Источники таможенного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 18:32, курсовая работа

Описание работы

Таможенное право представляет собой сравнительно новую отрасль отечественной системы права. Она сформировалась как самостоятельная отрасль в начале 90-Х гг. XX в. До этого времени в советском праве таможенное отношения регулировались в основном нормами административного права. Таможенное право (как отрасль Российского права) можно определить совокупность

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………………………….3
Центральный банк в денежно-кредитной политике…..…………………………5
Понятие центрального банка………………………………………………… 5
Функции центрального банка………………………………………………... 8
Денежно-кредитная политика……………………………………………… 9
Центральный банк и денежно – кредитная политика России….........................11
Задачи и функции Центрального Банка России…………………….…….. 11
Инструменты денежно-кредитной политики ЦБ РФ……………………... 17
Вопрос независимости ЦБ России…………………………………………. 22
Анализ, сложившийся ситуации и тенденций…………………………………. 24
Проблемы совершенствования банковской системы в России………….. 24
Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2011—2013 годы……………………………......................... 26
Заключение………………………………………………………………………...29
Список литературы………………………………………......................................31

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 67.75 Кб (Скачать файл)

     12) принимает   участие  в  разработке  прогноза  платежного  баланса Российской  Федерации  и  организует   составление   платежного   баланса Российской Федерации;

     13) в  целях   осуществления  указанных   функций  проводит  анализ  и прогнозирование состояния  экономики Российской Федерации   в  целом  и  по регионам, прежде всего денежно-кредитных,  валютно-финансовых  и  ценовых  отношений; публикует соответствующие  материалы и статистические данные;

       Рассмотрим функции, которые традиционно выполняет любой Центральный Банк: осуществление монопольной эмиссии банкнот; проведение денежно-кредитного регулирования, валютной политики; рефинансирование кредитно-банковских институтов;  функция финансового агента правительства.

    Эмиссия банкнот:

За Банком России как представителем государства законодательно закреплено осуществление эмиссии  наличных  денег,  организация  их  обращения  и изъятия из обращения на территории  Российской  Федерации.

Совет директоров принимает  решение о выпуске в  обращение  новых банкнот и монеты и об изъятии старых, утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков.

     В целях  организации  наличного  денежного  обращения  на территории Российской Федерации  на  Банк  России  возлагаются  следующие функции:

     1) прогнозирование и организация  производства,  перевозка  и  хранение банкнот и монеты, создание их резервных фондов;

     2)установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных  денег для кредитных организаций;

    3)установление признаков платежеспособности денежных знаков и  порядка замены поврежденных банкнот и монеты, а также их уничтожения;

    4) определение порядка ведения кассовых операций.

    Проведение денежно-кредитной политики:

Денежно-кредитная политика Центрального Банка представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. Ее цель - регулирование экономики посредством воздействия на состояние совокупного денежного оборота, он включает в себя наличную денежную массу в обращении и безналичные деньги, находящиеся на счетах в банках.

Денежно-кредитная политика Центрального Банка направлена либо на стимулирование денежно-кредитной эмиссии - кредитная экспансия (оживление конъюнктуры в условиях падения производства), либо на ограничение денежно-кредитной эмиссии в периоды экономических подъемов - кредитная рестрикция (экономическая теория Кейнца).

      Центральный Банк России образует резервный фонд кредитной системы РФ, средства которого формируются за счет резервирования в нем определенной доли  привлеченных коммерческими банками средств сторонних организаций, которые используются в качестве кредитных ресурсов.

     Фонд обязательных резервов - это обязательная норма вкладов коммерческих банков в Центральный Банк, устанавливаемая в законодательном порядке и определяемая как процент от общей суммы вкладов коммерческих банков. Он создан для того, чтобы при необходимости обеспечить возможность коммерческим банкам своевременно выполнить перед клиентами свои обязательства по возврату ранее привлеченных денежных средств за счет того, что часть этих средств депонируется и не используется банками в качестве кредитных ресурсов.

