Инвестиционный рынок в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 02:43, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – дать характеристику инвестиционного рынка РФ, обозначить основные принципы функционирования рынка инвестиций, а так же обозначить проблемы и перспективы развития инвестиционных процессов в нашей стране.
Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи: дать понятие инвестиционного рынка; рассмотреть сегментацию и структуру инвестиционного рынка; рассмотреть функции инвестиционного рынка;; определить роль государства в привлечении инвестиций; изучить проблемы и перспективы развития инвестиционных процессов в России.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
I. Теоретическая часть…………………………………………………………….5
Глава 1. Общая характеристика инвестиционного рынка, субъекты инвестиционных отношений и их интересы…………………………………….5
Глава 2. Роль государства в привлечении инвестиционных ресурсов……….16
Глава 3. Основные принципы функционирования рынка инвестиций………22
Глава 4. Проблемы и перспективы развития инвестиционных процессов в России…………………………………………………………………………….30
Глава 5. Методические указания………………………………………………..44
II. Практическая часть…………………………………………………………...48
Заключение……………………………………………………………………….61
Список литературы………………………………………………………………63

Файлы: 1 файл

инвестиции.docx

— 115.84 Кб (Скачать файл)

3.Определением наиболее  эффективных направлений использования  капитала в инвестиционной сфере.  Удовлетворяя значительный объем  и обширнейший круг инвестиционных  потребностей хозяйствующих субъектов,  механизм инвестиционного рынка  через систему ценообразования  на отдельные инвестиционные  товары и инструменты выявляет  наиболее эффективные сферы и  направления инвестиционных потоков  с позиций обеспечения высокого  уровня доходности используемого  в этих целях капитала. 

4.Формированием рыночных  цен на отдельные инвестиционные  товары, инструменты и услуги, наиболее  объективно отражающим складывающееся  соотношение между их предложением  и спросом. Рыночный механизм  ценообразования совершенно противоположен  государственному, хотя и находится под определенным воздействием государственного регулирования. Этот рыночный механизм позволяет полностью учесть текущее соотношение спроса и предложения по разнообразным инвестиционным товарам и услугам, формирующее соответствующий уровень цен на них; в максимальной степени удовлетворить экономические интересы их продавцов и покупателей. 

5.Осуществлением квалифицированного  посредничества между продавцом  и покупателем инвестиционных  товаров и инструментов. В системе  инвестиционного рынка получили "прописку" специальные инвестиционные  институты, осуществляющие такое  посредничество. Такие инвестиционные  посредники хорошо ознакомлены  с состоянием текущей инвестиционной  конъюнктуры, условиями осуществления  сделок по различным инвестиционным  товарам и инструментам и в  кратчайшие сроки могут обеспечить  связь продавцов и покупателей.  Инвестиционное посредничество  способствует ускорению не только  финансовых, но и товарных потоков,  обеспечивает минимизацию связанных  с этим общественных затрат. 

6.Формированием условий  для минимизации инвестиционного  и коммерческого риска. Инвестиционный  рынок выработал свой собственный  механизм страхования цепового  риска (и соответствующую систему  специальных инвестиционных инструментов), который в условиях нестабильности  экономического развития страны  и конъюнктуры финансового и  товарного рынков позволяют до  минимума снизить инвестиционный  и коммерческий риск продавцов  и покупателей финансовых активов  и реальных товаров, связанный  с изменением цен на них. 

7.Ускорением оборота капитала, способствующим активизации экономических  процессов. Обеспечивая мобилизацию,  распределение и эффективное  использование свободного капитала, удовлетворение в кратчайшие  сроки потребности в нем отдельных  хозяйствующих субъектов, инвестиционный  рынок способствует ускорению  оборота используемого капитала, каждый цикл которого генерирует дополнительную инвестиционную прибыль и прирост национального дохода страны в целом. 

Субъекты инвестиционных отношений

Главным субъектом инвестиционных отношений, независимо от вида рынка, на котором осуществляются инвестиции, является инвестор. В действующем законодательстве отсутствует легальное определение инвестора, раскрытие этой категории осуществляется через понятие инвестиционной деятельности.

Инвесторы - это участники  инвестиционной деятельности, осуществляющие вложение определенных ценностей в  объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях достижения экономической или иной выгоды. Возникает  интересный вопрос о соотношении  категорий "инвестор" и "предприниматель".

