Инвестиционная структура общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 18:46, доклад

Описание работы

Институциональная структуру общества можно представить в виде матрицы, ячейки (институты, статусы) которые заполняются конкретными людьми из определенных социальных групп и общностей. Таким образом, происходит «наложение» социального состава общества на институциональную структуру. При этом конкретные люди могут занимать и освобождать те или иные ячейки (статусы), а сама матрица (структура) обладает относительной устойчивостью. Например, Президент России в соответствии с Конституцией Р.Ф. переизбирается каждые четыре года, а статус президента и институт президентства остаются неизменными в течении многих лет; родители стареют и умерают, а их статусы занимают новые поколения.

Файлы: 1 файл

5 12 2012 соц.docx

— 469.47 Кб (Скачать файл)

Институциональная структуру общества - это совокупность взаимодействующих социальных институтов, обеспечивающих устойчивые формы организации и управления общества. Каждый институт (группа институтов) регулирует отношение в определенной сфере общества, например, политические институты (государство, партия и др.) регулируют отношения в политической сфере, экономические – в экономической

Институциональная структуру общества можно представить в виде матрицы, ячейки (институты, статусы) которые заполняются конкретными людьми из определенных социальных групп и общностей. Таким образом, происходит «наложение» социального состава общества на институциональную структуру. При этом конкретные люди могут занимать и освобождать те или иные ячейки (статусы), а сама матрица (структура) обладает относительной устойчивостью. Например, Президент России в соответствии с Конституцией Р.Ф. переизбирается каждые четыре года, а статус президента и институт президентства остаются неизменными в течении многих лет; родители стареют и умерают, а их статусы занимают новые поколения.

Для того чтобы возник и  развился такой структурный элемент  общества, как социальный институт, нужны особые условия:

1) в обществе должна  возникнуть и распространиться  некая потребность, которая, будучи  осознанной многими членами общества (как общесоциальная, или социумная), становится главной предпосылкой становления нового института;

2) должны быть в наличии  операциональные средства удовлетворения этой потребности, т.е. сложившаяся система необходимых для общества функций, действий, операций, частных целей, реализующих новую потребность;

3) чтобы институт мог  реально выполнять свою миссию, он наделяется необходимыми ресурсами  (материальными, финансовыми, трудовыми,  организационными), которые общество  должно стабильно пополнять;

4) для обеспечения самовоспроизводства института необходима и особая культурная среда, т.е. должна сформироваться присущая только ему субкультура (особая система знаков, действий, правил поведения, которые отличают людей, принадлежащих этому институту).

 

Р. Мертон, например, различал явные и латентные функции  социальных институтов, которые представляют собой не только характеристики социальной структуры общества, но и индикаторы его общей стабильности.

  • Явные функции социальных институтов записаны в уставах, формально заявлены, приняты сообществом причастных людей, декларированы. Поскольку явные функции всегда оглашены и в каждом обществе этому сопутствует довольно строгая традиция или процедура (от помазания на царство или президентской клятвы до конституционных записей и принятия специальных сводов правил или законов: об образовании, здравоохранении, прокуратуре, социальном обеспечении и т.п.), они оказываются более формализованными и подконтрольными обществу.

 

 

  • Латентные функции институтов – те, которые осуществляются на самом деле. Иногда они вполне тождественны заявочным функциям, но обычно между формальной и реальной деятельностью институтов существует расхождение, небольшие или же очень глубокие.

 

Институционализация – это  процесс, когда некая общественная потребность начинает осознаваться как общесоциальная, а не частная, и для ее реализации в обществе устанавливаются особые нормы поведения, готовятся кадры, выделяются ресурсы.

 

Известный социальный исследователь  Г. Ленски определил ряд ключевых социальных потребностей, которые порождают процессы институционализации:

1) потребность в коммуникации (язык, образование, связь, транспорт);

2) потребность в производстве  продуктов и услуг;

3) потребность в распределении  благ (и привилегий);

4) потребность в безопасности  граждан, защите их жизни и  благополучия;

5) потребность в поддержании  системы неравенства (размещении

 общественных групп  по позициям, статусам в зависимости  от разных критериев);

6) потребность в социальном  контроле за поведением членов общества (религия, мораль, право, пенитенциарная система).


