Источники финансового обеспечения иностранных инвестиций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 14:28, реферат

Описание работы

Эффективное развитие экономики страны зависит от множества факторов. В их числе и инвестиционная активность отдельных финансовых институтов государства и иностранных представителей, и способность производственных институтов активизировать эту активность. Однако в настоящий момент далеко не все организации могут предложить и должным образом преподнести интересные проекты, которые могли бы активизировать поток инвестиций. Сами же инвесторы заинтересованы в получении наибольшего дохода и экономического эффекта и не собираются вкладывать деньги в не эффективный проект. Таким образом, инвестиционный процесс – это непрерывный поиск наиболее выгодных и оригинальных решений. А его финансирование – логическое продолжение реализации наиболее удачного проекта.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА I ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА………………………………………………………………………..6
1.1 Проблемы, связанные с финансированием инвестиций в основной капитал ……………………………………………………………………………6
Основные источники финансирования инвестиционного процесса……………………………………………………………………………8
ГЛАВА II ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ В РОССИИ……………..18
2.1 Потенциал российского рынка………………………………………18
2.2 Состояние экономики………………………………………………...19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...24

Файлы: 1 файл

Иностранные инвестиции.docx

— 46.39 Кб (Скачать файл)

Таким образом, собственные  средства предприятий являются важнейшим  источником ресурсов, инвестируемых  в основной капитал. Относительно амортизационных  отчислений актуальна задача более  полного их использования для  целей инвестирования в основной капитал, расширения масштабов применения ускоренной амортизации (введенными с 2002 г. налоговыми правилами разрешается  применять ускоренную амортизацию  при расчете налога на прибыль), применения санкций к предприятиям, допускающим нецелевое использование сумм ускоренной амортизации.

Что касается прибыли, как  источника инвестиций, то ее увеличение связано с ростом объемов производства и продаж конкурентоспособной продукции, ограничением экспорта добытых полезных ископаемых и углублением их переработки  на отечественных предприятиях; снижением  себестоимости продукции, в частности, за счет реструктуризации и технологической  модернизации производства.

Кроме прибыли и амортизационных  отчислении источниками финансирования инвестиций выступают: реинвестируемая  путем продажи часть основных фондов, иммобилизуемая в инвестиции часть излишних оборотных активов, страховые возмещения убытков, вызванных  потерей имущества, другие нелевые поступления.

Государственное регулирование  и поддержка инвестиционной деятельности в Российской Федерации осуществляются путем направления централизованных финансовых ресурсов на выполнение федеральных (региональных) целевых программ и  на другие государственные нужды. Суммы  ассигнований на эти цели предусматриваются  в бюджетах в объемах государственных  капитальных вложений.

В 1994 г. была принята Комплексная  программа стимулирования отечественных  и иностранных инвестиций в экономику  Российской Федерации, на основе которой  правительство планировало перейти  от распределения бюджетных ассигнований на капитальное строительство между  отраслями и регионами к селективному (на конкурсной основе) финансированию конкретных проектов.

В том же году образовалась Комиссия по инвестиционным конкурсам  при Минэкономики РФ, которая должна была организовывать и проводить  конкурсы, готовить перечни отобранных в результате конкурсов проектов для включения их в федеральную инвестиционную программу. Однако в 1995-1996 гг. отбор проектов для централизованного финансирования проводился в основном под влиянием лоббистской поддержки отраслевых или региональных групп.

В конце 1996 г. Правительство  РФ приняло решение о выделении  отдельной строкой в федеральном  бюджете специального бюджета развития для поддержки высокоэффективных  инвестиционных проектов. Отбор проектов, по-прежнему, предусматривалось проводить  на конкурсной основе. Но к 1997 г., когда  задолженность бюджета по финансированию инвестиционных проектов предприятий-победителей  конкурсов достигла 1,2 млрд. деноминированных руб., инвестиционные конкурсы практически  были свернуты.

В целом схема выделения  средств бюджета развития на возвратной основе и предоставления государственных  гарантий оценивается как потенциально эффективная, поскольку она основана на строгом отборе приоритетных проектов и предприятий, которые могут  рассчитывать на получение централизованных средств или сравнительно дешевых  централизованных кредитов (разумеется, при достаточных доходах федерального бюджета).

Разработанный Министерством  экономики РФ порядок рассмотрения заявок и документации претендентов на получение централизованных средств все же остается многоступенчатым и сложным. Требования к финансовому состоянию претендентов являются, как правило, трудно выполнимыми и вынуждают прибегать к фальсификации реальных показателей. Большинство проектов, даже имеющих стратегически важное значение, не соответствуют жестким условиям инвестиционных конкурсов на предоставление централизованных средств на возвратной или безвозвратной основе.

