Инвестиционный климат. Понятие, порядок оценки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 22:07, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование инвестиционного климата в России и методов его улучшения.

Содержание работы

ОГЛАВЛЕНИЕ: 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ И ЕГО РЕГУЛИРОВАНИЕ 5
1.1. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ И ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА 5
1.2. ФИНАНСОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ 8
1.3. ДИНАМИКА ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ 12
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЙСТВУЮЩЕГО МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16
2.1. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16
2.2. АНАЛИЗ МЕТОДОВ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РАЗЛИЧНЫХ РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 19
ТАБЛИЦА 4 20
-МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 20
-ПРЯМЫЕ МЕТОДЫ 20
ТАБЛИЦА 5 23
СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЯДА РЕГИОНАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ ОБ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 23
3. ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 35

Файлы: 1 файл

Инвестиционный климат. Понятие, порядок оценки..doc

— 221.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Оглавление:

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Инвестиции играют важнейшую  роль в поддержании и наращивании  экономического потенциала страны. Это, в свою очередь, благоприятно сказывается  на деятельности предприятий, ведет к увеличению валового национального продукта, повышает активность страны на внешнем рынке.

Следует отметить, что  современная российская деловая  среда не является благоприятной  для привлечения инвестиций в  реальную экономику. Инвестиционные ресурсы распределяются между регионами крайне неравномерно, в основном концентрируясь в крупных мегаполисах и богатых природными ресурсами регионах. Остальные регионы и большая часть перерабатывающих отраслей России не имеют возможности использовать инвестиционный потенциал.

 Именно инвестиционной деятельности отводится ключевое место в процессе проведения крупномасштабных политических, экономических и социальных преобразований, направленных на создание благоприятных условий для устойчивого экономического роста. С позиции сущности реформирования экономики проблема повышения инвестиционной активности и улучшения инвестиционного климата является одной из узловых.

 В экономике рыночного типа, к которой в настоящее время относят и Россию, хозяйствующие субъекты сами принимают решения об осуществлении инвестиций. При этом экономические агенты финансируют капиталовложения либо самостоятельно, либо за счет заимствования средств на финансовых рынках на конкурентной основе. Главными критериями необходимости инвестиций являются рост эффективности производства и максимизация прибыли. К тому же технологические изменения в состоянии базовых отраслей требуют больших капиталовложений.

В инвестиционной сфере  России существует свой переходный период, характеризующийся определенными особенностями, к числу которых относятся:

ü снижение доли и объема государственных инвестиций;

ü формирование новой системы инвестиционных стимулов, в которой решающую роль играет ориентация на получение прибыли. Возрастает роль критериев принятия инвестиционных решений на основе анализа издержек и доходов;

ü в экономике наблюдается возрастание доли производства потребительских товаров при одновременном сокращении выпуска товаров производственного назначения;

ü возникают новые, в первую очередь негосударственные, источники финансирования.

В России, несмотря на периодическое  оживление инвестиционного процесса, начиная с начала девяностых годов  ХХ века, продолжается «инвестиционный  голод». Опыт реформирования отечественной  экономики показал, что основным источником инвестиций являлись и продолжают оставаться собственные средства предприятий. За годы реформ не стали достаточно надежными и стабильными ресурсами ни кредиты коммерческих банков, ни бюджетные средства, ни портфельные инвестиции, ни средства населения. Поэтому при фактически огромном дефиците внутренних средств, стремительном старении промышленно-производственного потенциала страны, необходимости обеспечения технологического перевооружения промышленных отраслей национальная экономика испытывает значительные потребности в инвестициях.

Целью курсовой работы является исследование инвестиционного климата  в России и методов его улучшения.

1. инвестиционный климат и его  регулирование

1.1. Инвестиционный климат и инвестиционная  политика государства

Главной задачей государственной  инвестиционной политики является формирование благоприятной среды, способствующей привлечению и повышению эффективности  использования инвестиционных ресурсов в развитии экономики и социальной среды.

Инвестиционная политика должна быть ориентирована на:

- определение целесообразных  для каждого периода времени  объемов инвестиций и их структуры:  отраслевой, воспроизводственной, технологической,  территориальной и по формам  собственности;

- выбор приоритетов;

- повышение эффективности инвестиций.

