Инновации как объект управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 13:58, курсовая работа

Описание работы

Данная глава посвящена изучению инноваций как объекта управления в обобщенном виде. В данной главе, во-первых, дается наиболее полное определение понятия инновации, рассматриваются различные точки зрения ученых, занимавшихся изучением теории инноваций, и перечислены и описаны различные виды инновации. Во-вторых, дается достаточно полный терминологический аппарат, который раскрывает наиболее важные понятия инновационной теории. В-третьих, в этой главе раскрывается значимость роли инноваций в развитии мирового сообщества, на примере наиболее развитых стран показано, как развитие инновационной деятельности влияет на экономические и социальные показатели национальной системы отдельной страны.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….…...3
Глава 1. Понятие инновации и их виды………………………………………….…...4
1.1 Понятие инновации…………………………………………………….…...5
1.2 Виды инноваций……………………………………………………….…...10
Глава 2
2.1 Инновационный процесс и его этапы………………………………….…16
2.6 Инновационная система…………………………………………………......26
4.1 Инновационный путь развития: понятие, задачи и основные характеристики……………………………………………………………..…....39
4.4 Этапы инновационного развития………………...……………………...….44
4.5 Развитие национальной инновационной системы и поддержка технологического развития……………………..………………………………51
Тест……………………………………………………………….………………54
Ключ к тесту……………………………………………………………………..57
Контрольные вопросы…………………………………………………………...58
Список литературы……………

Файлы: 1 файл

Курсовая инновационный менеджмент.docx

— 88.29 Кб (Скачать файл)

укрепление позиций России в формировании глобальной энергетической инфраструктуры;

реализация глобальных конкурентных преимуществ в сфере транспорта и транзитных потоков;

превращение России в один из ведущих мировых финансовых центров, обладающих независимой национальной финансовой инфраструктурой и обеспечивающих лидирующие позиции России на финансовых рынках стран СНГ, ЕврАзЭС, Центральной и Восточной Европы;

формирование эффективных демократических институтов, влиятельных и активных институтов гражданского общества20.

Инновационный тип развития имеет ряд качественных и количественных характеристик, соответствующих параметрам развития ведущих стран мира:

диверсификация экономики, в структуре которой ведущая роль переходит к «отраслям знаний» и высокотехнологичным отраслям промышленности. Доля высокотехнологичного сектора и экономики знаний в ВВП должна составлять не менее 17-20% (2006 год – 10,5%), вклад инновационных факторов в годовой прирост ВВП - не менее 2,0-3 процентных пунктов (2006 год – 1,3);

высокая инновационная активность корпораций, связанная с освоением новых рынков, обновлением ассортимента продукции, освоением новых технологий, созданием новых форм организации бизнеса. Доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, должна возрасти до 40-50% (2005 год – 9,3%), доля инновационной продукции в выпуске промышленной продукции – до 25-35% (2005 год – 2,5 процента);

наличие эффективной национальной инновационной системы, активизация исследований и разработок, как фундаментальных, так и прикладных. Внутренние затраты на исследования и разработки должны подняться до 3,5-4% ВВП (2006 год – 1 % ВВП);

создание условий для эффективного использования квалифицированного труда и повышения качества человеческого капитала, наличие эффективной, ориентированной на конечный результат, социальной инфраструктуры. Среднемесячная заработная плата в экономике должна превысить в 2020 году 2000 долларов США (2006 год – 391 доллара США), расходы на образование за счет государственных и частных источников – не менее 5-6% ВВП (2006 год – 4,6%), на здравоохранение - 6-6,5% (2006 год – 3,9 процента);

повышение эффективности использования первичных ресурсов, прежде всего труда и энергоносителей. Производительность труда должна быть увеличена почти вдвое, энергоемкость – снижена не менее чем на 40 процентов; эффективная система спецификации и защиты прав собственности, включая интеллектуальную собственность, и создание развитого рынка венчурного капитала21.

4.2 Направления  перехода к инновационному типу  развития

 

Особенность перехода к инновационному типу развития состоит в том, что России предстоит одновременно решать задачи и догоняющего, и опережающего развития. В условиях глобальной конкуренции и открытой экономики невозможно догнать развитые страны мира по уровню благосостояния и эффективности, не обеспечивая опережающего прорывного развития в тех секторах российской экономики, которые определяют ее специализацию в мировом хозяйстве. Такой подход требует реализации стратегий одновременно в пяти направлениях.

Первое направление – обеспечение использования глобальных конкурентных преимуществ России в сферах энергетики, транспорта, экологии, аграрного сектора.

Второе направление – формирование мощного научно-технологического комплекса, обеспечивающего глобальную специализацию России на высокотехнологичных рынках.

Третье направление – структурная диверсификация экономики на основе повышения конкурентоспособности перерабатывающей промышленности, высокотехнологичных отраслей и «экономики знаний».

Четвертое направление – создание экономических и социальных условий для реализации творческого потенциала человека и формирование конкурентоспособного человеческого капитала.

