Проблема инвестици в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 09:02, доклад

Описание работы

В такой стране как Россия, инвестиции играют важную роль в развитии среднего и крупного бизнеса.
Предприятия не могут самостоятельно выбраться из кризиса, а государство не имеет средств на субсидирование и инвестирование в эти предприятия. Таким образом, если государство заинтересовано в стабильной и сильной экономике, то оно должно на законодательном и исполнительном уровнях создать благоприятный инвестиционный климат.

Файлы: 1 файл

ДОКЛАД ШАРФУНОВ.docx

— 24.86 Кб (Скачать файл)

ПРОБЛЕМА ИНВЕСТИЦИЙ В  РОССИИ.

В такой стране как Россия, инвестиции играют важную роль в развитии среднего и крупного бизнеса.

Предприятия не могут самостоятельно выбраться из кризиса, а государство  не имеет средств на субсидирование и инвестирование в эти предприятия. Таким образом, если государство  заинтересовано в стабильной и сильной  экономике, то оно должно на законодательном  и исполнительном уровнях создать  благоприятный инвестиционный климат.

Инвестиции - с точки зрения страны в целом – это вложения в создание нового или возмещение изношенного произведенного, человеческого  или природного капитала. Иными словами инвестиции – это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в т. ч. имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

В настоящее время российский рынок остается малопривлекательным для иностранных инвесторов. По расчетам экспертов, примерная ежегодная потребность России в прямых иностранных капиталовложениях составляет около 10-12 млрд.долл..; реальные поступления на порядок меньше. Следует признать, что сейчас Россия проигрывает конкуренцию за иностранные капиталы с другими государствами и прежде всего с динамично развивающимися новыми индустриальными странами, особенно азиатскими и латиноамериканскими, рынки которых оказываются более привлекательными для западных инвесторов. Существующая в России система стимулирования и привлечения иностранных инвесторов исходит из тезиса о том, что для инвесторов определяющим является доступ к сырью, материально-техническим ресурсам и обеспечение рынка сбыта готовой продукции (в связи с наличием торговых и иных барьеров). В таком направлении развивается подавляющая часть созданных в России совместных предприятий.

 

Между тем в современном  мире основополагающим мотивом в  инвестиционном процессе служит создание инвестиций, интегрированных в глобальные программы деятельности международных  корпораций. Стимулирование именно таких  инвестиций по-новому ставит задачи стимулирования инвестиционного процесса. Например, в значительной степени меняется смысл понятия «льготы для  иностранных инвесторов».

 

Сейчас наиболее эффективный  способ привлечения иностранных  фирм связан не с налоговыми льготами или какими-либо преференциями, а  с качественно иными показателями: надежностью, прозрачностью законов, стабильностью социально-политической обстановки, невозможностью произвольного  толкования и изменения законодательства местной властью или на ведомственном  уровне. Так, реформирование налоговой  системы должно быть ориентировано  не только и не столько на уменьшение налоговых ставок, сколько на переход  к системе законов прямого  действия, установление законов на уровне высшей законодательной власти.

 

К проблемам по привлечению  инвестиций в Россию можно отнести  следующие:

 

1) недостатки правового  регулирования, в том числе  проблемы усовершенствования законодательства  об иностранных инвестициях в  отношении гарантирования безопасности  прибыли инвесторам; частые изменения  инвестиционного законодательства; отсутствие практически действенного  законодательства; неразвитость банковской  и налоговой систем и нестабильность  рынка ценных бумаг; отсутствие  международного доверия к России  как к заемщику;

 

2) экономическую нестабильность: резкое и долговременное снижение  производственной деятельности;

 

3) нездоровую социальную  обстановку, в том числе коррупцию  и преступность;

 

4) отсутствие достоверной  и своевременной информации о  российском инвестиционном климате;

 

5) неразвитость инфраструктуры  и связанные с этим трудности  приобретения сырья и материалов;

 

6) неясность в разделении  полномочий федеральных и местных  властей;

 

7) неэффективную систему  страхования. 

 

Важное значение имеет  улучшение условий функционирования для предприятий с иностранными инвестициями как на внутреннем так и на мировом рынках. Одним из основных приоритетов для России в международной области является вступление во Всемирную торговую организацию, что будет способствовать снятию барьеров на пути российских товаров на мировые рынки, а также закладывает правовую основу для инвестиционного сотрудничества России с внешним миром. Улучшению инвестиционного климата России призваны помочь и ее Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с ЕС, взаимодействие России в рамках Европейской энергетической хартии. Продвижению иностранных частных прямых инвестиций способствует сотрудничество России с МВФ, Международным банком реконструкции и развития (МБРР), Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР). Заключение Россией международных соглашений оказывает непосредственное воздействие на формирование благоприятного климата для привлечения иностранных капиталовложений и создания унифицированных правил для инвесторов.

Некоторые предприниматели  в неконтролируемом притоке иностранного капитала видят угрозу серьезной  конкуренции для российской промышленности. К тому же они не согласны с низкой ценой предприятий, выставляемых на аукционы в ходе приватизации, в которых участвуют иностранцы. В США и Европе аналогичные объекты стоят гораздо дороже.

