СЭЗ в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 22:00, контрольная работа

Описание работы

Цель работы – изучить свободно экономические зоны в России.

Задачи работы – подробно рассмотреть вышеуказанную цель.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………….3


Свободно экономические зоны в России………………………………………………………4

Файлы: 1 файл

Иностранные инвестиции - готова.docx

— 41.58 Кб (Скачать файл)

федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Санкт-Петербургский государственный  экономический университет» (СПбГЭУ)

 

филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального  образования

«Санкт-Петербургский государственный  экономический университет» в г. Череповце

(филиал СПбГЭУ в г. Череповце)

 

 

 

 

 

 

Кафедра «Финансы и кредит»

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

 

 

 

 

По дисциплине «Иностранные инвестиции»

 

Тема № 5: «СЭЗ в России»

 

 

 

 

 

 

Студентки 4 курса

Группы 2 ФКС 10

Ф.И.О. Пожиловой

Татьяны Юрьевны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Череповец,

2013

Содержание

 

 

Введение………………………………………………………………………………………….3

 

 

Свободно  экономические зоны в России………………………………………………………4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Создание свободных экономических  зон – действенное направление  развития экономики отдельных территорий и регионов, ориентированное, как  правило, на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов. При этом система  льгот, устанавливаемых в свободных  экономических зонах, должна быть в  достаточной степени индивидуальна  и тесно связана с реализуемыми на ее территориями программами.

В последнее время свободные  экономические зоны стали неотъемлемой частью мировой экономики.

В мировой практике существует множество  разновидностей свободных экономических  зон. В зависимости от поставленных задач они могут быть ориентированы  на расширение экспортного производства, стимулирование производства для внутреннего  рынка, в том числе импортозамещения, или же на внедрение и развитие каких-либо новых разработок. В соответствии с этими задачами укрупненно их можно подразделить на зоны торгового, производственного и технико-внедренческого типа, а также комплексные.

Свободные экономические зоны существуют в более 120 странах мира, стимулируя в этих странах рост экспорта, занятости  населения. По оценкам специалистов, к 2020г. на свободные экономические  зоны будет приходиться от 20 до 25% мирового товарооборота. Их роль в мировой  экономики постоянно растет.

Цели создания свободных (особых) экономических  зон многообразны: привлечение инвестиций для повышения конкурентоспособности  отдельных производств, развитие экспорта, стимулирование инновационной активности национальных компаний. В последние годы пришло осознание того, что общий режим регулирования хозяйственной деятельности в России (сохраняющаяся неопределенность прав собственности, недоступность или высокая цена долгосрочных финансовых средств для большинства компаний, диспропорционально высокое налоговое бремя в секторах, производящих несырьевую продукцию) настолько неблагоприятен для инноваций и развития сложных видов услуг, что отдельными мерами их поддержки обойтись нельзя. Необходимы комплексные улучшения в законодательной, административной и регуляторной сферах, которые на сегодняшний день могут быть в полном объеме реализованы только в рамках зон с особым экономическим режимом.

Механизм ОЭЗ предполагает преференции  по трем ключевым для бизнеса направлениям: налоговые и таможенные льготы, государственное  финансирование инфраструктуры, снижение административных барьеров. Именно сочетание  этих факторов делает режим особой экономической зоны достаточно привлекательным  для инвесторов, хотя каждый из них  в отдельности не так и велик. На сегодняшний день в России созданы  или планируются к созданию свободные  экономические зоны почти всех основных типов, распространенных в мире: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные, портовые.

 

Цель  работы – изучить свободно экономические зоны в России.

 

Задачи работы – подробно рассмотреть вышеуказанную цель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Свободно экономические зоны в  России

 

Переход к рыночной экономике предполагает повышение степени ее открытости внешнему миру путем активизации  внешнеэкономической деятельности. Одной из важнейших форм экономических  связей являются свободные экономические  зоны (СЭЗ). Они представляют собой  особый вид государственного регулирования  внешнеэкономической деятельности.

