Анализ реализации инновационного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 22:13, курсовая работа

Описание работы

После реализации инноваций предприятие приступает к формированию новых инновационных программ и планов-проектов.
На этом этапе важно проанализировать результаты инновационного процесса, чтобы учесть возможные недочеты при разработке последующих стратегий инновационного развития.

Файлы: 1 файл

Лекции Инновационное предпринимательство.docx

— 38.41 Кб (Скачать файл)

Финансово-промышленная группа (ФПГ) — организационная структура,  объединяющая  промышленные  предприятия, банки, торговые организации, связанные между собой единым, технологическим циклом для повышения конкурентоспособности товаров и услуг.

Отличительные черты ФПГ:

1) во главе их стоит  управляющая компания, которая формирует  технологическую цепочку, определяет  состав участников, распределяет  между ними прибыль;

2) юридическая самостоятельность  входящих в ФПГ организаций;

3) основным доходом деятельности  банка, входящего в ФПГ, являются  дивиденды от повышения эффективности  работы предприятий, а не процент  на кредит;

4) высокие требования  к качеству всех компонентов  системы менеджмента ФПГ в связи со сложностью этой системы;

5) высокий уровень технологической  и экономической интеграции для  реализации инновационно-инвестиционных проектов.

Холдинг (холдинговая компания) — это форма организации ФПГ, предполагающая создание материнской и дочерних компаний, где первая владеет контрольным пакетом акций вторых (дочерних компаний).

 Отличительные черты холдингов:

1) хозяйственная несамостоятельность  дочерних компаний;

2) возможность получения  доходов посредством участия  в акционерном капитале других  фирм;

3) большое число входящих  в состав холдинга предприятий.

Консорциум — временное объединение крупных фирм (компаний) в рамках межфирменной кооперации, предполагающее совместное финансирование, проведение стратегических НИОКР, разработку технологий и стандартов в течение определенного периода времени.

Отличительные черты консорциумов:

1) хозяйственная самостоятельность  участников консорциума;

2) обязательное распространение  результатов исследований и ноу-хау  между участниками для дальнейшего  самостоятельного производства;

3) участие в составе  консорциумов университетов и  других вузов;

4) возможность участия  одного участника в нескольких  проектах консорциума;

5) большое число входящих  в консорциум компаний и фирм.

Транснациональная корпорация (ТНК) — общество с дочерними фирмами и филиалами в различных странах.

Отличительные черты ТНК:

1) высокий уровень концентрации  производства и дифференциации  выпускаемой продукции;

2) глубоко специализированное  производство; 3) гибкость маневрирования  ресурсами;

4) достижение оптимальных  транспортных расходов по реализации  продукции;

5) высокая конкурентоспособность  фирм и выпускаемой продукции, высокая степень диффузии инноваций.

Стратегический альянс — соглашение участников межфирменной кооперации (корпорации) на проведение комплекса сложных работ по всему инновационному циклу, включая коммерциализацию результатов.

Отличительные черты стратегического альянса:

1) разделение финансового  риска между участниками при  разработке и освоении радикально  новой продукции, технологий, открытий, изобретений;

2) перенос центра работ  на НИОКР;

3) комплексность этапов  инновационного цикла;

4) высокая маневренность  в кооперации, особенно при проведении  НИОКР;

5) сокращение инновационного  цикла создания радикальных новшеств;

6) высокий уровень автоматизации  технологической подготовки производства  новшеств.

 

 

Инновационная политика государства

Инновационная политика государства представляет собой совокупность форм, методов и направлений его воздействия на производство с целью выпуска новых видов продукции и технологии, а также на расширение рынков сбыта отечественных товаров на этой основе.

Под государственной инновационной политикой понимается также комплекс целей и методов воздействия государственных структур на экономику и общество в целом, связанных с инициированием и повышением эффективности инновационных процессов.

Поскольку в современных условиях инновации «пронизывают» все стороны экономической жизни, государственная инновационная политика становится основной составляющей государственного регулирования социально-экономических процессов.

Цели и направления инновационной политики государства определяются прежде всего характерной особенностью той или иной отрасли, ее производственно-экономическим потенциалом и уровнем конкурентоспособности основной продукции.

Непосредственное принятие решений в области экономического регулирования инновационных процессов осуществляется государственными структурами.

Общие принципы построения системы государственных органов и их подразделений, занятых вопросами выработки и реализации инновационной политики, включают отражение инновационных проблем в деятельности всех ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной).

Государство осуществляет регулирование инновационных процессов как непосредственно, инициируя нововведения и выступая участником инновационных процессов, так и опосредованно, стимулируя инновации косвенными методами и создавая соответствующий экономический механизм.

По характеру государственного воздействия на научную и инновационную деятельность выделяют методы регулирования, проводимые в рамках налоговой, кредитно-финансовой, амортизационной и внешнеэкономической политики.

