Инновации как объкт управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 09:40, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение инноваций как фактора повышения конкурентоспособности предприятия.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы инноваций……………………………………5
1.1. Понятие и сущность инновации……………………………………………5
1.2. Виды инноваций…………………………………………………………….8
1.3. Роль инноваций в развитии мирового сообщества……………………..10
Глава 2. Основные направления развития инноваций в России……………19
2.1. Инновационный путь развития: понятие, задачи и основные характеристики…………………………………………………………………..19
2.2. Стратегия перехода на инновационный тип развития…………………21
Заключение………………………………………………………………………29
Список использованной литературы…………………………………………31

Файлы: 1 файл

Инновации как объект управления.doc

— 132.00 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы инноваций……………………………………5

1.1. Понятие  и сущность инновации……………………………………………5

1.2. Виды инноваций…………………………………………………………….8

1.3. Роль инноваций  в развитии мирового сообщества……………………..10

Глава 2. Основные направления развития инноваций в России……………19

2.1. Инновационный  путь развития: понятие, задачи  и основные характеристики…………………………………………………………………..19

2.2. Стратегия перехода на инновационный тип развития…………………21

Заключение………………………………………………………………………29

Список использованной литературы…………………………………………31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность данной темы заключается в том, что развитие рыночных отношений значительно повлияло на темпы и характер научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектно-изыскательских работ, на разработку и внедрение инноваций, как основы экономического роста, повышения конкурентоспособности организаций и экономики в целом.

Инновационное развитие организации  в современных условиях — неотъемлемая часть ее основной деятельности, так как способствует повышению уровня конкурентоспособности продукции и организации в целом. Последнее, в свою очередь, отражается на показателях прибыли и эффективности производства. Опыт промышленно развитых стран показывает, что роль инноваций в экономике велика. Они как проявление НТП помогают изменять и совершенствовать не только товары и услуги, но и систему управления организациями, приводя ее в соответствие с требованиями современной среды. Таким образом, инновации в организации — форма проявления научно-технического прогресса на микроуровне.

На федеральном уровне создается  государственный венчурный фонд, получивший рабочее название российского  инвестиционного фонда технологий и инноваций. Фонд должен представлять собой акционерное общество открытого типа, 76% акций которого принадлежат государству, а 24% — зарубежным инвесторам. Ведутся переговоры по привлечению к проекту венчурных подразделений крупнейших мировых IT-компаний.

Целью данной работы является изучение инноваций как фактора повышения конкурентоспособности предприятия.

Для определения цели, поставлены следующие задачи:

- сформулировать представление  о теоретических основах управления инновациями;

- изучить инновационную деятельность как объект управления;

- рассмотреть планирование инновационной деятельности.

Объектом исследования данной курсовой работы является инновационная сфера деятельности российских предприятий.

Предметом данного исследования является внедрение и коммерциализация инноваций.

Структура курсовой работы: данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Во введении дается общая характеристика курсовой работы.

В первой главе «Теоретические основы инноваций» рассматриваются понятия, виды и роль инноваций в целом.

Во второй главе «Основные направления развития инноваций в России» рассматривается инновационный путь развития.

В заключении сформированы основные выводы по выполненной работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  основы инноваций

 

    1. Понятие и сущность инновации

 

Инновации стали промышленной религией 20 века. Для бизнесмена они являются основным средством повышения прибылей, ключом к новым рынкам сбыта. Правительства  делают ставку на инновации, когда пытаются преодолеть экономический кризис. Приоритеты инновационного развития давно заменили популярную в послевоенные годы концепцию "благополучной экономики".

Однако до сих пор  так и не было сформулировано четкое определение инновации, не было придумано  единой системы оценки инноваций. Обычно под инновацией понимают создание новой улучшенной продукции или производственного процесса. С другой стороны инновацией является и использование более дешевого сырья для производства уже известного товара, изменение маркетинговой политики, выход на новые рынки или новый уровень сервиса.

