Инновации в малом бизнесе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 15:47, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть и изучить инновационную деятельность малого бизнеса, а также особенности инновационного состояния организаций малого бизнеса в России.
Исходя из поставленной цели, были выделены следующие задачи :
- дать характеристику инновационной деятельности;
- рассмотреть иннновационную деятельность в организациях малого бизнеса;
- проанализировать организацию инновационной деятельности малого бизнеса в России.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………… 3
1. Характеристика инновационной деятельности……………………4
1. 1 Определение и виды инноваций……………………………………...4
1.2 Организация инновационной деятельности на предприятии……….6
2. Инновации в малом бизнесе…………………………………………9
2.1 инновационная стратегия в малом бизнесе……………………… .. 9
2.2 Влияние инноваций на развитие малого бизнеса в России……….11
Заключение……………………………………………………………...16
Список литературы…………………………………………………….17

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 40.18 Кб (Скачать файл)

- Наступательная – желание быть  первым на рынке.

Эта стратегия предполагает высокую квалификацию и большую организаторскую работу.

В промышленно развитых странах  успешное  предприятие отмечают

символом модели «7 S» , определяющее успешное решение 7 задач :

1) стратегия;

2) структура;

3) система;

4) кадровая политика;

5) подготовленность, умение;

6) стиль (атмосфера);

7) определение основных целей.

"Выбор оптимального  плана осуществляется в виде  функции воздействия внешних  и внутренних факторов. Необходимая  для этого аналитическая работа  распространяется на внешние  экономические, общественные, культурные, политические, естественные условия  и возможности, а также на  внутренние изменения, на слабые  пункты организации и на формирование  готовности и способности к  инновационному развитию. Следовательно,  стратегия означает программу,  постоянно учитывающую перспективную  цель, выбор путей и средств,  ведущих к достижению установленной  цели, которые выделяются посредством  итерации между целью и ситуацией  на данный момент в ведущем  к ней процессе".

 

2.2 Влияние инноваций на  развитие малого бизнеса в  России

 

Программа социально-экономического развития России содержит правильные подходы на среднесрочный период. Борьба с бедностью и повышение  ее эффективности, реформы образования  и здравоохранения, формирование инноваций  в регионах – все правильно. Однако, до сих пор не уделяется достаточное  внимание  развитию малого бизнеса.

В тоже время, темпы роста  малого бизнеса в России увеличиваются. Об этом свидетельствуют исследования, проведённые Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП.). Несмотря на успехи, достигнутые в развитии малого инновационного  предпринимательства, в современной России  этот важнейший сектор экономики не оказывает столь существенного влияния на социальное и экономическое развитие общества, как в промышленно развитых странах Западной Европы, Америки и Юго-Восточной Азии, где на его долю приходится до 60% валового национального продукта.  Развитие малого бизнеса в различных регионах происходит неравномерно. Любой регион заинтересован в увеличении темпов своего экономического и социального развития, поэтому возникает необходимость внедрения инноваций на предприятиях малого и среднего бизнеса.

        Малый бизнес выступает важным фактором, обеспечивающим динамическое развитие предпринимательской деятельности, а также необходимым условием функционирования инновационной экономики. Особенно в той части малых предприятий, которые являются инновационно активными. Их деятельность направлена на создание инновационного продукта, успешную их коммерциализацию. Малые инновационные предприятия должны открывать новые сегменты рынка, осваивать и внедрять новые продукты и технологии, быть главными поставщиками продукции, тем самым, повышая наукоёмкость и конкурентоспособность производства и способствуя формированию нового технологического уклада. Приоритетным полем деятельности малых фирм являются наукоёмкие отрасли. К характерным особенностям таких отраслей относятся: высокие темпы роста и заработная плата работающих; крупные объёмы экспорта, а главное, высокий инновационный потенциал. Наукоёмкие отрасли основываются на высоких технологиях, а это требует, чтобы потенциал отрасли относился к технологическому укладу высокого уровня. Наукоёмкость отрасли можно измерить как отношение затрат на НИОКР к объёму сбыта отрасли, либо как отношение к объёму сбыта численности учёных, вовлечённых в инновационный процесс. Одна из важнейших функций государства в условиях рынка – свобода личности, предпринимательства и собственности. Государство должно формировать приоритеты в инновационной и научной сферах.

В настоящее время Россия участвует  в международной инновационной  деятельности только как поставщик  высококвалифицированных кадров, так  как в стране отсутствует спрос  на научные разработки. В целом  инновационная деятельность в нашей  стране развивается противоречиво. В последние годы российская промышленность почти не предлагает новых технологий для выхода на мировой рынок. Почти  все отрасли активно закупают за рубежом чужие ноу-хау, занимаясь  имитацией западных производственных стандартов и их освоением.