При реализации этой организационной  схемы инициатор проекта получает возможность реализовать его  за счет бюджетных ассигнований или  сравнительно дешевых централизованных ресурсов и максимизировать прибыль, а Правительство РФ получает возможность  решить стратегические задачи развития отраслей и регионов, а также увеличить  в близкой или отдаленной перспективе  налоговые отчисления в государственный  бюджет.

Однако в условиях реального (без учета показного профицита  для МВФ) дефицита государственного бюджета предпочтение справедливо  отдается узкому кругу приоритетных проектов (например, разработке принципиально  новых технологий, не имеющих аналогов в мире, и импортозамещающей продукции).

В условиях отсутствия собственных  средств (прибыли и амортизационных  отчислений) и дефицита централизованных средств заемное финансирование было и остается одной из главных  форм финансирования текущей и инвестиционной деятельности предприятий в развитых странах.

 Заемные средства предоставляют  как коммерческие банки (российские, иностранные, международные типа  ЕБРР и МБРР), так и небанковские  структуры (финансовые компании, страховые компании, фонды и др.).

Займы и кредиты предлагается классифицировать по различным критериям, в том числе:

В зависимости от срока  кредитования - краткосрочный (как правило, до 1 года); онкольный (на условиях возврата по первому требованию кредитора); пролонгируемый (кредит, который продлевается путем  выдачи новой ссуды с более поздним сроком погашения); среднесрочный (до 3 лет); долгосрочный (в России - свыше 3 лет, в США - на 10 лет и более).

В зависимости от формы  кредита - товарный (в форме поставок сырья, материалов, оборудования и других товарно-материальных ценностей; разновидностью товарного кредита является лизинг); денежный (в свою очередь, может выдаваться в национальной валюте, твердой валюте, или мультивалютный); вексельный (в  форме векселей для проведения взаиморасчетов); смешанный (комбинация вышеприведенных  форм); связанный (при обязательстве заемщика приобрести определенные товарно-материальные ценности у определенного поставщика).

В зависимости от метода заимствования - единовременный кредит; облигационный заем (заемщик выпускает  долговые обязательства в бумажной или электронной форме - облигации - и размещает их на фондовом рынке  с дисконтом или по номинальной  стоимости, для стимулирования спроса используя купонные выплаты и  другие методы); кредитная линия  (предоставление кредитов заемщику в течение конкретного периода времени в пределах определенного лимита общей суммы; при этом заемщик, как правило, обязан держать у кредитора депозит в оговоренной сумме); контокоррентный кредит (единый счет клиента в банке, по которому проводятся все расчетные и кредитные операции); револьверная кредитная линия (кредитная линия, предполагающая продление краткосрочных периодов кредитования).

В зависимости от происхождения  кредитора - российские, иностранные, международные  кредитно-финансовые и небанковские учреждения.

 После финансового  кризиса в России (август 1998 г.) и  краха крупнейших кредитно-финансовых  учреждений (Империала, Менатепа, Промстройбанка, ОНЭКСИМ Банка, Мосбизнесбанка и др., которые претендовали на роль инвестиционных банков в экономике России) российские банки выдают инвестиционные кредиты крайне неохотно и в исключительных случаях. В настоящее время процентная ставка по валютному кредиту в среднем в ведущих (точнее, оставшихся в живых) российских банках составила 22-25% годовых.

Международные банки (МБРР и  ЕБРР), как правило, действуют в  России через посредников. В целях  содействия новым или приватизированным  предприятиям в реструктуризации и  модернизации производственных процессов, совершенствовании управления, финансовой деятельности и маркетинга ЕБРР создал в России 11 региональных венчурных  фондов. Каждый венчурный фонд ЕБРР выступает как солидный инвестор, не обладающий контрольным пакетом  акций, но стремящийся занять место  в совете директоров предприятий-объектов инвестиций и оказывать влияние  на принятие ключевых управленческих решений. Фонд не имеет права приобретать  контрольные пакеты акций предприятий - объектов инвестиций.

Объектами инвестиций являются приватизированные предприятия  малого и среднего бизнеса с численностью персонала от 200 до 5000 человек и  удовлетворяющие следующим условиям:

    • относительно эффективное управление;
    • рынок с благоприятными перспективами развития;
    • концентрация на ключевом направлении бизнеса;
    • не требующие радикальной реструктуризации.

