Инвестиционная привлекательность регионов и отраслей России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 17:55, курсовая работа

Описание работы

В долгосрочной перспективе региональные инвестиционные программы должны способствовать снижению социально-экономической дифференциации регионов, должны быть ориентированы на самостоятельное развитие регионов. Все это возможно лишь с помощью комплексной, системной оценки состояния региона и выявление его слабых сторон.
Целью настоящей работы является анализ современного состояния дел в области разработки методик оценки инвестиционной привлекательности регионов, выявление существующих проблем и попытка определения путей их преодоления.

Содержание работы

Введение……………...…………………………………………..……….... стр. 2

Глава 1. Инвестиции, их место в экономической системе. Теоретические аспекты оценки инвестиционной привлекательности
регионов …………………………………………………………………..…стр. 3
1.1 Инвестиции: трактовка понятий инвестиций и инвестиционной деятельности. Виды инвестиций. Роль инвестиций в развитии
экономики……....................................................................................... стр. 3
1.2 Понятия инвестиционной привлекательности отраслей и регионов. Этапы определения инвестиционной привлекательности …………….. стр. 6
1.3 Регион как объект приоритетного инвестирования ………… стр. 9
1.4 Сущность и составляющие инвестиционной привлекательности регионов …………………………………………………………………….стр. 10
1.5 Методологические подходы к оценке инвестиционной привлекательности регионов ……………………………………………...стр. 15
1.5.1 Обоснование необходимости системного подхода к оценке инвестиционной привлекательности регионов …….……………….стр. 15
1.5.2 Критерии и факторы оценки инвестиционной привлекательности регионов ……….………………………..……….стр. 17
1.5.3 Анализ современных методик оценки инвестиционной привлекательности регионов………………………………………….стр. 23
Глава 2. Основные подходы к повышению инвестиционной привлекательности регионов………………………………………...….стр. 27

2.1 Зарубежный опыт повышения инвестиционной привлекательности и возможности его применения в РФ…………………………………...…стр. 27
2.2 Обзор современного российского опыта повышения инвестиционной привлекательности субъектов РФ………….…………..стр. 31
Заключение…………………………………….…………………………..стр. 36
Список используемой литературы……………………

Файлы: 1 файл

Инвестиционная привлекательность регионов и отраслей России.doc

— 576.00 Кб (Скачать файл)

Оценка привлекательности  проводится инвестором при определении  целесообразности осуществления капитальных  вложений в расширение и техническое  перевооружение действующих предприятий; выборе для альтернативных объектов приватизации; покупке акций отдельных компаний. Инвестиционно привлекательными считаются компании находящиеся в процессе роста, т.е. на первых четырех стадиях своего развития.

Определение стадий жизненного цикла предприятия осуществляется путем проведения динамического анализа. В этих целях за ряд последних лет анализируются следующие показатели:

 

-динамика объема  продукции

-динамика общей  суммы активов

-динамика суммы  собственного капитала

-динамика суммы  прибыли

 

По темпам изменения  этих показателей можно судить о стадии жизненного цикла компании. Наиболее высокие темпы прироста показателей за ряд лет характерны для стадии “юность” и ”ранняя зрелость”; стабилизация большинства перечисленных показателей, характерна для стадии “окончательная зрелость”, а снижение – для стадии “старение”.

Оценка инвестиционной привлекательности компании предполагает проведение обширного финансового анализа ее деятельности. Такой анализ позволяет оценить возможную доходность и сроки возврата инвестируемых средств, а также выявить наиболее значимые по финансовым последствиям инвестиционные риски.

1.3 Регион как объект приоритетного  инвестирования

 

В рамках настоящей  работы объектом инвестирования выступает  регион. Однако следует отметить, что  само по себе понятие региона в настоящее время толкуется неоднозначно.

Экономическая трактовка подразумевает под  регионом часть территории, где существует система связи между хозяйственными субъектами, подсистему всего социально-экономического комплекса страны, сложный территориально-экономический комплекс со своей структурой связи с внешней и внутренней средой.

Социально-политическая трактовка региона показывает регион в качестве социально-территориальной  общности, то есть совокупности социальных, экономических, политических факторов развития территории.

Для целей работы так же полезным будет и другое определение: регион - целостная система со своими структурой, функциями, связями с внешней средой, историей, культурой, условиями жизни населения. Эта система характеризуется высокой размерностью; большим количеством взаимосвязанных подсистем различных типов с локальными целями; многоконтурностью управления; иерархичностью структуры; значительном запаздыванием координирующих воздействий при высокой динамичности элементов; неполной определенностью состояний элементов. Однако очевидно, что сам регион как некая система не будет выступать объектом инвестирования. Объект должен быть более конкретным.

Таким образом, применительно к теме настоящего исследования в роли объекта инвестирования следует рассматривать какое-либо имущество, собственность, принадлежащая региону. Влияние на инвестиционную привлекательность региона, как объекта инвестирования, можно рассматривать в разрезе двух укрупненных факторов: внешних (федеральный уровень, государство в целом) и внутренних (локальных).

