Дистанционное обучение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 18:17, доклад

Описание работы

В последние десятилетия появилась новая проблема развития образования в России. Знания стареют каждые 3-5 лет, а технологические знания – каждые 2-3 года. Пройдет еще немного времени и это будет 1,5-2 года. Объем знаний выпускников ВУЗов удваивается каждые 3-4 года. Если не менять образовательных технологий, то качество подготовки специалистов будет объективно отставать от требуемого на рынке труда. Усвоение знаний студентами с помощью информационных и коммуникационных технологий по самым нижним оценкам на 40-60% быстрее, или больше, в единицу времени, чем с обычными технологиями

Содержание работы

Содержание :
Введение.
1.Понятие и цели дистанционного обучения.
2.Виды и модели дистанционного обучения
3..Плюсы дистанционного обучения.
4.Минусы дистанционного обучения.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

дИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ (2).docx

— 31.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ИНТСТИТУТ МИРОВОЙ  ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

 

Кафедра математических методов  
и информатики в экономике

 

 

 

 

Реферат

«Дистанционное обучение».

 

 

 

Выполнил (а): ст-ка гр. Эб-112 Давыдова М.А.

Проверил(а): к.п.н. Л.И. Галамян.

 

 

 

 

 

 

 

 

ВОЛГОГРАД 2012

Содержание :

Введение.

1.Понятие и цели дистанционного обучения.

2.Виды и  модели дистанционного обучения

3..Плюсы дистанционного  обучения.

4.Минусы  дистанционного обучения.

Заключение.

Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В последние  десятилетия появилась новая  проблема развития образования в  России. Знания стареют каждые 3-5 лет, а технологические знания – каждые 2-3 года. Пройдет еще немного времени  и это будет 1,5-2 года. Объем знаний выпускников ВУЗов удваивается  каждые 3-4 года. Если не менять образовательных  технологий, то качество подготовки специалистов будет объективно отставать от требуемого на рынке труда. Усвоение знаний студентами с помощью информационных и коммуникационных технологий по самым нижним оценкам  на 40-60% быстрее, или больше, в единицу  времени, чем с обычными технологиями (за один и тот же период дается больше знаний, или модно сокращать сроки  обучения в ВУЗах).Учебно-методическая база, образовательно-информационные технологии любого ВУЗа таковы, что они вообще не зависят от того, дневная ли это форма обучения, или заочная, или удаленная. Если знания, вест учебный материал, вся его дидактическая составляющая оформлены и находятся в формализованном виде, в компьютерах, то все равно, в принципе, куда подать эти знания: то ли в аудиторию (соответственно оснащенную), то ли находящемуся за пределами учебного заведения пользователю.

Одним из видов  инноваций в организации профессионального  образования является введение дистанционного обучения, которое мне и хотелось бы проанализировать в своей работе.В последние десятилетия дистанционные образовательные технологии в России получили интенсивное развитие. Министерством образования РФ разработано специальное направление, научно-методическая программа, выделены средства на развитие и становление дистанционного образования.

 

1.Дистанционное обучение — это новая, специфичная форма обучения, несколько отличная от привычных форм очного или заочного обучения. Она предполагает иные средства, методы, организационные формы обучения, иную форму взаимодействия учителя и учащихся, учащихся между собой. Вместе с тем как любая форма обучения, любая система обучения она имеет тот же компонентный состав: цели, обусловленные социальным заказом для всех форм обучения; содержание, также во многом определенное действующими программами для конкретного типа учебного заведения, методы,  организационные формы, средства обучения. Последние три компонента. В дистанционной форме обучения обусловлены спецификой используемой технологической основы (например, только компьютерных телекоммуникаций, компьютерных телекоммуникаций в комплексе с печатными средствами, компакт-дисками, так называемой кейс-технологией, пр.).

Не следует  смешивать заочное и дистанционное обучения.  Их главное отличие в том, что при дистанционном обучении обеспечивается систематическая и эффективная интерактивность. Следует рассматривать дистанционное обучение как новую форму обучения и соответственно дистанционное образование (как результат, так и процесс, систему) как новую форму образования. Хотя оно не может рассматриваться как система совершенно автономная.  Дистанционное обучение строится в соответствии с теми же целями и содержанием , что и очное обучение. Но формы подачи материала и формы взаимодействия учителя и учащихся и учащихся между собой. Задачами этапа педагогического проектирования являются: создание электронных курсов, электронных учебников, комплексов средств обучения, разработка педагогических технологий организации процесса обучения в сетях .

Цели дистанционного обучения:

  • профессиональная подготовка и переподготовка кадров;
  • повышение квалификации педагогических кадров по определенным специальностям;
  • подготовка школьников по отдельным учебным предметам к сдаче экзаменов экстерном;
  • подготовка школьников к поступлению в учебные заведения определенного профиля;
  • углубленное изучение темы, раздела из школьной программы или вне школьного курса;
  • ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках школьников по определенным предметам школьного цикла;
  • базовый курс школьной программы для учащихся, не имеющих возможности по разным причинам посещать школу вообще или в течение какого-то отрезка времени;
  • дополнительное образование по интересам.

 

2.Виды дистанционного обучения(наиболее распространённые), основанные на:

  • интерактивном телевидении; 
  • компьютерных телекоммуникационных сетях (региональных, глобальных), с различными дидактическими возможностями в зависимости от используемых конфигураций (текстовых файлов, мультимедийных технологий, видеоконференций);
  • сочетание технологий компакт-дисков и сети Интернет.

