Государственное регулирование инновационной деятельности в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 00:50, реферат

Описание работы

В настоящее время инновационная политика в развитых странах является составной частью государственной социально-экономической политики. Она позволяет решать задачи перестройки экономики, непрерывного обновления технической базы производства, выпуска конкурентоспособной продукции, другими словами направлена на создание благоприятного экономического климата для осуществления инновационных процессов и является связующим звеном между сферой «чистой» науки и задачами производства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Состояние и основные проблемы организации инновационной деятельности в Республике Беларусь 4
2 Роль государства в регулировании инновационной деятельности 6
3 Цели и задачи инновационной политики 8
4 Направления реализации инновационной политики 10
5 Методы государственного управления инновационной политикой 11
6 Финансирование инновационной деятельности 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16

Файлы: 1 файл

инновации.docx

— 41.28 Кб (Скачать файл)

 

4 Направления реализации инновационной  политики

 

 

Существенное   место   в   реализации    Концепции     занимает решение  таких проблем, как приватизация, создание инновационной инфраструктуры, выделение помещений и передача нерационально используемого оборудования.

С этой целью  со стороны государство  будет  оказывать максимальную поддержку  инициативам по созданию научно-технических (технологических) парков, инновационных  центров, центров трансфера технологий, бизнес-инкубаторов (субъектов инновационной инфраструктуры), призванных координировать работу участников инновационной деятельности.

Органам местного управления необходимо дать право участвовать  в создании субъектов инновационной  инфраструктуры в качестве учредителей  с внесением  в уставный фонд земельных  участков, зданий и сооружений.

Учитывая  проблемы, стоящие перед научно-исследовательскими учреждениями,    необходимо     приветствовать    создание инновационных  организаций, представляя им на льготных условиях площади и оборудование.

Огромное  значение имеет организация в  республике четко работающей системы  подготовки кадров для работы в новых  экономических условиях. Не обладая  соответствующими знаниями и опытом, в условиях жёсткой конкуренции  добиться успеха в инновационном  бизнесе крайне сложно.

Нуждается в  постоянном совершенствовании  нормативная  правовая база, регулирующая инновационную  деятельность. С этой целью будет  проведен анализ национального, а также  зарубежного законодательства в  этой области, пересмотрена существующая нормативная правовая база, разработаны  предложения по повышению её эффективности.

Эффективность научно-инновационной деятельности самым тесным образом связана  с выставочной деятельностью, с  участием белорусских производителей в различных международных информационных сетях и организациях. Без государственной  поддержки решить эти проблемы не возможно.

Следует более  активно развивать лизинг дорогостоящего и уникального оборудования.

Перечисленные направления окажут максимальное содействие созданию благоприятной экономической  среды, необходимой для успешной работы  инновационных организаций.

 

5 Методы  государственного управления инновационной  политикой

 

К  прямым методам государственного управления инновационной деятельностью относятся:

  1. прогнозирование, планирование и программирование НТП и инновационной деятельности, выражающиеся в выборе приоритетов и целей развития науки и техники, обозначении соответствующих плановых и индикативных показателей, разработке и реализации научно-технических и инновационных программ, оценке их эффективности и т. п.;
  2. бюджетное финансирование НИР и НИОКР, которое может быть целевым (адресным) и выделяемым на конкурсной основе;
  3. государственные заказы и гарантируемые закупки наукоемкой и высокотехнологичной продукции, производимой конкретными организациями;
  4. создание и развитие в стране за счет средств государственного бюджета соответствующей инновационной инфраструктуры;

Косвенные методы (встроенные стабилизаторы) заставляют инновационные предприятия и  экономику в целом работать в  режиме рыночного саморегулирования  и включают в себя:

  1. налоговые и таможенные льготы, а также другие аналогичные преференции, предоставляемые субъектам инновационной деятельности, включая политику ускоренной и сверхускоренной амортизации их основного капитала;
  2. льготное кредитование инвестиционно-инновационных проектов;
  3. формирование в стране социально-психологического климата, способствующего повышению престижа научно-инновационной деятельности, и др.

К  синтетическим  методам государственного регулирования  инновационного процесса можно отнести  разработку законодательной базы, регулирующей научно-техническую и инновационную  деятельность в стране, поскольку  нормативные правовые акты позволяют  осуществлять как прямое, непосредственное воздействие на инновационный процесс (разрешение, запрет и т.п.), так и  создание соответствующих «правил  игры» на рынках наукоемкой и высокотехнологичной  продукции и услуг.

Важнейшим направлением государственного регулирования НТП  и инновационной деятельности в  данной сфере является совершенствование  и развитие системы охраны прав на объекты интеллектуальной, в том  числе промышленной собственности. Инновационное развитие экономики  предполагает наличие предложений  новшеств со стороны науки, их отбор  производством с позиции эффективности  и возможностей использования, а  также временной монополии на инновацию, гарантирующей их авторам  и пользователям дополнительную прибыль. Последнее возможно при  условии, что права на новшество  законодательно защищены.

Таким образом, существенное усиление роли государства  в регулировании научно-технической  и инновационной сферы - одна из наиболее важных тенденций формирования постиндустриальной, основанной на интеллекте и знаниях  экономики.