Для всемерного снижения возможных  рисков процедура отбора инвестиционных проектов остается длительной, крайне жесткой и пристрастной:

В зависимости от состава  кредитора - кредитором может выступать  один или несколько (синдикат) банков.

В зависимости от формы  обеспечения - не обеспеченные (или  бланковые, которые практически  не практикуются в банках с солидной репутацией); под залог недвижимости (ипотечные); под залог ценных бумаг; под залог дебиторской задолженности; под обеспечение товарами (на складе, в движении, будущие поставки); под  гарантии и поручительства третьих  лиц.

В зависимости от условий  кредитования - льготные (для постоянных клиентов); на общих основаниях; по фиксированной  процентной ставке; по плавающей процентной ставке (при привязке к определенному  финансовому активу, каковыми на международном  финансовом рынке являются ставки LIBOR, PIBOR, NYBOR, FIBOR и др.).

В зависимости от условий  погашения - с условием выплаты основного  долга равномерными долями; выплаты  основного долга неравномерными долями; выплаты процента по кредиту  в начале срока кредитования; выплаты  процента по кредиту в конце срока  кредитования; выплаты процента по кредиту в течение всего срока  и др.

В зависимости от условий  возмещения заимствования - с полным регрессом на заемщика (наиболее распространенная форма проектного финансирования предполагает включение в кредитный договор  требования о возмещении предоставления взаймы суммы кредита); с ограниченным регрессом на заемщика (риски при  реализации проекта распределяются между всеми участниками); без  какого-либо регресса на заемщика (кредитор не имеет никаких гарантий и принимает  на себя все риски, связанные с  реализацией проекта).

При реализации схемы инициатор  проекта получает возможность реализовать  его за счет заемных средств и  максимизировать прибыль, а кредитору предоставляется возможность получить доход на капитал исходя из процентной ставки по кредиту. Но в условиях риска невозврата кредита предпочтение отдается рентабельным (как правило, свыше 10% в России) проектам с твердым обеспечением (ликвидным залогом).4

 

ГЛАВА II ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ В РОССИИ

 

Приток иностранного капитала в любую страну, а также эффективность  капиталовложений определяются преимуществами в данной стране инвестиционного  климата.

 

2.1 Потенциал российского рынка

 

Данный показатель измеряется численностью населения, ВНП и величиной  ВНП на душу населения.

Единый рынок бывшего  СССР имел по своим масштабам и  потенциалу (количеству потребителей) преимущество перед рынками стран Восточной Европы. В то же время покупательная способность населения (измеряется доходами населения-ВНП и ВНП на душу населения) здесь была ниже, чем, например, в Чехословакии, Венгрии и Польше. Количество потенциальных потребителей является более высоким фактором в оценке потенциала рынка крупными западными компаниями, производство в которых строится на принципе массовых стандартов потребления. Для таких фирм единый рынок бывшего СССР был более привлекателен, чем рынки восточноевропейских стран. Для мелких и средних компаний, производство в которых ведется в расчете на индивидуализированное потребление, решающим фактором в оценке потенциала зарубежного рынка оказывается покупательная способность населения, и для них единый рынок бывшего СССР проигрывал в сравнении с рынкам Чехословакии, Венгрии и Польши.

Для большинства же компаний, по мнению многих западных обозревателей, потенциал единого рынка бывшего  Союза долгое время рассматривался как огромный и был основным стимулом для инвесторов.

Реальности сегодняшнего дня таковы, что в результате политических изменений и дезинтеграции государств, входивших в СССР, во многом утрачено это преимущество единого и необычайно емкого рынка. Не является единым и рынок государств-членов СНГ.

Сегодня среди членов СНГ  чётко обозначилась группа государств, руководители которых отстаивают идею согласованной экономической политики и тесной интеграции. Это Россия, Белоруссия и Казахстан.

Подписанные правительствами  этих стран соглашения направлены на восстановление разорванных производственных связей, координацию налоговой и  ценовой политики, организацию нормальной работы транспорта и другие аспекты, обеспечивающие функционирование общего рынка.

Другие же государства  СНГ, как, например, Украина, в большей  мере изолируют свой рынок. В этих условиях потенциальный инвестор вынужден ориентироваться на рынки отдельных  государств - бывших союзных республик.

Тенденции дезинтеграции  в Российской Федерации негативно  влияют на общую высокую оценку потенциала единого рынка и существенно  снижают значение этого фактора  для иностранных инвесторов.

Информация о работе Источники финансового обеспечения иностранных инвестиций