Преимущество  обучения, базирующегося на интерактивном телевидении,   заключается в его возможности непосредственного визуального контакта с аудиторией, находящейся на различных расстояниях от преподавателя.  Его отрицательная сторона   состоит в том, что при таком обучении практически тиражируется обычное занятие, будь оно построено по традиционной методике или с использованием современных педагогических технологии. Это может быть допустимо только при демонстрирации уникальных методикик,  лабораторных опытов, когда преподаватели, и учащиеся могут стать свидетелями и участниками использования новых знаний, методов в своей области, новых информационных технологий, принять участие в дискуссии.  Данная форма дистанционного обучения интерактивна  и может считаться весьма перспективной в системе повышения квалификации и подготовки специалистов. Но в настоящий момент это чрезвычайно дорогостоящие технологии. Следующий  способ организации дистанционного обучения предполагает  использование компьютерных телекоммуникаций в режиме электронной почты, телеконференций, информационных ресурсов региональных сетей и  сети Интернет. Это самый распространен  и не дорогой способ дистанционного обучения. При его организации предусматривается применение  новейших средств телекоммуникационных технологий. 

Третий способ, предполагает использование компакт-дисков в качестве базового электронного учебника. Он заключает в себе большие дидактические возможности для вузовского, школьного образования и для повышения квалификации специалистов. Преимущество компакт-диска в том, что он сочетает в себе следующие качества: интерактивность, мультимедийность, содержит большой объем информации и за счёт этого в значительной  степени оптимизирует процесс дистанционного обучения.

Модели дистанционного обучения.

Первая модель - обучение по типу экстерната. Обучение, ориентированное на школьные или вузовские (экзаменационные) требования и предназначенное  для учащихся и студентов, которые по каким-то причинам не могут посещать очные учебные заведения.

Вторая модель - обучение на базе одного университета.  Это  уже целая  система обучения для студентов, которые обучаются не стационарно, а на расстоянии, заочно (открытые формы)  или дистанционно, т.е. на основе новых  информационных технологий, включая  компьютерные телекоммуникации. Такие  программы используются для получения  разнообразных аттестатов образования.

Третья модель - обучение, основанное на сотрудничестве нескольких учебных  заведений. Она предусматривает совместную подготовку единых программ заочного дистанционного обучения для нескольких учебных заведений по ведущим дисциплинам ( в любых районах страны и за рубежом). Такое сотрудничество в подготовке программ  дистанционного обучения позволяет сделать их более  качественными и менее дорогостоящими. Перспективная цель программы - дать возможность любому гражданину стран содружества, не покидая своей страны и своего дома, получить любое образование на базе функционирующих в странах содружества колледжей и университетов.

Четвертая модель - автономные образовательные учреждения,  специально созданные для целей открытого или дистанционного обучения, в которых студенты могут получить образование по различным направлениям. Они специализируются  в создании мультимедийных курсов. Обучение полностью оплачивается организациями и фирмами, в которых работают студенты. Самым крупным подобным учреждением является Открытый университет в Лондоне, на базе которого в последние годы проходят обучение дистанционно большое число студентов не только из Великобритании, но из многих стран Содружества.

 

3.Преимуществами дистанционного обучения являются:

  • более высокая эффективность профессиональной подготовки по сравнению с вечерней и заочными формами обучения при более низкой стоимости образовательных услуг;
  • сокращение сроков обучения;
  • возможности параллельного обучения в российском и зарубежном вузах;
  • независимость студента от географического расположения вуза.

Эксперименты подтвердили что  качество и структура учебных  курсов, равно как и качество преподавания при дистанционном обучении зачастую намного лучше, чем при традиционных формах обучения. Новые электронные  технологии могут не только обеспечить активное вовлечение учащихся в учебный  процесс, но и позволяют управлять  этим процессом в отличие от большинства  традиционных учебных сред. Интеграция звука, движения, образа и текста создает  новую необыкновенно богатую  по своим возможностям учебную среду, с развитием которой увеличится и степень вовлечения учащихся в  процесс обучения. Интерактивные  возможности используемых в системе дистанционного обучения программ и систем доставки информации позволяют наладить и даже стимулировать обратную связь, обеспечить диалог и постоянную поддержку, которые невозможны в Большинстве традиционных систем обучения. Современные компьютерные телекоммуникации способны обеспечить передачу знаний и доступ к разнообразной учебной информации наравне, а иногда и гораздо эффективнее, чем традиционные средства обучения.

 

4. Минусы дистанционного обучения:

  • Отсутствие очного общения между обучающимися и преподавателем. То есть все моменты, связанные с индивидуальным подходом и воспитанием, исключаются. А когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус.                                 
  • Необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося. 
  • Необходимость постоянного доступа к источникам информации. Нужна хорошая техническая оснащенность, но не все желающие учиться имеют компьютер и выход в Интернет.   
  • Как правило, обучающиеся ощущают недостаток практических занятий.   
  • Отсутствует постоянный контроль над обучающимися, который для российского человека является мощным побудительным стимулом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Дистанционное обучение на пороге XXI века. Ростов – на – Дону: «Мысль», 1999. – 368 с.

 

2. Интернет: www.dist-edu.ru; www.hse.ru; www.ui.usm.ru.

 

3. Каледина А.Н., Кушельман Н.В. Высшее учебное заблуждение. М.: «Дрофа», 1996. – 228 с.

 

4. Кларин М.В. Инновации в обучении. Метафоры и модели. М.: «Наука», 1997. – 398 с.

 

5. Педагогика: Учебное пособие для  студентов педагогических учебных  заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. – 4-е изд. – М.: Школьная Пресса, 2002. – 512 с.

 

6. Шахмаев Н.М. Технические средства дистанционного обучения. М. – «Знание», 2000. – 276 с.

 


Информация о работе Дистанционное обучение