Государственная политика стимулирования инноваций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 18:11, контрольная работа

Описание работы

Новшество – это оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований и разработок в какой либо сфере деятельности по повышению его эффективности.1
Новшество может быть зафиксировано и оформлено в виде одного из видов интеллектуального продукта: открытия, рекомендации, научного подхода, документации на новый или усовершенствованный продукт (технологию, управленческий или производственный процесс) рационализаторских предложений, изобретений, «ноу-хау» и т.п. Синонимом термина новшество является понятие новация, которое представляет, какое-то новшество не существовавшее ранее.

Содержание работы

Введение
1Инновация
2Государственная инновационная политика
2.1Цели государственной инновационной политики
2.2Направления инновационной политики
3Стимулирование инновационной деятельности
3.1Методы стимулирования в научно-исследовательскую деятельность
3.2 Планируемые результаты и показатели прогноза
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Государственная политика стимулирования инноваций.doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)

 

В России на масштабы проведения исследований и разработок предпринимательской средой существенное влияние оказывает применение методов косвенного стимулирования инвестирования в научно-исследовательскую деятельность. Эти методы, получившие широкое распространение, сводятся к следующим:

  • освобождение от НДС реализации НИОКР;
  • освобождение от НДС передачи исключительных прав и прав на основе лицензионного договора;
  • освобождение от налога на прибыль средств целевого финансирования;
  • признание части отчислений расходами на НИОКР;
  • применение повышающих коэффициентов амортизации основных средств;
  • применение повышающего коэффициента для расходов по НИОКР;
  • предоставление инвестиционного налогового кредита.

Отдельно для резидентов технико-внедренчиских особых экономических зон (далее – ТВОЭЗ) можно выделить следующие льготы:

  • пониженную ставку налога на прибыль;
  • признание расходов на НИОКР;
  • освобождение от земельного налога;
  • пониженную ставку и налоговые каникулы по транспортному налогу;
  • пониженную ставку страховых взносов;
  • режим свободной таможенной зоны;
  • гарантии от неблагоприятного изменения законодательства.

Таблица 2 – Примеры  предоставляемых льгот по транспортному  налогу в зависимости от субъекта РФ

ТВОЭЗ

Содержание льготы

Зеленоград

Налоговые каникулы сроком на пять лет

Краснодарский край

Налоговые каникулы сроком на пять лет

Липецк 

Налоговые каникулы сроком на пять лет

Республика Алтай

Ставка налога снижена в шесть  и более раз

Республика Татарстан

Налоговые каникулы сроком на десять лет

Томск

Налоговые каникулы сроком на десять лет


 

Для резидентов ТВОЭЗ  – плательщиков страховых взносов  предусмотрена пониженная совокупная ставка страховых взносов, данные представлены в таблице 3.

Таблица 3 – Сопоставление  совокупного тарифа страховых взносов для резидентов и нерезидентов ТВОЭЗ, %

Период

Совокупная ставка страховых  взносов %

Для резидентов

Для нерезидентов

2010 г.

14

26

С 2011 г. по 2012 г.

20,2

34

С 2013 г. по 2014 г.

27,1

34


 

Основными механизмами  стимулирования инновационной деятельности в частных компаниях является поддержка кооперации российских учебных заведений и организаций, реализующих высокотехнологические проекты, для этого выделено субсидий на общую сумму 19 млрд. рублей. Также будет принят пакет поправок в налоговое законодательство, устанавливающий льготный режим для инновационной деятельности, включая стимулирования проведения компаниями НИОКР путем установления механизма администрирования налоговыми органами расходов на НИОКР, учитываемых при исчислении налога на прибыль организаций с коэффициентом 1,5, понижение тарифов страховых взносов на период 2011 – 2019 годов.

В сфере венчурного инвестирования важным направлением в 2010 и последующих  годах является поддержка инновационных  компаний на начальных стадиях развития. На эти цели направлена деятельность Фонда посевных инвестиций объемом 2 млрд. рублей, созданного ОАО «Российская венчурная компания» совместно с Фондом содействию развития малых форм предприятий в научно-технической сфере.

 

3.2 Планируемые результаты и показатели прогноза

 

В 2009 году уровень внутренних затрат на научные исследования и  разработки составил 1,13% ВВП. Сохранению положительной динамики в развитии сектора исследований и разработок, повышению его эффективности  будет способствовать более активная государственная научно-техническая политика. В этом случае общая величина расходов на НИОКР может возрасти до 1,17% ВВП к 2013 году. При этом доля средств федерального бюджета за указанный период уменьшится с 72,1% до 70,2%, а доля собственных средств предприятий увеличится с 5,3% до 10,8%.

Объем бюджетного финансирования деятельности государственных фондов в научно-технической сфере составил в 2010 году 10,4 млрд. рублей, к 2013 году предусмотрен рост расходов на развитие высокотехнологического комплекса до 15 млрд. рублей.

От уровня государственных  расходов на науку и инновации  в значительной степени будет, зависит  удельная оснащенность одного исследователя, она достигнет к 2013 году 1 млн. рублей по сравнению с 650 тыс. рублей в 2009 году.

В связи с проводимой реструктуризацией научного сектора, в том числе укрупнений и ликвидацией  ряда организаций, в 2010 – 2013 годах сохранится тенденция сокращения числа организаций, выполняющих исследования. По прогнозной оценке, количество таких организаций в 2013 году по сравнению с 2009 годом уменьшится на 8,6%.