В России сегодня стоит проблема не только создания, но и внедрения инноваций. Большинство российских предприятий занимаются инфраструктурными, организационными и маркетинговыми изменениями. Наиболее активно инновации применяются в сфере сбыта − перенимаются новые для нас формы предоставления потребителю продукта, новые стили обслуживания. Такая деятельность имеет минимальную наукоемкость .2

«Доля Россия на мировом рынке высоких технологий в настоящее время менее полпроцента - страна по абсолютному объему экспорта высокотехнологичной продукции не уступает разве что странам экваториальной Африки. Причина банальна: платежеспособный спрос на исследовательские работы и научно-техническую продукцию не только со стороны бизнес-структур, но и государства минимален».3

В России малые инновационные  предприятия(МИП) начали появляться в  начале 90-х годов в ходе приватизационной кампании, когда из отраслевых НИИ  стали организовываться малые предприятия, стремящиеся использовать свой интеллектуальный потенциал для «выживания» в  условиях стихийно образованного рынка. Постепенно их количество сокращалось, что было связано с разорением многих МИП из-за низкого спроса и сложностей выхода на рынок с  новой продукции. Однако с конца 90-х годов, стали появляться новые  МИП, которые создавались и как  компании, ведущие исследовательские  разработки для крупных компаний, и как самостоятельные компании, которые выводили на рынок собственные  разработки, часто являющиеся отечественными аналогами западных продуктов, но имеющие  более привлекательную цену. Роль сектора малого предпринимательства  в инновациях многогранна: с одной  стороны, он обеспечивает инновационные  процессы в экономике, способствуя  совершенствованию производства и  управления, с другой - будучи непосредственно  вовлеченным в производство наукоемкой продукции (услуг), порождает спрос  на новые разработки, обеспечивая  непрерывный прогресс. В значительной мере преимущества малых предприятий относятся и к инновационной сфере, что проявляется в следующем:

                - в малых формах предпринимательства создаются наиболее

благоприятные условия для  творчества, которое само по себе носит  индивидуальный характер;

           - творческая деятельность по природе своей чужда излишней организованности, иерархичности, характерной для крупных предприятий, в то же время ей свойственно стремление к свободе, которая является важным условием достижения ожидаемых результатов;

             - в малых предприятиях изобретатель, собственник и менеджер зачастую выступают в одном лице, что практически в значительной мере снимает основное противоречие корпоративного управления;

              - производственную деятельность малых инновационных предприятий отличает их узкая предметная специализация, что предполагает концентрацию усилий и средств на заключительных стадиях создания нововведения и на первых этапах его распространения. Это означает, что фактически предприятие начинает научно-производственную деятельность сразу с опытно-конструкторских разработок, цель которых- достичь высокой технологичности изделия и быстро наладить его промышленное изготовление;

         - удельные затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы у малых высокотехнологических предприятий нередко в несколько раз превышают аналогичный показатель крупных предприятии, что способствует их более быстрому и эффективному появлению на рынке инноваций;

         - изобретательским группам малых предприятий довольно часто приходится работать в областях, в которых исследователи не являются профессионалами из-за ограниченности предприятия в людских ресурсах, так как небольшое предприятие не в силах привлекать специалистов в различных отраслях деятельности, а это часто способствует возникновению новых оригинальных новаторских идей и нового подхода к решению проблем ;

 - новые информационные технологии создают малым предприятиям благоприятные условия функционирования, ранее возможные только в рамках крупных предприятий.4

Одной из ключевых проблем  развития малого предпринимательства  в России является, отсутствие правовой основы для малого инновационного бизнеса, а также неустойчивость и незавершенность  законодательной базы в области  налогового регулирования, которое  все еще остается противоречивым и сложным. Это приводит к ситуации, когда только одна треть из зарегистрированных предприятий полноценно и легально осуществляют свою предпринимательскую  деятельность. Основной причиной того, что на малых предприятиях в большинстве  случаев используют обычные или  незначительно усовершенствованные  технологии и лишь в 10% случаев применяются  достаточно уникальные разработки, является неразвитость системы страхования  и гарантий при реализации инновационных  проектов в наукоемких малых производствах. Совершенно очевидно, что полноценное развитие малого бизнеса невозможно без решения проблемы его финансового обеспечения. В соответствии со стратегией РФ в области развития науки и инноваций важной задачей является создание благоприятных условий для развития малого инновационного бизнеса, в первую очередь дальнейшее развитие:

   - финансовых институтов, обеспечивающих непрерывность финансирования бизнес проектов на всех стадиях инновационного цикла, прежде всего «посевых» и венчурных технологических фондов;

- технологической инфраструктуры, включающей технико-внедренческие  зоны, технопарки, инновационно-технологические  центры, бизнес-инкубаторы, инжиринговые  центры, центры трансфера технологий  и т.п.

