Инвестиционная политика в сфере здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 17:33, контрольная работа

Описание работы

Опыт западных стран в области управления инвестиционной деятельности здравоохранения представляет интерес для России .

Содержание работы

Введение 3
1. Проблемы инвестиционной деятельности 5
2. Инвестиционная политика в сфере здравоохранения 8
3. Направления совершенствования инвестиционной политики 10
Заключение 19
Список использованной литературы 22

Файлы: 1 файл

инвст стратегия.doc

— 156.50 Кб (Скачать файл)

В некоторых случаях, чтобы больницы не израсходовали предоставленные  им средства слишком быстро, в обязательном порядке вводятся минимальные сроки ожидания. Это связано с опасениями, что пациенты начнут стекаться в самые эффективные больницы или в те медучреждения, где очереди короче. Так, высококлассной Больнице Суффолк-Ист было предписано официально ввести срок в 122 дня перед приемом больного в стационар под угрозой сокращения финансирования.

Данная проблема затрагивает не только больницы. Длинные очереди  существуют и на прием к врачам, особенно специалистам. В 2004 году, в  качестве одного из шагов по сокращению расходов, государство договорилось с медицинскими профсоюзами об установлении низкой зарплаты для терапевтов в обмен на сокращение их рабочей недели. В результате большинство из них недоступно для пациентов по вечерам и в выходные.

В плане диагностических обследований государство официально поставило задачу: к 2008 году срок ожидания не должен превышать 18 недель. На деле же до этого еще очень далеко.

По некоторым видам медицинских  услуг существует и официальное  нормирование — в частности, это  относится к гемодиализу, операциям на открытом сердце и некоторым другим дорогостоящим процедурам и методам лечения. Пациентам, чье состояние считается слишком плохим или возраст слишком преклонным для того, чтобы применение подобных процедур «оправдывало себя» с финансовой точки зрения, в этих видах лечения попросту отказывают.

Недавно британское правительство  сделало несколько робких шажков в направлении рыночной медицинской  реформы. В рамках экспериментального проекта «Выбор для пациента», реализуемого в Лондоне, гражданам, ожидающим лечения более шести месяцев, предоставляется возможность обратиться к одному из четырех альтернативных провайдеров. Затем этот эксперимент был расширен до общенационального масштаба в отношении пациентов, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Параллельно в Британии существует небольшой, но динамично растущий частный  сектор медицинских услуг. Примерно 10% граждан страны имеют медицинскую  страховку, приобретенную у частных  структур. Некоторым ее предоставляют  работодатели, другие покупают полисы сами. В целом покрытие этих полисов аналогично тем услугам, что обеспечивает НСЗ, и приобретаются они для того, чтобы получить доступ к более широкому кругу провайдеров или избежать очередей. Сфера частного медицинского страхования регулируется государством, но довольно мягко; допускается и составление «рисковых рейтингов». Британское государство относится к частному медицинскому страхованию примерно так же, как и к другим видам страховой деятельности.

Британская общественность отлично осознает необходимость реформирования системы здравоохранения. Почти две трети британцев (63%) считают медицинскую реформу «насущно необходимой», а еще 24% — «желательной». 60% респондентов полагают, что создание более широких возможностей для пациентов в плане получения медицинской помощи за собственные деньги приведет к повышению качества медицинских услуг. В то же время британцы чрезвычайно гордятся своей системой здравоохранения и настороженно воспринимают любые предложения о ее реформировании по «американскому образцу».

Германия

 В рейтинге ВОЗ Германия  занимает довольно низкое 25-е  место. Несмотря на это, система  здравоохранения в этой стране  заслуживает изучения, поскольку  сторонники государственной медицины  часто приводят ее в качестве  образца.

Общенациональное медицинское страхование в Германии является одним из элементов системы социального страхования, созданной еще Бисмарком. Все граждане страны, чей доход не превышает 46 300 евро (около 60 000 долларов) в год должны застраховаться в одной из примерно 250 «больничных касс». Люди с более высокими доходами могут страховаться в этих кассах при желании, или не пользоваться услугами государственной системы, приобретая страховки у частных фирм. Порядка трех четвертей работающих граждан, чей доход превышает установленный лимит, предпочитают страховаться в больничных кассах, которые обеспечивают страховое покрытие примерно 90% населения. В целом медицинское страхование носит почти всеобщий характер. В то же время число незастрахованных граждан увеличивается: за последние 10 лет оно утроилось и достигло 300 000 человек. Примерно 9% немцев также имеет дополнительные страховки для покрытия услуг, не входящих в стандартный пакет.