Кардинальные преобразования, происходящие сегодня в России, затрагивают  все сферы деятельности, не исключая и такую важнейшую как научно - техническая политика. Проблема эффективного использования достижения науки  и техники не исчезает в ходе осуществления рыночной реформы. Напротив, для многих российских предприятий, столкнувшихся с новым для них вопросом конкуренции, выживаемости в новых условиях рынка, именно инновационная деятельность, ее результаты являются главным условием успеха и эффективности. Поэтому участники рыночных отношений, прежде всего те из них, которые занимаются производством, для обеспечения своей текущей и перспективной конкурентоспособности обязаны самостоятельно и целенаправленно формировать и осуществлять научно-техническую политику.

Инновации подразумевают освоение новой продуктовой линии (то есть совокупность контрактов на сбыт продукта и снабжение покупными ресурсами, а также необходимых материалов и нематериальных активов), основанной на специально разработанной оригинальной технологии, которая способна вывести на рынок продукт, удовлетворяющий не обеспеченные существующим предложением потребности. Новая технология может также сделать, в силу своей повышенной производительности, доступным для потребителей существенно большее количество известного им продукта.

В зависимости  от предмета исследования и объекта инновации рассматриваются, как:

  • система (Н.Лапин, Й. Шумпетер);
  • изменение (Ф. Валента, Ю. Яковец, Л. Водачек и др.);
  • процесс (Б. Твисс, А. Койре, И. Пинингс, В. Раппопорт, В. Кабаков, Г. Гвишиани и др.);
  • результат (А.Левинсон, С. Бешелев, Ф.Гурвич).

Инновацию не следует ограничивать только сферой предпринимательской деятельности. Нововведения, новшества возможны во всех сферах человеческой деятельности: инновация - это идея, имеющая своей целью обрести экономическое содержание и быть востребованной в обществе.

В проекте федерального закона “Об  инновационной деятельности и государственной  инновационной политике” дается следующее определение понятию «инновация»: под инновацией предлагается понимать конечный результат творческого труда, получивший реализацию в виде новой или усовершенствованной продукции, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в экономическом обороте.

В законодательстве субъектов РФ понятие  «инновации» также трактуется по-разному. Так в проекте закона Свердловской области «Об инновационной деятельности в Свердловской области» указано, что  инновация - конечный результат инновационной  деятельности, воплощенный в виде новой или усовершенствованной продукции (услуги, техники, технологии, организации производства) либо нового или усовершенствованного технологического процесса, предназначенный для использования в гражданском обороте с целью получения прибыли путем удовлетворения сложившихся общественных потребностей и/или достижения иного полезного эффекта. В законе Мурманской области «Об инновациях и инновационной деятельности»: инновация - конечный продукт (результат) творческого труда, получивший реализацию в виде новой или усовершенствованной продукции либо нового или усовершенствованного технологического или иного процесса, используемого в экономическом обороте. Таким образом, из всего вышеизложенного можно дать следующее определение: инновации - это изменение в продукте, технике, технологии и организации производства, посредствам которого материализуется новое научное знание или формируется новый способ удовлетворения сложившихся общественных потребностей либо создаются новые.

Во второй половине ХХ века научно-технический и технологический факторы приобрели определяющее значение в экономике многих стран мира, в международных экономических и политических отношениях.

Новые технологии потребовали внедрения  экономически наиболее эффективных  форм организации инновационного процесса при наивысшей степени интеграции науки, производства и сбыта. Тесная интеграция способствует ускорению цикла разработки нового изделия, его происхождения от  момента возникновения технической идеи до появления продукта на рынке. Еще К.Маркс отмечал большую разницу между издержками первоначальной постройки машины и издержками ее тиражирования. Затраты инноваторов могут быть столь значительны по сравнению с достигнутыми результатами, что они часто терпят крах, а процветают их последователи. Поэтому для стимулирования инновационного процесса во всех развитых странах существуют программы правительственной поддержки продвижений технологий на мировой рынок

В новых для Росси рыночных условиях ситуация складывается таким образом, что в настоящее время разрывается естественная цепь: фундаментальная наука - прикладные исследования - промышленность. Государство должно, как катализатор, заниматься образованием и фундаментальными исследованиями. Государство должно структурно обеспечивать изменения, которые позволяют рынку нормально функционировать. В первую очередь, это инфраструктура: финансовая, инновационная, кадровая, технологическая, правовая.

