Инновации как фактор экономического развития страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 08:40, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является определение роли инноваций в развитии экономики страны.
Реализация поставленной цели обусловила решение следующих взаимосвязанных задач:
- определить сущность и содержание инноваций;
- изложить организацию инновационной деятельности;
- установить роль и место фактора инноваций в развитии станы;
- выявить особенности инновационной системы как инструмента устойчивого развития и конкурентоспособности национальной экономики;
- рассмотреть государственное финансирование инновационной деятельности.

Содержание работы

Введение 3
1 Основные понятия инноватики 5
1.1 Определение понятия «инновация» 5
1.2 Классификация инноваций 13
1.3 Инновационная деятельность как сфера бизнеса 16
1.4 Инновационный процесс 21
2 Тенденции и проблемы инновационного развития станы 24
2.1 Устойчивое развитие Российской экономики, становление инновационной экономики и необходимость ее модернизации 24
2.2 Факторы экономического роста России и роль инноваций 25
2.3 Инновационная система как инструмент устойчивого развития и конкурентоспособности национальной экономики 27
3 Государственная поддержка инновационной деятельности 32
3.1 Инвестиции в инновационную деятельность 34
3.2 Государственная поддержка инновационной деятельности в России 34
Заключение 39
Список литературы 40

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 210.55 Кб (Скачать файл)

Рисунок 1.4 - Классификация инноваций

    1. Инновационная деятельность как сфера бизнеса

 

Инновационная деятельность - это «сфера разработки и практического  освоения технических, технологических  и организационно-экономических  нововведений, которая включает не только инновационные процессы, но и маркетинговые исследования рынков сбыта товаров, их потребительских  свойств, а также новый подход к организации информационных, консалтинговых, социальных и других видов услуг».

Можно сказать, что инновационная  деятельность - это деятельность по созданию, доведению научно-технических  идей, изобретений, разработок до результата, пригодного для практического использования  и распространения. Она включает все виды научной деятельности, а  также проектно-конструкторские, технологические, опытные работы, деятельность по освоению инноваций и их реализацию.

Цель управления инновационной  деятельностью состоит в том, чтобы генерировать, инициировать, контролировать новые идеи, создавать  условия для скорейшего вывода инновационной  продукции на рынок.

Главной функцией инновационной  деятельности является функция изменения. Австралийский ученый И. Шумпетер выделил следующие типичные изменения:

  • использование новой техники, новых технологических процессов;
  • внедрение продукции с новыми свойствами;
  • использование нового сырья;
  • изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;
  • появление новых рынков сбыта.

Стадии инновационной  деятельности

Инновационная деятельность как бизнес-процесс состоит из следующих основных стадий:

• поиск инновационных  идей;

• отбор наиболее перспективных  идей;

• оценка жизнеспособности отобранных идей;

• разработка детального бизнес-плана  инновационного проекта;

• экспертная оценка бизнес-плана;

• экспериментальное производство инновационного продукта;

• корректировка схемы  производства;

• продвижение инновационного продукта;

• массовое производство инновационного продукта.

Дадим некоторые пояснения. Инновационная идея - это реально  существующая возможность производства оригинального товара, продукта, услуги, новой марки. Новые идеи могут  быть разными по ценности и перспективности. Для поиска и генерации идей об инновации применяются методы исследования рынка, техника творческого поиска при использовании знаний, интуиция, интеллект. Различают логико-систематические  методы и интуитивно-творческие методы. Среди логико-систематических методов наибольшую известность получили: техника анкет свойств характеристик товара, метод вынужденных отношений, морфологический метод.

Техника анкет свойств  характеристик товара используется для поиска творческих идей по улучшению  товара.

Метод вынужденных отношений  базируется на комбинации свойств имеющихся  товаров.

Морфологический метод основывается на принципах структурного анализа  и включает следующие этапы: описание проблемы, разложение проблемы на отдельные  компоненты, альтернативные решения  для каждого компонента, комбинации альтернативных решений, выбор и  реализация альтернативы.

Интуитивно-творческие методы базируются на принципе целостного рассмотрения проблемы. Наиболее известными методами этого вида являются «мозговая атака» и синектика.

