Система приема иностранного капитала странами-импортерами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 12:10, контрольная работа

Описание работы

Создание благоприятного инвестиционного климата во многом зависит от действующей системы приема капитала. Под системой приема капитала понимают совокупность правовых актов и институтов, регламентирующих государственную политику в части зарубежных вложений. В странах развитой рыночной экономики по отношению к иностранным инвесторам используется так называемый национальный режим. Данное положение, закрепленное в ряде документов МВФ-МБРР, Международной торговой палаты и ОЭСР, означает, что привлечение иностранных инвестиций и деятельность компаний с иностранным участием регулируется, как правило, национальным законодательством.

Содержание работы

Введение 3
Сущность и формы движения капитала 4
Страны-импортеры иностранного капитала 6
Система приема иностранного капитала странами-импортерами 7
Система регулирования инвестиционных процессов в России 11
Заключение 17
Список литературы 18

Файлы: 1 файл

Система приема иностранного капитала странами.docx

— 528.39 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации 
Бердский филиал ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный технический университет»

 

Контрольная работа 
по предмету: Иностранные инвестиции 
на тему: Система приема иностранного капитала странами-импортерами

 

Выполнила:  
Студентка 4 курса 
Группы ЭУБ-91 
 
 
Проверил: 

 

 

 

 

Бердск 
2013 г. 

 

 

Оглавление

 

 

Введение

В настоящее время ни одно государство в мире не может успешно развиваться без интеграции в мировую экономику. Причём прослеживается прямая пропорциональная зависимость между степенью интеграции в мировое хозяйство и уровнем развития внутренней экономики. Как правило, чем более интегрирована страна в мировое экономическое пространство, тем выше уровень развития её внутренней экономики, и наоборот.

В современном мировом хозяйстве внешнеэкономические связи являются важным экзогенным фактором, который оказывает значительное влияние на динамику и устойчивость развития национальной экономики, формирование её структуры, эффективность функционирования.

Для многих стран мира динамичное развитие внешнеэкономических связей стало катализатором внутреннего экономического роста. В частности, для новых индустриальных стран внешнеэкономические связи явились основным структурообразующим фактором в процессе формирования в них динамичной модели устойчивого экономического развития.

Особую роль играют внешнеэкономические связи в глобальных интеграционных процессах. Для современного этапа развития мировых хозяйственных связей характерны динамизм, либерализация, диверсификация форм и видов внешнеэкономической деятельности.

Одной из важных тенденций в развитии мировых хозяйственных связей является диверсификация форм сотрудничества. Помимо традиционных форм внешнеэкономических связей — внешней торговли и инвестиционного сотрудничества — в последние годы активно развиваются научно-техническое сотрудничество, промышленная кооперация, валютно-финансовое, военно-техническое сотрудничество, туризм и др

 

Сущность и формы движения капитала

Международное движение капитала — это помещение и функционирование капитала за рубежом, прежде всего с целью его самовозрастания. Вкладывая капитал за рубежом, инвестор осуществляет зарубежные инвестиции (инвестиции за рубежом). Классификация форм международного движения капитала отражает различные стороны этого процесса. Капитал вывозится, ввозится и функционирует за рубежом в следующих формах:1

1. В форме частного или государственного капитала в зависимости от того, вывозится он частными или государственными организациями и компаниями. Движение капитала по линии международных организаций часто выделяется в самостоятельную форму. По приблизительной оценке, в 1998 г. вывоз капитала из России составил около 30 млрд долл., в том числе в форме государственного капитала лишь 0,2 млрд долл., а остальное — в форме частного капитала.

2. В денежной и товарной формах. Так, вывозом капитала могут быть машины и оборудование, патенты и ноу-хау, если они вывозятся за рубеж в качестве вклада в уставный капитал создаваемой или покупаемой там фирмы. Другим примером могут быть товарные кредиты.

3. В краткосрочной (обычно на срок до одного года) и долгосрочной формах (рис. 1). В мире и в России преобладает движение краткосрочного капитала. Хотя депозиты в банках и средства на счетах в других финансовых институтах могут быть помещены на срок более одного года, их традиционно относят к краткосрочному капиталу. Прямые и портфельные инвестиции будут рассмотрены ниже.

Рис. 1. Деление ввоза и вывоза капитала на краткосрочный и долгосрочный

4. В ссудной и предпринимательской форме (рис. 2). Так, в 1998 г. Россия вывозила капитал в основном в ссудной форме. Капитал в ссудной форме (ссудный капитал) приносит его владельцу доход главным образом в виде процента по вкладам, займам и кредитам, а капитал в предпринимательской форме (предпринимательский капитал) — преимущественно в виде прибыли.

