Западные инвестиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 11:26, контрольная работа

Описание работы

Программы государственного регулирования инвестиционного процесса строятся на определенных теоретических воззрениях. В западной экономической практике в качестве базисных концепций экономического регулирования используются, как правило, противостоящие научные направления — кейнсианство и монетаризм, содержащие различные (в соответствии с их трактовкой причинно-следственных связей рыночной экономики) подходы к государственному регулированию инвестиционного процесса. При этом сторонники кейнсианской теории делают акцент на достижение целей экономического роста, а монетаризма — на стабилизацию денежного обращения, уровня цен и курсов валют.

Содержание работы

1. Западные концепции регулирования инвестиций……………………………4
1.1.Кейнсианская концепция……………………………………..………………4
1.2 Монетаризм……………………………………………………………………7
1.3 Концепции регулирования инвестиций: теория экономики предложения, структурализм……………………………………………………….………..…..9
2. Современные системы экономического регулирования…………...………11
2.1 Формирование инвестиционной политики государства в условиях развития рыночных отношений в России………………………………..…….11
2.2Принципы, границы и формы участия государства в инвестиционной деятельности………………………………………………………………..……16
Список использованной литературы…………………………………...………19

Файлы: 1 файл

Содержани2.docx

— 125.52 Кб (Скачать файл)

 Вместе с тем в  промышленно развитых странах,  несмотря на характерную для  монетаризма либерализацию экономики,  росла роль государства в стимулировании  научно-технического прогресса,  наукоемких отраслей, образования,  социальной инфраструктуры и  формирования соответствующих институтов. Напротив, в большинстве развивающихся  стран монетаристская трансформация  экономических систем привела  к резкому свертыванию институтов  государственного регулирования,  блокированию активной инвестиционной  политики, сокращению производственного  потенциала, усилению внешней зависимости  государств через механизмы неэквивалентного  обмена в условиях развертывающейся  глобализации экономических систем.

 Процессы интернационализации  и глобализации на современном  этапе развития способствуют  усилению взаимозависимости национальных  экономик, что сближает механизмы  и инструментарии в различных  моделях, применяемых для достижения  таких экономических целей, как  достижение постоянного и равномерного  экономического роста, увеличение  занятости, стабилизация денежного  обращения и курса валют, повышение  благосостояния и улучшение качества  жизни людей.

 Современные системы  экономического регулирования выступают  как синтез государственных и  рыночных методов, соотношение  которых определяется спецификой  конкретной ситуации. В условиях  социально-экономической нестабильности  усиливается роль государственных  методов экономического регулирования,  при устойчивом экономическом  развитии возрастает значение  рыночных методов, в то время  как государство сохраняет за  собой определенные функции в  сфере экономического и социального  регулирования.

 Становление новой  модели инвестиционной деятельности, адекватной рыночной системе  хозяйствования, предполагало замену  централизованного распределения  инвестиционных ресурсов рыночными  формами инвестирования.. Официальная  концепция рыночного реформирования  российской экономики базировалась  на упрощенно-монетаристских принципах,  реализация которых на практике  выразилась в конкретных мерах  по минимизации роли государства  в экономике, ускоренной либерализации  цен и внешнеэкономической деятельности, приватизации государственной собственности,  формировании рыночных структур.

Инвестиционная политика начального периода рыночного реформирования

 Меры государственной  инвестиционной политики в рассматриваемый  период были связаны в основном  с комплексной программой стимулирования  отечественных и иностранных  инвестиций в экономике России, Бюджетом развития на период 1997-2000 гг., концепцией среднесрочной программы развития российской экономики на 1997-2000 гг. «Структурная перестройка и экономический рост».