 

6 Финансирование инновационной деятельности

 

 

Система финансирования является одним из основных инструментов реализации государственной  политики в области инновационной  деятельности. При отсутствии такой системы  невозможно вести речь об эффективном  развитии инновационных процессов  в республике. Для проведения активной инновационной политики необходимо принятие неординарных мер, направленных на совершенствование системы кредитной  и налоговой политики, внебюджетного  финансирования. Финансовая политика на данном этапе должна базироваться на концентрации средств на ограниченном числе приоритетов и строгом  контроле их использования. Должна быть повышена ответственность за эффективное  использование бюджетных средств.

В условиях перехода к рыночным отношениям, в  том числе и в научно-технической  сфере, система финансирования должна адекватно реагировать на изменяющиеся условия экономической жизни  с целью достижения максимально  возможной в этих условиях эффективности. Опыт развитых стран показывает, что  отличительная особенность реализации инновационной политики от осуществления  научно- технической политики заключается  прежде всего в ресурсах, которые необходимо направлять на эти цели. Если в среднем затраты на фундаментальные исследования принять за единицу, то затраты на прикладные разработки превышают их в 10 раз.

Финансирование  инновационной деятельности осуществляется за счёт средств республиканского и местных бюджетов, собственных средств организаций, а также внебюджетных источников. Следует чётко выделить направления финансирования из бюджетных средств. Учитывая сложившиеся традиции, такими направлениями являются программы и инновационные проекты. Кроме того, государство должно финансировать программы по созданию в республике элементов инновационной инфраструктуры, мероприятий по подготовке кадров для инновационной деятельности, участии белорусских предприятий в выставках, ярмарках. Необходимо уйти от простого субсидирования инновационных проектов, определив в качестве основных требований исключительно рыночные подходы, в первую очередь это конкурентоспособность продукции, возвратная система финансирования инновационных проектов, расширение практики конкурсного размещения бюджетных средств, долевое участие в финансировании проектов заинтересованных организаций.

Вложение  средств в инновационные проекты  является делом рискованным. Причем риск связан не только с вероятностью получения отрицательного результата на стадии исследования или разработки. Неожиданности возможны на всех стадиях  инновационного процесса. В связи  с этим одним из элементов системы  поддержки инновационной деятельности станет страхование рисков. Существует два подхода в решении этого  вопроса, это - создание венчурных либо страховых фондов.

Венчурные фонды  могут формироваться за счёт средств  организаций, осуществляющих инновационную  деятельность, средств  банков, страховых  организаций и  других финансовых структур и специализироваться на инвестициях  в акционерный  капитал инновационных  организаций.

Страховые фонды  должны создаваться для  снижения рисков и большей привлекательности  инвестиций, направляемых на финансирование инновационной деятельности. При  этом средства фондов могут формироваться  за счёт средств, включаемых в себестоимость  продукции. Организациям, осуществляющим инновационную деятельность, размер отчислений на формирование страховых  фондов может устанавливаться в  повышенном размере.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Переход к  инновационной экономике требует  обеспечения тесного союза всех участников инновационного процесса, и, прежде всего, государства и частного бизнеса, сплоченных общей инновационной  политикой. Отвечающая этому новому, соответствующему современному уровню требований инновационная политика должна представлять собой комплексную систему мер по стимулированию, разработке, сопровождению, управлению, планированию и контролю процессов инновационной деятельности в сфере науки, техники и материального производства, увязанных с адекватными сопровождающими мерами в важнейших сферах жизнедеятельности общества, обеспечивающих в совокупности создание всех необходимых условий реализации текущих и перспективных целей социально-экономического развития государства.

В современных  условиях важнейшим  ресурсом развития становится интеллектуальный, основу которого составляют специалисты  с  высшей образовательной и научной  подготовкой, способные выдвигать  и реализовывать новые инновационные  идеи в любых областях – от точных наук до организации производства и  управления – и адаптировать достижения мировой науки и технологии в  экономику и социальную сферу  своей страны.

Инновационная деятельность при активной стимулирующей  политике государства в отношении  технологического обновления производства и формирования инновационной инфраструктуры должна стать приоритетным видом  деятельности организаций.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Пелих  С.А., Байнев В.Ф., Орешин В.П. Государственное регулирование переходной экономики / Академия управления при Президенте  Республики Беларусь.-Минск: Право и экономика, 2008.
  2. Давыденко ЕЛ. Технологический баланс как индикатор инновационного развития национальной экономики / Банкаўскі веснік. 2009. Сак.
  3. Ганэ В.А.. Соловьева СВ. Основы теории управления: теория систем и системного анализа. 2-е изд. Минск: Изд-во МИУ, 2008.
  4. Емельянович, И.Н. Инновационная деятельность: проблемы и пути их разрешения / И.Н. Емельянович // Наука и инновации. - 2006. -№ 11.
  5. Инновационная политика государства: учеб. пособие / Н.Б. Антонова [и др.]. — Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2009.
  6. Мировая практика инновационной деятельности / под ред. Н.И. Богдана; Гос. ком. по науке и технологиям РБ. — Мн.: БелИСА, 2007.
  7. Морозова Ю.Э. Экономическая эффективность инновационной политики В РБ // Вестник института современных знаний. – 2008. - № 3.
  8. Анищик, В. М. Инновационная деятельность [Текст]: учебное пособие / В. М. Анищик, А. В. Русецкий, Н. К.. Толочко ; под ред. Н. К. Толочко. - Мн. : Изд. центр БГУ. - 2009.

 


Информация о работе Государственное регулирование инновационной деятельности в Республике Беларусь