Инвестиционный климат в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 21:05, контрольная работа

Описание работы

Проблема инвестиций в нашей стране настолько актуальна, что разговоры о них не утихают. Эта проблема актуальна, прежде всего, тем, что на инвестициях в России можно нажить огромное состояние, но в то же время боязнь потерять вложенные средства останавливает инвесторов.
Целью данной работы является изучение и рассмотрение инвестиционного климата РФ, о проблемах в этой области и методах их решения, также будут рассмотрены иностранные инвестиции и пути их привлечения в экономику России.
В задачи работы входит изучение теоретических основ инвестирования, изучение точек зрения на уровень инвестиционной привлекательности в России, а также поиск путей развития инвестиционной привлекательности России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………
Инвестиционный климат…………………………………………
Оценка инвестиционной привлекательности России…………..
Развитие инвестиционной привлекательности России…………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...

Файлы: 1 файл

Инвестиционный климат в россии.docx

— 35.51 Кб (Скачать файл)

Есть эмпирические данные для оценки стоимости обустройства рабочего места в зависимости  от зимних температур; так вот, для  отрицательных температур с каждым градусом эта стоимость растет на десятки процентов.

Климат России суровей, чем  в любой индустриальной стране мира, и это влияет на эффективность  любого производства, если определять эффективность по критерию издержки/выгоды. Это, как мы увидим, касается не только сельского хозяйства. И никаким  повышением общественной производительности труда устранить это влияние  нельзя, коммунизм там у нас, капитализм или рабовладение.

И у суровости российского  климата есть, увы, денежное выражение. Первое, с чем сталкивается в России потенциальный инвестор - это поразительная  дороговизна капитального строительства  по сравнению с любой страной  мира. В зависимости от вида строительства  его стоимость выше, чем в Западной Европе, в 2-3 раза. По сравнению с  субтропиками - в несколько раз. Соответственно выше и амортизационные выплаты, а здания менее долговечны. Построить  здание или арендовать уже построенное  в России существенно дороже, чем  в других странах мира.

Ресурсы - это сырье, комплектующие, оборудование, лицензии, технологии.

Очевидно, что в условиях мирового рынка цена на все покупное во всем мире примерно одинакова. В этом и состоит привлекательность свободного мирового рынка. Но это значит, что разворачивать на территории России какое-нибудь производство из покупного сырья ничуть не выгоднее, чем в любом другом месте.

Можно сделать предположение, что, в России российское сырье дешевле  хотя бы потому, что ближе? А вот  и нет, пишет А.П. Паршев. К сожалению, с точки зрения транспортных расходов источники сырья для российской промышленности не ближе, чем для западноевропейской или южноазиатской. Российское сырье находится в Азии, а российские промышленность и рабочие - в основном в Европе.

Беда в том, что сухопутный транспорт существенно, на порядок, дороже морского, и отвезти морем  норильский никель в Лондон и даже Куала-Лумпур не дороже, а дешевле, чем  в Москву, из-за перевалки и длинного железнодорожного плеча. Морские транспортные тарифы в мире на порядок ниже любых  сухопутных.

Если построить условную карту мира, на которой расстояния от источников сырья до потребителей будут заменены на стоимость доставки, то все океаны "стянутся" в небольшое  пятно, и все приморские страны окажутся рядом друг с другом, зато центр России будет значительно удален от всех стран мира.

Доставка даже тюменской  нефти в центр России обходится  в принципе ненамного дешевле, чем  в Западную Европу.

Далее развивая доказательство, А.П. Паршев пишет, что мы потеряли половину пахотных земель (причем лучшую половину) и большую часть минеральных ресурсов.

Говорят, что у нас  много сырья. Это миф, считает  автор. У нас не так много природных  ресурсов, как утверждают экспортеры. Точные данные о запасах нефти  у нас на самом деле почему-то секретны, хотя для оценки месторождений  привлекаются американские аудиторские  фирмы. По зарубежным оценкам у нас 7% мировых. Много это? Это мало. Это  мизер! У Венесуэлы - 8%, а Венесуэла  поменьше и потеплее России. Кроме  того, есть вполне обоснованные подозрения, что реальные запасы нефти и газа у нас даже меньше, чем значится официально. После распада Союза  многих цветных и редких металлов, необходимых для серьезной промышленности, в России просто нет.

В общем, нет у нас ничего такого, что Западу необходимо позарез. Все или кончается, или отвалилось вместе с Назарбаевым, или дорого добывать. Те, кто считают, что предел падения нашей страны - это превращение  страны в "сырьевой придаток" Запада - неисправимые оптимисты, заключает  А.П. Паршев.

Из пяти составляющих общего объема затрат на любое производство в условиях нашей страны две (сырье  и нерыночные изъятия) - не ниже среднемировых, а три (капитальные вложения, накладные  расходы и минимально необходимая  зарплата) - существенно, в несколько  раз, выше.

