Инновационные методы работы на примере транспортного комплекса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 14:01, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа была посвящена выявлению и изучению основных проблем транспортного комплекса и перспектив его развития.
Для наиболее полного и многостороннего изучения темы, а также более глубокого понимания сущности вопроса была предпринята попытка изучить транспортный комплекс Российской Федерации. Для этого было выявлено и рассмотрено огромное значение транспорта, как важного связующего звена в экономике Российской Федерации, без которого невозможно нормальное функционирование ни одной отрасли хозяйства, ни одного региона страны.
Для понимания специфики транспорта как особой сферы материального производства, был рассмотрен целый комплекс особенностей, характерных только для транспортного комплекса. Для изучения способов взаимодействия различных видов транспорта и причин их возникновения особое внимание было уделено рассмотрению структуры транспортного комплекса.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................................................3
1. Значение транспорта для хозяйства страны. Структура транспортного комплекса................................................................................................................................................4
1.1. Значение транспортного комплекса в ЕНХК...............................................................................4
1.2. Структура транспортного комплекса............................................................................................5
2. Развитие и размещение транспортного комплекса РФ………………………………………….12
2.1. Развитие и размещение различных видов транспорта...............................................................13
2.2. Размещение транспорта по экономическим районам................................................................17
3. Экономическая оценка деятельности транспортного комплекса...............................................................................................................................................24
4. Проблемы транспортного комплекса и перспективы его развития. Контейнирование и комбинированные перевозки……………………………………………………………………………………………...26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................................................28
Используемая литература....................................................................................................................29
ПРИЛОЖЕНИЕ....................................................................................................................................30

Файлы: 1 файл

Иноватика Федоров.doc

— 626.00 Кб (Скачать файл)

Автомобильными дорогами район обеспечен слабо. Но в районах, оторванных от других транспортных путей, значение автотранспорта велико. Для дальних перевозок есть несколько крупных автомагистралей, например, с юга в Республику Саха ведет дорога Невер — Алдан — Якутск. Самая северная дорога проходит от Якутска до Магадана. Большое транспортное значение имеет дорога Хабаровск — Биробиджан, Колымский тракт. Помимо автомагистралей на севере района есть множество автозимников и дорог местного значения. Более развита сеть автомобильных дорог в южных районах Дальнего Востока.[158]

Огромно для Дальнего Востока значение воздушного транспорта как для связей с другими районами России, так и для внутрирайонных перевозок (особенно для пассажироперевозок). Самолетами и вертолетами осуществляются связи с труднодоступными районами. На огромных пространствах севера Дальнего Востока наряду с другими видами транспорта сохраняется олений транспорт.[159]

Через Дальний Восток осуществляются экономические связи России со многими зарубежными странами, особенно со странами, расположенными в бассейне Тихого и Индийского океанов (Япония, Китай, Южная Корея, страны Южной и Юго-Восточной Азии). Дальний Восток вывозит в эти страны лес и лесоматериалы, продукцию целлюлозно-бумажной промышленности, рыбу, цемент и др.[160]

 

 

 

 

 

 

 

3.     Экономическая оценка деятельности транспортного комплекса

 

Пассажирские перевозки — один из основных видов транспортной деятельности. Транспортный рынок пассажирских перевозок предоставляет пассажирам услуги различных видов транспорта, которые не равноценны по стоимости, скорости, регулярности и комфорту.

Диаграмма 2.2.1 Доля видов транспорта в пассажирооброте в %[161]

 

Как видно из диаграммы 2.2.1, первое место по пассажирообороту в 1998 году занимал автомобильный транспорт, его доля составляла 45 %, однако, если не учитывать внутригородские автобусные перевозки, то первенство принадлежит железнодорожному транспорту, доля которого равна 40,2 %.

Важное место в пассажирских перевозках занимает воздушный транспорт. Его доля в общем пассажирообороте составляет 14,6 %. Однако в последние годы число пассажиров, перевезённых воздушным транспортом, снизилось почти в 3 раза из-за значительного повышения стоимости проезда и снижения платежеспособности населения. На снижение пассажирооборота сказалось дробление «Аэрофлота» на мелкие авиакомпании, что привело к ухудшению безопасности полётов и качества обслуживания пассажиров.

