Инновационная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2015 в 14:04, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях проблемы формирования и реализации на практике эффективной бюджетной политики в масштабах всей страны в целом и на субфедеральном уровне приобретают особую значимость. Последний аспект является сейчас наиболее важным. Финансовая стабильность такой огромной страны, как Россия, будет гарантирована только при условии финансового благополучия ее многочисленных территорий.

Содержание работы

стр.
Введение
3
Глава 1. Современная бюджетная политика и принципы ее построения в новых условиях

4
1.1. Современная бюджетная политика
4
1.2. Принципы построения
4
1.3. Бюджетная политика Российской Федерации и направления ее совершенствования

13
1.4. Совершенствование межбюджетных отношений
15
1.5. Основные задачи для повышения эффективности и результативности бюджетной политики

17
Глава 2. ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
22
2.1 Основные цели и задачи государственной инновационной политики

22
2.2 Сущность государственной инновационной политики в России
31
Заключение
36
Список литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по экономической безопасности.docx

— 58.70 Кб (Скачать файл)

Механизмы финансово-кредитной политики включают в свой состав следующие основные элементы:

-  создание благоприятных  условий для финансово-кредитных  учреждений и страховых компаний, работающих в рамках корпоративных  структур (в том числе финансово-промышленных  групп), в целях финансирования  инноваций и страхования кредитных  рисков, связанных с освоением  инновационной продукции;

- применение возвратного финансирования высокоэффективных прикладных инновационных разработок, имеющих высокую экономическую эффективность;

-  развитие венчурного  инвестирования;

-  разрешение государственным  предприятиям - научным организациям, прошедшим государственную аккредитацию, использовать полученные при  продаже научно-технической продукции  на основе лицензионных соглашений  средства (за вычетом прямых расходов  и авторских вознаграждений) на  научно-технические цели (выполнение  научно-исследовательских и опытно-конструкторских  работ, закупка спецоборудования  и т.д.) в качестве целевого  финансирования;

-  создание механизма  реструктуризации и погашения  задолженности научно-исследовательским  организациям и промышленным  предприятиям (в первую очередь, оборонной промышленности) по средствам  национального бюджета, образовавшейся  вследствие государственного недофинансирования;

-  финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических  работ, инновационных проектов, связанных  с развитием высокотехнологичных  направлений;

-  поддержка и стимулирование  инвесторов, вкладывающих средства  в наукоемкое высокотехнологичное  производство, а также организаций  различных форм собственности (в  период освоения ими инноваций);

-  развитие лизинга  наукоемкого уникального оборудования  и приборов;

-  введение нелинейной  амортизации для иностранных  инвесторов (когда в первые годы  после приобретения основных  средств списывается большая  часть их стоимости), производящих  инновационную продукцию по международным  коммерческим контрактам;

-  оказание финансовой  поддержки патентной и изобретательской  деятельности, содействие в охране  интеллектуальной собственности  и поддержании прав на нее  в странах СНГ и за рубежом;

-  совершенствование конкурсной  системы отбора инновационных  проектов и их исполнителей, повышение  удельного веса реализации в  отраслях экономики относительно  небольших и быстро окупаемых  инновационных проектов;

-  оказание содействия  в участии малого предпринимательства  в конкурсах по реализации  инновационных программ и проектов  за счет бюджетных средств.

Важным шагом в обеспечении условий для перехода к инновационному варианту развития совместной деятельности государств Содружества в научно-технологической сфере может стать создание Межгосударственного фонда поддержки инновационной деятельности в научно-технологической сфере под эгидой Экономического совета СНГ (далее - Фонд), который мог бы выполнять организационно-экономические функции, представлять на рассмотрение Экономического совета СНГ крупные проекты, требующие государственной поддержки.

По рекомендации Фонда должно осуществляться кредитование малых предприятий и венчурных фирм, участвующих в реализации межгосударственных инновационных программ и проектов.