Цель инвестиционной политики государства заключается  в:

- обеспечении структурной перестройки экономики;

- стимулировании предпринимательства и частных инвестиций;

- создании дополнительных рабочих мест;

- привлечении инвестиционных ресурсов из различных источников, включая иностранные инвестиции;

- стимулировании создания негосударственных структур, для аккумулирования денежных сбережений населения на инвестиционные цели;

- создании правовых условий и гарантий для развития ипотечного кредитования;

- развитии лизинга в инвестиционной деятельности;

- поддержке малого и среднего предпринимательства;

- совершенствовании системы льгот и санкций при осуществлении инвестиционного процесса;

- создании условий для становления и развития венчурного инвестирования.

 Следует отметить, что государственное регулирование инвестиций и инвестиционная политика - не однозначные термины. Во-первых, инвестиционная политика может иметь направленность невмешательства, тогда как понятие «государственное регулирование инвестиционной деятельности» говорит само за себя; во-вторых, государственное регулирование инвестиционной деятельности содержит инструменты, не относящиеся непосредственно к инвестиционной политике.

Государство регулирует инвестиционную активность посредством законодательства, через государственное планирование, программирование, через государственные инвестиции, субсидии, льготы, кредитование, осуществление социальных и экономических программ. Для государственного регулирования особенно важно найти оптимальное сочетание рыночной свободы и государственного регулирования.

Содержание государственного регулирования инвестиционной деятельности определяется целями, стоящими перед  государственными органами, а также  средствами и инструментами, которыми располагает государство при проведении инвестиционной политики.

Государственное регулирование  инвестиционной деятельности представляет собой совокупность государственных  подходов и решений, закрепленных законодательством, организационно-правовых форм, в рамках которых инвестор осуществляет свою деятельность. Регулирование выражается в прямом управлении государственными инвестициями: системе налогов с дифференцированием налоговых ставок и налоговых льгот, финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, бюджетных ссуд, льготных кредитов, в финансовой и кредитной политике, ценообразовании, выпуске в обращение ценных бумаг, амортизационной политике.

До недавнего времени  политика в области инвестиций была прерогативой федерального центра, принимающего решения о «горизонтальном» и «вертикальном» перераспределении инвестиций. Инвестиционные кризисы доказали неэффективность такой системы, и регулирование инвестиционной деятельности постепенно смещается на региональный уровень, на котором лучше видны текущие задачи развития, возможные к применению методы стимулирования.

Меры стимулирования иностранных инвестиций:

а) понижение налоговых  ставок;

б) предоставление налогового кредита;

в) предоставление финансовых и имущественных поручительств (гарантий) администрации регионов;

г) оказание финансовой поддержки  за счет средств бюджета региона  для реализации целевых инвестиционных программ с участием иностранных  инвестиций;

д) оказание содействия инвесторам в получении таможенных льгот;

е) другие мероприятия, направленные на оказание поддержки деятельности иностранных инвесторов.

К основным принципам  инвестиционной политики государства  на современном этапе можно отнести:

- снижение реальных  процентных ставок до уровня, соответствующего эффективности  инвестиций в реальный сектор  экономики на основе обеспечения сбалансированного бюджета и дальнейшего снижения инфляции;

- проведение налоговой  реформы, предполагающей рассмотрение  инвестиционных возможностей субъектов  рынка на основе упорядочения, упрощения и структурной перестройки  существующей налоговой системы, а также совершенствования амортизационной политики;

- осуществления процесса  реформирования предприятий с  целью повышения их инвестиционной  привлекательности;

- формирование организационно-правовых  предпосылок снижения инвестиционных рисков с целью стимулирования сбережений населения, прямых инвестиций внутренних и внешних инвесторов;

- повышение эффективности  использования бюджетных инвестиционных  ресурсов на основе их конкурсного  размещения, смешанного государственно-коммерческого финансирования приоритетных инвестиционных проектов, представления государственных гарантий по частным инвестициям и усиления государственного контроля за целевым использованием бюджетных средств.1

В условиях глобализации экономики и интернационализации инвестиций еще одним важным принципом инвестиционной политики государства является создание условий для совершенствования корпоративных отношений, приведения уровня корпоративного управления в отечественных компаниях к международным стандартам.