 

 

1.4 Сущность и составляющие  инвестиционной привлекательности  регионов

 

Инвестиционная привлекательность  является характеристикой, которая  может применяться и к региону (отрасли), и к конкретному инвестиционному объекту (предприятие, финансовый инструмент). Этот параметр отражает факт соответствия данного инвестиционного объекта конкретным целям определенного инвестора.

В международной практике обычно под  инвестиционной привлекательностью или  инвестиционным климатом объекта (территории, региона, организации) понимается лишь совокупность некоммерческих рисков `вхождения` инвестора в данный регион (некоммерческие риски непосредственно связаны с прямыми или косвенными действиями принимающего государства, которые причиняют ущерб иностранным инвесторам, осуществившим капиталовложения в экономику страны-реципиента. Такие действия принимающего государства могут заключаться в принятии нормативных правовых актов, ущемляющих имущественные интересы иностранных инвесторов, в осуществлении экономической политики или в проведении в жизнь определенных политических решений, таких как начало боевых действий или провоцирование гражданских беспорядков), или предприятие и осуществления им инвестиционного проекта. Инвестиционная привлекательность региона – это совокупность объективных экономических, социальных и природных признаков, средств, возможностей и ограничений, определяющих приток капитала в регион и оцениваемых инвестиционной активностью. В свою очередь инвестиционная активность региона может рассматриваться как интенсивность притока капитала. Интегральная инвестиционная привлекательность региона – это сводный уровень объективных социально-экономических, природно-географических и экологических показателей, характеризующих условия хозяйственного развития региона и оказывающие позитивное либо негативное влияние на формирование инвестиционной активности в нем.

Категория «инвестиционный потенциал» отражает степень возможности вложения средств в активы длительного пользования, включая вложения в ценные бумаги с целью получения прибыли или иных народнохозяйственных результатов. В целом, инвестиционный потенциал региона можно определить как совокупную возможность собственных и привлеченных в регион экономических ресурсов обеспечивать при наличии благоприятного инвестиционного климата инвестиционную деятельность в целях и масштабах, определенных экономической политикой региона.

Так, наиболее значимыми для оценки инвестиционного потенциала региона  являются следующие факторы:

    • ресурсно-сырьевой (средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов);
    • производственный (совокупный результат хозяйственной деятельности в регионе);
    • потребительский (совокупная покупательная способность населения региона);
    • инфраструктурный (экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обустроенность);
    • интеллектуальный (образовательный уровень населения);
    • институциональный (степень развития ведущих институтов рыночной экономики);
    • инновационный (уровень внедрения достижений научно-технического прогресса в регионе).

Отметим, что инвестиционный потенциал является одним из возможных критериев классификации регионов. В частности, на рисунке 1 приведена классификация рейтингового агентство «Эксперт».

Рис. 1 Типология Российских регионов

Г. Марченко и О. Мачульская отмечают следующее: «Первые три типа, - регионы - «локомотивы», «опорные регионы» и  «полюса роста» объединяет наличие  высокого инвестиционного потенциала и значительных внутренних ресурсов развития, позволяющих им достаточно устойчиво развиваться без существенной поддержки федерального центра.

Регионы – «точки роста» - небольшие  по численности населения и экономической  мощи, отличающиеся низким инвестиционным риском. В отличие от «полюсов роста» эти регионы имеют ограниченные перспективы экономического роста и уже через 10-15 лет достигают своего «потолка», когда даже высокая инвестиционная привлекательность не в состоянии «притянуть» дополнительные инвестиции вследствие ограниченности трудовых, территориальных, водных и других ресурсов.

К «проблемным» относятся регионы, обладающие не до конца использованными  ресурсами роста вследствие худшего  инвестиционного климата и недостатка инвестиций. При повышении инвестиционной привлекательности наиболее крупные из них могут стать «полюсами», а небольшие – «точками» роста.

Наиболее многочисленную группу составляют регионы «с неопределившимися перспективами», судьба которых зависит от профессионализма управления региональных властей».

Вторая составляющая инвестиционной привлекательности региона – инвестиционный риск. Его уровень отражает вероятность потери инвестиций и дохода от них. В том или ином регионе этот риск определяется общеэкономическими (тенденции в экономическом развитии региона), финансово-валютными (степень сбалансированности регионального бюджета и финансов предприятий), политическими (распределение политических симпатий населения по результатам последних парламентских выборов, легитимность местной власти), законодательными, социальными (уровень социальной напряженности), экологическими, криминальными и другими факторами. Финансовые риски в регионе принято характеризовать как общим балансом задолженностей между регионом и Федеральным центром, так и внутренней взаимной задолженностью предприятий региона. Основное внимание при анализе финансовых рисков в регионе должно уделяться таким факторам как:

  • финансовый статус региона в Федеральном бюджете (донор, реципиент);
  • валовой региональный продукт;
  • наличие финансовых гарантий инвесторам и прочие факторы.