Метод «мозговой атаки», или «мозгового штурма», основывается на принципах ассоциации мышления и  творческих рассуждений и предполагает проведение дискуссий. При этом необходимо соблюдать следующие условия:

• в обсуждении должны участвовать  от 5 до 15 человек;

• продолжительность заседаний - от 15 до 30 мин.;

• равноправность всех участников заседания;

• запрещение критики;

•тематика проблемы сообщается участникам заседания непосредственно  перед его открытием;

• оценка идей осуществляется в период от 3 до 5 дней после заседания.

Сеанс проходит в два этапа. На первом этапе допускается выдвижение даже абсурдных, на первый взгляд, идей. Чем больше идей, тем лучше. Критика  идей запрещается. Считается, что преждевременная  оценка их может убить творческий энтузиазм, особенно у неспециалистов. Весь ход сеанса записывается. На втором этапе выдвинутые идеи внимательно  изучаются и анализируются высококвалифицированными специалистами-экспертами и оцениваются  с помощью специальных таблиц критериев, разработанных заранее. При этом отбираются самые ценные идеи, в наибольшей степени отвечающие критериям. Эффективность «мозгового штурма» снижается при постоянном привлечении одних и тех же лиц, наличии в группе сильной  личности, невысокой квалификации привлекаемых специалистов, а также при большом  количестве участников.

В основу синектики заложен  принцип отчуждения от исходной проблемы, что позволяет путем использования  аналогий из других областей жизни  находить правильные решения. Процесс  поиска включает следующие этапы:

• изучение проблемы;

• анализ проблемы и разъяснение  экспертам;

• тестирование проблемы;

• формулирование спонтанных решений;

• оценка руководителем  понимания проблемы;

• образование аналогии;

• создание связей между  аналогией и проблемой;

• переход к проблеме;

• разработка решения.

Метод синектики требует  соблюдения следующих условий:

• в обсуждении принимают  участие 5-7 человек;

• предварительно участники  проходят обучение;

• продолжительность заседания 90-120 мин.;

•обеспечение наглядности  путем фиксирования отдельных результатов.

К интуитивно-творческим методам  относится и дельфийский метод.

Процесс отбора идей включает проверку идеи на реакцию рынка. Используются чек-листы и оценочные школы. Чек-лист предназначен для оценки факторов риска  в инновационном процессе товара и содержит, как правило, следующую  информацию: риск предприятия, риск рынка, технологический риск, риск затрат, риск времени, финансовый риск, риск сбыта, кооперации, принятия решений, определения  цены и экономический риск.

Инновационная деятельность базируется на системном подходе, который раскрывается через реализацию следующих принципов:

• системный подход к  управлению инновационной деятельностью  предполагает рассмотрение перемещения  результатов научного труда в  рамках полного цикла «наука - производство», т.е. от возникновения научных идей до их применения на практике;

• при проведении научных  исследований должна обеспечиваться взаимосвязь  всей совокупности работ и мероприятий  во всем единстве экономических, информационных, социально-психологических и организационных  связей;

• процесс достижения цели инновационной деятельности следует  рассматривать как упорядоченную  совокупность характеристик промежуточных  состояний исследования и прогнозирования  путей его дальнейшего развития;

• все составляющие инновационной  деятельности должны быть строго ориентированы  на достижение единой цели, формируемой  на основе анализа внешней потребности;

• на всех уровнях управления инновационной деятельности должно обеспечиваться единство управления, взаимосвязь всех его функций, включая  прогнозирование (прогнозирование  потребностей, путей достижения целей, требуемых ресурсов, последствий  принимаемых решений), планирование и оперативное управление;

• обеспечение инновационной  деятельности должно носить комплексный  характер, включая кадры, финансы, материально-техническое  обеспечение, информацию, т.е. цели должны быть увязаны с ресурсами.

Важнейшей составляющей управления инновационной деятельностью является проект. Дадим некоторые пояснения. Управление проектами - это наука определения цели деятельности и организации группы людей так, чтобы эти цели достигались по завершении деятельности. Управление проектом не является точной наукой, однако при правильном ее использовании увеличивается вероятность завершения проектов в срок, в пределах выделенных средств.

