Инновационная система Японии: реформы и современные возможности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 16:41, реферат

Описание работы

До начала 1990-х годов рост инновационных возможностей Японии отчетливо просматривался в статистических данных о расходах на НИОКР, патентовании, количестве научных публикаций, росте производительности труда и т.д. Все имевшиеся показатели свидетельствовали о стабильном увеличении как затрат, так и выпуска НИОКР.

Файлы: 1 файл

реферат по японии.doc

— 1.55 Мб (Скачать файл)

4. Доля университетских расходов на НИОКР, финансируемая промышленностью (%)             

2.9             

3.0 - 3.2             

3.5 - 4.0             

4.5 - 5.5             

6.0 - 8.0             

10 - 15

 

Выпуск             

5. Число патентных заявок (тыс. штук)             

816             

800 - 820             

850 - 900             

900 - 950             

950 - 1000             

950 - 1050

 

Выпуск             

6. Число опубликованных научных работ (тыс.)             

78.5             

75 - 80             

85 - 90             

95 - 100             

100 - 105             

110 - 120

 

Выпуск             

7. Стоимость технологического экспорта (млрд. долл.)             

12.8             

12.0 - 13.0             

15 - 20             

25 - 35             

40 - 50             

60 - 80

 

Выпуск             

8. Доля высокотехнологичной продукции к экспорте (%)             

14.5             

20 - 25             

35 - 40             

40 - 45             

45 - 50             

55 - 60

 

 

 

 

Примечание: данные за 2010 - 2030 гг. (прогнозные оценки автора).

 

Источник: Digest of Japanese Science and Technology Indicators. MEXT, Dec. 2009.

стр. 6

 

Относительно невысокая доля Японии в часто цитируемых работах - свидетельство недостаточной зрелости страны по части первоклассных научных исследований. На 10 ведущих университетов приходится почти половина всех университетских научных публикаций. Сейчас правительство ставит задачу поднять до высшего мирового уровня исследовательские возможности (в разных областях) примерно 30 университетов страны, что является отражением селективного подхода и мобилизационных усилий. При этом для средне- и низкорейтинговых университетов возникает проблема поиска своей ниши.

 

В целях стимулирования инновационной деятельности принимаются меры по совершенствованию системы защиты прав интеллектуальной собственности. В их числе реформа системы подачи патентных заявок, сокращение сроков их рассмотрения, создание специальных групп экспертов при арбитражных судах, учреждение при университетах специальных организаций по лицензированию технологических разработок (Technology Licensing Organizations). Наблюдается активизация усилий Японии по созданию глобальной патентной системы.

 

Приоритеты НИОКР

 

В качестве приоритетных для Японии областей НИОКР в настоящее время выделяются:

 

- науки о жизни (в стране 36 тыс. человек старше 100 лет). В эту область входят создание нового поколения лекарственных препаратов, диагностического и терапевтического оборудования, разработка биоинформационных технологий;

 

- "зеленая энергетика", новые и возобновляемые источники энергии. Япония является одним из мировых лидеров по использованию энергии солнца, ветра, движения океанских волн, геотермальной энергии, биомассы. Меняется отношение к развитию ядерной энергетики. На долгосрочную перспективу выдвигается задача разработки запасов гидрата метана, использования возможностей термоядерного синтеза;

 

- технологии экономии и накопления энергии, в Японии уровень ее потребления на единицу ВВП - уже самый низкий в мире;

 

- информационно-коммуникационные технологии, в частности борьба за мировое лидерство в разработке суперкомпьютеров;

 

- промышленные технологии (микроэлектроника, мекатроника, робототехника), причем ставится задача активного трансфера этих технологий в малые и средние фирмы;

 

- нанотехнологии и новые материалы, которые могут послужить удовлетворению производственных и социальных потребностей;

 

- экотехнологии и защита окружающей среды. Речь идет о снижении (по сравнению с 1990 г.) выброса парниковых газов на 25% к 2020 г. и на 50% - к 2050 г., разработке технологий снижения ущерба от природных катаклизмов, обеспечении лидирующих позиций Японии в изучении процессов глобального потепления;

 

- исследования космоса и Мирового океана (аппараты "Кибо", "Акацуки", "Хаябуса"). Совершенствование космических систем и ракетной техники. Правда, полной информации о космической программе нет.

 

ВЫВОДЫ

 

Анализ японского опыта инновационного развития позволяет сформулировать ряд обобщений и выводов, которые могут быть интересны и полезны для России (табл. 3,4).

 

1. В современных условиях научно-техническая политика становится главным системообразующим элементом в наборе регулирующих социально-экономических мер правительства, а также важнейшим фактором обеспечения комплексной национальной безопасности. В то же время необходимы усилия по повышению роли академического сообщества.