СЭЗ - сравнительно новая форма организации  хозяйственной деятельности, появившаяся  в мировой практике в конце 1950 - начале 1960-х годов и получившая широкое распространение в 1970-е  годы. Сегодня в мире насчитывается  от 400 до 2000 подобных зон. Однако термин "свободная экономическая зона" (и другие его варианты, которых  известно около 30, например, зона свободного предпринимательства) в разных странах  используется для характеристики территорий, совершенно несхожих по своему статусу  и тем целям, которые перед  ними стоят. Действуют СЭЗ более  чем в 80 странах: в промышленно  развитых странах - США, Японии, Германии, Великобритании, в новых индустриальных странах, в развивающихся странах  и в странах, переходящих к  рыночной экономике. Через свободные  экономические зоны проходит около 10% мирового товарооборота, причем темпы  роста в них объемов экспорта и импорта весьма высоки.

Свободные экономические зоны формируются, как  правило, в морских и речных портах, международных аэропортах, вблизи основных железнодорожных и автомагистральных  линий, туристических центров в  отдельных промышленных районах.

Свободной экономической зоной России является территория, на которой устанавливается  особый режим хозяйственной деятельности иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями, а также отечественных предприятий и граждан. Порядок осуществления хозяйственной деятельности иностранных инвесторов, предприятий, с иностранными инвестициями и условия льготного экспортно-импортно-таможенного, налогового, валютного, банковского, визового, трудового и других видов регулирования в зоне устанавливаются законодательством Российской Федерации, а также решением соответствующих местных органов власти. СЭЗ создаются для ускорения социально-экономического развития России и ее регионов, комплексного освоения природных богатств страны, увеличения ее экспортных возможностей, расширения производства высококачественной и импортзаменяющей продукции на основе развития торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами.

 

Создание  свободных экономических зон  способствует решению ряда задач.

    1. Привлечение в экономику Российской Федерации иностранного капитала, технологий, форм и методов организации труда.
    2. Формирование рыночной инфраструктуры для расширения международных экономических связей (в том числе валютно-кредитных, страховых, транспортных, информационных), позволяющих использовать зоны как посредника между мировой экономикой и мировым рынком и отечественным хозяйством.
    3. Развитие экспортной базы и рост валютных поступлений.
    4. Ускорение внедрения научно-технического прогресса за счет как зарубежных, так и отечественных научных разработок и ноу-хау и передачи их для широкого использования на внешний рынок и в Российскую Федерацию.
    5. Апробация на зональном уровне новых форм хозяйствования.
    6. Практическое обучение отечественных специалистов приемам и методам международного бизнеса.

Исходя  из задач формирования той или  иной зоны предъявляются соответствующие требования и к ее размещению.

К требованиям  общего порядка по размещению свободных  экономических зон относятся:

    1. благоприятное транспортно-географическое положение по отношению к внешнему и внутреннему рынкам (ему отвечают, как правило, территории, отличающиеся приграничным положением и располагающие развитыми транспортными коммуникациями, особенно портовые города);
    2. развитый производственный потенциал, наличие производственной и социальной инфраструктуры;
    3. наличие территории, располагающей уникальным по запасам и ценности природно-ресурсным потенциалом (в первую очередь запасами углеводородного сырья, цветных металлов, лесных ресурсов).

Поэтому территории, наиболее благоприятные  для размещения СЭЗ, имеют, как правило, приграничное положение по отношению  к зарубежным странам, в том числе  и бывшим союзным республикам, а  также располагают морскими торговыми  портами и магистральной транспортной сетью (железнодорожной, автодорожной, аэропортами), сложившимися промышленными, научными и культурными центрами, районами концентрации наиболее ценных природных ресурсов. В отдельных случаях создание СЭЗ целесообразно и в районах нового хозяйственного освоения, не располагающих развитой промышленностью, производственной и социальной инфраструктурой. СЭЗ призвана также решать долгосрочные крупные общегосударственные программы (укрепление топливно-энергетической и минерально-сырьевой базы страны).