Рис. 2. Деление ввоза и вывоза капитала на ссудный и предпринимательский

 

Страны-импортеры иностранного капитала

В последние десятилетия всё большее значение приобретает движение капитала в различных формах. В отличие от мировой торговли, которая имеет устойчивую тенденцию к ежегодному росту, в движении прямых, портфельных и ссудных инвестиций на общем фоне увеличения размеров экспорта и импорта капитала существуют значительные ежегодные колебания в зависимости от состояния и развития мировой общехозяйственной конъюнктуры. Однако в целом динамика роста объёма зарубежных капиталовложений опережает динамику развития внутренней экономики большинства стран мира. Так, начиная с середины 80-х годов темп прироста прямых инвестиций в 4 раза превышал рост стоимости мирового ВВП.

Характерной особенностью движения капитала на современном этапе является включение всё большего числа стран в процесс ввоза в вывоза прямых, портфельных и ссудных капиталовложений. Если раньше отдельные страны, как правило, являлись либо экспортёрами, либо импортёрами капитала, то в настоящее время большинство из них одновременно ввозит и вывозит капитал.

Большая часть инвестиций связана с процессом концентрации капитала, слияния и приобретения зарубежных компаний, преимущественно в таких отраслях мировой экономики, как финансовые услуги, энергетика, средства связи и телекоммуникации, фармацевтика.

Вместе с тем, несмотря на то, что развивающиеся страны и страны с переходной экономикой становятся всё более привлекательными для иностранных инвесторов, по-прежнему больше половины всего объёма прямых капиталовложений приходится на промышленно развитые страны.

В 2011 г. крупнейшими мировыми импортёрами капитала были США (210,7 млрд долл.), в значительных объёмах ввозят иностранный капитал Великобритания (77,1 млрд.), РФ (50,8 млрд.), Франция (40 млрд.) и Ирландия (53 млрд. долл.). По накопленному объёму инвестиций промышленно развитые страны также значительно опережают развивающиеся страны и страны с переходной экономикой.

Мировые ПИИ, по регионам и основным странам мира, 2010-2011 гг. (млрд. долл. США)2

Регионы / страны

ПИИ

2010

2011

Темпы роста (%)

Весь мир

1 289,7

1 508,6

17,0

Развитые страны

635,6

753,2

18,5

Бельгия

72,0

41,1

-42,9

Франция

33,9

40,0

18,1

Германия

46,1

32,3

-30,0

Ирландия

26,3

53,0

101,3

Люксембург

20,3

27,2

33,8

Испания

24,5

25,0

1,9

Великобритания

51,8

77,1

49,0

США

228,2

210,7

-7,7

Российская Федерация

41,2

50,8

23,4


 

Система приема иностранного капитала странами-импортерами

Создание благоприятного инвестиционного климата во многом зависит от действующей системы приема капитала. Под системой приема капитала понимают совокупность правовых актов и институтов, регламентирующих государственную политику в части зарубежных вложений. В странах развитой рыночной экономики по отношению к иностранным инвесторам используется так называемый национальный режим. Данное положение, закрепленное в ряде документов МВФ-МБРР, Международной торговой палаты и ОЭСР, означает, что привлечение иностранных инвестиций и деятельность компаний с иностранным участием регулируется, как правило, национальным законодательством. При этом последнее в основном не содержит различий в регламентации хозяйственной деятельности национальных и зарубежных инвесторов. Иностранные инвесторы могут иметь доступ к местным производственным, трудовым и финансовым ресурсам, создавать предприятия на основе любой организационно-правовой формы деятельности, принятой в данной стране, осуществлять хозяйствование на тех же условиях, что и национальные предприниматели, пользоваться значительными местными льготами.3

Регулирование процесса привлечения иностранного капитала национальным законодательством страны-реципиента является частью регулирования иностранных инвестиций (рис. 3.) и осуществляется на основе следующих Принципов приема прямых иностранных инвестиций, разработанных МБРР совместно с МВФ:4

− недискриминация, защита и гарантии иностранных инвесторов;

− беспрепятственный перевод валюты;

− недопущение экспроприации иностранных капиталовложений;

− обращение для разрешения споров между иностранным инвестором и принимающим государством к арбитражу МЦУИС.

