация учебного процесса. Применение новых информационных технологий в учебном процессе позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, реализуя интерактивный диалог, предоставляя возможность самостоятельного выбора режима учебной деятельности и компьютерной визуализации изучаемых объектов. Индивидуальная работа за компьютером создает условия комфортности при выполнении, предусмотренных программой: каждый работает с оптимальной для него нагрузкой, так как не чувствует влияния окружающих.
  3. Расширение возможностей предъявления учебной информации. Использование возможностей информационных технологий позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности, показывать процессы, которые в реальности не могут быть замечены. Предъявляемая учащимся информация и возможности ее изучения постоянно расширяются благодаря развитию интерактивных компьютерных систем: мультимедийных технологий, подключающих комплексное (текст, звук, цвет, объем, анимация и сенсорика) восприятие информации; телекоммуникаций, позволяющих расширить границы того социального окружения, в рамках которого осуществляется познавательное развитие ученика; искусственного интеллекта, поднимающего уровень обучения до сознательного эксперимента и исследования.
  4. Изменение форм и методов учебной деятельности. Наличие программно-методического обеспечения, ориентированного на поддержку в преподавании математики, объектно-ориентированных программных систем (текстовые, графические редакторы, электронные таблицы и др.), предназначенных для формирования культуры учебной деятельности и информационной культуры,  для организации процесса самообучения, а также учебного и демонстрационного оборудования, сопрягаемого с компьютером, позволяет организовать в учебном процессе информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, обеспечить возможность самостоятельной учебной деятельности и предметной деятельности со средствами новых информационных технологий. Изменение устоявшихся традиционных форм и методов учебной деятельности, направленное на совершенствование образовательного процесса, вовлекает в свою сферу как отдельного индивида, так и группу, преподавательский коллектив, что фактически способствует созданию новой педагогики.
  5. Контроль за деятельностью учащихся. При работе на компьютере каждый ученик может обдумывать ответ столько времени, сколько ему необходимо; снимается вопрос о субъективной оценке знаний при опросе, так как оценку выставляет компьютер, подсчитывая количество верно выполненных заданий; происходит мгновенный анализ ответа, что дает возможность опрашиваемому либо утвердиться в своих знаниях,  либо скорректировать неверно введенный ответ, либо обратиться за помощью к учителю. Таким образом, компьютер позволяет качественно изменить контроль за деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.

 

Первоначальное знакомство учащихся с компьютером, как правило, осуществляется в прцессе использования  учебных игровых программ, простейших компьютерных тренажеров, обучающих и контролирующих программ, поддерживающих традиционное обучение. В процессе работы с такими программными средствами учащиеся, с одной стороны, отрабатывают основные пользовательские навыки (чтение с экрана, работа с клавиатурой, мышью) и навыки самостоятельной работы, а с другой – повышают качество знаний по предмету.

Компьютерные  программы мы применяем для проведения уроков различного типа. Условно их можно разделить на две группы: обучающие игровые и контролирующие. На игровых уроках предлагаются кроссворды или др. виды головоломок, на контролирующих - диалоговые программы типа: вопрос-ответ. На уроках с применением ЭВМ изменилась роль ученика: он стал более самостоятельным, не стесняется ошибок, стремится достичь наивысшей оценки результатов своей работы.  
С бурным развитием технических средств - мультимедийных компьютеров, видео проекторов, телекоммуникаций, создаются справочные информационные системы, электронные учебники, графические базы данных, компьютерные слайды и демонстрационные ролики.  
Новые программы используют мультимедиа технологии: текст, звук и изображение. Компьютер дает возможность создавать электронные альбомы - перспективные пособия для образования и самообразования.  Второе направление на уроках - тесты, без которых нельзя объективно проверить уровень знаний учащихся. Учащиеся старших профильных классов привлекаются для создания банка данных обучающих программ для учащихся I и II ступени.

Известны четыре формы  тестов.  
1 Закрытая: на вопрос дается несколько ответов, один из которых правильный.  
2. Открытая: дается задание-запрос, учащийся должен дать ответ-вывод.  
3.Задание на соответствие

4. Задание на установление  правильной последовательности.

Такая форма проверки знаний перспективна для подготовки учащихся к новой  форме итоговой аттестации.

Таким образом, бесспорной и очевидной  является целесообразность использования  НИТ в образовательном процессе. Именно ИТ позволяют решить проблему перехода от традиционной формы обучения, направленной на усвоение учеником фиксированной суммы знаний, к новой, где основной упор сделан на освоение способов деятельности. В понятие же “новое качество” образования вкладывается, прежде всего, способность самостоятельно учиться и добывать знания.

Ещё одна перспективная инновация  в образовательном процессе – это проектная деятельность учащихся. На кафедре физико-математического цикла действует центр научных исследований и разработок. Основной вид деятельности учащихся – создание проектов, которые представляют собой либо компьютерную презентацию по какой-либо теме, либо сайт. Важную роль в создании проекта играет тот факт, что Internet доступен любым учащимся в учебных кабинетах и Internet-лабораториях.

  • участие в конференциях, семинарах, олимпиадах. Педагоги и учащиеся научного центра представляют свои проекты на конференциях и семинарах различных уровней.

 

Педагоги кафедры считают, что творчество – это генерация новых идей, а инновации – это претворение этих идей в жизнь. И  единственный способ оставаться на месте – это бежать вперёд! На сегодняшний день вектор движения вперёд нам известен:

    • создание электронного банка данных по ученической документации, чтобы у родителей была возможность получить информацию о школьной жизни ребенка, его оценках, посещаемости и прочем;
    • электронные рабочие тетради;
    • использование возможностей оборудования для дистанционного обучения школьников и в режиме on-line, организации  Интернет-обучения, что способствует формированию информационно-коммуникативной культуры детей.

Давайте творить! Инновации в наше время – это путь к выживанию и успеху!

     

 

 


Информация о работе Инновационные методы, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся в условиях профильной школы