Отличительной особенностью образования этого Фонда в качестве межправительственной некоммерческой организации от ранее созданных в рамках Содружества структур являются два следующих фактора. Во-первых, начальное формирование финансовых средств, которое будет происходить за счет средств, предоставляемых государствами-участниками Фонда на добровольной основе единовременно на возвратной основе в форме долгосрочного целевого льготного кредита. Во-вторых, расходование всех финансовых поступлений, которое будет осуществляться только на реализацию межгосударственных программ и проектов под контролем Наблюдательного совета Фонда.

В перспективе механизмы, регулирующие инновационную деятельность, могут предусматривать налоговые преференции.

В составе этих механизмов должно быть также предусмотрено принятие законодательных и нормативно-правовых актов, учитывающих особенности налогообложения и налоговые льготы для предприятий и организаций.

Необходимо также:

-  создание благоприятных  условий для инвестирования средств  в целях осуществления инноваций  и развития инновационной деятельности (лизинг);

-  размещение государственного  заказа на закупку продукции, созданной в результате инновационной  деятельности;

-  осуществление мер  по поддержке отечественной инновационной  продукции на международном рынке  и развитие внешнеэкономической  деятельности;

-  поддержка сбора и  распространение информации об  инновационных потребностях и  результатах научно-технической  и инновационной деятельности;

-  государственную поддержку  подготовки, переподготовки и повышения  квалификации кадров, осуществляющих  инновационную деятельность.

В связи с развитием и расширением рынка научно-технической продукции первоочередное значение приобретают механизмы вовлечения интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот. Для этого необходимо на законодательном уровне в целях стимулирования создания, охраны и использования интеллектуальной собственности при осуществлении инновационной деятельности закрепить соответствующие положения, направленные на регулирование:

-  авторов и работодателей;

-  налогообложения физических  и юридических лиц;

-  деятельности национальных (государственных) органов управления, в частности, патентных ведомств;

-  отношений в области  морального стимулирования.

Необходимы оценка интеллектуальной собственности предприятий и ее инвентаризация с постановкой на баланс в виде нематериальных активов, уточнение финансово-экономических механизмов обращения и бухгалтерского учета, создание механизма управления интеллектуальной собственностью, созданной с участием государства. Формирование рынка интеллектуальной собственности и вовлечение в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности требуют законодательного обеспечения. Следует разработать механизмы использования интеллектуальной собственности в качестве вклада в совместно создаваемые предприятия по производству новой продукции.

Институциональные преобразования должны быть направлены прежде всего на развитие высокотехнологичных производств в отраслях промышленности за счет:

- объединения узкоспециализированных научных и проектных организаций, ведущих научные исследования и разработки в интересах преимущественно одного заказчика, в единую научно-промышленную структуру;

- образования центров науки и высоких технологий на основе крупных научных организаций, занимающих лидирующее положение в соответствующих областях науки и техники;

- реструктуризации части отраслевых научно-исследовательских и проектных институтов в инжиниринговые фирмы с развитой финансово-экономической, маркетинговой и коммерческой инфраструктурой;

- формирования совместно с вузами инновационно-технологических центров, инновационно-промышленных комплексов, технологических и научных парков, ориентированных на производство и реализацию наукоемкой продукции с привлечением национальных и иностранных инвестиций и использованием как национальной, так и зарубежной торговой сети;

- создания инфраструктуры малого бизнеса для обслуживания программ по реализации высоких технологий, а также создания базовых региональных и межрегиональных инновационно-технологических центров передачи технологий для обеспечения связи малых предприятий с крупным производством;

- развития информационной сети для инновационной и инвестиционной деятельности, на базе которой развить систему экспертизы технологий и ноу-хау на предмет патентной чистоты и конкурентоспособности;

- внешнеэкономической поддержки, предусматривающей создание условий для формирования совместных с иностранными партнерами предприятий по выпуску отечественной наукоемкой продукции и реализации ее на внутреннем и внешнем рынках, обеспечения рекламы за рубежом, совершенствования выставочно-ярмарочной деятельности, вхождения в международные информационные системы для обмена информацией по высоким технологиям;

- учреждения региональных венчурных инновационных фондов;

- развития информационной инфраструктуры, поддержания сети научно-технических библиотек,

- оказания содействия инновационным организациям в доступе к информационным сетям и базам данных.

