Экономическая сущность инвестиций и их виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 16:40, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрения инвестиций как важнейший фактор экономического роста, а так же оценка перспектив изменений инвестиционного климата в России и его активизации на основе существующих тенденций развития деятельности инвесторов и инвестиционной политики государства.

Файлы: 1 файл

курсак Саши.docx

— 438.09 Кб (Скачать файл)

В 2009 г. агентство Fitch подтвердило рейтинг, установленный в феврале 2009 г. В пресс-релизе агентства S&P в сентябре 2009 г. отмечено, что оно не стало менять суверенные рейтинги России. Причиной подобного решения было названо сохранение рисков для российской экономики.

 

Агентство Moody's не стало понижать рейтинг России вслед за S&P и Fitch, подтвердив в конце 2008 г. свой позитивный прогноз РФ по долговым обязательствам и депозитам, ограничившись лишь снижением прогноза по рейтингу с «позитивного» на «стабильный» (в июле 2008 г. Moody's повысило российский рейтинг с «Ваа2» до «Baal», прогноз по рейтингу «позитивный»). В конце октября 2009 г. агентство заявило, что, по его мнению, суверенный рейтинг России в ближайшее время останется в диапазоне «A3» - «Ваа2» и шансы на его значительное снижение невелики.

Основные факторы, сдерживающие инвестиционную активность в настоящее  время, относятся:

·  высокая зависимость  национального хозяйства, государственных  финансов и платежного баланса от внешнеэкономической конъюнктуры  при существующей структуре ВВП;

·  избыточные административные барьеры для предпринимателей;

·  недостаточная правовая защита отечественных и иностранных  инвесторов, слабая правоприменительная  практика;

·  достаточно высокая  цена коммерческого кредитования, несмотря на заметное снижение ставок на финансовом рынке;

·  отсутствие эффективных  механизмов трансформации сбережений населения в инвестиции;

·  недостаточный уровень  развития фондового рынка.

Базовый закон 2000 г. ”Об иностранных  инвестициях в Российской Федерации” предусматривает возможность предоставления льгот по крупным инвестициям и “приоритетным проектам”.Однако получить льготы практически нереально из-за отсутствия подзаконных актов.

 

Поэтому к числу первоочередных мер в данном направлении следует  отнести укрепление законодательной  базы деятельности зарубежных инвесторов в отдельных отраслях. Круг приоритетных отраслей требует тщательного обоснования. К ним, безусловно, следует отнести  отрасли инновационной сферы, однако в условиях России нельзя забывать и социальную сферу.

Отраслевые проблемы привлечения  иностранных инвестиций тесно стыкуются  с не менее острыми региональными. В России возможности экономической регионализации и ресурсы до сих пор должным образом не задействованы: именно недостаточный учет региональных условий и факторов стал одной из основных причин невысокой результативности, а иногда и пробуксовки рыночных реформ и вытекающей из этого недостаточной конкурентоспособности экономики.

 

В территориальном распределении  иностранного капитала, как и в  отраслевом, немалую роль играют интересы инвесторов. Они вкладывают капитал  с целью скорейшего получения  максимально возможной прибыли  и направляют его туда ,где, по их мнению, существуют наилучшие условия, то есть в крупные города с развитым производственным потенциалом и рыночной инфрастуктурой. Прежде всего это Москва, Санкт-Петербург и Екатеринбург.

Действуют и другие факторы. Так, отмечаемый ежегодно масштабный приток инвестиций в Омскую область связан в основном с финансовыми операциями компании “Сибнефть”, а отнюдь не с  реальным зарубежным инвестированием  в ее экономику.

Решению региональных проблем  во многом способствовало бы построение общегосударственной системы постоянного  мониторинга инвестиционного климата  регионов. При нынешнем положении  дел невозможно дать его однозначную  оценку и постоянно отслеживать  динамику

Одной из магистральных линий  политики федерального центра и самих  регионов в области привлечения  иностранных инвестиций и регулирования  их территориального размещения должно стать усиление социальной направленности, последовательная ориентация на создание новых рабочих мест, повышение доходов бюджетов и населения в регионах-реципиентах.

Проблема конкурентоспособности  является многоаспектной и многоуровневой. Наряду с ее оценками на макро- и микроуровнях заслуживает внимания мезоуровень, имеющий отраслевой и региональный аспекты. Именно последний особенно важен для России в связи с обширностью ее территории и многообразием условий, а также с отсутствием достаточно внятной региональной политики как необходимой предпосылки повышения конкурентоспособности отдельных территорий в качестве реципиентов ПИИ. Вследствие этого наблюдается прогрессирующая дифференциация инвестиционного климата по территории страны, усиливающая неравномерность регионального распределения иностранного капитала, что и отражено в таблице 3.

Таблица 3.Региональная структура  иностранных инвестиций, %

 

 

В территориальном распределении  иностранного капитала, как и в  отраслевом, немалую роль играют интересы инвесторов. Они вкладывают капитал  с целью скорейшего получения  максимально возможной прибыли  и направляют его туда ,где, по их мнению, существуют наилучшие условия, то есть в крупные города с развитым производственным потенциалом и рыночной инфрастуктурой. Прежде всего это Москва, Санкт-Петербург и Екатеринбург.