Экономический риск региона определяется, прежде всего, структурой экономики региона, при анализе экономического риска региона можно использовать такие факторы как:

  • удельный вес убыточных предприятий;
  • индекс роста стоимости потребительской корзины;
  • доля региона в валовом национальном продукте и другие.

Социальный риск региона определяет возможность создания и развития производств с привлечением новой  рабочей силы. В этой связи для  оценки социального риска принято  использовать следующие факторы:

  • наличие жилья и социальной инфраструктуры;
  • уровень доходов населения;
  • состояние рынка труда в регионе;
  • состояние здоровья и уровень медицинского обслуживания в регионе;
  • демографическая и экологическая ситуация и другие.

Криминогенный риск предназначен для  оценки степени зависимости успешности инвестиционной деятельности от уровня преступности, коррупции. При оценке криминогенного риска появляется возможность оценить безопасность инвестиций.

Также для инвесторов большое значение имеет политический риск, поскольку  от таких факторов как уровень сепаратизма, соотношение и поведение основных правящих группировок во многом зависит успешность и прибыльность инвестиционной деятельности. Политический риск неразрывно связан с правовым риском, ведь от того насколько полна законодательная база в регионе, а также формы государственной защиты инвестиций зависит привлекательность региона как объекта инвестиций.

Таким образом, уровень инвестиционной привлекательности региона в  целом определяется соотношением инвестиционного  риска и инвестиционного потенциала, насколько, исходя из существующего положения и перспектив будущего развития региона, риски, связанные с инвестированием в данный регион, компенсируются доходами, которые на эти инвестиции можно получить.

 

1.5  Методологические подходы к оценке инвестиционной привлекательности регионов

1.5.1 Обоснование  необходимости системного подхода  к оценке инвестиционной привлекательности  регионов

 

 

Регион - сложная система, состоящая  из элементов (подсистем), каждая из которых  имеет свои характеристики, влияющие на заинтересованность инвестора в осуществлении инвестиционных вложений, что определяет необходимость разработки единого системного подхода к оценке инвестиционной привлекательности регионов, учитывающем необходимое количество условий и факторов. Такая комплексная оценка направлена на решение следующих задач: повышение эффективности использования бюджетных инвестиционных ресурсов, формирование оптимальных территориальных, отраслевых и других направлений инвестиционных потоков, создание более благоприятного инвестиционного климата, стратегическое планирование и формирование инвестиционной политики, совершенствование механизмов обоснования и привлечения инвестиций, снижение степени рисков для инвесторов и кредиторов. Заинтересованность в такой оценке, прежде всего, возникает у органов государственных инвестиционных институтов, объектов инфраструктур инвестиционного рынка  и иностранных инвесторов, которые обычное имеют слабое представление о современной российской действительности.

Необходимо отметить, что количество факторов, формирующих инвестиционную привлекательность региона, теоретически безгранично. Например, даже пропорция ВИЧ-инфицированных тоже может быть одним из факторов инвестиционной привлекательности. Однако в состав показателей инвестиционной привлекательности включаются только инвестиционно-значимые факторы, то есть оказывающие существенное влияние на формирование инвестиционной активности в регионах.

Основными недостатками существующих методик оценки являются:

1) разночтения при толковании понятия «инвестиционная привлекательность»;

2) различный набор  учитываемых показателей, характеризующих  степень инвестиционной привлекательности; 

3) отсутствие научного  обоснования методических положений  анализа и прогнозирования инвестиционной привлекательности регионов;

4) недостаточная обоснованность  принципов агрегирования десятков  отобранных для оценки показателей; 

5) сложность определения  критерия обоснованности применяемых  методик. 

Следует отметить и нерегулярность проведения оценки.

Таким образом, многообразие валяющих факторов нуждается в разработке единого системного подхода к  оценке интегрального уровня инвестиционной привлекательности регионов, учитывающем  все необходимые факторы их инвестиционного  развития. Заинтересованность в этой оценке, прежде всего, возникает у органов государственных инвестиционных институтов, объектов инфраструктур инвестиционного рынка и иностранных инвесторов. Кроме того, несовершенство существующих методик может вводить в заблуждение управленческий аппарат региона, который в свою очередь, руководствуясь результатами оценки инвестиционной привлекательности, может принимать неадекватные управленческие решения. Как следствие, просчеты в управлении, могут не только не способствовать повышению инвестиционной привлекательности региона, но и снизить ее уровень.

 

 

1.5.2 Критерии  и факторы оценки инвестиционной  привлекательности регионов 

 

В настоящее  время всякого рода рейтинги, будь то рейтинги банков, предприятий, либо даже стран, стали универсальными индикаторами при оценке состояния экономики. Следует признать, однако, что подбор критериев оценки, а также интерпретация результатов, полученных в результате такой оценки, может представлять некую трудность. Не всегда за итоговым интегральным значением можно увидеть причинно-следственные связи и тенденции развития того или иного инвестиционного комплекса. Тем не менее рейтинги, оценивающие инвестиционную привлекательность или отдельные ее компоненты, получили широкое признание и активно используются инвесторами при принятии решений об инвестировании.

Информация о работе Инвестиционная привлекательность регионов и отраслей России