 

2. На ранних стадиях развития и в годы кризисных потрясений научно-технический прогресс может эффективно стимулироваться государством, но его роль должна постепенно снижаться. В Японии роль государства в регулировании зарождения и распространения передовых технологий никогда не подрывала основополагающую рыночную ориентацию и конкурентные принципы экономики. По-прежнему считается, что наиболее мощный источник мотиваций для инноваций формирует рыночная конкуренция.

 

3. Человеческий фактор является решающим в сфере НИОКР. Без достаточно хорошо обученных кадровых ресурсов чрезвычайно трудно ассимилировать даже те иностранные технологии, которые свободно доступны на мировых рынках.

 

4. Лишь открытая инновационная система позволяет использовать все выгоды глобализации мирохозяйственных связей.

 

5. Внедрение новых технологий на "целинную землю", не обремененную историческими традициями развития, может дать существенные экономические преимущества.

стр. 7

 

Таблица 3. Основные проекты по продвижению в Россию японских компаний в 2010 г. (апрель 2010 г.)

Проекты             

Краткое описание

 

Выход на российский банковский рынок компании "Эс-Би-Ай Холдинга" (Москва, февраль 2010 г.)             

Компания "Эс-Би-Ай Холдингз", являющаяся лидером в области Интернет-банкинга в Японии, приобрела 50% акций "Обибанка" (аффилирован с компанией "Метрополь", активы - 9.7 млрд. руб., 184-е место среди банков России). Это второй случай выхода на российский банковский рынок иностранного банка после начала экономического кризиса.

 

Церемония закладки первого камня в строительство шинного завода компании "Иокогама Раббер" (Липецкая область, март 2010 г.)             

Общий объем инвестиций - 140 млн. долл. США (первая стадия). Годовой объем производства (предполагаемый) - 3 млн. шт. шин (с 2011 г.) Проект прихода компаний в СЭЗ.

 

Открытие первого в России магазина компании "Юникло" одного из лидеров ритейла одежды (Москва, апрель 2010 г.)             

Компания "Юникло", один из лидеров Японии среди брэндов модной одежды, открыла магазин в Москве. В течение 3 лет в дальнейшем планируется расширить сеть компании в Москве до 10 магазинов. Российский персонал магазинов обучается в Японии и предоставляет обслуживание в японском стиле.

 

Церемония завершения строительства автомобильного завода компаниями "Мицубиси Мотор" и альянсом "Пежо-Ситроен" (Калужская область, апрель 2010 г.)             

Общий объем инвестиций - 470 млн. евро (в том числе компания "Мицубиси Мотор" - 30%). Годовой объем производства (предполагаемый по всей группе компаний) -160 тыс. шт.

 

Церемония завершения строительства завода по производству строительной техники компании "Комацу" (Ярославская область, июнь 2010 г.), официальное открытие - сентябрь 2010 г.             

Общий объем инвестиций - 850 млн. иен (около 85 млн. долл. США). На заводе будет производиться строительная техника, необходимая для совершенствования инфраструктуры в России.

 

 

 

 

6. В отличие от многих других государств в Японии прикладные дисциплины никогда не рассматривались как менее значимая и престижная сфера человеческой деятельности, нежели наука. Техническим дисциплинам, инженерной работе, в том числе непосредственно в цехах, здесь по-прежнему придается первостепенное значение.

 

7. Основным средством повышения технического уровня производства в Японии долгое время считалась покупка лицензий, а не прямой импорт техники и технологий в форме иностранных инвестиций. Это означало, что приоритет отдавался освоению знаний, процессов, а не приобретению конечного продукта. Преобладание среди менеджеров японских компаний специалистов с инженерной подготовкой обеспечивало высокую восприимчивость к новым техническим идеям и методам организации производства.

 

8. Правительство Японии использовало различные рычаги давления на компании с тем, чтобы обеспечить передачу технологических знаний от крупных компаний к мелким и от ключевых фирм субподрядчикам с целью выравнивания условий конкуренции в отдельных отраслях.

 

9. Важную роль в инновационном развитии Японии сыграла традиционная этика производственных отношений и уникальные системы мотивации труда, основанные на конфуцианских ценностях. В компаниях целенаправленно создавалась атмосфера гармонии, что обеспечивало стимулы для конструктивной коллективной работы. Рабочие активно и эффективно участвуют в контроле за технологическими процессами и качеством продукции, что особенно важно для системы массового производства.

 

10. С точки зрения технологического развития огромную роль играют рядовые потребители, которые постоянно требуют улучшения характеристик и большей сложности товаров, которые они покупают. Цикл "наука-технология-производство" всегда продлевался до потребителя, благодаря чему в схему включалась важная для НИОКР обратная связь.