Пятое направление – развитие демократии и обеспечение защиты прав и свобод личности.

Только реализовав формулу развития «демократия – человек – технологии» и воплотив ее в повседневную практику жизни общества, Россия сможет реализовать свои потенциальные возможности и занять достойное место среди ведущих мировых держав.

4. 3 Сценарий инновационного  развития

 

Этот сценарий отражает использование конкурентных преимуществ российской экономики не только в традиционных (энергетика, транспорт, аграрный сектор), но и в новых наукоемких секторах и экономике знаний, и превращение инновационных факторов в основной источник экономического роста. Он предусматривает:

создание эффективной национальной инновационной системы и развертывание долгосрочных программ и проектов, обеспечивающих лидирующие позиции России на рынках высокотехнологичных товаров и услуг;

глубокую модернизацию социальной инфраструктуры, включая образование, здравоохранение, жилищный сектор, обеспечивающую значительное повышение качества человеческого капитала и стандартов жизни населения;

ускоренное развитие экономических институтов, определяющих защиту прав собственности, усиление конкурентности рынков, снижение инвестиционных и предпринимательских рисков, снижение административных барьеров и повышение качества государственных услуг, развитие новых компаний, развитие государственно-частного партнерства;

модернизацию инфраструктурных отраслей экономики – транспорта, электроэнергетики, при значительно более высоком, чем во втором варианте, повышении эффективности энергосбережения;

создание новых региональных центров экономического развития в Поволжье, на Дальнем Востоке и Юге России, преодоление отставания депрессивных регионов;

развитие многовекторной модели интеграции в мировой рынок, опирающейся на расширение внешнеэкономических отношений с США, Евросоюзом, Китаем, Индией и формирование новых более глубоких форм интеграции и сотрудничества с государствами СНГ.

Реализация данного сценария позволяет обеспечить выход на уровень социально-экономического развития, характерный для развитых постиндустриальных стран, за счет повышения конкурентоспособности российской экономики, ее структурной диверсификации и роста эффективности.

Сценарий инновационного развития будет сопровождаться активными структурными сдвигами, поддерживаемыми значительным повышением эффективности использования ресурсов. Доля инновационного сектора в ВВП повысится с 10,5% в 2006 году до 18,9% в 2020 году (в ценах 2006 года) при снижении доли нефтегазового сектора с 19,7% до 12,1 процента.

Такой структурный маневр будет обеспечиваться ростом инновационной активности и поддерживаться повышением расходов: на НИОКР (за счет всех источников финансирования) - до 2,8% ВВП в 2015 году и 4% ВВП в 2020 году, на образование – до 5% ВВП в 2015 году и 5,5% ВВП в 2020 году (в т.ч. государственные расходы достигают 4,5%ВВП). При этих параметрах развития «экономики знаний» Россия становится достаточно конкурентоспособной по сравнению с европейскими и азиатскими партнерами, обеспечивается комплексное развитие национальной инновационной системы. Развитие сектора социальных услуг на принципах частно-государственного партнерства, обеспечивающего рост доли частных и автономных учреждений в сфере социальных услуг для населения, также окажет позитивное влияние на качество экономического роста22.

 

4.4 Этапы инновационного  развития

 

Инновационное развитие российской экономики в период 2008-2020 годов следует разделить на три этапа, различающихся по условиям, факторам и рискам социально-экономического развития. Макроэкономические характеристики каждого из этих этапов в сопоставлении со сценариями энерго-сырьевого (II) и инерционного (I) развития приведены в таблице 1.

 

Таб.1. Основные макроэкономические показатели сценариев развития (темпы прироста, процентов)

 

   

 

2006

Среднегодовые значения

2020/2007, %

     

2008-2012

2013-2017

2018-2020

 

ВВП

3

6,7

6,1

6,6

6,4

123

 

2

 

6,0

5,5

4,7

102

 

1

 

4,5

3,3

3,1

61

Реальные располагаемые доходы населения

3

10,2

8,3

7,2

6,7

156

 

2

 

8,1

5,7

4,7

123

 

1

 

6,8

4,3

3,7

91

Розничный товарооборот

3

13,9

8,7

6,5

6,3

150

 

2

 

8,6

5,3

4,5

124

 

1

 

6,7

4,4

3,7

91

Инвестиции

3

13,7

11

10,7

9,6

270

 

2

 

10,9

8,8

6,6

211

 

1

 

5,6

4,2

4,1

83

Экспорт, млрд. долл.

3

303,9

348

439

564

60

 

2

 

347

433

538

51

 

1

 

331

377

437

21

Импорт, млрд. долл.

