Инвестиционный климат в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 17:08, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение и рассмотрение инвестиционного климата РФ, о проблемах в этой области и методах их решения, также будут рассмотрены иностранные инвестиции и пути их привлечения в экономику России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть классификацию инвестиций и их сущность;
- рассмотреть инвестиционный климат в РФ;
- рассмотреть динамику инвестиций в РФ;
- рассмотреть меры по улучшению инвестиционного климата.

Содержание работы

Введение.......................................................................................................................3
Глава 1. Инвестиционная ситуация в РФ................................................................5
1.1. Инвестиции и их классификация........................................................................5
1.2. Препятствия на пути инвестиций. Инвестиционный климат в РФ................................................................................................................................10
Глава 2. Иностранные инвестиции в экономике РФ............................................14
2.1 Необходимость привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику...................................................................................................................14
2.2. Динамика иностранных инвестиций в экономике РФ....................................17
Глава 3. Как улучшить инвестиционный климат в РФ..........................................26
3.1. Меры на ближайшую перспективу...................................................................26
3.2. Меры на среднесрочную и долгосрочную перспективу.................................31
3.3. Пути и меры по привлечению иностранных инвестиций в РФ................................................................................................................................35
Заключение.................................................................................................................38
Список литературы....................................................................................................40

Файлы: 1 файл

Инвестиционный климат.rtf

— 3.61 Мб (Скачать файл)
  1. Банки и финансовая система. В кратчайшие сроки нужно реализовать программу реструктуризации банковской системы:
  • банкротство несостоятельных коммерческих банков, недопущение их деятельности после отзыва лицензии;
  • создание благоприятных условий для увеличения присутствия в России иностранных банков;
  • повышение прозрачности банковской системы, совершенствование системы банковского надзора, предупреждения банкротств банков, стимулирование повышения квалификации банковских менеджеров, завершение введения новой системы бухгалтерского учета, базирующейся на международных принципах;
  • Центральный Банк должен впредь воздерживаться от выдачи лицензии банкам, возглавляемым бывшими управляющими неплатежеспособных банков (а также банкам, в которых крупный пакет принадлежит владельцам неплатежеспособных банков), до тех пор, пока эти банки не осуществят выплаты по долгам;
  • ускорить принятие закона о гарантиях вкладов граждан.
  1. Внешнеэкономическая и таможенная политика.
  • упростить порядок таможенного регулирования в отношении товаров, ввозимых на территорию России в режиме временного ввоза. Также необходимо упростить порядок, регламентирующий процедуру и количество согласований, лицензий и выдачи технических условий на реализацию инвестиционных проектов;
  • ускорить создание зоны свободной торговли со странами СНГ.
  1. Защита прав собственности.
  •          необходимо создать прецеденты пресечения действий мажоритарных инвесторов и менеджеров компаний по ущемлению прав собственности в отношении меньшинства акционеров, а также внести соответствующие изменения в закон «Об акционерных обществах», исключающие злоупотребления со стороны большинства инвесторов и совета директоров;
  •         законодательно расширить права меньшинства акционеров и аутсайдеров, особенно в вопросах доступа к информации, организации собраний акционеров и представительства в совете директоров;
  •         необходимо ввести дополнительные меры защиты добросовестных приобретателей ценных бумаг от действий органов власти. Недопустимо признавать ценные бумаги недействительными, если отчет об итогах выпуска данных бумаг прошел в установленном порядке регистрацию в соответствующем регистрирующем органе. Недопустимо налагать арест на ценные бумаги, приобретенные добросовестным приобретателем, даже если один из предыдущих переходов прав собственности произошел с нарушением законодательства, иначе за ошибки регистрирующих органов будут нести ответственность инвесторы;
  •          стимулировать создание компенсационных фондов профессиональными участниками рынка ценных бумаг и саморегулируемыми организациями, за счет средств которых компенсировались бы потери инвесторов, возникшие по вине инфраструктурных институтов;
  •          срочно доработать правовые основы мероприятий, связанных с банкротством предприятий;
  •         ужесточить уголовную и административную ответственность за действия (или бездействия), приводящие к нарушению интересов инвесторов, в первую очередь прямых иностранных инвесторов. Практика показывает, что во многих случаях неотвратимость - более действенная угроза, чем степень тяжести возможного наказания;
  •         уделить особое внимание защите прав интеллектуальной собственности. Требуется не только защищать зарегистрированные торговые марки, выданные патенты, осуществлять защиту от подделки продукции, но и ввести преследование за подражание названию, цвету, дизайну, как это предусмотрено законодательством. Требуется повысить эффективность деятельности правоохранительных органов в этой сфере.
  1. Свобода входа на рынок.