 Основные направления  государственной инвестиционной  политики, изложенные в этих документах, включали:

    • проведение децентрализации инвестиционного процесса, перенос центра тяжести на частные инвестиции, повышение роли собственных и привлеченных средств предприятий посредством проведения новой амортизационной политики, использования прибыли, вторичной эмиссии ценных бумаг, средств банков, институциональных инвесторов, населения;
    • переход от безвозвратного финансирования предприятий к кредитованию их на платной и возвратной основе;
    • усиление государственного контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета, направленных на инвестиции;
    • сохранение роли государства как стратегического инвестора в области важнейших жизнеобеспечивающих производств, социальной сфере, общественно значимых объектов, не привлекательных для частных инвесторов;
    • использование централизованных инвестиций на реализацию эффективных и быстро окупающихся проектов, расширение практики их долевого (государственного и частного) финансирования;
    • стимулирование частных и иностранных инвестиций, совершенствование нормативной базы, предоставление гарантий и страхование инвестиций.

 В соответствии с  принятым курсом экономических  реформ восстановление инвестиционного  процесса должно было осуществляться  при минимальной роли государства. В качестве основных предполагаемых источников рассматривались: возросшие возможности предприятий за счет снижения налогового бремени и роста амортизационных отчислений, перелив кредита с рынка государственных обязательств в реальный сектор, мобилизация валютных сбережений населения, находящихся вне банковского оборота, приток иностранного частного капитала.

 Между тем, как уже  отмечалось, на базе рыночных  методов регулирования не удалось  решить поставленные задачи, поскольку  в российской экономике не  сложились условия, позволяющие  полностью отказаться от методов  государственного воздействия. Не  были созданы макроэкономические  предпосылки для мобилизации  сбережений населения в форме  иностранной наличной валюты, притока  отечественного и иностранного  частного капитала в реальный  сектор экономики. В результате  проводимой политики покрытия  дефицита государственного бюджета  путем расширяющейся эмиссии  государственных обязательств накопление  государственного долга и повышение  стоимости его обслуживания вело  к прогрессирующему сокращению  возможностей бюджетного финансирования, которое усугублялось ростом  напряженности в бюджетно-налоговой  сфере в условиях жесткой фискальной  политики и деформации платежной  системы.Государственное финансирование  инвестиционной деятельности было  практически свернуто, между тем  масштабы частного инвестирования  не смогли компенсировать снижение  государственных инвестиций.

Инвестиционная политика в посткризисный период.

 С целью корректировки  курса экономических реформ и  решения задач выхода страны  из острого экономического кризиса  в ноябре 1998 г. был принят совместный  документ «О мерах Правительства  Российской Федерации и Центрального  банка Российской Федерации по  стабилизации социально-экономического  положения в стране», который  исходил из необходимости усиления вмешательства государства в экономику, в том числе и ее инвестиционную сферу.

 Были определены приоритеты  программ развития, через которые  должна реализовываться государственная  структурная и производственная  политика:

    • наращивание производства в отраслях с быстрым оборотом капитала и высокой бюджетной эффективностью, обеспечивающих товарное наполнение потребительского рынка;
    • поддержка наукоемких отраслей и высоких технологий, отраслей с высокой степенью обработки продукции, в том числе на базе развития кооперационных связей с иностранными компаниями;
    • производство конкурентоспособной машиностроительной продукции как основы технической реконструкции экономики;
    • сохранение и увеличение занятости населения.

 Однако реализация  данных подходов осложнялась  сохранением существующих экономических  условий; преодоление же сложившихся  экономических проблем требовало  использования действенных механизмов  мобилизации ресурсов и инвестиционного  роста.

     Так, продолжалось сокращение государственных инвестиций и уменьшение доли средств, выделяемых на финансирование государственной инвестиционной Программы. Не получили государственной поддержки инвестиционные программы конверсии оборонной промышленности, а также большая часть объектов производственных комплексов. Было приостановлено выполнение большинства федеральных целевых программ. Сокращение инвестиционных расходов осуществлялось без детального анализа различных инвестиционных программ и их оценки с позиций соответствия приоритетным направлениям экономического роста.