Поэтому в условиях свободного перемещения капиталов ни один инвестор, ни наш, ни зарубежный, не будет вкладывать средства в развитие практически  ни одного производства на территории России.

Инвестиционной политики в нашем государстве до недавнего  времени уделялось достаточно внимания, однако уже сейчас государство начало понимать всю важность правильной инвестиционной политики и, что самое важное, начало предпринимать шаги в нужном направлении, и последние два-три года наблюдаются  некоторые сдвиги в изменении  инвестиционной политики государства, постепенно ликвидируются структурные  перекосы в экономике России, стабилизировался курс рубля, снижаются процентные ставки. Но государство понимает, что снижение инфляции и процентных ставок не дадут  автоматического эффекта в виде роста инвестиций и производства. Это прежде всего связано с  двумя факторами:

Одним из главных факторов роста инвестиций в 2000 – 2006 годах  являлось улучшение инвестиционного  климата в результате реформ, проводимых в Российской Федерации.

В числе основных институциональных  преобразований можно назвать: либерализацию  валютного регулирования; реформирования законодательной базы землепользования, совершенствование градостроительного законодательства; реформу технического регулирования; снижение налоговой  нагрузки на экономику (снижение ставок налогов на прибыль, доходы физических лиц, НДС, единого социального налога, отмена импортных пошлин на ввозимое оборудование, введение льгот по НДПИ для добывающих компаний, предоставление компаниям возможности использования  гибкой амортизационной политики).

Кроме того, на улучшение  инвестиционного климата России оказало серьезное влияние создание законодательной базы новых, а также  совершенствование традиционных инвестиционных механизмов. Речь идет, прежде всего, о  федеральных законах «Об особых экономических зонах» и «О концессионных  соглашениях», а также о Постановлении  Правительства Российской Федерации  «Об инвестиционном фонде Российской Федерации».

 

 

  1. Развитие инвестиционной привлекательности  России

 

Фaктopы, влияющиe в бoльшeй cтeпeни нeгaтивнo нa фopмиpoвaниe инвecтициoннoгo климaтa в Рoccии, тpeбyют paзpaбoтки кoмплeкca мep пo eгo yлyчшeнию. К ним пpeждe вceгo cлeдyeт oтнecти cлeдyющee:

1. Тpeбyeтcя paдикaльнoe yлyчшeниe инвecтициoннoгo климaтa, тaк кaк пoкa oн ocтaeтcя нeдocтaтoчнo пpивлeкaтeльным.

2. Вмecтe c тeм, кaк пoкaзывaeт aнaлиз, быcтpo и кpyтo измeнить cитyaцию пpaктичecки нeвoзмoжнo. Мнoгиe пpoцeccы, кaк, нaпpимep, нaлaживaниe кopпopaтивнoгo yпpaвлeния, oбecпeчeниe нaдeжнoй paбoты cyдeбнoй cиcтeмы, пpeoдoлeниe кoppyпции и дpyгиe измeнeния, имeют длитeльный xapaктep.

3. Отcюдa пpинципиaльный вывoд: paзyмнaя пoлитикa cocтoит в тoм, чтoбы oбecпeчить пocтoяннoe и нeyклoннoe yлyчшeниe cитyaции. У инвecтopoв дoлжнa cлoжитьcя yвepeннocть, чтo oбщaя мaкpoэкoнoмичecкaя cитyaция в Рoccии cтaбилизиpyeтcя.

4. Нeoбxoдимa выpaбoткa дoлгocpoчнoй cтpaтeгии cтимyлиpoвaния cбepeжeний и пpивлeчeния инвecтиций, в тoм чиcлe инocтpaнныx, зaкpeплeннoй в гocyдapcтвeннoй экoнoмичecкoй пoлитикe.

Уровень инвестиций в основной капитал в настоящее время  невелик и составляет всего 18 процентов  ВВП. В Китае этот показатель равен 40 процентам. По оценке Всемирного банка, для динамично развивающихся  стран желателен уровень инвестиций более 25 процентов ВВП.

По словам Евгения Примакова, повысить привлекательность капиталовложений в Россию можно, внеся изменения  в Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных  вложений». В нем содержится так  называемая «дедушкина оговорка», предполагающая для инвестора сохранение стабильного  режима налогообложения в течение 7 лет, даже если случится что-то неладное. Но «дедушка» оговорился только по отношению приоритетных инвестиционных проектов. Что сие значит, правительство за пятилетку не определилось до сих пор. Предложение ТПП РФ состоит в том, чтобы считать приоритетными все инвестиционные проекты.

Принципиально важным считает  Евгений Примаков соблюдение по крайней  мере трех условий. Во-первых, все, в  том числе инфраструктурные, проекты  должны быть инновационными по своей  сущности, во-вторых, все они должны пройти конкурсную процедуру по совершенно четким, понятным и прозрачным правилам, в-третьих, их реализация должна вестись  под постоянным, можно сказать, перекрестным контролем со стороны власти и  организаций гражданского общества.