Ключевым элементом реформирования системы государственного управления инновационной сферой становится совершенствование механизмов финансирования, организации научных исследований и налоговой политики, а именно:

1) выделение средств из  федерального бюджета на финансирование  НИОКР гражданского назначения  в размере 3% его расходной части  с ежегодным увеличением этой  доли по мере стабилизации  экономики до уровня, характерного  для высокоразвитых стран;

2) обеспечение устойчивого  гос. финансирования Российской академии наук, Рос. академии мед. наук, Рос. академии сельскохозяйственных наук, Рос. академии образования, Рос. академии архитектуры и строительных наук, Рос. академии художеств, гос. научных центров и организаций, работающих по приоритетным направлениям науки и техники, гос. университетов и других ВУЗов, научных библиотек и информационных центров;

3) обеспечение множественности  источников финансирования НИОКР  путем активной поддержки целевых  государственных фондов;

4) создание благоприятных  условий для инвестирования в  науку средств промышленными предприятиями, банками, международными организациями и частными лицами;

5) развитие конкурсных  принципов распределения средств  на научные программы и проекты  при открытости принимаемых решений  и привлечении научного сообщества  к контролю над использованием  средств;

6) поэтапное введение  федеральной контрактной системы  в сфере научно-технических и  опытно-конструкторских разработок;

7) введение налоговых  и таможенных льгот для стимулирования  и поддержки научной деятельности;

8) создание условий и  предоставление необходимых ресурсов  для участия российских ученых  в международных проектах;

9) создание благоприятных  условий для работы общественных  научных объединений.

Практическими формами реализации государственных приоритетов в инновационной сфере являются:

  • целевые программы;
  • государственные научно-технические программы;
  • организация государственных НИИ, лабораторий, центров;
  • государственные заказы на проведение соответствующих НИОКР;
  • бюджетное финансирование внедрения нововведений;
  • дотирование производства и потребления инновационной продукции и услуг и т.п.

 

 

Риск в инновационном предпринимательстве

Риск в инновационном предпринимательстве возникает в силу неопределенности деятельности организаций.

С ростом неопределенности сопряжен риск неудачного результата инновации.

Инновационная деятельность в большей степени, чем другие виды деятельности, сопряжена с риском, так как полная гарантия благополучного результата практически отсутствует.

В общем виде риск в инновационном предпринимательстве можно определить как вероятность потерь, возникающих при вложении организацией средств в производство новых товаров и услуг, в разработку новой техники и технологий, которые, возможно, не найдут ожидаемого спроса на рынке, а также при вложении средств в разработку управленческих инноваций, которые не принесут ожидаемого эффекта.

Классификация рисков

Кредитный риск представляет собой опасность неуплаты заемщиком основного долга и процентов, причитающихся кредитору.

К кредитному риску относится также риск такого события, при котором эмитент, выпустивший долговые ценные бумаги, окажется не в состоянии выплачивать проценты по ним или основную сумму долга.

Коммерческий риск связан с производственно-хозяйственной или финансовой деятельностью, главной целью которой является получение прибыли.

Валютный риск рассматривается как опасность валютных потерь, связанных с изменением курса иностранной валюты по отношению к национальной валюте при проведении внешнеторговых, кредитных, валютных операций, операций на фондовых или валютных биржах.

Деловой риск (риск предпринимательской деятельности) вникает в предпринимательской деятельности и связан с вероятностью снижения выручки до уровня, не покрывающего предпринимательские издержки.

Инновационные риски (риски инновационных проектов) связаны с инновационной деятельностью, главной целью которой является реализация инновации.

К рискам инновационных проектов следует отнести ряд специфических рисков.

1. Научно-технические риски (отрицательные результаты НИР, отклонения параметров ОКР и т.д.)

2. Риски правового обеспечения проекта (неполучение или запаздывание патентной защиты, «утечка» отдельных технических решений, появление патентно защищенных конкурентов.

3. Риски коммерческого предложения (несоответствие коммерческого предложения рыночной стратегии фирмы; отсутствие поставщиков необходимых ресурсов и комплектующих; невыполнение поставщиками обязательств по срокам и качеству поставок).

В целом риск, возникающий в инновационной деятельности, включает следующие виды рисков:

1. Риски ошибочного выбора  инновационного проекта.

2. Риски необеспечения инновационного проекта достаточным уровнем финансирования.

3. Маркетинговые риски - риск  ошибочного выбора сегмента рынка, если спрос на новшество оказывается  нестабильным или на рынке  нет потребности в новшестве; проведение неэффективной рекламы  новых товаров.

4. Риски неисполнения  хозяйственных договоров (контрактов) - риск отказа партнера от заключения  договора; риск заключения договоров (контрактов) с недееспособными или неплатежеспособными партнерами.

5. Риски, связанные с недостаточным  уровнем кадрового обеспечения.

Оценка рисков

Качественная оценка рисков.

Она осуществляется в основном посредством рейтинга и ранжированием.

Количественная оценка рисков. В этом случае проводят математическую оценку рисков и определяют меру риска.

Способы снижения рисков в инновационной деятельности

Избежать полностью риска в инновационной деятельности невозможно, так как инновации и риск - две взаимосвязанные категории.

Для снижения риска в инновационной деятельности могут быть рекомендовано несколько путей:

1) распределение риска  между участниками;

2) резервирование; 3) страхование;

4) диверсификация инновационной  деятельности;

5) передача риска путем  заключения контрактов.

Распределение риска между участниками. Принцип распределения заключается в том, чтобы передать максимальную ответственность за риск тому участнику, который лучше всех может его контролировать.

Резервирование. Резерв всегда повышает надежность функционирования системы, так как при отказе элемент может быть заменен из резерва.

Информация о работе Анализ реализации инновационного процесса