 

3. Проблемы инвестиций в современной экономике России

 

Одна из актуальных проблем  реформирования российской экономики  – это привлечение иностранных  инвестиций. Учитывая серьезное отставание российской экономики по большинству  позиций, России необходим иностранный  капитал, что вызвано практически  полным прекращением финансирования из средств государственного бюджета, отсутствием средств у предприятий  в связи с переходом к рыночной экономике, развитием общего экономического кризиса и спадом производства, большим  износом установленного на предприятиях оборудования и рядом других причин; это бы так же принесло новые технологии и современные методы управления и способствовало бы развитию отечественных инвестиций.

Оценить теперешнее состояние  инвестиционного климата в России не составляет особого труда. Начиная с 1991 года размер капиталовложений в экономику падал с каждым годом. Это говорит, о том, что инвестиционный климат в нашей стране пока крайне не благоприятен для капиталовложений и не дает надежды на скорое оздоровление экономики России, а значит необходимы активные действия государства по улучшению инвестиционной политики в стране.

Российско–европейским центром экономической политики (РЕЦЭП) был проведен опрос иностранных инвесторов, что позволило выявить основные проблемы, с которыми они сталкиваются в России. На основании полученных ответов можно прийти в выводу, что наиболее серьезной проблемой является неадекватность и постоянно меняющееся налоговое законодательство; затем идут проблемы, связанные со слабым обеспечение прав собственности и прав кредиторов, действиями таможенных органов, риском изменений в политической сфере, неустойчивым макроэкономическим положением, неразвитым банковским сектором, российской системой бухучета и коррупцией [7].

В настоящее время в  России происходит увеличения притока  иностранных инвестиций. Тем не менее по экспертным оценкам иностранные инвестиции должны быть на уровне $15 млрд. в год для удовлетворения потребностей российской экономики. Вывоз капитала по-прежнему во много раз превышает его ввоз – это объясняется неблагоприятным инвестиционным климатом в стране в целом и по отношению к иностранным инвестициям в особенности.

В 2007 г. интерес иностранных  инвесторов к вложениям в российскую экономику заметно вырос. Объем  иностранных инвестиций, поступивших  в нефинансовый сектор российской экономики  без учета органов денежно-кредитного регулирования, коммерческих и сберегательных банков, включая рублевые инвестиции, пересчитанные в доллары США, в I квартале 2007 г. составил 24,5 млрд. долл., что в 2,8 раза превышает показатель I квартала 2006 г.

Благоприятным является тот  факт, что впервые объемы иностранных  вложений в российскую экономику  превысили инвестиции из России за рубеж более чем в 2 раза.

В относительном и в  абсолютном выражении наибольший рост в I квартале текущего года отмечен  в сегменте прочих инвестиций, которые  выросли в 3,1 раза (до 14,67 млрд. долл.) по сравнению с I кварталом 2006 г. Прямые вложения за рассматриваемый период увеличились в 2,5 раза и достигли 9,76 млрд. долл. Портфельные инвестиции снизились на 14,2% до 197 млн. долл. [8]

Поскольку темпы роста  прямых инвестиций в I квартале текущего года оказались ниже темпов роста  общего показателя, их доля в структуре  совокупных вложений в российскую экономику  снизилась.

Рисунок 2.1 — Иностранные  инвестиции в российской экономике  в I квартале 1999-2007 гг., млн. долл

Рисунок 2.2 — Иностранные  инвестиции в РФ и инвестиции из РФ за рубеж в I квартале 1999-2007 гг

В 2007 г. темпы роста иностранных  вложений в строительство, торговлю, транспорт и связь существенно  превысили аналогичные показатели других отраслей, что отразилось на увеличении их долей в отраслевой структуре. Как и в предыдущие годы, наибольший объем иностранных  вложений направлялся в промышленность, хотя их доля в отраслевой структуре  заметно снизилась. Второе место  по привлекательности для иностранных  инвесторов занимает торговля и общественное питание [8].

 

По итогам I квартала 2007 г. в связи с сохранением высоких  цен на нефть среди производственных отраслей, по-прежнему, наибольшей популярностью  пользовалась добыча топливно-энергетических ископаемых, инвестиции в которую  увеличились в 3,1 раза до 8,2 млрд.долл. Инвестиции в российский обрабатывающий сектор по сравнению с I в 1,5 раза и составили 3,4 млрд.долл. Среди об рабатывающих отраслей в I квартале 2007 г. наибольший объем инвестиций был направлен в металлургию (987 млн.долл. или 29,3% совокупного объема иностранных инвестиций, поступившего в обрабатывающие отрасли промышленности), пищевую (621 млн.долл. или 18,5%) и химическую (360 млн.долл. или 10,7%) промышленность.