При этом ожидается, что  высокими темпами будет уменьшаться число организаций с государственной формой собственности на 12,7%, что объясняется рационализацией системы бюджетных учреждений. Кроме того, численность работников, выполняющих научные исследования и разработки, будет снижаться в среднем на 2,6 – 2,7% в год. Это связано с сохранением негативной тенденции оттока и старения научных кадров.

Ожидается, что сокращение персонала будет происходить более медленными темпами. В результате, общая численность научного персонала может снизиться по отношению к уровню 2009 года на 10%. Доля исследователей в общем количестве персонала, занятого разработками, и исследованиями, должна вырасти с 49,3% в 2009 году до 53,4% в 2013 году. При этом доля исследователей в возрасте до 39 лет составит 31,5% по сравнению с 28,4% в 2009 году, а удельный вес кандидатов и докторов наук в общем числе исследователей вырастит с 61% до 63% к 2013 году.

В связи с принятием мер по государственному стимулированию инновационной активности бизнеса, ожидается рост показателей, характеризующих состояние инновационной деятельности. Так доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, достигнет к 2013 году 10,8%, что выше показателя 2009 года (10 процентов).

При этом доля уникальных, высокоточных приборов и оборудования, стендов и комплексов не старше 8 лет в общей стоимости машин  и оборудования вырастет к 2013 году до 65% по сравнению с 40% в 2009 году.

Затраты на технологические инновации в промышленности по итогам 2009 года снизились по сравнению с предыдущим годом в сопоставимых ценах на 3,6%. В 2013 году указанные расходы предприятий будут выше уровня 2009 года на 34,4% (в ценах соответствующих лет). Наряду с этим ожидается, что затраты на приобретение машин и оборудования увеличатся к 2013 году на 22,5%, а затраты на производственное проектирование и технологическую подготовку производства на 81,1%.

Вырастет коэффициент  избирательской активности (число патентных  заявок на изобретения, поданных российскими заявителями). В расчете на 1 млн. человек к 2013 году будет подаваться 200 заявок, притом, что в 2009 году подавалось 193 заявки.

В результате удельный вес  инновационных товаров, работ и  услуг в общем объеме увеличится с 5,1% в 2009 году до 6,0% в 2013 году. Вес инновационных товаров, работ и услуг в экспорте отраслей промышленного производства возрастет до 8,1% к 2013 году, превысив показатель 2009 года 7,0%.

В тоже время будет  постепенно расти количество учрежденных образовательными и научными бюджетными учреждениями малых инновационных предприятий – со 100 в 2009 году до 600 в 2013 году.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Очевидно, что в современных  условиях обеспечение устойчивого  развития инновационной сферы в  Российской Федерации возможно лишь при наличии эффективной системы ее поддержки со стороны государства. В настоящее время основные усилия по такой поддержке сосредоточены, главным образом, на оказании прямых финансовых мер за счет бюджетных средств с привлечением многочисленных специализированных организаций (государственные бюджетные и внебюджетные фонды, корпорации и т.п.). Такой способ сопряжен со значительными транзакционными издержками, снижающими стимулирующий эффект. Кроме того, он может носить временный характер, поскольку размеры выделяемых средств на поддержку инновационной сферы во многом зависят от воли органов исполнительной власти и уровня поступлений в бюджет доходов от экспорта углеводородов (они еще долго будут составлять основную долю доходов государства).

В российском Налоговом кодексе РФ (НК РФ) отсутствуют многие льготы и послабления, которые действуют в других странах. Налоговый кодекс недостаточно ориентирован на создание стимулов у собственников предприятий к стратегическому планированию, а, следовательно, и к проведению своих собственных исследований и разработок.

Для решения задач  инновационного развития страны необходимо:

1) Разработка правовой  и институциональной базы использования  государственных контрактов, грантов  и т.п.; разработка стандартов  независимой научной экспертизы и принятие их в качестве юридической нормы.

2) Разработки открытых  процедур формирования программ, основанных на интерактивных  процедурах общения с представителями  науки, промышленности и правительства.

3) Формирование приоритетных направлений научно-технического развития в тесном взаимодействии между правительством, научными организациями государственного и негосударственного секторов, представителями промышленности и финансового бизнеса на основе специальных интерактивных процедур.

4) Стимулирование промышленности  к инвестированию в исследования  и разработки путем налоговых  послаблений, займов по сниженным  кредитным ставкам и т.п.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Васильев С.В. Правовые средства налогового стимулирования инновационной деятельности. – Торгово-промышленная палата Российской Федерации, 2008.

2. Барышева А.В., Балдин  К.В., Галдицкая С.Н., Ищенко М.М., Передеряев  И.И. Инновации: Учебное пособие.  – М.: Издательско-торговая корпорация  «Дашков и К», 2007. – 382с.

3. Гончаренко Л.П. Инновационная политика: учебник – М.: КНОРУС, 2009. – 352с.

4. Гончаров В. В. Нормативно-правовые аспекты управления научно-инновационной сферой – Минск: МИТСО, 2004.

5. Кочернин А. Инновационная деятельность: налоговые льготы и преференции: Финансовая газета, 2011. – №7.

6. http://www.rae.ru/monographs/112-3774

1 Инновационная политика: учебник /Л.П. Гончаренко, Ю.А. Арутюнов. – М.: КНОРУС, 2009. – ст.14.

2 Инновационная политика: учебник /Л.П. Гончаренко, Ю.А. Арутюнов. – М.: КНОРУС, 2009. – ст.65.


 



Информация о работе Государственная политика стимулирования инноваций