      Центральный Банк России, изменяя нормы обязательных резервов, оказывает влияние на кредитную политику коммерческих банков и состояние денежной массы в обращении. В результате повышения нормы обязательных резервов Центральный Банк сокращает суммы свободных денежных средств, находящихся в распоряжении коммерческих банков  и используемых для расширения активных операций; уменьшение нормы резервов позволяет коммерческим банкам в более полной мере использовать сформированные им кредитные ресурсы, т.е. увеличить кредитные вложения в народное хозяйство.

  Рефинансирование кредитно-банковских институтов:

Рефинансирование коммерческих банков, т.е. предоставление им заимствований  в случаях, когда они испытывают временные финансовые трудности. Цель рефинансирования - воздействие на состояние денежно-кредитной сферы. Выполняя функцию рефинансирования, Центральный Банк выступает в качестве банка банков.

      Кредиты рефинансирования предоставляются только устойчивым банкам, испытывающим временные финансовые трудности, и различаются в зависимости от:

1) формы обеспечения (учетные и ломбардные кредиты);

2) методов предоставления (прямые кредиты и кредиты, предоставляемые на основе проведения аукционов);

3) сроков предоставления (среднесрочные -  на 3-4 мес. и краткосрочные - на 1 день или несколько дней);

4) целевого характера (корректирующие кредиты и продленные сезонные кредиты).

       Функция  финансового агента правительства:

Являясь по своему статусу  финансовым агентом правительства, Центральный Банк осуществляет операции по размещению и погашению государственного долга, кассовому исполнению бюджета, ведению текущих счетов правительства, надзору за хранением, выпуском и  изъятием из обращения монет, а также  переводу валютных средств, при осуществлении  расчетов правительства с другими  странами.

    Важна роль Центрального Банка в решении таких проблем, как предоставление кредитов на покрытие государственных расходов и дефицита государственного бюджета, соответствует его функции кредитора государства. Основная форма государственных заимствований, используемых на цели финансирования государственных расходов и государственного бюджета - государственные займы.

    Государственные займы используются для покрытия бюджетных дефицитов государства посредством  аккумуляции временно свободных денежных средств физических и юридических лиц, предоставляются на определенный срок на условиях выплаты дохода и оформляются удостоверяющими долговыми обязательствами в бумажной или безбумажной форме.

    Выполняя функцию финансового агента правительства, ЦБ осуществляет кассовое исполнение бюджета - прием, хранение и выдачу государственных бюджетных средств, ведение учета и отчетности. В основу кассового исполнения бюджета положен принцип единства кассы, т.е. все мобилизованные государственные доходы направляются на единый счет министерства финансов в Центральный Банк, с которого черпаются средства для осуществления государственных расходов, таким образом, Центральный Банк выступает кассиром правительства.

     Единство кассы предоставляет министерству финансов возможность осуществлять постоянный контроль над поступлением средств на его счет и за движением кассовой наличности; обеспечивает централизацию государственных бюджетных средств и балансирование доходов и расходов каждого из бюджетов (федерального, местного), образующих в совокупности бюджетную систему страны; позволяет проводить операции  по кассовому исполнению бюджета на всей территории страны. Осуществление кассового исполнения центральным банком дает возможность отделить функции распоряжения бюджетными средствами и распорядителя кредитами, которые выполняют финансовые органы, от функции приема, выдачи, хранения этих средств, которые входят в компетенцию Центрального Банка. В результате создаются необходимые условия для контроля над целевым использованием бюджетных средств.

      Таким образом,  Для реализации возложенных на него  функций  Центральный Банк Росси участвует в разработке экономической политики  Правительства Российской Федерации. Банк России консультирует Министерство финансов РФ по вопросам графика выпуска  государственных  ценных  бумаг  и  погашения государственного долга с учетом их воздействия  на  состояние  банковской системы и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.

 

  Инструменты денежно-кредитной политики ЦБ РФ.

