Привлечение и эффективное использование инвестиций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 21:03, реферат

Описание работы

Инвестиционная политика представляет собой совокупность целей и задач, направлений и приоритетов, систему мер по реализации стратегии социально-экономического развития и определяет объем, структуру и направления использования инвестиций в экономике страны. Инвестиционная политика Беларуси базируется на основных положениях Национальной программы привлечения инвестиций в экономику республики «Стратегия привлечения прямых иностранных инвестиций на период до 2015 года», национальных программах развития экспорта и импортозамещения, а также программах, реализуемых в инвестиционной сфере международными фондами и организациями.

Файлы: 1 файл

готовая НАЦ ЭКОНОМИКА!!!!!.docx

— 26.41 Кб (Скачать файл)

Привлечение и эффективное  использование инвестиций является одним из основных приоритетов государственной  инвестиционной политики Республики Беларусь. Целью данной работы является определение преимуществ и недостатков привлечения инвестиций в РБ.

Инвестиционная  политика представляет собой совокупность целей и задач, направлений и приоритетов, систему мер по реализации стратегии социально-экономического развития и определяет объем, структуру и направления использования инвестиций в экономике страны. Инвестиционная политика Беларуси базируется на основных положениях Национальной программы привлечения инвестиций в экономику республики «Стратегия привлечения прямых иностранных инвестиций на период до 2015 года», национальных программах развития экспорта и импортозамещения, а также программах, реализуемых в инвестиционной сфере международными фондами и организациями. 

В экономической литературе под инвестициями понимают финансовые, имущественные и интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты хозяйственной деятельности с целью получения экономических выгод. В качестве объектов инвестиционной деятельности выступают вновь создаваемые и модернизируемые основные средства, прирост запасов материальных оборотных средств, ценные бумаги, интеллектуальные ценности, научно-техническая продукция.

Различают следующие виды инвестиций по характеру участия  в инвестировании:

  • прямые инвестиции – вложения средств в объект непосредственно инвестором;
  • непрямые – вложение средств через посредников;
  • портфельные – вложения капитала в различные ценные бумаги.

Преимущества инвестирования в экономику РБ:

  1. Стратегически выгодное местоположение. Беларусь является транспортным и коммуникационным звеном между Россией и Европой.
  2. Прямой доступ к рынку трех стран ЕЭП (Беларуси, России, Казахстана). Сегодня, компании, инвестирующие в Беларусь, автоматически получают доступ на 170-миллионный рынок трех государств ЕЭП.
  3. Прогрессивное законодательство, в том числе инвестиционное. Сегодня для работы инвестора на территории республики созданы надежные правовые условия, обеспеченные как международными соглашениями, так и национальным законодательством.
  4. Развитая транспортная и логистическая инфраструктура. В силу своего геоэкономического положения Беларусь представляет собой транспортно-логистический «хаб» евразийского региона.Ежегодно через территорию Беларуси следует свыше 100 млн. тонн европейских грузов, из них около 90% - между Россией и ЕС.
  5. Уникальные приватизационные возможности. Беларусь предлагает зарубежным компаниям уникальные возможности ускоренного развития их бизнеса, связанные с активизацией в стране процесса приватизации.
  6. Политическая, социальная и экономическая стабильность. Стабильная внутриполитическая обстановка, отсутствие конфликтов межнационального и религиозного характера. За 2012год в Республике Беларусь достигнут рост ВВП в размере 101,5%, который поддерживается динамикой промышленного производства (105,7 %), и снижением объема инвестиций в основной капитал (90,2%). Уровень зарегистрированной безработицы в стране составил 0,6%. В стране проживает 9464 тыс. человек, из них экономически активное население - 4599,6 тыс. человек. Согласно данным британского независимого научно-исследовательского института Legatum Беларусь в рейтинге благосостояния стран мира (Legatum Prosperity Index) заняла в 2011 году 50-е место среди 109 государств, поднявшись в сравнении с 2010 годом на 4 позиции, и опередила своих соседей (Латвия расположилась на 51-м месте, Россия – на 59-м месте, Украина – на 74-м).
  7. Благоприятный инвестиционный климат. Для развития бизнеса в Беларуси созданы свободные экономические зоны, Парк высоких технологий и действуют  специальные налоговые льготы для компаний, работающих в сельской местности или малых городах.
  8. Высокий образовательный и научно-технический потенциал.  Более 90 % населения республики имеют высшее, среднее или базовое образование.  По индексу развития человеческого потенциала за 2012 год Беларусь занимает 50-е место из 186 стран мира. Беларусь входит в группу стран с высоким уровнем человеческого развития и опережает все государства-члены СНГ (ИРЧП 0,793) и многие другие.