На пассажирские перевозки речным и морским транспортом приходится всего 0,2 %. Сегодня суда морского флота в большей мере используются для туристических целей, речные суда — для перевозки пассажиров на внутренних магистралях в Поволжском, Северо-Западном и других районах страны. За последнее время объём перевозок пассажиров водным транспортом снизился в 3 раза.

На рынке транспортных услуг получают развитие отдельные виды пассажирских перевозок: международные воздушные, местные и пригородные автобусные, багажные и грузобагажные железнодорожные. Тарифная политика прежде всего на воздушном транспорте становится более гибкой, усиливается конкуренция между отдельными видами транспорта и пассажирскими компаниями.

Таблица 2.2.1 Пассажирооборот по видам транспорта общего пользования[162]  

(миллиардов  пассажиро-километров)

Всего же в 1998 г. пассажирооборот составил 481,2 млрд. пассажиро-километров, что на 30,3 млрд. пассажиро-километров меньше по сравнению с прошлым годом. Из таблицы 2.2.1. видно, что за период с 1990 по 1998 год пассажирооборот постоянно сокращался, и с 1990 по 1998 год сокращение составило 309,8 млрд. пассажиро-километров (791,0 и 481,2 млрд. пассажиро-километров соответственно). Статистические данные ярко свидетельствуют о том, что вся транспортная система Российской Федерации охвачена кризисом.

В последние годы имеет место тенденция к падению пассажирооборота на всех видах транспорта. Так, за период с 1993 по 1997 г. пассажирооборот на всех видах транспорта сократился на 27 %, в частности на железнодорожном на 37,4 %, автомобильном на 13,1 %, воздушном на 26,1 % и водном транспорте — 52,6 %. Только в 1997 году впервые за последние годы, пусть и незначительно — на 0,6 %, возросли перевозки пассажиров всеми видами транспорта.

Сокращение спроса на пассажирские перевозки вызвано напряжённой социально-экономической обстановкой в стране, снижения жизненного уровня населения, значительным ростом тарифов. Объём международных пассажирских перевозок сократился в результате установления зарубежными железными дорогами высоких цен за проследование российских поездов по их территории, что также привело к снижению спроса на пассажирские перевозки.[163]

Работа пассажирского транспорта тесно связана с такими факторами, как подвижность населения, усилившаяся конкуренция между различными видами транспорта, неравномерность и неопределённость спроса на перевозки, убыточность пассажирских перевозок и их финансирование.

За анализируемый период общая подвижность населения страны по всем видам транспорта сократилась на18,7 % по числу отправлений, а по количеству пассажиро-километров на 26,2 %, в том числе на железнодорожном транспорте по числу отправлений на 21,6 %, пассажирообороту на 36,7 %. За последние годы из-за снижения жизненного уровня населения значительно изменилась география пассажиропотоков, уменьшилось отправление пассажиров в междугородном сообщении, изменилось распределение их по видам транспорта. Так, за этот период доля автомобильного транспорта увеличилась на 19,1 %.

Решая проблему ценовой политики транспортного комплекса, необходимо определять ценовую эластичность спроса разных групп населения на перевозки. Это позволит прогнозировать возможные последствия изменения цен, влияющих на величину их спроса, и сумму дохода от пассажирских перевозок. Так, доходы населения Российской Федерации за период с 1992 по 1997 г. сократились в два раза, пассажирооборот в дольнем следовании — на 41,3 % (т.е. тоже почти в два раза), в пригородном сообщении — на 18,9 %.[164]

В грузовых перевозках ситуация выглядит иначе. Ведущее место по грузообороту среди универсальных видов транспорта принадлежит железнодорожному — 32,4%, а на долю автомобильного, морского и речного приходится менее 8% от общего грузооборота. Доля железнодорожного и речного транспорта в общем грузообороте последние десятилетия падает. В то же время доля узкоспециализированного трубопроводного транспорта постоянно увеличивается и в настоящее время составляет 60%. Доля воздушного транспорта в грузообороте крайне незначительна. Но по объему пассажирских перевозок воздушный транспорт занимает третье место.