        К инструментам денежно-кредитной  политики  Центрального Банка РФ  относятся: 

  1. изменение  ставки рефинансирования;

 

 2) изменение норм  обязательных резервов;

 3) операции на открытом рынке с ценными бумагами  и  иностранной валютой;

4) внедрение кредитных ограничений;

Изменение  ставки рефинансирования:

  Термин  "рефинансирование"  означает  получение  денежных   средств кредитными  учреждениями  от  центрального банка.  Центральный  Банк  

Может выдавать кредиты банкам, а также переучитывать  ценные  бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило, векселя). В  случае  повышения  Центральным  Банком  ставки рефинансирования, коммерческие банки будут  стремиться  компенсировать  потери,  вызванные  ее ростом (удорожанием кредита)   путем   повышения   ставок   по   кредитам,

Предоставляемым заемщикам. То  есть,  изменение  учетной (рефинансирования) ставки прямо влияет на изменение ставок  по  кредитам  коммерческих  банков. Последнее является главной

целью данного метода  денежно-кредитной  политики Центрального Банка.

Например, повышение официальной  учетной ставки в  период усиления инфляции вызывает рост процентной  ставки  по  кредитным  операциям коммерческих банков, что приводит  к  их  сокращению,   поскольку происходит удорожание кредита, и наоборот .Изменение   официальной   

процентной  ставки  оказывает влияние  на  кредитную  сферу:   

Во-первых,   затруднение   или  облегчение возможности коммерческих банков получить кредит в центральном   банке  влияет на  ликвидность  кредитных учреждений.  

Во-вторых,  изменение   официальной ставки означает удорожание или удешевление кредита коммерческих  банков  для клиентуры, так  как  происходит  изменение  процентных  ставок по  активным кредитным операциям. Также изменение  официальной   ставки

Центрального  Банка означает переход к новой  

денежно-кредитной  политике,  что заставляет  коммерческие банки вносить необходимые коррективы в свою деятельность.

     Недостатком использования рефинансирования при проведении  денежно - кредитной  политики  является  то,   что  этот   метод   затрагивает   лишь коммерческие   банки.   Если  рефинансирование   используется   мало    или осуществляется не в Центральном Банке, то указанный  метод  

почти  полностью теряет свою эффективность.

изменение норм  обязательных резервов:

Центральный Банк РФ проводит политику обязательных резервов, которая заключается в формировании кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам.

Минимальные резервы - это  наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных  денег  в кассе банков,  либо  в  виде депозитов   в  Центральном  Банке  или  в  иных высоколиквидных формах, определяемых центральным банком. Норматив  резервных требований   представляет  собой  установленное  в законодательном  порядке

 процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным (объемным)  или относительным (приращению) показателям пассивных (депозитов), либо  активных (кредитных вложений) операций.

Минимальные резервы выполняют две основные функции: 

Во-первых,  они как ликвидные резервы служат обеспечением обязательств  коммерческих  банков по  депозитам  их  клиентов. Периодическим   изменением   нормы  обязательных резервов Центральный  Банк  поддерживает  степень ликвидности коммерческих банков на  минимально  допустимом  уровне  в зависимости  

от  экономической ситуации.   

Во-вторых,  минимальные    резервы    являются    

инструментом, используемым Центральным Банком для регулирования  объема  денежной  массы в стране. Посредством изменения норматива резервных средств Центральный  Банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков (в основном  объем выдаваемых ими кредитов), а, следовательно, и возможности осуществления  ими депозитной эмиссии. Кредитные институты могут  расширять ссудные  операции, если их обязательные резервы в  Центральном Банке  превышают  установленный норматив. Когда масса денег в обороте (наличных и  безналичных)   превосходит необходимую потребность,   центральный   банк   проводит   политику   кредитной рестрикции   путем  увеличения   нормативов  отчисления,  то   есть  процента резервирования средств в Центральном Банке. Тем самым  он  вынуждает   банки сократить объем активных операций. Изменение  нормы   обязательных   резервов  влияет  на  рентабельность  кредитных   учреждений.  Так,   в  случае увеличения   обязательных   резервов происходит как бы недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих  западных экономистов,  данный   метод   служит наиболее эффективным антиинфляционным средством.

Информация о работе Источники таможенного права