Приоритетные секторы  для инвестиций.

  1. Фармацевтическая промышленность
  2. Индустрия биотехнологий
  3. Индустрия нанотехнологий
  4. Высокие технологии в промышленности
  5. Создание и производство новых материалов
  6. Информационно-коммуникационные технологии
  7. Химическая промышленность
  8. Производство машин и оборудования, электрооборудования, электронного и оптического оборудования, транспортных средств
  9. Строительство, транспорт и многое другое.

Иностранные инвесторы за 2012 год вложили в реальный сектор экономики Беларуси (кроме банков) $14,3 млрд., что на 24,1% меньше, чем за предыдущий год.

Основными инвесторами организаций  республики были субъекты хозяйствования России (46,7% поступивших инвестиций), Соединенного Королевства (25,2%), Кипра (6,4%) и Австрии (4%).

 Наибольшие суммы иностранных  инвестиций поступили в организации  торговли (39,2%), транспорта (27,8%) и промышленности (24,4%). При этом 73,4% инвестиций было  вложено в организации Минска. На организации Минской области  приходилось 11,6% валового поступления  иностранных инвестиций, Гомельской  области - 5,5%.

 Прямые иностранные  инвестиции составили 72,3% от всех  поступивших иностранных инвестиций, что на 21,8% меньше, чем в 2011 году. Наибольшие суммы были направлены  в организации торговли (47,3% прямых  инвестиций), транспорта (36,1%), промышленности (9,9%). Основной формой их привлечения  в 2012 году были долговые инструменты  (88,8% от общего объема прямых  инвестиций). Задолженность за товары, работы, услуги в объеме валового  поступления прямых иностранных инвестиций за 2012 год составила $8,7 млрд., что на 24,9% меньше, чем за 2011-й. Значительные объемы прямых иностранных инвестиций с учетом задолженности за товары, работы, услуги поступили от резидентов России (48,6%). От резидентов Соединенного Королевства поступило 32% валового объема прямых инвестиций, Кипра - 4,6%, Украины - 3,4%.

 Прочих иностранных  инвестиций (не от прямого инвестора)  получено $3,9 млрд., или на 29,9% меньше, чем за 2011 год

Однако, наряду с положительными моментами инвестиционного климата, существует и ряд недостатков:

Недостаточный уровень притока  иностранных инвестиций связан со следующими проблемами:

1. Двойственность законодательства. В нашей стране с 2001 года действует Инвестиционный кодекс (ИК). Как отдельно взятый документ, он заслуживает  высокой оценки, но деятельность иностранных  инвесторов регулируется не только ИК. На инвесторов, кроме некоторых моментов, распространяется режим, общий для  всех инвесторов страны, и поэтому  решающее значение имеет общее состояние  законодательства.

2. Жесткая система налогообложения.  Налоговый климат непосредственно  влияет на рентабельность инвестиционного  проекта, срок его окупаемости. Чем  жестче налоговая система, тем хуже эти показатели, а вместе с тем, и низкая степень заинтересованности инвестора. Абсолютная величина налогов, сложность и запутанность налоговой  системы, таможенных процедур – проблемы, с которыми приходится сталкиваться инвесторам в нашей стране. Требуется упрощение системы  налогообложения, процедуры таможенного  оформления товаров; приведение правил ведения финансовой отчетности к  международным стандартам.