 Новые программные  правительственные документы, официально  отражающие экономическую стратегию  государства (план действий Правительства  Российской Федерации в области  социальной политикой модернизации  экономики на 2000-2001 гг., в основе  которого положена стратегия  развития Российской Федерации  до 2010 г. фонда «Центр стратегических  разработок»), декларируют смену  приоритетов экономической политики, усиление ее направленности на  модернизацию и развитие реального  сектора. В качестве основных  средств достижения поставленных  целей рассматриваются: улучшение  инвестиционного и предпринимательского  климата, условий для развития  финансовых рынков, методы денежно-кредитной,  бюджетной и налоговой политики.

 

2.2Принципы, границы и формы участия государства в инвестиционной деятельности

 

 Вопрос о принципах  участия государства в инвестиционной  деятельности во многом связан  с проблемой ограниченности финансового  потенциала для инвестиционного  подъема. По оценкам Министерства  экономического развития РФ, потребность  в инвестициях составляет 150 млрд  долл. в год.

 При анализе данной  проблемы возникает также вопрос  о критерии достаточности инвестиций. В среднесрочном периоде критерием  достаточности инвестиций может  служить такой объем инвестиционных  ресурсов, который позволит обеспечить  переход к устойчивому экономическому  росту. С точки зрения макроэкономики  это означает достижение стабильных  положительных значений величины  совокупных чистых инвестиций, соответствующих  приросту объемов средств для  обновления основного капитала, при увеличении эффективности  использования инвестируемых ресурсов. В связи с этим необходимо  стимулирование инвестиций до уровня, превышающего выбытие накопленных элементов производительного капитала. Этот ориентир обусловлен тем, что при более низких значениях инвестиций во вновь созданный продукт не будут компенсированы выбывающие элементы производительного капитала (прежде всего - основного капитала), в результате чего будут по-прежнему воспроизводиться условия экономического спада и продолжится сокращение потенциала реального оживления производства.

Данная специфика воздействует и на формы участия государства  в инвестиционной деятельности:

    1. Гос-во как единоличный инвестор
    2. Гос-во как соинвестор
    3. Гос-во как гарант – с целью привлечения иностранного капитала в тот или иной проект с гарантией на обеспечение возвратности капитала

Предоставление налоговых, таможенных и др. льгот инвесторам – при реализации приоритетных государственных  проектов

 Как отмечалось, в рыночной  экономике роль государства как  непосредственного инвестора сохраняется  для основных жизнеобеспечивающих  производств, социальной сферы  и отраслей, имеющих особое государственное  значение.

 В условиях, создавшихся  в российской экономике, при  ориентированности инвестиционной  стратегии в целом на перенос  центра тяжести с государственного  инвестирования на формирование  инвестиционной среды, благоприятной  для частных инвесторов и перелива  капиталов посредством совершенствования  денежно-кредитных, налоговых, амортизационных  и иных методов, обе составляющие  государственной инвестиционной  политики (как государственное инвестирование, так и государственное регулирование  инвестиционной деятельности) должны  быть направлены на поддержку приоритетных отраслей и производств, носить взвешенный и системный характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Автономова Н. С. Структурализм // Современная западная философия - М., 2004.
  2. Государственное регулирование инвестиций. Монография. Отв. Ред. В.П. Орешин. - М.: Наука, 2003.
  3. Игонина Л.Л. Инвестиции : Учеб. Пособие/Под. Ред. Д-ра. Наук, проф. В.А. Слепова. - М.: Юрист, 2002. 480 с.
  4. Мировая экономика: Экономика зарубежных стран -М.: Флинта: Моск. психол. -социал. ин-т, 2003. - (Библиотека экономиста). 478.
  5. Орешин В.П. Государственное регулирование национальной экономики (в вопросах и ответах): Учебное пособие. М.: - ИНФРА -М, 2006. - 124 с. (серия "Вопрос-ответ").

 


Информация о работе Западные инвестиции