Цель, заложенная в проекте, реализуется через отдельные  работы, из чего следует, что руководитель проекта должен:

• определить состав этих работ;

• распределить ресурсы  на выполнение работ;

• принимать решения, каким  образом быстрее и лучше достичь  целей проекта, как руководить другими  исполнителями, которые принимают  менее важные решения;

• определить, в какой  последовательности и в какое  время выполнять работы по проекту.

Приступая к подготовке инновационного проекта, необходимо его оценить  по таким критериям, как:

• новизна и приоритетность проекта;

• технико-экономическая  осуществимость;

• рыночная привлекательность;

• наличие капитала;

• масштаб проекта;

• наличие персонала;

• оценка темпов бизнеса;

• степень риска инновационного бизнеса.

Организуя свою деятельность по управлению проектом, руководитель понимает, что все принимаемые  им управленческие решения должны быть направлены на достижение цели и управлять  он может только оставшейся частью работ. В связи с этим он должен иметь хороший план выполнения оставшихся работ, исполнителей, время и средства. Элемент неопределенности, присущий инновационной деятельности, вносит трудности в процессы управления работами проекта. Руководитель должен предусмотреть возможность возникновение  неожиданностей, которые могут вызвать  дополнительные работы, и иметь резервы  времени и средств.

Руководитель проекта, принимающий  решения, работает по следующей схеме:

• определяет необходимость  управленческого решения;

• разрабатывает перечень решений;

• оценивает возможные  результаты каждого решения;

• выбирает лучший вариант;

• реализует выбранный  вариант.

Термин «методы» в управлении проектами, как правило, означает алгоритмы  для создания моделей проектных  процессов, а также для определения  количественных характеристик графиков выполнения работ, ресурсов и затрат. Даже если остаются неразрешенными некоторые  теоретические и практические вопросы  в области планирования, основное внимание должно быть уделено наиболее важным параметрам проекта - ресурсам и затратам. Они особенно нуждаются во внимании, так как тесно связаны с организационной и экономической эффективностью проекта.

Планирование работ по проекту означает установление последовательности и взаимосвязи всех работ. Задача структуризации проекта может быть выполнена при помощи:

• дедуктивного подхода, предполагающего  расчленение и группировку частей проекта, начиная с рассмотрения его как единого целого, т.е. от общего к частному;

• индуктивного подхода, осуществляемого  путем сбора частей проекта, т.е. в направлении от частного к общему.

Последний подход имеет недостатки, состоящие в том, что можно  забыть некоторые элементы или придать  им слишком большое значение, если не рассматривать их с позиции  проекта в целом.

Проекты имеют типичные фазы жизненного цикла, хотя и отличающиеся своими особенностями. Например, типичный жизненный цикл производственного  проекта включает следующие фазы: концепция, планирование, выполнение и  окончание. Первые две фазы часто  рассматриваются как предварительные, когда проект создается на бумаге. Третья и четвертая фазы содержат детальные разработки, спецификации и физическое воплощение проекта. Каждая фаза является мини-проектом со своими целями и ограничениями.

Для производственных проектов стадия «концепция» включает следующее:

• изучение общественных потребностей;

• оценку жизнеспособности проекта;

• разработку программы, схемы  процессов;

• эскизное проектирование;

• составление предварительной  сметы и графика работ;

• определение кадрового  состава;

• финансирование.

Стадия «планирование» состоит  из таких работ, как:

• разработка плана, блок-схемы, эскизов, стандартов;

• изучение режимов;

• выбор оборудования;

• обоснование экономических  показателей;

• разработка сметы;

• составление графиков работ;

• определение расхода  средств;

• подготовка и представление  итоговых документов;

• получение решения на выполнение.

Стадия «выполнение» включает такие работы, как:

• организационное оформление;

• разработка рабочей документации и спецификации;

• обзор проектирования;

• поставка оборудования;

• поставка конструкций;

• производство продукции;

• обеспечение качества;

• регулирование производства;

Информация о работе Инновации как фактор экономического развития страны