 

Наибольший рост инвестиций в I квартале 2007 г. отмечен из Люксембурга (в 8,1 раза до 4,05 млрд. долл.). Основная часть  совокупных инвестиций из Люксембурга  в РФ в текущем году была направлена в торговлю и общественное питание - 2,36 млрд. долл. (58,3% совокупных вложений в РФ из Люксембурга) и связь - 1,13 млрд. долл. (28,0%). При этом в сфере связи на Люксембург пришлось 84,0% от совокупных иностранных вложений в данную отрасль, в сфере торговли - 30%. В I квартале 2006 г. приоритетными отраслями для инвесторов из Люксембурга были финансовая деятельность (39,9% от совокупных вложений Люксембурга в РФ) и добыча полезных ископаемых (39,1%). В добычу полезных ископаемых в текущем году из Люксембурга было направлено только 4,7% (192 млн. долл.) [8].

 

Единственным государством среди лидеров стран-инвесторов в российскую экономику, сократившим  свои вложения в РФ в начале текущего года, стала Германия. Немецкие инвестиции в I квартале 2007 г. снизились на 20,3% по сравнению с соответствующим  периодом 2006 г. и составили 666 млн. долл.

 

В целом, по состоянию на конец марта 2007 г. объем накопленных  иностранных инвестиций в экономику  России оценивается в 151,5 млрд. долл., что на 33,1% выше показателя на конец  марта 2006 г. Наибольший рост накопленных  иностранных инвестиций отмечается из Нидерландов, которые увеличились  по отношению к данным на конец  марта 2006 г. на 51,7% [8].

 

Привлечение инвестиций является важным средством устранения инвестиционного  «голода» в стране. Особую роль в  активизации инвестиционной деятельности должно сыграть страхование инвестиций от некоммерческих рисков. Важным шагом  в этой области стало присоединение  России к Многостороннему агентству по гарантиям инвестиций осуществляющему их страхование от политических и других некоммерческих рисков. Важным условием, необходимым для частных капиталовложений является постоянный и общеизвестный набор правил, сформулированный таким образом, чтобы потенциальные инвесторы могли с легкостью понимать и применять их в своей деятельности. В России же, находящейся в стадии постоянного реформирования, правовой режим не постоянен. Для облегчения доступа иностранных инвесторов к информации о положении на российском рынке инвестиций был образован Государственный информационный центр содействия инвестициям, формирующий банк предложений российской стороны по объектам инвестирования.

 

К числу основных мер по устранению инвестиционного «голода» и активизации инвестиционного  климата относятся:

 

-       достижение  национального согласия между  различными властвующими структурами,  социальными группами, политическими  партиями и прочими общественными  организациями;

 

-       радикализация борьбы с преступностью;

 

-       торможение  инфляции всеми известными в  мировой практике способами;

 

-       пересмотр  налогового законодательства в  сторону его упрощения и стимулирования  производства;

 

-       мобилизация  свободных средств предприятий и населения на инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам;

 

-       запуск  предусмотренного законодательством  механизма банкротства;

 

-       предоставление  налоговых льгот банкам, отечественным  и иностранным инвесторам, идущим  на долгосрочные инвестиции с  тем, чтобы полностью компенсировать  им убытки от замедленного  оборота капитала по сравнению  с другими направлениями их  деятельности;

 

 

-       формирование  общего рынка республик бывшего  СССР со свободным перемещением  товаров, капитала и рабочей  силы;

 

-       создание  системы приема иностранного  капитала, включающей широкую конкурентную  сеть государственных институтов, коммерческих банков и страховых  компаний, страхующих иностранный  капитал от политических и  некоммерческих рисков, а так  же информационно-посреднических  центров, занимающихся подбором  и заказом актуальных для России  проектов, поиском заинтересованных  в их реализации инвесторов  и оперативном оформлении сделок  «под ключ»;

 

-       создание  национальной системы мониторинга  инвестиционного климата в России;

 

-       разработка  и принятие программы укрепления  рубля и перехода его к полной  конвертируемости;

 

-       предоставление  гарантий неприкосновенности личности.

 

По прогнозам правительства, уровень инвестиций к 2010 году должен достигнуть $20 млрд. (удвоение уровня по сравнению с 2002 годом). Возникает  вопрос, какими усилиями подобный приток будет достигнут? Пока политика властей  в отношении крупных компаний, например ЮКОСа, говорит лишь о том, что инвестиционный климат в России только падает. На приток инвестиций могут повлиять только какие-либо сделки между крупными компаниями.

 

Приток инвестиций в страну имел бы более положительный характер для экономики, если бы их большая часть шла в развитие таких отраслей как машиностроение, легкая и пищевая промышленности. Но инвестиции в Россию пойдут только при наличии стабильного экономического роста, в том числе и роста доходов населения иначе какой смысл в России начинать производить какие либо товары зарубежным компаниям, если спрос на них будет оставаться низким и не будет расти. В связи с этим есть большое подозрение, что реально объемы инвестиций у нас могут оказаться ниже, чем планирует правительство.

Информация о работе Экономическая сущность инвестиций и их виды