Механизмы в сфере образования должны предусматривать:

- широкое использование новых образовательных и информационных технологий, совершенствование научно-методического обеспечения учебного процесса, улучшение качества подготовки специалистов и повышения квалификации педагогических кадров в области инновационной деятельности;

- на базе высших учебных заведений подготовку и переподготовку кадров в области инновационной деятельности, обеспечивающих повышение инновационной активности организаций и коммерциализацию результатов научных исследований, также развитие системы подготовки менеджеров для инновационной деятельности в научно-технологической сфере и учреждений дополнительного профессионального образования;

- совершенствование системы финансирования научно-технической, инновационной деятельности и социальной сферы научных и учебных заведений в области образования, привлечение для этих целей дополнительных внебюджетных финансовых средств;

- участие научно-педагогических работников вузов системы в создании наукоемких технологий, в том числе технологий двойного назначения, инновационной продукции и повышении конкурентоспособности производства.

Механизмы в сфере экспорта призваны создать условия для ускоренного роста экспорта продукции обрабатывающих отраслей промышленности - машин и оборудования, высокотехнологичных и наукоемких изделий, услуг, в том числе за счет:

- регулирования вопросов кредитования с участием государства ориентированных на экспорт проектов, программ освоения наукоемкой и высокотехнологичной продукции, закупок для развития экспортного производства оборудования, сырья, материалов, комплектующих и запасных частей;

- координации вопросов тарифного и нетарифного регулирования экспорта высокотехнологичной продукции производителей стран СНГ, конкурентоспособной по отношению к аналогичной продукции иностранных производителей.

Таможенные механизмы должны обеспечивать функционирование гибкой системы таможенного регулирования, направленной на защиту национального производителя готовой высокотехнологичной продукции стран СНГ, включая:

- обеспечение мер по ускорению таможенного оформления технологического оборудования, находящегося на складах временного хранения и таможенных складах;

- расширение практики применения особого режима свободного таможенного склада для производств, осваивающих новую высокотехнологичную наукоемкую продукцию, в целях привлечения в эти производства иностранных инвестиций.

2.2 Сущность государственной  инновационной политики в России

В настоящее время инновационная деятельность в России переживает трудные времена. Это связано с тем, что до начала реформ крупномасштабные инновации осуществлялись государством. Поэтому специфика сложившейся на сегодняшний день ситуации заключается в том, что в стране имеются значительные технологические заделы, уникальная научно-производственная база и высококвалифицированные кадры, но в то же время в связи с общим экономическим упадком существует крайне слабая ориентация этого инновационного потенциала на реализацию научных достижений.

Основные трудности в реализации инновационного потенциала связаны как с ограниченностью бюджетного и внебюджетного финансирования, в т.ч. заемных и привлеченных средств, так и с нехваткой собственных средств у организаций, поскольку спад производства и постоянный дефицит денежных средств у организаций не оставляют ресурсов для инновационной деятельности. В связи с этим в последние годы в стране резко упала инновационная активность промышленных предприятий и в ближайшее время не прогнозируется ее существенного роста.

Однако дефицит средств является не единственным фактором спада инновационной активности. Особого внимания и совершенствования также требует инновационная инфраструктура (страхование рисков, венчурные фонды и т.д.), т.е. все то, без чего нельзя обеспечить рост инновационной активности.

Все эти и многие другие проблемы призвана решать инновационная политика государства, главной задачей которой является обеспечение увеличения валового внутреннего продукта страны за счет освоения производства новых видов продукции и технологий, а также расширения рынков сбыта отечественных товаров.

Информация о работе Инновационная политика государства