3

164,7

340

503

669

195

 

2

 

342

484

603

163

 

1

 

316

376

446

92

Инфляция

3

9

5,6

4,5

3,3

85

 

2

 

6,2

4,8

3,4

90

 

1

 

7,5

6,1

4,0

111

Энергоемкость

3

-2,8

-3,6

-3,9

-3,7

-39

 

2

 

-3,4

-2,8

-2,2

-32

 

1

 

-2,8

-1,7

-1,6

-24

Электроемкость

3

-2,4

-2,1

-2,3

-2,70

-27

 

2

 

-1,9

-1,3

-1,3

-18

 

1

 

-1,6

-0,7

-0,4

-12

Производительность труда

3

6,2

6,3

7,5

7,1

138

 

2

 

6,2

6,5

5,8

119

 

1

 

4,8

4,3

3,9

75


 

 

Первый этап (2008-2012 годы) – создание институциональной среды инновационной экономики, модернизация образования и здравоохранения, запуск проектов развития в высокотехнологичных и инфраструктурных секторах.

Основные приоритеты социально-экономического развития на данном этапе включают:

формирование нормативной правовой базы и регуляторов инновационной активности корпораций;

структурную модернизацию образования, здравоохранения и жилищно-коммунального хозяйства, обеспечение доступности жилья для основной массы населения; преодоление тенденции к относительному снижению расходов на здравоохранение и образование (в частности расходы на образование понижаются с 4,6%ВВП в 2006 году до 4,4% в 2010 году и в 2012 году возвращаются на уровень 4,6%ВВП);

принятие мер по решению проблем состояния окружающей среды (в том числе для урбанизированных территорий: утилизация отходов производства и потребления, обеспечение населения качественной питьевой водой и др.);

реформирование и модернизацию фундаментальной и прикладной науки, создание эффективной инновационной инфраструктуры (повышение расходов на НИОКР за счет частных и государственных источников с 1,0%ВВП в 2006 году до 1.3% ВВП в 2010 году и 1,8% в 2012 году);

начало активной модернизации высокотехнологичных отраслей экономики, создание новых технологических заделов; повышение конкурентоспособности массовых среднетехнологичных производств (автомобилестроения, пищевой промышленности, индустрии строительных материалов, металлургических и химических производств) будет способствовать укреплению позиций отечественной продукции на внутреннем рынке и перелому в динамике импорта (среднегодовой темп роста импорта в физическом выражении должен понизиться с 26-27% в 2006-2007 годах до 7% в 2011-2012 годах);

поддержание макроэкономического равновесия, обеспечение стабильного курса рубля и снижение инфляции до 5% в год к концу периода;

реализация масштабных проектов по развитию транспортной, портовой и энергетической инфраструктуры, инновационных центров, в том числе с использованием средств инвестиционного фонда, механизма особых экономических зон промышленно-производственного, портового и технико-внедренческого типа, концессионных соглашений;

развертывание активной работы государственных финансовых институтов развития, которые при условии достаточного роста капитализации могут увеличить кредитную поддержку машиностроительных производств, малого и среднего бизнеса в 2008-2012 годах почти вдвое и повысить объем внешних частных привлеченных инвестиционных ресурсов в экономику на 10-12 процентов;

создание новых экономических центров на Юге России, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке;

развитие государственного управления по результатам на федеральном и региональном уровнях, внедрение механизмов проектно-целевого управления.

Таб. 2. Целевые макроэкономические индикаторы первого этапа (2012 год к 2007 году, %)

 

Рост валового внутреннего продукта

134-135

Рост производительности труда

134-136

Снижение энергоемкости ВВП

83-84

Рост реальных располагаемых доходов населения

148-150

Рост инвестиций в основной капитал

167-170

Темп роста потребительских цен

134-136


 

 

Второй этап (2013-2017 годы) – переход экономики на новую технологическую базу, основанную на перспективных разработках в области информационно-коммуникационных, био- и нанотехнологий.

Основные приоритеты социально-экономического развития на данном этапе включают:

создание условий для интенсивного технологического обновления российских корпораций на базе новых (в том числе ресурсосберегающих и экологически безопасных) технологий, расширение позиций российских компаний на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг, закрепление специализации и компетенции России на рынках высоких технологий;

обеспечение рациональной специализации российской науки, расширение передовых позиций российской науки по приоритетным направлениям научных исследований;

создание сети конкурентоспособных центров (университетов) высшего образования мирового уровня;

многовекторная интеграция России в мировое хозяйство на основе реализации крупных энергетических и транспортных проектов;

увеличение экспорта транспортных услуг и информационно-коммуникационных услуг.

Таб.3. Целевые макроэкономические индикаторы второго этапа

(2017 год к 2012 году, %)

 

Рост ВВП

137-139

Рост производительности труда

142-144

Снижение энергоемкости ВВП

81-83

Рост реальных располагаемых доходов населения

140-143

Рост инвестиций в основной капитал

165-168

Темп роста потребительских цен

123-125


 

 

Третий этап (после 2018 года) – закрепление лидирующих позиций России в мировом хозяйстве и развитие в режиме инновационной экономики.

Приоритеты развития:

ускоренное развитие человеческого капитала, обеспечивающее лидирующие позиции по уровню образования, здравоохранения, при повышении государственных и частных расходов на образование и здравоохранение до уровня сопоставимого с развитыми странами;

Информация о работе Инновации как объект управления