Не меньшее значение на современном этапе развития российской экономики приобрела региональная инвестиционная политика.

Инвестиционная политика и страны, и региона зависит  от того, каким образом протекает  инвестиционный процесс, то есть многосторонняя деятельность участников воспроизводственного процесса по наращиванию ВВП и ВРП. В результате инвестиционной деятельности многообразных участников осуществляются практические действия по реализации всевозможных видов инвестиций: реальных и финансовых; долгосрочных и краткосрочных; государственных, частных и иностранных.

В инвестиционной деятельности государство выступает в нескольких лицах:

- организатора инвестиционно-финансового  рынка;

- участника инвестиционно-финансового  рынка;

- менеджера инвестиционных  процессов.

1.2. Финансовые проблемы привлечения  иностранных инвестиций

 

Среди проблем, тормозящих развитие инвестиционной деятельности в России, часто называется отсутствие "длинных денег". Действительно, банки имеют в привлекаемых ресурсах (пассивах), преимущественно "короткие" средства, что затрудняет их последующее размещение на более длинные сроки.

Очевидно, что используя  только внутрибанковские рычаги (процентные ставки, нормы резервирования и т. д.) и опираясь на внутренние возможности  банковского сектора, решить задачу формирования инвестиционных ресурсов, адекватных целям подъема экономики, возможно лишь отчасти.

В ведущих странах  основа подобных ресурсов формируется  национальными денежными властями.

Как показывают балансы  Банка Японии и ФРС США, в их портфелях госбумаг большая часть приходится на "длинные" инструменты. Так, в Банке Японии казначейские бумаги со сроком погашения свыше 5 лет составляют более 40 трлн. иен, т. е. 60% его общего портфеля госбумаг. В ФРС на такие бумаги приходится более 130 млрд. долл., или свыше 20% его госпортфеля, при том, что еще более 170 млрд. долл. (30% госпортфеля) приходится на инструменты со сроками от 1 до 5 лет.

С учетом той роли, которую  играют бюджетные инструменты в  формировании всей денежной базы доллара  и иены, можно заключить, что такие "длинные" госбумаги более чем на 40% (по доллару) и более чем на 50% (по иене) формируют всю денежную базу указанных валют. Другими словами, около половины всех иен и долларов, имеющихся в мире, в момент своего возникновения были эмитированы на основе долгосрочных бюджетных инструментов, которые и заложены в основу денежной базы.

Таким образом, экономика  изначально получает существенный инвестиционный потенциал, который мультиплицируется  по мере подключения к работе с  длинными проектами частного сектора (субподрядчиков и т. д.).

При этом именно денежные власти закладывают основы "длинных" финансовых ресурсов в экономике.

Итак, сама базовая структура  формируемых ресурсов позволяет  на ее основе развивать инвестиционную деятельность. Помимо этого, частный сектор имеет целый ряд дополнительных возможностей. Речь идет о сбережениях населения, средствах пенсионных фондов, чьи ресурсы также носят долгосрочный характер, и т. д., развитой системе гарантий, в том числе - при участии государства.

Кроме того, центральные  банки активно используют стимулирующую  роль ряда рычагов (ставки рефинансирования, нормы резервирования), способствующих "удлинению" ресурсов и делающих их более доступными.

Активное участие центральных  банков многих стран в проведении экономической политики в целом оправдано, поскольку в их руках сосредоточены мощные экономические рычаги. Именно поэтому эти страны законодательно возлагают на свои центральные банки не только задачи финансового характера (стабильность цен, национальной валюты и т. д.), но и формируют более широкие цели: обеспечение экономического роста, высокого уровня занятости (ФРС США), решение задач, направленных на достижение государственных целей (Банк Японии), помощь в координации в сфере занятости (Европейский центральный банк - ЕЦБ). Даже в тех случаях, когда речь идет о стабильности цен, эта стабильность часто понимается не как конечная цель, а как необходимая предпосылка экономического роста (ЕЦБ).

Информация о работе Инвестиционный климат. Понятие, порядок оценки