Понятно, что каждый предприниматель, развивающий бизнес, вкладывает в  дело свои, заемные или привлеченные средства и, соответственно, в определенных правоотношениях выступает как  инвестор.

Но далеко не каждый инвестор должен быть предпринимателем, иначе, например, приобретатель акции или  иной ценной бумаги должен был бы регистрироваться в качестве предпринимателя. Большинство  специалистов склоняются именно к такой точке зрения.

Действующее законодательство не устанавливает каких-либо ограничений по кругу лиц, способных быть инвесторами. Так, согласно Закону об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений субъектами инвестиционной деятельности могут быть физические, юридические лица, а также объединения юридических лиц, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица.

К числу таких объединений  принадлежат, например, консорциумы, специально создаваемые для осуществления  крупномасштабного строительства.

Среди юридических лиц  можно выделить коммерческие и некоммерческие организации, государственные органы, органы местного самоуправления. Имея ряд особенностей, все названные  группы инвесторов, выступая в качестве субъектов инвестиционных правоотношений, обладают правовым статусом, в значительной степени определяемым видом инвестиционных вложений и соответственно рынком, на котором они осуществляют инвестиции.

Так, права, обязанности, гарантии и ответственность инвесторов, осуществляющих прямые инвестиции в форме капитальных  вложений, регулируются Законом об инвестиционной деятельности в форме  капитальных вложений, а осуществляющих портфельные инвестиции в ценные бумаги - Законами о рынке ценных бумаг, об акционерных обществах  и др.

Принципиальным подходом к регулированию правового положения  инвесторов является обеспечение равных прав и гарантий, возложение равной ответственности на всех инвесторов, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.

Инвесторы, осуществляющие капитальные вложения, имеют, в частности, равные права на самостоятельное  определение объемов и направлений  капитальных вложений; владение, пользование  и распоряжение объектами и результатами капитальных вложений; передачу по договору и (или) государственному контракту  своих прав на осуществление капитальных  вложений и на их результаты другим лицам; осуществление контроля за целевым  использованием средств, направляемых на капитальные вложения; объединение собственных и привлеченных средств со средствами других инвесторов в целях совместного осуществления капитальных вложений.

Гарантии инвесторов - важнейшая  составная часть их правового  статуса. Стабильность инвестиционного  климата во многом определяется уровнем  предоставляемых инвесторам гарантий. Основными гарантиями для всех категорий инвесторов является обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности, защита инвестиций, в том числе от национализации и реквизиции (за исключением случаев, предусмотренных законодательством, а при реквизиции - при наличии надлежащей компенсации), предоставление права на обжалование в суд действий государственных органов, организаций, должностных лиц, ущемляющих права инвесторов.

Наряду с инвесторами  участниками инвестиционных отношений  в зависимости от их специфики  могут быть заказчики, подрядчики, пользователи - при осуществлении капитальных  вложений, эмитенты, профессиональные участники рынка ценных бумаг - при  осуществлении портфельных инвестиций.

Особым правовым статусом в инвестиционных отношениях, безусловно, обладает государство, которое, с одной  стороны, может выступать непосредственно  как инвестор, а с другой стороны - как носитель властных полномочий. Правовое регулирование участия  государства в инвестиционной деятельности осуществляется, в частности, Федеральным  законом "О Бюджете развития Российской Федерации", Указом Президента РФ "О  частных инвестициях в Российской Федерации", а также многочисленными  постановлениями Правительства, принятыми в этой сфере

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Роль государства  в привлечении инвестиционных ресурсов

Сегодня наиболее актуальным является проблема структурирования инвестиционных источников на внешние и внутренние источники. Конечно, привлечение в российскую экономику иностранных инвестиций важно, но, прежде всего, следует максимально эффективно пользоваться внутренними инвестиционными источниками. Государство поддерживает устоявшуюся классификацию внутренних инвестиционных источников, к которым можно отнести следующие: сбережения населения; прибыль предприятия; бюджетные и иные государственные сборы; фонды институциональных инвесторов; пассивы банковской системы; денежная эмиссия.