4. Непрестижность страны  на международной арене. Недостаточная  включенность Республики Беларусь  в международные структуры, такие  как ВТО, ЕС, негативный имидж  за рубежом снижают возможность  привлечения иностранного капитала. Активизация деятельности национального  инвестиционного агентства; организация  работы по широкому информированию иностранных  инвесторов о разрабатываемых актах  законодательства и способах защиты своих интересов поспособствуют решению данной проблемы.

5. Чрезмерный контроль.Излишнее количество контролирующих органов, а также число проверок, которые они осуществляют и величина штрафных санкций, назначаемых по итогам этих проверок, вызывают недовольство и незаинтересованность инвесторов. Требуется сокращение числа  органов, осуществляющих проверки и  контроль; сокращение самого числа  проверок с закреплением их максимального  числа законодательно; искоренение практики дублирования проверок из-за слабой координации  контролирующих органов и неопределенности границы их полномочий.

6. Сложность при оформлении  документов. При решении проблем, связанных  с оформлением документов, получением лицензий, разрешений на осуществление  хозяйственной деятельности, личная договоренность с конкретным чиновником, а также осуществление неофициальных  платежей играют первостепенную роль. Согласно Doing business-2013, РБ занимает третье место среди 185 стран по индикатору "регистрация собственности", девятое по "открытию бизнеса" и тринадцатое по "обеспечению исполнения договоров". Внизу сравнительной таблицы РБ по позициям "подключение к электроэнергии" (171-е место), "международная торговля" (151-е место), "уплата налогов" (129-е место). В отчетный период страна усложнила процедуру открытия бизнеса (повышена стоимость регистрации бизнеса и получения печати). 1

7. Недостаток квалифицированно  составленных бизнес-планов инвестиционных проектов.

Данные обстоятельства «тормозят» процесс привлечения иностранных  инвесторов. С целью увеличения и  грамотного составления бизнес-планов необходимо привлекать квалифицированных  специалистов.

Недостаток внутренних ресурсов в Республике Беларусь, а также  углубляющаяся интернационализация  экономики делает необходимым привлечение  в страну иностранных инвестиций. Влияние иностранного капитала на национальную экономику может быть весьма противоречивым в зависимости, во-первых, от формы  привлечения иностранного капитала и, во-вторых, от эффективности его  использования. Наиболее привлекательными для Республики Беларусь являются прямые инвестиции, так как в отличие  от других видов инвестиций, они  оказывают непосредственное и долгосрочное воздействие на экономику; в большей  степени влияют на занятость, состояние  внутреннего рынка, способствуют позитивному  изменению места страны в международном  разделении труда, не имеют отрицательного воздействия на внешний долг.

На сегодняшний день существует много препятствий, которые не способствуют росту инвестиций. Однако, по заявлениям правительства, прикладываются значительные усилия для улучшения инвестиционного климата Беларуси и стимулирования привлечения инвестиций.

Также существует проблема привлечения портфельных иностранных  инвестиций из-за неразвитости белорусского фондового рынка. Полное государственное  регулирование, широкий и жесткий  листинг требований к участникам торгов, высокие налоги на прибыль  и недостаточная законодательная  база отпугивают иностранных инвесторов.

В условиях закредитованности белорусских предприятий, что наблюдается на протяжении последних лет, не существует иных источников роста, кроме как привлечение стратегических иностранных инвесторов.

Таким образом, в Республике Беларусь существует ряд существенных преимуществ для инвестирования в экономику страны, однако имеются и существенные недоработки, после успешного устранения которых, страна займет достойное место среди лидеров в области инвестиционной привлекательности.

 

 

 

 

 

1 http://www.bbc.co.uk/russian/business/2012/10/121023_doing_business_2013_russia.shtml


Информация о работе Привлечение и эффективное использование инвестиций