     Необходимо упростить процедуры по организации бизнеса.  
В настоящий момент требуются резолюция 20-30 автономных и дислоцированных в разных местах инстанций и от 50 до 90 разрешительных документов. Надо создать технологию, базирующуюся на принципе «одного окна», когда предпринимателю достаточно обратиться в одну инстанцию и за относительно короткий отрезок времени, исчисляемый несколькими днями, получить разрешение или четко аргументированный отказ. Одновременно требуется создание независимого института для апелляций. Конечно, для внедрения подобной процедуры потребуется изменение местных законодательных актов. Барьеры входа на рынок должны быть прозрачны, предприниматель должен точно представлять, сколько ему потребуется инвестировать для того, чтобы открыть дело. В частности, требуется принятие закона о регистрации юридических лиц.

   6.  Борьба с коррупцией.

     В условиях России наиболее эффектным путем сокращения масштабов коррупции является дальнейшая либерализация, ограничение возможностей вмешательства чиновников в хозяйственные процессы, сокращение сфер администрирования и регулирования. Там же, где они необходимы, должны быть разработаны предельно простые и прозрачные процедуры исполнения административных функций, а также контроля над их исполнителями. Необходимо последовательно устранять неопределенность и противоречивость в законодательстве, оставляющие возможности разных толкований и связанных с ними злоупотреблений.

     Основные направления этой работы в ближайшее время:

  • сокращение числа лицензируемых видов деятельности;
  •          перестройка системы государственных закупок на исключительно конкурсной основе;
  •          активное сотрудничество российских правоохранительных и судебных органов с органами других стран;
  •          анализ административного законодательства для выявления противоречий и потенциальных конфликтов интересов разных ведомств.

 Следует рассмотреть вопрос о законодательном введении запрета на профессии в отношении руководителей и сотрудников органов власти, уличенных в коррупции.

    7.  Бухгалтерский учет.

    Надо стремиться говорить с миром на понятном языке. Для бизнеса - это язык финансовых стандартов, где уровень прозрачности, полноты и достоверности отчетности, а также оперативность ее предоставления влияют на степень доверия инвесторов. Необходимо принимать срочные меры как в плане повышения качества работы над российскими стандартами учета, так и в плане организации контроля над процессом разработки и принятия стандартов. В этой связи необходимо:

  • пересмотреть состав и полномочия Межведомственной комиссии по реформе бухгалтерского учета и финансовой отчетности (далее - Комиссия);
  •            предложить Международному центру по реформе системы бухгалтерского учета провести срочную экспертизу принятых нормативных документов с целью выявления несоответствия данных документов международным стандартам;
  •           поручить Комиссии пересмотреть уже принятые положения по бухгалтерскому учету в соответствии с результатами их экспертизы. Обязать Комиссию рассматривать подготовленные проекты положений бухгалтерского учета только при наличии соответствующих положительных заключений международных экспертов;
  •           повысить роль института профессиональных бухгалтеров.

3.2. Меры на среднесрочную и долгосрочную перспективу 

    Здесь речь идет о мерах и направлениях работы, которые предстоит конкретизировать в будущем.

    1. Структурные реформы.

     Неэффективные предприятия не должны поддерживаться государством и местными властями ни прямо, ни косвенно. Должно сокращаться перекрестное субсидирование. Напротив, предпочтение должно оказываться сильным, более эффективным компаниям, чтобы ускорить процесс обновления экономики.

     По сути, важнейшими составляющими структурных реформ являются:

  • защита прав собственности;
  •           укрепление корпоративного управления;
  •           усиление дисциплины исполнения контрактов;
  •           развитие банковской системы и институтов финансового рынка;
  •           реформирование естественных монополий;
  •           проведение земельной реформы.

     Дальнейшие структурные реформы потребуют существенного совершенствования законодательного обеспечения. На сегодняшний день законопослушное поведение для инвестора нерационально, поэтому, несмотря на очевидные достижения, законодательство следует менять. В части регулирования инвестиционной деятельности такое совершенствование требуется провести по двум основным направлениям.

     Первое. Следует устранить противоречивость и дублирование трех основных законов - «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации», «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», «Об осуществлении инвестиций в форме капитальных вложений», регламентирующих инвестиции, для чего, может быть, следует принять единый закон об инвестициях. Также следует устранить противоречия между законодательными актами, регламентирующими различные аспекты хозяйственной деятельности. В частности, необходимо гармонизировать положения федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» и положения Налогового кодекса.

