Региональная инвестиционная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 10:07, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в исследовании путей улучшения реализации региональной инвестиционной политики. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
· изучить теоретические аспекты развития инвестиционной деятельности;
· проанализировать пути реализации инвестиционной политики в Нижегородской области;
· выявить основные направления совершенствования реализации региональной инвестиционной политики в Нижегородской области.

Содержание работы

Введение…………………………………………………….…………3-4

Глава I. Теоретические основы реализации региональной инвестиционной политики
1.1. Проблемы формирования региональной инвестиционной политики……………….…………….…………………………………..5-12
1.2. Принципы и инструменты региональной инвестиционной политики………………………………………………………………..13-15
1.3. Особенности регулирования региональной инвестиционной политики…………………………………..............................................16-19

Глава II. Анализ региональной инвестиционной политики Нижегородской области
2.1 Инвестиционная привлекательность Нижегородской области……………………………………………….............................20-25
2.2. Анализ факторов регионального инвестиционного климата Нижегородской области ………………………………………………26-30
2.3. Осуществление инвестиционных проектов иностранных компаний в Нижегородской области: успехи и проблемы………….31-35
Заключение…...……………………………………………………..36-38
Список использованных источников...........................................39-40

Файлы: 1 файл

Региональная.doc

— 211.00 Кб (Скачать файл)

Практика показывает, что региональная инвестиционная политика в условиях становления рыночной среды находится в стадии формирования с точки зрения экономического механизма ее реализации. К тому же не до конца отлажена ее организационная сторона. Иными словами, многие регионы не готовы вести инвестиционную политику в рыночных условиях. И одной из причин такой ситуации является, к сожалению, недостаточный опыт и квалификация региональных властей в проведении инвестиционной политики.

         В период Советского Союза региональную инвестиционную политику проводил союзный центр. Причем, бывшие союзные республики не были экономически самостоятельными субъектами. Именно центр решал, для каких республик и регионов требуются дополнительные финансовые средства. Свыше 90% государственных капитальных вложений осуществлялось из союзного бюджета. Еще одной особенностью региональной инвестиционной политики, проводимой союзным центром, была преимущественно предметная (отраслевая) специализация хозяйства регионов по типу: Урал - металл, тяжелое оборудование, Восточная Сибирь - лес, Кузбасс - уголь, Тюмень - нефть и газ и т.д.

Так как инвестиции служат одним из главных факторов повышения  эффективности хозяйствования, в условиях спада производства особую важность приобрел вопрос нахождения количественного увеличения и качественного улучшения инвестиционных проектов. Анализируя динамику основных показателей экономики за последние несколько лет, несложно сделать вывод о невысокой результативности и ограниченности сфер инвестиционных процессов.

Характерной особенностью российского рынка является заметная дифференциация инвестиционной активности по отдельным секторам экономики. Аналогичная  ситуация наблюдается и на региональном уровне.

Ключевой проблемой  инвестиционной политики практически  для всех регионов стал поиск источников финансирования. Теоретически существует довольно много потенциальных вариантов  привлечения капитала в региональные инвестиционные проекты. Однако в настоящее время заметную роль в инвестиционном процессе способны сыграть лишь некоторые. Несмотря на то, что в большинстве субъектов РФ бюджетная ситуация остается весьма напряженной, пожалуй, одним из наиболее реальных источников финансирования являются собственные средства региональных бюджетов.

      Опыт последних лет показал, что рассчитывать на финансовую поддержку региональных инвестиционных проектов со стороны федерального бюджета не приходится. Ряд регионов активно инвестировал собственные денежные средства в развитие регионального хозяйства. Отмечу, что речь идет, прежде всего, о крупных финансовых центрах, а также о территориях, где промышленность имеет ярко выраженную экспортную ориентацию. Это города Москва, Санкт-Петербург, Красноярск, Ямало-Ненецкий автономный округ, Республика Саха (Якутия) и другие. 3

       Другим, более или менее стабильным источником инвестиций в регионах являются капиталовложения за счет собственных средств предприятий через аккумуляцию финансовых средств в специализированные фонды, долевое участие, механизм гарантий и т.д.

       Если говорить о крупномасштабных источниках финансирования капитальных вложений в регионах, то в первую очередь можно назвать прямые и частные иностранные инвестиции. Однако надо отметить, что приток иностранных инвестиций в региональную экономику в последние годы резко сократился. Это обусловлено рядом причин. Несовершенство экономического законодательства, высокий уровень налогообложения, большие политические риски, отсутствие системы гарантирования и страхования иностранных инвестиций, слабая защищенность личности и собственности инвесторов - таков не полный перечень причин нежелания иностранных инвесторов вкладывать свои финансовые средства в развитие российской экономики и региональную экономику в частности.