Заключение:

 

Таким образом, роль инноваций  в развитии не только малого предпринимательства, но и бизнеса в целом, огромна. Только инновационный путь развития способствует экономическому росту.

Активное использование  инноваций в организациях малого бизнеса приводит к ускоренному  росту их эффективности,  конкурентноспособности, освоению новых рынков.

В данной работе рассмотрена  и проанализирована сущность инновационнной деятельности, а также состояние  инновационной деятельности организаций  малого бизнеса в России. Раскрыты основные проблемы в развитии инновационной  деятельности малого бизнеса в России.

Подводя итог данной работы, можно сделать следующий вывод:  

современные организации  для обеспечения конкурентных преимуществ  и постоянной максимизации прибыли должны использовать, прежде всего, стратегию инновационного развития. Данная стратегия способна обеспечить устойчивость организации во внешней среде и сохранение ее потенциала в случае каких-либо изменений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы :

 

1. Асаул А.Н. Национальная стратегия инновационного развития // Экономическое возрождение России, 2010, № 1 (23).

2. Бовин А.А. Управление инновациями в организации / Бовин А.А., Чередникова Л.Е., Якимович В.А. - М.: Омега-Л, 2008.

3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: 2-е издание, учебник. - М.: “Фирма Гардарика”, 1996

4. Инновационный менеджмент/Под ред. Оголевой Л.И. - М.: Изд-во «ИНФРА-М», 2006.

5. Коротков Э. М. Концепция менеджмента. - М.: Дека, 2003г.;

6. Круглова Н.Ю. Инновационный менеджмент. - М.: Изд-во «РДЛ», 2001.

          7. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент - М.: Изд-во «ИНФРА-М», 2004.

8. Оголева Л.Н., Радиковский В.М. и др. Инновационный менеджмент: Учеб. Пособие. - М.:ИНФРА-М, 2001г.;

9. Опалева О.И., Черенкова  Ю.В. Инновационный потенциал  Российского предпринимательства  // Финансы и кредит. - 2009. - № 4. −  С. 20-28.

         10. О. М. Хотяшева «Инновационный менеджмент».-Учебное пособие 
.2 издание Питер, 2006 г.

11. Основы инновационного менеджмента. Теория и практика/Под ред. Завлина П.Н., Казанцева А.К., Мендели Л.Э. - М.: Экономика, 2000.

12. Павленко И.М. Инновационная деятельность предприятия как реализация инновационного процесса в масштабах всей страны // Матер. XII региональной науч.-техн. конф. «Вузовская наука − Северо-Кавказскому региону». Т.3. Экономика. - Ставрополь: СевКавГТУ, 2008.

 

13. Постановление Правительсвтва РФ от 24 июня 1998 г. №832 «О концепции инновационной политики РФ на 1998-200гг.» // О науке и инновациях. Основные нормативные акты. Нормативный сборник. М.: Буквица, 1998.

          14. Фатхутдинов Р. А. «Инновационный менеджмент».- Учебник для вузов; Издательство Питер, 2006 г.

16. Шаборкина Л. Управление проектами как элемент инновационного менеджмента. - Российский экономический журнал, 1996, № 1, с. 56-59.

17. http://smallbusinesses.ru/

          18. http://www.creativeconomy.ru/

19. http://www.uecs.ru/index.php

1 Постановление Правительсвтва РФ от 24 июня 1998 г. №832 «О концепции инновационной политики РФ на 1998-200гг.» // О науке и инновациях. Основные нормативные акты. Нормативный сборник. М.: Буквица, 1998.

2  Павленко И.М. Инновационная деятельность предприятия как реализация инновационного процесса в масштабах всей страны // Матер. XII региональной науч.-техн. конф. «Вузовская наука − Северо-Кавказскому региону». Т.3. Экономика. − Ставрополь: СевКавГТУ, 2008. − 247 с.

3 Опалева О.И., Черенкова Ю.В. Инновационный потенциал Российского предпринимательства // Финансы и кредит. − 2009. − № 4. − С. 20-28.

4 .Асаул А.Н. Национальная стратегия инновационного развития // Экономическое возрождение России, 2010, № 1 (23).

 


Информация о работе Инновации в малом бизнесе