 

11. Политика технологической имитации не может проводиться в вакууме, без целенаправленных усилий потоки технологии не идут от более высоких уровней к низшим. Никакие попытки имитации не могут стать успешными без солидной поддержки со стороны отечественной

стр. 8

 

Таблица 4. Результаты японо-российских межправительственных консультаций по экономическим и другим вопросам в период после 2009 г. и дальнейшие планы

Мероприятия             

Краткая информация о результатах

 

1. Экономическая область в целом

 

(1) Встреча сопредседателей Японо-Российской межправительственной комиссии по торгово-экономическим вопросам (Москва, декабрь 2009 г., Токио, апрель 2010 г.)             

Председатель с японской стороны - министр иностранных дел К. Окада, председатель с российской стороны - министр торговли и промышленности Христенко В. Б.

 

Обсуждались крупномасштабные проекты на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири. Достигнуто согласие о повышении статуса Подкомиссии по торговле и инвестициям до уровня заместителей министров (декабрь 2009 г.)

 

Подтверждена приоритетная работа в направлении конкретного продвижения проектов сотрудничества, предложенных на правительственном уровне (апрель 2010 г.)

 

(2) Заседание Подкомиссии по торговле и инвестициям (Токио, март 2010 г.)             

Председатель с японской стороны - заместитель министра иностранных дел Ё. Отабэ, председатель с российской стороны - заместитель министра экономического развития Слепнев А. А. Первое заседание после повышения статуса до уровня заместителей министров.

 

2. Приоритетные направления модернизации экономики

 

(1) Японо-Российский совместный комитет по энергоснабжению (Токио, март 2010 г.)             

Достигнуто согласие о составлении плана действий.

 

(2) Японо-Российская комиссия по научно-техническому сотрудничеству (Москва, март 2010 г.)             

Принят план научно-технического сотрудничества, включающий 24 проекта в регионах Дальнего Востока и Восточной Сибири, 33 проекта по 5 приоритетным направлениям.

 

3. Отдельные экономические области

 

(1) Заседание Межведомственной рабочей группы по японо-российскому сотрудничеству в области транспорта (Токио, октябрь 2009 г.)             

Консультации о конкретных способах активизации грузоперевозок по Транссибирской железнодорожной магистрали

 

(2) Заседание Комитета по укреплению японо-российского сотрудничества в сфере туризма (Москва, март 2010 г.)             

Консультации по вопросам работы, нацеленной на рост числа туристов между Японией и Россией. В 2010 г. Россия была определена как страна с важным рынком в рамках кампании Visit Japan (13-й по счету) в целях увеличения числа российских туристов, посещающих Японию.

 

4. Сотрудничество на международной арене

 

(1) Заседание Японо-Российской рабочей группы по вопросам мира и стабильности в Афганистане (Москва, февраль и март 2010 г.)             

В ходе встречи министров иностранных дел Японии и России в декабре 2009 г. было достигнуто согласие о начале диалога по данному вопросу.

 

В феврале российская сторона предложила 5 проектов в качестве возможных для сотрудничества.

 

(2) Трехсторонняя встреча японских, американских и российских экспертов (1-я) (Вашингтон, март 2010 г.)             

Лидеры Японии и России договорились о ее проведении в ходе японо-российской встречи на высшем уровне в июле 2009 г. Организаторы - Японской исследовательский институт международных проблем (Япония), Центр стратегических и международных исследований (США), ИМЭМО РАН (Россия). На 1-й встрече авторитетные эксперты Японии, США и России провели дискуссию по теме "Вызовы безопасности в Северо-Восточной Азии".

 

 

 

стр. 9

 

науки и технологии, без их параллельного самостоятельного развития. В Японии преобладал интеграционный процесс, который соответствует понятию адаптивной созидательности.

 

12. Без поддержки со стороны фундаментальной науки и пионерных исследований невозможно генерирование непрерывного потока инноваций, созидание новых рыночных потребностей, взращивание новых отраслей и производств.

 

13. В современных условиях гражданские инновации стали значительно более трудным процессом, чем разработка военно-космической техники и технологии. Должно быть учтено (причем одновременно) огромное число разных параметров и требований: безопасность, экономичность, надежность, простота эксплуатации и обслуживания, конкурентоспособность, экологические нормативы. Многие из них нет необходимости принимать во внимание в случае военного применения. Без специальных и дорогостоящих исследований по стыковке, стимулирующее воздействие военных НИОКР на гражданские фактически приближается к нулю. Япония столкнулась с трудным вызовом со стороны гражданской технологии и овладела всеми атрибутами ее системной разработки.

Информация о работе Инновационная система Японии: реформы и современные возможности