Данные принципы по-разному реализуются в национальных законодательствах стран-реципиентов. В развитых странах специальных законов об иностранных инвестициях нет, а на деятельность иностранных инвесторов распространяются нормы и правила, применяемые к деятельности национальных инвесторов. В практике стимулирования как иностранных, так и национальных инвесторов преобладают финансовые (косвенные) методы. В развивающихся странах существует специальное законодательство об иностранных инвестициях, имеющее своей целью содействие реструктуризации и росту национальной экономики, в том числе, за счет привлечения иностранного капитала. Для этого используются фискальные и налоговые средства стимулирования. Отсюда общей тенденцией развития национального законодательства об иностранных инвестициях является его либерализация. При этом 98% всех изменений были направлены на либерализацию национального законодательства с целью содействия привлечению иностранных инвестиций и включали в себя:5

  • обеспечение более льготного режима функционирования иностранных капиталовложений;
  • расширение поощрительных мер;
  • либерализацию регулирования прав собственников капитала;
  • облегчение отраслевого регулировании;
  • упрощение разрешительных мер;
  • ослабление различных форм контроля.

Можно предположить, что результатом такого развития станет приведение национальных законодательств по иностранным инвестициям в полное соответствие единым международным нормам, в частности, нормативам ВТО, и упразднение специального института иностранных инвестиций. Методы (способы, формы, инструменты, меры) государственного регулирования привлечения иностранного капитала включают в себя: 6

−методы стимулирования иностранных инвестиций;

− систему мер, ограничивающих приток иностранного капитала.

К методам стимулирования иностранных инвестиций относятся:

  • режим функционирования иностранного капитала на территории страны-реципиента (может предусматривать некоторые исключения и изъятия);
  • система государственных гарантий для иностранных инвесторов;
  • налоговое регулирование;
  • валютное регулирование ( может включать и валютные отношения);
  • таможенное регулирование;
  • амнистия капиталов.

Система мер, ограничивающих Приток иностранного капитала, включает меры административного (прямого) и экономического(косвенного) характера.

Рис. 3. Регулирование иностранных инвестиций

 

В отличие от развитых стран во многих развивающихся странах сохраняется ряд ограничений, препятствующих движению иностранных инвестиций. Национальные инвестиционные законодательства, направленные на сохранение национального суверенитета и экономической безопасности, устанавливают ограничения на вложения иноинвесторов в определенные отрасли и производства, на вывоз прибыли, определяют предельные размеры доли участия иностранных инвесторов в капитале национальной компании, особый порядок допуска иностранных инвесторов и их регистрации. На практике в большинстве стран, несмотря на принятые законы, либерализующие инвестиционный режим, все-таки сохраняются различные ограничения для деятельности иностранных инвесторов. Это касается не только процедурных вопросов (требование предварительного разрешения на инвестирование, многоступенчатость и длительность процедуры рассмотрения заявок), но и прямых ограничений на иностранные инвестиции в отдельных отраслях экономики (или даже запретов), лимитирование иностранного капитала в компаниях или возможность его участия в них только совместно с отечественными инвесторами и др.7

Система регулирования инвестиционных процессов в России

Создание системы приема иностранного капитала – одна из главных задач. Эта система должна включать  включает конкурентную и широкую сеть институтов государства, коммерческих банков и страховых организаций, страхующих иностранный капитал от коммерческих и политических рисков, информационно-посреднических центров, которые занимаются подбором и заказом актуальных проектов для России, поиском инвесторов, заинтересованных в их реализации и оперативном оформлении сделок «под ключ».

Привлечение инвестиций (как национальных, так и иностранных) в экономику России является необходимым средством устранения инвестиционного «голода» в государстве.  Важным моментом является страхование инвестиций от некоммерческих рисков.  Присоединение России к Многостороннему агентству по гарантиям инвестиций (МИГА), страхующему деятельность от политических и прочих некоммерческих рисков, является важным ходом в этой сфере. Правовой режим в России непостоянен, так как находится в стадии постоянного реформирования. Большое значение также окажет законодательное определение прав собственности на землю. Чтобы облегчить доступ иностранных инвесторов к информации о положении на инвестиционном рынке России, был создан Государственный информационный центр содействия инвестициям, организовавший банк предложений российской стороны по объектам инвестирования. Для улучшения инвестиционного климата и стабилизации экономики требуется принятие ряда существенных мер, которые направлены на формирование в стране как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, непосредственно относящихся к решению вопроса о привлечении иностранных инвестиций. 8

Информация о работе Система приема иностранного капитала странами-импортерами