 

    1. Виды инноваций

 

В зарубежной и отечественной науке  по инноватике выделяется большое количество видов инноваций. В связи с этим существует необходимость их классификации. Исходя из того, в какой области осуществляются изменения, можно выделить инновации продуктовые, технологические и организационно-управленческие.

Продуктовые инновации связаны  с изменениями, вносимыми в продукцию, производимую в сфере материального производства и потребляемую в качестве средств производства либо предметов потребления.

Технологические инновации затрагивают  изменения в технологии (способах) создания, производства и потребления выпускаемой или новой продукции.

Организационно-управленческие инновации  связаны с внедрением новых методов  организации каких-либо систем и  управления ими.

По степени новизны следует  различать радикальные и имитирующие  инновации. Эти понятия связаны с теорией циклического развития, и подразумевают инновации революционного типа, реализующие крупные изобретения, или их кластеры, и эволюционного типа, возникающие и действующие внутри существующих технологических систем. Радикальные инновации определяют поворотные точки в циклическом развитии и становятся основой формирования новых поколений и направлений техники и технологий.

Как следует из теории циклического развития, радикальная инновация, осуществленная в какой-либо стране, может способствовать переходу всего мирового сообщества на новый технологический уровень. При этом новшество, полученное в результате, не копируется одно к одному, а постоянно совершенствуется с целью улучшения технических и эстетических параметров, потребительской полезности. Именно поэтому помимо радикальных инноваций следует выделять еще и имитирующие инновации, которые, в свою очередь, можно подразделить на улучшающие и псевдоинновации. Улучшающие инновации (путем модернизации и модификации) обычно реализуют мелкие и средние изобретения и преобладают на фазах распространения и стабильного развития научно-технического цикла. Псевдоинновации направлены на частичное улучшение  устаревших поколений техники и обычно тормозят общественное развитие.

По масштабности распространения  нововведения можно подразделить на глобальные и локальные. Глобальные изменения составляют основу революционных преобразований в обществе, когда происходят коренные, качественные перемены в средствах производства и предметах потребления, частичные (в отдельных областях) или общие научно-технические революции, означающие переход к новым технологическим принципам, которые затем распространяются эволюционно, представляя локальные изменения. Локальные инновации не оказывают принципиального влияния на экономику, организацию и социальные условия жизнедеятельности общества. В техническом плане они связаны с появлением новых моделей и модификаций машин, улучшением их отдельных параметров, совершенствованием используемых технологических процессов и т.п. Локальные инновации позволяют в полной мере использовать потенциал существующей техники и подготовить условия для скачка в развитии. Если глобальные изменения затрагивают жизнь общества в целом и оказывают несомненное влияние на все моровое сообщество, то локальные нововведения могут касаться отдельных видов техники, технологии, отдельных производителей и потребителей, отдельные рынки сбыта.

Инновации могут носить как прогрессивный, так и регрессивный характер. Инновация  прогрессивна, когда она является результатом целенаправленной, сознательной деятельности людей, обеспечивающей поступательное развитие той или иной системы. Инновация регрессивна, когда в хозяйственном организме происходят процессы дегенерации, а также когда процессы, протекающие стихийно и нецеленаправленно, выступают тормозом общественного развития.

Импульсом возникновения и развертывания  инноваций выступают как известные  законы прибыли и диверсификации потребностей, так и достижения фундаментальных  наук. Погоня за прибылью, стремление обеспечить себе монопольное рыночное положение, острота конкурентной борьбы, хозяйственная деятельность государства в значительной степени определяют расширенное воспроизводство нововведений в странах рыночной экономики.

Информация о работе Инновации как объкт управления