 

И все же объективные законы мировой экономики, опыт международной  миграции капитала свидетельствует  о том, что Россия не может стоять в стороне от этого процесса. Становление  открытой экономики невозможно без  вывоза капитала из России и его  импорта в Россию. Однако наша страна обладает определенной спецификой, которая  усложняет данный процесс, делает его  неповторимым. Это и обширность территории, неравномерность экономического развития отдельных регионов, неразвитость коммуникационной структуры. Кроме этого, существуют определенные особенности, связанные с общей отсталостью экономического развития: наличие устаревшего производственного аппарата, чрезмерное развитие военно-промышленного комплекса в ущерб целому ряду гражданских производств, слабое развитие сельского хозяйства и т.п.

 

Все же, иностранный капитал  присутствует в России как в государственной, так и в частной формах, а также как капитал международных организаций неправительственного типа.

 

В качестве государственных  инвестиций используются займы, кредиты, техническая помощь. Здесь речь идет об отношениях между государствами, регулируемых международными соглашениями и нормами международного права.

 

Частные инвестиции (как прямые, так и портфельные) являются теми, в которых Россия нуждается прежде всего. Одной из наиболее распространенных форм привлечения прямых вложений в российскую экономику является создание предприятий с иностранными инвестициями. Иностранные компании, работающие в России, по типу поведения на нашем рынке можно подразделить на две основные группы. Первая представлена фирмами, сравнительно недавно пришедшими в страну, не ставящими долгосрочных целей по завоеванию рынка и ориентирующимися на получение сверхвысоких доходов в течение короткого времени (путем торговых, посреднических и финансовых операций).

 

Вторая группа имеет фундаментальный  интерес. Она в отличие от первой представлена солидными транснациональными компаниями и преследует цели долгосрочного  закрепления на российском рынке. Пока, однако, подобные фирмы предпочитают скорее обозначить свое присутствие  на нашем рынке, нежели масштабно  на нем действовать. Такого рода стратегическим инвесторам в условиях рисковой социально-экономической  ситуации в России выгоднее ограничится  заключением со своими партнерами лизинговых соглашений о поставке оборудования, а также проведением торговых и контрактных операций. Москва, остается главным объектом приложения иностранных капиталов. В начале 90-х гг. на долю Москвы приходилось до 70 % всех инвестиций; середина 90-х гг. ознаменовала некоторое снижение доли Центрального региона. Однако к концу 90-х гг. наблюдалось резкое увеличение доли региона и прежде всего рост прямых капиталовложений в Москву. Объем иностранных инвестиций в экономику Москвы в январе – сентябре 2001 г. составил 40,5% общей суммы иностранных вложений в экономику России за этот период. Москва установила абсолютное господство в России. На Москву приходится до 70% банковского оборота России, в городе зарегистрирована подавляющая часть банков и дочерних компаний. Существенную роль в привлечении иностранного капитала начинает играть и Московская область, где сосредоточено множество совместных предприятий, поскольку даже на таком близком расстоянии от Москвы производственные расходы значительно ниже, чем в столице.

 

Определенных успехов  добились регионы, расположенные вокруг столицы (Владимир, Тверь, Рязань, Ярославль). Промышленность стабильно занимает одно из ведущих мест по распределению  инвестиций: на нее приходится около 30-40% всех инвестиций. Лидирующей в области  промышленного инвестирования является топливная промышленность (16%). По данным Государственного комитета по статистике РФ и оценкам Российской Академии наук (РАН), ресурсный потенциал России составляет 340-380 трлн. Долл., т.е. 80-85% национального  богатства РФ (в национальном богатстве  России 10-12 % составляет производственный потенциал). На душу населения в России приходится в 2 раза больше национального  богатства, чем в США, в 6 раз больше, чем в Германии, и в 22 раза больше, чем в Японии.

 

В порядке решения задач  стимулирования иностранных инвестиций в Россию 9 июля 1999 г. принят Закон  «Об иностранных инвестициях  в Российской Федерации». В законе выделено самое главное – гарантия сохранности и стабильности осуществления  инвестиций со стороны государства. В нем закреплены права иностранных  инвесторов на инвестиции и полученные от них и прибыли.

 

Таким образам, главным условием создания благоприятного инвестиционного  климата в России остается формирование правовой обстановки, стабильной законодательной  базы, обеспечивающей условия максимально  эффективной защиты интересов инвесторов.

В Законе предусмотрены меры, направленные на борьбу с недобросовестными  инвестициями, в частности, указание на необходимость соблюдения иностранными инвесторами антимонопольного законодательства.

 

Государство должно осуществлять весьма гибкую политику в отношении  привлечения иностранных инвестиций. С одной стороны, следует формировать  благоприятный для их привлечения  климат, а с другой – осуществлять строгий контроль за соблюдением национальных интересов.

Так выглядит график нарушений (воровства и нецелевого использования  бюджета) за предыдущие года. В прошлом году у нас украли или потратили не по назначению 718,5 миллиардов рублей! И это только из официальных источников!

 

Для примера: в 2008 году Счетная  палата выявила нарушений всего  на 97 млрд рублей, в 2009-м — уже на 238 млрд, а в 2010-м — на 484 млрд рублей.


Информация о работе Проблема инвестици в России