На фоне 1,8 %-го роста объёмов промышленного производства в стране почти на 2% увеличились суммарные объёмы перевозок грузов.

В 1998 году они составили 2337,6 миллионов тонн грузов по видам транспорта общего пользования, что на 233,2 миллиона тонн меньше по сравнению с прошлым годом. За период с 1990-го по 1998-ой год данный показатель снизился почти в 3 раза или на 4520,9 миллионов тонн (6858,5 и 2337,6 миллионов тонн соответственно).

Грузооборот в 1998 году составил 3146 миллиардов тонно-километров, что на 109,5 миллиардов тонно-километров меньше по сравнению с прошлым годом. Всего же за период с 1990-го по 1998-ой год уменьшение грузооборота составило 2744,6 миллиардов тонно-километров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
4.    Проблемы транспортного комплекса и перспективы его развития. Контейнирование и комбинированные перевозки. 

 

Переход на рыночную экономику создаёт благоприятную среду для внедрения прогрессивных идей и принципов логистики. К числу её основных компонентов относятся высококачественный сервис и быстрое осуществление инноваций (автоматизация процессов, телекоммуникационные системы, информационные базы данных, комбинированные перевозки и т.д.).

Общий объём экспортно-импортных грузовых перевозок в 1997 году составил менее половины уровня 1989 года. Причем в наибольшей степени они упали на железнодорожном транспорте, в то время как международные автомобильные перевозки за последние шесть лет выросли в 6,5 раза. Вместе с тем доля российских перевозчиков на рынке международных автоперевозок в 1990 г. составляла 75%, в 1996 — лишь 27%, а по прогнозу на 2000 г. снизится до 15,4 %.

Изменению ситуации, сложившейся на рынке грузовых перевозок, может способствовать кооперация (в рамках комбинированных перевозок) автоперевозчиков (прежде всего российских) и железной дороги, а также экспедиторских компаний, банков и таможенных органов.

Мировой опыт показывает, что залогом успешного развития комбинированных перевозок является глубокая техническая и технологическая проработка всех этапов логистической цепи (ЛЦ). Для этого необходима классификация таких перевозок. Целью её является выделение технических и технологических особенностей их различных видов.

Что же следует понимать под комбинированными перевозками (КП)? Их можно характеризовать как вид грузовых перевозок с транспортными цепями между отправителями и получателями грузов при сохранении транспортной упаковки в процессе перегрузки универсальных транспортных средств с одного вида транспорта на другой. Существуют также понятия КП какпланомерного взаимодействия или систематической кооперации различных видов транспорта в организации транспортных цепей. Из самого определения комбинированных перевозок следует наличие системы жёсткого согласования и соответствия технических и технологических аспектов взаимодействия. Поэтому в нём фактически и закладываются основы классификации.

Исторический анализ показывает, что развитие системы классификаций КП шло по пути скорее стихийного формирования.

Критерии, положенные в основу действующих классификаций, учитывали виды комбинированных перевозок, типы автомобильного подвижного состава и универсальных транспортных средств (контейнеров), участвующие в ЛЦ. Кроме того, проводилась классификация по способам перегрузки, развоза автотранспортом, выделялись сопровождаемые и несопровождаемые КП. Однако обоснования выбора того или иного критерия и принципов построения классификации в целом освещались недостаточно.

Классификация КП по своей сути является не только технико-технологической, но и экономической категорией. Они конкурентноспособны лишь в том случае, если на рассматриваемом направлении предлагается не один, а все возможные их виды.

Наиболее полной и подробной из числа существующих представляется классификация, предложенная В. Блазиусом, которая была опубликована в сборнике «Экспрессинформация. Организация комплексной работы разных видов транспорта». 1992, №2. ВИНИТИ.