Мировая практика показывает, что в развитых странах в последние  годы все большее значение приобретает  лизинг как одна из прогрессивных  форм привлечения и использования  инвестиций. Лизинговая компания по своей сути является финансовым посредником, который привлекает ресурсы для приобретения оборудования, обновления основного капитала предприятий, расширения объемов выпуска, осуществления технологической модернизации и т.д.

Однако лизинговые отношения  с российскими предприятиями развиваются крайне медленно4. Отсутствие интереса к этой форме привлечения инвестиций объясняется тем, что наряду с проблемами доступности и стоимости финансовых ресурсов, а также проблемами платежеспособности, немаловажное значение имеет то, что большинство руководителей и финансовых директоров российских предприятий имеет довольно поверхностное представление об условиях и преимуществах промышленно-финансового лизинга.

При формировании РИП  должны быть учтены5:

- характеристики стратегической социально-экономической ориентации региона;

- рамки инвестиционной  политики и ее финансовые возможности;

- наличие природных,  демографических, производственных финансовых ресурсов;

- особенности регионального инвестиционного климата, промышленной политики, экспортных возможностей, уровня жизни населения региона:

- наличие профессиональной  команды, способной осуществить  разработку инвестиционной политики  и дальнейшие ее реализацию  и управление;

- возможные взаимосвязи  отраслевых проектов с другими отраслями, как региональными, так и федеральными;

- будущий спрос на  определенные потребительские товары, потребление которых может возрасти  за счет увеличения численности  населения или покупательной  способности, или предполагаемый  спрос на вновь создаваемые товары.

Анализ научных публикаций по проблеме формирования инвестиционной политики позволяет сформулировать ряд основных направлений ее реализации на региональном уровне: формирование благоприятного инвестиционного климата; поиск источников финансирования структурных преобразований; повышение роли собственных источников финансирования предприятиями инвестиционных проектов; усиление контроля со стороны региональных властей за целевым использованием средств из регионального бюджета, направляемых на инвестирование; снижение инвестиционных рисков и т.д.

Немаловажное значение при этом имеет проведение инвестиционной политики с учетом специфических  условий, а также стремление регионов использовать свои сравнительные преимущества для привлечения как отечественных, так и иностранных инвесторов.

Использование вышеназванных  инструментов позволит не только сформировать благоприятный инвестиционный климат, но и реализовать инвестиционную политику, которая должна быть направлена как на поиск наиболее эффективных источников финансирования, так и на поддержку предприятий и максимальное использование производственного, природного и научного потенциала. 6

 

1.2. Принципы и инструменты региональной инвестиционной политики                                          

   Региональная инвестиционная политика подразумевает выработку и строгое соблюдение ключевых принципов инвестирования, к ним относятся такие как:

- усиление государственного  и муниципального контроля за  целевым расходованием средств бюджета, направляемых на инвестиции в форме безвозвратного финансирования и кредитования;

- последовательная децентрализация инвестиционных процессов на основе развития многообразных форм собственности;

- государственная поддержка  предприятий, работающих в рамках  РИП, с постепенным переносом центра тяжести с безвозвратного финансирования на кредитования на возвратной и платной основе;

- размещение ограниченных  централизованных капитальных вложений  и государственное финансирование  инвестиционных проектов исключительно  на конкурсной основе;

- приоритетное использование  возрастающей части инвестиционных  средств на реализацию эффективных  и быстроокупаемых инвестиционных  проектов и объектов малого  бизнеса независимо от форм  собственности;

- расширение практики  совместного финансирования инвестиционных проектов как государственными, так и коммерческими структурами региона и других государств;

- конверсия долгов  в собственность при отсутствии  согласованного партнерами способа  взаиморасчетов и др.7

Перечисленные выше принципы нельзя назвать общеполагающими для РИП, в различных источниках они звучат по разному. Выработка принципов зависит, например, от модели развития экономики региона, можно выделить и такие принципы как:

- активное содействие выравниванию инвестиционного потенциала, создание равных конкурентных условий для привлечения инвестиционных ресурсов и оживление на этой основе инвестиционных процессов в регионах;

- расширение самостоятельности регионов в выборе направлений и объектов инвестирования с учетом местных потребностей;

- развитие регионального инвестиционного законодательства и нормативно-правовой базы в сфере поддержки бизнеса;

- эффективное использование ограниченных бюджетных инвестиций,

- обеспечение гарантий, как экономических так и политических;

- формирование информационной открытости региона;

- создание специализированной рыночной инфраструктуры, обеспечивающей инвестиционный процесс.