 

Современное общество характеризуется  разрастанием и усложнением системы  институтов. С одной стороны, одна и та же базовая потребность может  порождать существование полдюжины  специальных институтов, с другой стороны, каждый институциональный  комплекс, например семья, реализует  целую гамму базовых потребностей: и в коммуникации, и в производстве услуг, и в распределении благ, в индивидуальной и коллективной защите, в поддержании порядка  и контроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формы взаимодействия:

    1. кооперация – сотрудничество индивидов ради решения общей задачи;
    2. конкуренция – борьба за обладание дефицитными ценностями;
    3. конфликт – столкновение конкурирующих сторон.

 

  Межличностные взаимодействия — это определенная система поступков, при помощи которых субъекты отношений стараются изменить установки или поведение других лиц. Межличностные взаимодействия в большей степени, чем групповые и особенно социетальные, опосредованы психофизиологическими факторами. Это связано с фактом непосредственного общения субъектов и характером их социального поведения.

 

При анализе социальных взаимодействий можно выделить три уровня.

   Межличностные взаимодействия  могут быть представлены взаимодействием  между двумя индивидами (диада  или пара); между тремя индивидами (триада); между одним индивидом  и многими (например, актер —  зрители); между многими и многими  индивидами (покупатели — продавцы)

   При взаимодействиях  на межличностном уровне значительную  роль играют факторы, связанные  с установками и ориентациями  субъектов взаимодействий. Последние предопределяют и характер взаимодействий. А так как формирование установок и ценностных ориентации связано с процессами социализации индивидов, усвоения ими социального опыта, то можно утверждать, что социальное взаимодействие двух индивидов может рассматриваться как социальное явление и с методологической точки зрения, так как оно доступно наблюдению, и с точки зрения структурной роли в общественной жизнедеятельности людей, которая представляет собой систему взаимодействий различного характера и различного уровня. На межличностном уровне взаимодействий можно выделить ряд элементов наблюдения: субъекты взаимодействия (индивиды), их действия по отношению друг к другу (акты взаимодействия), символы ("проводники") действий, результаты взаимодействий. Каждый из этих элементов может быть классифицирован и проанализирован в качестве функционального элемента социальной системы. Например, субъектов взаимодействия мы можем проанализировать с точки зрения демографической структуры, образовательно-профессиональной, ценностно-ориентационной и т.д. В структуре взаимодействий субъектов коммуникаций можно наблюдать формальные и неформальные отношения, а следовательно, регламентированность или нерегламентированность социального поведения.

 

Социальный процесс — это социально значимые изменения в обществе, вызванные стремлением различных групп влиять на сложившиеся в социуме условия с целью удовлетворения определенного интереса.

Социальные процессы могут  совершаться в 3 возможных формах, а именно:

  • субъектной, выражающейся в последовательных действиях участников социальных отношений;
  • объектной, выражающейся в последовательном изменении состояния социального явления;
  • технологической, выражающейся в соблюдении, осуществлении определенной техники.

 

Социологи Э.Берджес и Р.Парк создали одну из классификаций основных социальных процессов. В частности ими были выделены процессы кооперации, приспособления, конкуренции, ассимиляции, конфликта, амальгамизации.

  • Процесс кооперации может происходить между двумя людьми, а также в малых и больших группах. Его основу составляют согласованные действия людей, направленные на достижение общих целей;
  • Процесс приспособления, при котором индивид подстраивается под новые условия, принимает ценности и культурные нормы новой среды, так как старая не удовлетворяет имеющихся потребностей. Обязательным условием процесса приспособления является подчинение;
  • Процесс конкуренции означает борьбу между людьми, их группами или обществами за получение определенных ценностей власти, денег, любви и т.д.). Конкуренция стимулирует деятельность людей, позволяя достигать высоких результатов;
  • Конфликт означает столкновение интересов людей, различных групп и обществ. Одним из наиболее негативных примеров конфликта является война, когда в целях приобретения каких-либо ценностей происходит столкновение интересов, приводящее к гибели людей.
  • Процесс ассимиляции, то есть взаимного культурного проникновения, при котором разные группы или общества приходят к общей культуре.
  • Процесс амальгамизации, то есть биологическое смешение этнических групп и народов, после которого они становятся одним целым.