Главное противоречие этой классификации заключается в том, что КП рассматриваются как кооперация различных видов транспорта (в данном случае автомобильного и железнодорожного). Однако, основой классификации (назовём это базовым критерием) являются технические и технологические особенности универсальных и автомобильных транспортных средств, а железнодорожный подвижной состав с его типами, особенностями и характеристиками не выступает в качестве составляющей или самостоятельного критерия. Следовательно, нарушается основополагающий принцип кооперации — техническое и технологическое согласование транспортных средств в рамках ЛЦ, а сам базовый критерий следует признать по крайней мере неполным.

Контрейлерные перевозки определяются как комбинированные перевозки, при которых автомобильные транспорте средства (полуприцепы, автопоезда в полном составе) перевозятся на специализированном железнодорожном подвижном составе (платформах). Система перевозок типа RoadRailer (Роудрейлер) заключается в доставке специализированных полуприцепов, оснащённых усиленной рамой, устройствами для установки на железнодорожные тележки и втягивания колёсных пар для движения по железной дороге.   

Контейнеры и контейнерные прототипы. Согласно базовому критерию данная укрупненная группа включает в себя следующие виды КП: контейнерные перевозки, системы «ACTS» и «Cargo», сменные кузова.

Контейнеры. Классифицировать контейнеры в рамках КП на морские и внутренние представляется нецелесообразным, поскольку современные требования к их техническим характеристикам (система стандартов ISO) обеспечивают их полную универсальность. Специализированные контейнеры — рефрижераторные, танк-контейнеры и прочие — не требуют специализированного подвижного состава, а значит, разделение на подвиды не проводится.

Система «ACTS». Основой являются прототип контейнера, оснащённый роликами, и специализированные железнодорожные платформы с поворотными рамами. Поскольку данная технология обеспечивается одним определённым видом подвижного состава, подвиды не выделяются.

Система «Cargo». Этот вид КП основан на перевозках грузов малых отправлений, вместимостью до шести грузовых единиц на европоддонах, и позволяет использовать универсальные платформы. Разделение на подвиды не проводится.

Сменные кузова. Эта система отличается от перевозок контейнеров тем, что сменный кузов имеет меньшую массу тары и дополнительно оборудуется специальной нижней рамой для установки на железнодорожный подвижной состав, аналогичный тому, что и при системе «ACTS».

Автомобильные транспортные средства.

В укрупненную группу технологий входят роудрейлеры и контрейлеры. В данном случае базовый критерий производит разделение по типу автотранспортных средств на стандартные и специализированные (требующие оснащения специальными устройствами для движения по железной дороге).

Роудрейлеры. Как уже было обозначено ранее, система перевозок данного типа основана на транспортировке автомобильных полуприцепов на железнодорожных тележках. При этом вагоны-платформы не используются. По типу железнодорожного подвижного состава возможны доставка полуприцепов на съёмных двухосных тележках и бимодальные перевозки.

Бимодальные перевозки. Основаны на использовании полуприцепов, оснащённых и автомобильными и железнодорожными колёсными парами. Для движения по автомобильным дорогам рельсовые колёсные пары поднимаются, а автомобильные —опускаются; по железной дороге — наоборот.

Съемные тележки. Отличительной особенностью технологии является наличие специального полуприцепа, оснащённого устройствами для установки на тележки, и имеющего усиленную раму. В остальном он мало отличается от стандартного.

Контрейлеры. По типам автотранспортных средств делятся на: полуприцепы и полные автопоезда (полуприцеп с седельным тягачом). Кроме того, все виды КП делятся на сопровождаемые и несопровождаемые. Хотя речь идет о всех видах, очевидно, что реально данное разделение касается лишь контрейлерных перевозок. К несопровождаемым относятся полуприцепы, к сопровождаемым — полные автопоезда. Следовательно, имеет место дублирование критериев. Последний из них, поскольку он не является составляющей базового критерия, исключается из классификации.

Информация о работе Инновационные методы работы на примере транспортного комплекса