Реализация этих задач и принципов требует совершенствования правовых, финансово-экономических основ и организационных инструментов инвестиционного взаимодействия центра и регионов.8

Экономическая политика должна быть единой. Обеспечение единства экономического пространства на территории РФ посредством пресечения и недопущения его фрагментации путем установления административных барьеров (запреты и ограничения как на вывоз, так и на ввоз товаров, избыточное лицензирование и т.п.). Отдельные регионы должны конкурировать друг с другом лишь льготами в пределах их регионального законодательства.

Существует ряд экономических  и административных регуляторов  или инструментов, для привлечения в регион инвесторов, на основе которых стоится РИП: 1) льготный режим или налоговые льготы - являются для инвесторов более распространенным способом стимулирования инвестиций. Целью этой политики является привлечение инвестиций в ожидании срока действия налоговых льгот. В большинстве случаев налоговые льготы включают в себя временное сокращение или отмену налога на прибыль, отчисляемого региону. Размер и сроки отмены налога сильно колеблются в зависимости от региона; 2) государственные гарантии, которые позволяют привлечь средства в инвестиционные проекты с открытого рынка ресурсов, не прибегая к масштабному финансированию за счет бюджетов субъектов. Также предоставляются гарантии от некоммерческих рисков, беспрепятственный перевод дивидендов и репатриация капитала иностранными инвесторами с территории региона; 3) конкурсный отбор проектов для включения в инвестиционные программы региона и обеспечение их участия в федеральных целевых программах; 3) инфраструктура оказывает значительное влияние на эффективность частных инвестиций, поэтому ее предоставление является средством привлечения в регион инвесторов. Возможность использования зданий и земли (право распоряжения, которыми часто принадлежат региональным или муниципальным администрациям) также являются значительным определяющим фактором для привлечения иностранных инвестиций; 4) инвестирование за счет средств бюджетов субъектов федерации.

Также целесообразно создание системы информирования потенциальных инвесторов, в том числе и иностранных, о политике регионов по привлечению инвестиций. Участие федеральных органов власти в предоставлении инвесторам информации о регионах могло бы стать одним из факторов повышения инвестиционной привлекательности отдельных регионов, механизмом поощрения регионов, стремящихся к созданию "прозрачного" и благоприятного для экономического развития законодательства. Возможно, что именно общеизвестность регионов с благоприятным законодательством (естественно, при наличии такого) станет стимулом для привлечения в них инвестиций.

От того, какая направленность будет задана этим экономическим  регулятором в нормативно-законодательных актах по инвестиционной деятельности зависит, будет или нет инвестиционная политика в регионе иметь структурно-нвестиционный характер.9 Отмечу, что на региональном уровне субъекты РФ во многом копируют меры, проводимые федеральными властями.

1.3. Особенности регулирования региональной инвестиционной политики

Помимо инструментов и принципов РИП, существуют инвестиционные проекты, реализуемые в регионе, которые регулируют инвестиционную деятельность. Эти проекты могут  быть разделены на следующие три группы:

1.Проекты, поддерживаемые и частично финансируемые администрацией региона в силу их социальной, экологической или иной общественно полезной направленности. К этой категории относятся проекты, связанные с созданием региональной инфраструктуры, в том числе с дорожным строительством, развитием связи и малой энергетики, созданием современной рыночной инфраструктуры, в том числе инфраструктуры регионального инвестиционного рынка. К этой же категории могут относится проекты, связанные с созданием значительного количества новых рабочих мест, если речь идет о депрессивных регионах.

2. Проекты, поддерживаемые  администрацией региона, но финансируемые только из других источников в силу экономической эффективности и, следовательно, выгодности для потенциального инвестора. К этой категории относятся проекты, связанные с освоением новейших технологий и выпуском новых конкурентоспособных видов продукции, а также проекты, связанные с вовлечением в хозяйственный оборот материальных ресурсов и научно-технического потенциала региона.

3. Проекты, не поддерживаемые  администрацией региона, но реализуемые  в силу их исключительной рентабельности. К этой категории относятся  проекты, реализация которых может привлечь ухудшение экологической обстановки в регионе, а также проекты по организации производства продукции, пользующейся спросом населения, но не признаваемой полезной (например табачная промышленность). Здесь необходимо учитывать альтернативные варианты удовлетворения спроса на такую продукцию и выбирать наиболее приемлемый из них именно для региона.

Информация о работе Региональная инвестиционная политика