 

Социальные процессы и  их виды

 

1) Однонаправленные (однолинейные) процессы. В своем развитии они  проходят один и тот же путь  или определенную (схожую) последовательность  стадий. Примером может послужить  цивилизационный подход к развитию  государства, где выделяются рабовладельческий,  феодальный и капиталистический  типы государства, которые последовательно  сменяли друг друга;

 

2) Мультилинейные социальные процессы предполагают наличие нескольких альтернативных путей развития;

 

3) Нелинейные процессы, когда  происходят прорывы или скачки  после продолжительного периода  роста. Примером здесь может  послужить формационный подход  к развитию общества. Переход  к новой формации происходил  в результате качественного скачка  в развитии экономики, который  приводит к радикальной трансформации  государства;

 

4) Ненаправленные процессы, которые возникают хаотично и  имеют случайный характер;

 

5) Волнообразные социальные  процессы, которые повторяются или  схожи с предыдущими моделями;

 

6) Цикличные процессы  происходят (повторяются) через определенные  промежутки времени;

 

7) Спиралевидные процессы  – сходны между собой, однако  различаются по уровню сложности.  При этом цикл может быть  прогрессивным и регрессивным;

 

8) Случайные социальные  процессы – отдельно взятые  частные случаи, когда изменения  происходят не по определенному  известному образцу;

 

9) Стагнация – в течение  некоторого времени в состоянии  системы не происходит каких-либо  изменений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Типология обществ

 

 В социологии существует  множество типологий в зависимости  от критерия типологизации.

1. Согласно первой типологии все общества делятся на простые и сложные. Критерием типологизации служат особенности социальной структуры общества – число уровней управления и степень социального расслоения.

 

==  Простые  общества характеризуют относительно небольшие размеры объединений, низкий уровень разделения труда, развития техники, приоритет кровно-родственных связей, полное социальное, экономическое и политическое равенство.

    • Социальное равенство означает отсутствие классов, социальных слоев и сословий, деление общества на богатых и бедных.
    • Экономическое равенство означает одинаковое отношение к средствам производства (орудиям труда и земле) и продукту (пище). Все находится в коллективной собственности рода, племени.
    • Политическое равенство означает отсутствие деления на управляющих и управляемых, господствующих и подчиненных.

 

== Сложные  общества – это многочисленные социальные образования, включающие в свой состав от сотен тысяч до сотен миллионов человек. В сложных обществах личные, кровно-родственные отношения заменяются безличностными, неродственными.

 

2. Если в качестве главного признака выбирается наличие письменности, то общества делят на дописьменные и письменные. Хотя письменность возникла около 10 тысяч лет назад, до сих пор некоторые племена не знакомы с ней. Изобретение письменности свидетельствует о достижении народом высокого уровня культуры. Не знающие письменности народы называют дикими, отсталыми, нецивилизованными.

 

3. Третья типология построена на выделении различных форм хозяйственной деятельности, основанных на способе добывания средств существования.

Самый древний способ охота  и собирательство. Общество, жизнедеятельность  которого построена на охоте и  собирательстве, является самым древним  обществом. Поскольку в исторических истоках оно уходит в период первобытного стада, его называют еще протообществом.

 Более высокая стадия  хозяйственной деятельности скотоводство (пастушество) и огородничество. Скотоводство выросло из охоты  на основе приручения (одомашнивания) диких животных. Огородничество выросло из собирательства на основе выращивания продуктов на небольших участках земли.

 На смену аграрному обществу пришло индустриальное общество, основная форма хозяйственной деятельности которого базируется на машинной технике. (постоянное внедрение достижений науки и техники в производство, открытие новых источников энергии, позволяющих машине выполнят ту работу, которую прежде выполняли люди или тяглые животные. Появление технологических машин, использование сил природ в промышленности сопровождается стандартизацией деталей и узлов различных механизмов, что сделало возможным массовое производство. Изготовление стандартных компонентов технически устройств и сборка из них различных изделий резко повысили производительность труда и выдвинули промышленное производство на первый план в хозяйственной деятельности общества.)

 

4. Четвертая типология строится на разделении общества на традиционное и современное в соответствии с особенностями господствующих в них общественных связей и взаимодействий.

В соответствии е этой типологией традиционное общество характеризуется:

1) естественным разделением  и специализацией труда (преимущественно  по половозрастному признаку);

2) персонализацией межличностного  общения (непосредственно индивидов,  а не должностных лиц);

Информация о работе Инвестиционная структура общества