     Второе. Необходимо содействовать развитию различных форм организаций производителей (ассоциаций, союзов), вырабатывающих стандарты и правила корпоративного поведения. Требуется разработка законодательства, полностью регулирующего создание и деятельность холдинговых компаний. Необходимо привести в соответствие с мировыми стандартами систему налогообложения внутри холдингов. Необходимо создать полноценную инвестиционную инфраструктуру, прежде всего распределительную и накопительную системы: банки, страховые компании, паевые и пенсионные фонды, фондовый рынок и т.д. Инвесторам необходимо дать возможность управлять рисками, для чего требуется предоставить им адекватные финансовые инструменты. Следует стимулировать развитие фьючерсных и опционных рынков, на которых инвесторы могли бы хеджировать рыночные риски.

  1. Укрепление институтов государственной власти.

    Важнейшее направление перспективных действий по улучшению инвестиционного климата - преодоление слабости государства. Тут необходимы следующие меры:

  •           осуществление судебной реформы с целью обеспечения независимости судов, увеличения эффективности и пропускной способности                                судебной системы; укрепление федерализма путем более четкого разграничения прав и ответственности между федеральным центром и регионами, обеспечения исполнения федеральных законов;
  •          необходимо произвести разделение государственного аппарата по  функциональному принципу: структуры, занимающиеся производством благ (оказанием услуг), должны быть отделены от регулятивных органов, а политические подразделения - от технологических. Во всех естественных монополиях должны быть выделены в независимые компании те технологические сегменты, которые позволяют организовать конкурентную среду, и те хозяйственные подразделения, которые не связаны непосредственно с производством. Производство услуг, для которых участие государства не является обязательным фактором, должно передаваться в частный сектор, где производитель определяется на открытом конкурсе;
  •          Правительство должно демонстрировать готовность решать проблемы, наиболее привлекающие внимание инвесторов: защиту прав собственности (в том числе и интеллектуальной), выполнение контрактных обязательств. Следует рассмотреть вопрос о создании правовых основ для введения федерального (президентского) правления на территории тех субъектов Федерации, которые противодействуют исполнению федеральных законов, вводят в действие местные законы, противоречащие российскому законодательству, осуществляют другие действия, ставящие под угрозу целостность Российской Федерации.
  1. Среди мероприятий, направленных на борьбу с коррупцией,

в среднесрочной перспективе следует выделить следующие:

  •         формирование межведомственной антикоррупционной структуры;
  •         разработка антикоррупционных программ на муниципальном и региональном уровнях, объединяя их в федеральную программу;
  •          взаимодействие с предпринимательским сообществом России, профессиональными организациями и международными антикоррупционными структурами и разработка акций при их участии;
  •         подписание международных антикоррупционных конвенций;
  •          принятие закона об основаниях и условиях передачи чиновниками в трастовое управление принадлежащей им собственности и другие мероприятия.
    1. Финансы и государственный долг.

            Долгосрочная бюджетная политика должна строиться исходя из того, что для достижения высоких темпов развития экономики государственные расходы (расходы расширенного правительства) не должны превышать 25-30% ВВП. При этом будет возможность снижать налоговое бремя, стимулировать частные сбережения и инвестиции. Прежде всего, необходимо достигнуть всеобъемлющего урегулирования государственного долга. Требуется срочное создание современной системы управления государственным долгом, которая учитывала бы временную структуру обязательств, возможные источники их покрытия, способность экономики обслуживать долг, текущую конъюнктуру рынка, а также оптимизацию соотношения между внутренним и внешним долгом. Необходима законодательная конкретизация правовых норм, регламентирующих заимствования государства. Требуется установить более жесткие и конкретные, чем в Бюджетном кодексе и законах о бюджете, ограничения по заимствованиям государством, в том числе:

  •          по объему эмиссии государственных ценных бумаг и выпуску иных обязательств;
  •          по объему выдаваемых государственных гарантий;
  •          по доходности государственных ценных бумаг;
  •          по объему выдаваемых за счет средств бюджетов всех уровней государственных гарантий.

    Одновременно следует повысить уровень обеспечения государственных ценных бумаг, снизив тем самым риск инвестиций. В этом направлении, во-первых, необходимо осуществить переход функций эмитента государственных ценных бумаг от Министерства финансов РФ к Казначейству, ценные бумаги которого были бы обеспечены конкретным имуществом Казначейства; во-вторых, необходимо создать четкую и эффективную систему обращения взысканий на государственное имущество в случае неисполнения государством своих обязательств по займам. 

Информация о работе Инвестиционный климат в России