На  территории России в зависимости  от целей и задач выделяют несколько  типов зон:

    1. комплексные специальные зоны производственного характера;
    2. внешнеторговые (свободные таможенные зоны, в том числе зоны экспортного производства и транзитные);
    3. функциональные, или отраслевые (технологические парки, технополисы, туристические, страховые, банковские). Они выполняют как народнохозяйственные, так и внешнеэкономические функции.

 

Комплексные зоны многопрофильны. Они формируются и на ограниченной территории, и в границах областей и других территориальных образований. В них создаются условия для привлечения крупного капитала с обязательным развитием необходимой инфраструктуры.

 

Внешнеторговые зоны обеспечивают валютные поступления, в том числе и за счет консигнационных складов, сдачи в аренду помещений, выставок, перевалки грузов и их транзита.

 

Отраслевые зоны (технологические парки, технополисы) способствуют ускорению научно-технического прогресса на основе активизации внешнеэкономического сотрудничества, внедрению результатов отечественной науки, а также разработке наукоемких технологий, новых видов готовой продукции и расширению экспорта.

В зависимости  от способа оформления границ зоны и режима их функционирования СЭЗ  делятся на два типа анклавные (замкнутые) и интеграционные.

 

Анклавные СЭЗ полностью ориентируются на экспорт всей производимой на её территории продукции с целью получения выручки в свободно конвертируемой валюте. Они обычно создаются на территории страны, естественным образом отделенных от нее (острова, полуострова, морские побережья). Но могут создаваться и внутри города.

 

Интеграционные зоны тесно связаны с национальной и мировой экономикой, имеют более свободный режим их функционирования. Они наиболее характерны для стран с развитой рыночной экономикой, широко включенных в международное разделение труда.

Наряду  с собственно свободными экономическими зонами в мировой практике существуют особые - оффшорные - зоны (ОЗ). Они составляют особый класс среди свободных экономических зон. Их главное отличие состоит в том, что зарегистрированные в них предприятия не имеют права осуществлять никакую производственную деятельность. Основным признаком оффшорной юрисдикции является льготный характер налогообложения.

 

Выбор типа зон связан со всесторонним учетом не только общих, но и частных, в том числе локальных, факторов. Так, для транспортных, экспортно-импортных зон необходимо наличие крупного транспортного узла. Они могут размещаться в первую очередь в приморских городах, располагающих морскими торговыми портами, железнодорожным сообщением, аэропортом. Эти же условия желательны для размещения торговых, банковских и других зон. Для создания зон типа технопарков и технополисов нужна развитая научно-производственная база. Организация туристическо-рекреационных зон требует наличия культурных и исторических центров, бальнеологических курортов, привлекательных для туризма ландшафтов, развитой инфраструктуры.

Для обеспечения  благоприятного климата на территории СЭЗ устанавливаются особые экономические  и юридические льготы. К ним  относятся:

    1. упрощенный порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями;
    2. льготный налоговый режим;
    3. понижение ставок платы за пользование землей и другими природными ресурсами;
    4. предоставление права на долгосрочную аренду.

Предусмотрен  также особый таможенный режим с  установлением пониженных таможенных пошлин на ввоз и вывоз товаров, упрощен  порядок пересечения границы  при въезде и выезде иностранных  граждан, в том числе введен безвизовый. На СЭЗ распространяется право безлицензионного экспорта и импорта, предоставленное  законом для предприятий, полностью  принадлежащих иностранным инвесторам, а также для совместных предприятий  с долей иностранных инвестиций свыше 30%. Валютная выручка этих предприятий  от экспорта собственной продукции  полностью остается в их распоряжении.

Любая создаваемая зона должна иметь разработанную  комплексную программу развития, т. е. план развития всех хозяйственных  объектов, становления новых производственных отношений на основе разнообразия форм собственности (государственной, кооперативной, акционерной, совместной, индивидуальной), равномерно участвующих в экономических  связях. Основной целью программы  должно быть динамичное экономическое  и социальное развитие зоны на базе комплексного использования государственного, коммерческого и иностранного капитала, средств граждан, активизации деловой, финансовой и правовой структур.

Информация о работе СЭЗ в России