Прибыль предприятий относится к внутренним источникам инвестиций, но официально она ниже мировых уровней в силу низкой рентабельности производства из-за высоких энерго- и материалоемкости, транспортных затрат и сокрытия значительной доли дохода от налогообложения. Тем не менее, процессы легализации денежных средств, происходящие на протяжении последних лет, позволят повысить налоговые и другие платежи, которые могут быть использованы в качестве инвестиционных ресурсов государством напрямую или опосредовано. Таким образом, следует более детально при оценке объекта исследования провести оценку внутренних и внешних инвестиционных ресурсов, дать оценку и определить внутренний инвестиционный потенциал, позволяющий достичь благоприятного инвестиционного климата и роста высоких темпов экономики.

Мировой опыт и опыт нашей страны свидетельствует о том, что устойчивый рост экономики предопределяется соответствующим  ростом инвестиций. При этом увеличение инвестиций выступает ключевым фактором обеспечения экономического роста, вместе с тем и их сокращение соответственно отражается на темпах спада объемов  производства продукции во всех отраслях народного хозяйства. Следует отметить, что сложившееся в настоящее  время положение с инвестициями уходит корнями в кризисные девяностые годы XX столетия. В те годы инвестиционная поддержка регионов была и продолжает оставаться в "тени" текущей поддержки. Причина этого довольно банальная: отсутствие средств, которые необходимо направить на экономическое развитие проблемных территорий. Соответственно, и реформирование инвестиционной поддержки регионов шло медленными темпами. Реформ как таковых в этой сфере практически не было. Одновременно отметим, что в развитии инвестиционной поддержки регионов можно выделить, как нам представляется, три этапа:

1)1991-1995 гг. - этап стихийной инвестиционной поддержки территорий, основанной на принятии индивидуальных решений по отдельным регионам;

2) 1996-2005 гг. - этап относительной  упорядоченности инвестиционной  поддержки регионов при сохранении  высокой роли индивидуальных  решений; 

3) 2006 г. и по настоящее время  - этап первых попыток более  или менее серьезного реформирования  инвестиционной поддержки регионов.

Сокращение централизованных инвестиций на начальном этапе реформирования, как нам представляется, было связано  с ростом бюджетного дефицита и ускоренной приватизацией. Несмотря на некоторое  оживление в инвестиционном процессе, объем капиталовложений все еще  отстает от уровня 1990 года. По годовым  объемам накопления капитала Россия в 3-25 раз отстает от стран «большой семерки».

За годы непродуманных, во многом хаотичных  и поспешных реформ в России, объём  инвестиций в основной капитал постоянно  снижался и составил по состоянию  на конец 90-х годов немногим более 20% от уровня начала 90-х, что обусловило не только резкое снижение объёмов производства, но и затормозило процессы оздоровления и модернизации российской экономики. Рост объёма инвестиций в России в 2006-2009 гг. по сравнению с предшествующими годами дал основание некоторым специалистам заявить о качественном улучшении положения в экономике, появлении надёжных источников финансирования инвестиций. Однако далеко не все исследователи столь оптимистично оценивают рост объёма инвестиций в указанный период. Учитывая справедливость этих противоположных взглядов, противоречивость экономической ситуации, сложившейся в России, представляется целесообразным рассмотрение опыта инвестиционной деятельности зарубежных стран, который можно использовать в отечественных условиях с учётом специфики функционирования нашей экономики.

Известно, что объем ежегодно используемых инвестиций определяется в процессе распределения ВВП на фонд накопления и потребления. Соблюдение обоснованных пропорций между накоплением  и потреблением в валовом внутреннем продукте страны определяет, по сути, ту часть ВВП, которая инвестируется  в основной капитал для целей  расширенного воспроизводства. Уже  в процессе простого воспроизводства  обязательным выступает возмещение материальных и трудовых затрат, в  противном случае осуществление  даже простого воспроизводства будет  затруднено, не говоря уже о расширенном  воспроизводстве. Оставшаяся не потреблённая часть представляет валовое сбережение.

Валовое сбережение - часть располагаемого дохода, не израсходованная на конечное потребление товаров и услуг, от их размера зависят возможности накопления основного капитала. И эти возможности достаточно ограничены - в России существенный разрыв между объемом сбережений и накоплений. Так в 2007 году валовые национальные сбережения составили 30,6% ВВП, а валовые накопления основного капитала всего 17,9% ВВП. Это объясняется политической нестабильностью, недоверием инвесторов к реальности их правовой защиты, низким уровнем ожидаемой прибыли. Разрыв в сбережениях и инвестиций в основной капитал - это отток капитала за рубеж, возврат долгов, создание валютных резервов ЦБ и др.

Информация о работе Инвестиционный рынок в России