Однако, специальное агентство  по поддержке инвестиционной привлекательности  России создавать пока не планируется, эти функции будут возложены  на госкорпорацию "Банк развития" (ВЭБ), сообщила глава Минэкономразвития РФ Эльвира Набиуллина.

"Сейчас мы считаем  оптимальным возможность сотрудничества  с Банком развития, который является  инструментом частно-государственного партнерства и поддерживает конкретные проекты", - сказала Набиуллина журналистам в рамках выставки MIPIM 2008 в Каннах.

Министр вместе с тем  отметила необходимость создания постоянно  действующего механизма по работе с  иностранными инвесторами. Такие механизмы  уже есть - консультативный совет  по иностранным инвестициям при  правительстве РФ и двусторонние деловые советы.

"Мы считаем, что  здесь есть резерв для улучшения  работы", - подчеркнула Набиуллина.

По мере завершения тяжелейшего  переходного периода, формирования основ рыночной экономики развитие предпринимательства в стране сталкивается со многими проблемами. Хорошие внешние  условия последних лет и в  то же время относительно низкая инвестиционная активность, постоянные проблемы в  области прав собственности, налогообложения  и налогового администрирования – вот основные факторы, которые определяли состояние экономики России в последние годы.

Очевидно, что Россия нуждается  в значительных инвестициях (в человеческий капитал, в институты, в производственные технологии, в инфраструктуру), чтобы  провести многостороннюю модернизацию и реконструкцию, создать социально-экономическую  систему, способную успешно развиваться  в современных условиях. Поэтому  в ближайшие десятилетия состояние  инвестиционного климата России будет оказывать все большее  влияние на развитие ее экономики.

Значительный приток средств  от экспорта энергоносителей снизил мотивацию российских властей к  проведению радикальных реформ. Благоприятное  время недостаточно активно используется для подготовки экономики к вступлению в следующую фазу развития, когда  внешние и внутренние проблемы роста  обострятся.

В сложившейся ситуации российская экономика располагает  инвестиционными ресурсами, но при  существующем уровне рисков и рентабельности различных видов экономической  деятельности в ней недостаточно привлекательных инвестиционных проектов. Перед Россией стоит дилемма: провести модернизацию и создать  условия для успешного развития в долгосрочной перспективе, либо идти по инерционному пути, постепенно увеличивая отставание от передовых стран и  скатываясь на позиции недостаточно конкурентоспособной экономики.

В условиях глобализации, когда  определяющей становится конкуренция  национальных рыночных и государственных  институтов, выбор в пользу модернизации – единственно верный.

Естественно, одной лишь констатации этого недостаточно. Принципиально важны скорость и  масштабность действий в данном направлении.

Инфляция, рост импорта на порядок выше неуверенной динамики (на грани стагнации) отечественного промышленного производства, отток  капитала за рубеж сохраняется, госинвестиции растут одновременно с уменьшением активности частных инвесторов и расширением вложений не в реальные активы, а в финансовые инструменты, – вновь подчеркнуло неотложную необходимость улучшения инвестиционного климата, потеплением которого в отличие от его природного аналога все-таки можно управлять.

Главный ресурс и одновременно инструмент такого управления – многоуровневый и многосубъектный диалог бизнеса и государства.

Зачастую от государства  требуется просто не создавать препятствий  для развития бизнеса, не пытаться подменять  государственным руководством механизмы  рыночного регулирования. Тогда  можно ожидать, что долгожданные качественные перемены в экономике, модернизация и диверсификация, будут  происходить гораздо интенсивнее  и эффективнее. Страна обладает наибольшей стабильностью за последние 15 лет  как в сфере финансов, так и  в политике, и системе государственного управления, потому может приниматься  за решение практически любых  социальных и экономических проблем. Будь то приоритетные национальные проекты  или снижение инфляции до 4-5% в год  на основе усиления деловой активности, прежде всего в нефинансовом секторе  экономики.

Достойное существование (благосостояние) населения демократической, образованной, современной европейской страны, модернизировавшей свою экономику  может быть достигнуто только совместными  усилиями бизнеса, при поддержке  государства и активном участии  гражданского общества.

Управление  посредством диалога – это  и есть реальное развитие демократии, создающей самые надежные условия  для благоприятного инвестиционного  климата.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Под инвестиционным климатом понимается среда, в которой протекают инвестиционные процессы. Формируется инвестиционный климат под воздействием политических, экономических, юридических, социальных и других факторов, определяющих условия инвестиционной деятельности в регионе и предопределяющих степень риска инвестиций.

Оценки инвестиционного  климата колеблются в широком  диапазоне от благоприятного до неблагоприятного. Благоприятным считается климат, способствующий активной деятельности инвесторов, стимулирующий приток капитала. Неблагоприятный климат повышает риск для инвесторов, что ведет к  утечке капитала и затуханию инвестиционной деятельности.

Информация о работе Инвестиционный климат в России