Больничные кассы финансируются  за счет налога на зарплату, поделенного  поровну между работодателем и работником. Размер налога варьируется в зависимости от того, какую кассу выбрал работник, но в среднем он составляет до 15% жалования. Предполагается, что больничные кассы должны быть рентабельными и действовать на основе самофинансирования, однако на деле совокупный финансовый дефицит германской системы медицинского страхования в 2006 году составил 7 миллиардов евро. С будущего года германское правительство предлагает повысить налог на зарплату на 1% — это увеличение также поровну ляжет на работодателя и работника. Кроме того, затраты больниц срочной помощи на основные фонды, а также многие реабилитационные услуги, особенно для пожилых граждан, финансируются из общих налоговых доходов госбюджета.

Страхование охватывает широкий спектр медицинских услуг, в том числе услуги врачей, лечение хронических заболеваний и лечение в стационаре, диагностические обследования, профилактические медицинские мероприятия, лекарства рецептурного отпуска, и отчасти стоматологические услуги. Помимо оплаты собственно медицинских услуг, больничные кассы выплачивают работникам по бюллетеню от 70% до 90% его жалованья в период до 78 недель.

Функции по регулированию системы  здравоохранения разделены между  центральным правительством и региональными  органами власти. Центральное правительство разрабатывает общенациональный единый бюджет системы здравоохранения, принимает решение о включении новых медицинских процедур в страховой пакет и устанавливает расценки компенсации врачам. Часть этих задач решается законодательным путем, а другие — за счет переговоров между Национальной ассоциацией больничных касс и Национальной ассоциацией врачей. На региональном уровне земельные ассоциации больничных касс и врачей договариваются об общем объеме расходов на нужды здравоохранения, контрактах с врачами и уровне их гонораров, процедурах надзора за деятельностью медиков, а также стандартах отчетности о рецептурном отпуске лекарств. С позиции силы на этих переговорах, несомненно, выступают больничные кассы, за которыми стоит государство, и это позволяет им фактически навязывать расценки компенсации и иные ограничения провайдерам. В пересчете на покупательную способность средний заработок немецкого врача сегодня на 80% ниже, чем у его американского коллеги. Это не далее как в 2005 году заставило германских медиков объявить забастовку.

Хотя расходы на здравоохранение  в Германии составляют меньший, чем  в США, процент от совокупного  объема ВВП и от ВВП на душу населения, затраты страны на эти нужды в  последние годы увеличиваются тревожными темпами. По оценке Фридриха Брейера (Friedrich Breyer), экономиста из Университета Констанца, к 2020 году, если в этой сфере не произойдут значительные перемены, расходы на здравоохранение в Германии достигнут 30% ВВП.

Германское правительство, пытаясь  решить эту проблему, приступило к сокращению списка услуг, подлежащих страхованию. В 2004 году больничные кассы перестали компенсировать расходы на приобретение очков, препаратов для поддержания физической формы и любых лекарств, отпускаемых без рецепта. Впервые в стране было введено долевое участие застрахованных в оплате медицинских услуг, и теперь каждый прием у терапевта, пребывание в больнице, выписка рецепта и некоторые специализированные услуги обходятся немцам в 10 евро. Наиболее высокий уровень долевого участия связан с приобретением лекарств по рецепту: он составляет 10% от их стоимости. В целом, непосредственно «из кармана» немцы оплачивают 13% совокупных расходов на здравоохранения — этот показатель лишь немногим ниже, чем в США. Имеющиеся на данный момент предварительные данные говорят о том, что введение долевого участия позволило немного снизить уровень использования медицинских услуг и расходы на здравоохранение.

По мнению некоторых аналитиков, ценовые ограничения и фиксированные  ставки гонораров оборачиваются усилением бюрократического вмешательства в деятельность врачей. Доктора, вынужденные работать в лабиринте жестких тарифов и бюджетных ограничений, не имеют финансовых стимулов для оказания пациентам помощи сверх необходимого минимума. В результате возникают вопросы относительно качества их услуг, и государство реагирует на это ужесточением микроменеджмента в сфере стандартизации практической деятельности медиков. Итогом стала перегруженность врачей бумажной работой и барьеры в плане внедрения инноваций.

Немцы, похоже, осознают необходимость  реформирования своей системы здравоохранения. В ходе опроса, проведенного в 2004 года, 76% респондентов сочли такую реформу  «насущно необходимой», а еще 14% —  «желательной». Тем не менее, по вопросу  о направленности преобразований германское общество раскололось почти поровну. Примерно 47% немцев выступает за увеличение частного компонента расходов на здравоохранение, а 49% придерживается противоположного мнения. Аналогичным образом, 45% населения считают, что расширение имеющегося у пациентов права выбора позволит повысить качество медицинских услуг, а 50% с ними не согласны. Нежелание поддержать полноценные рыночные реформы несомненно связано с традиционно свойственным немцам чувством социальной солидарности. Большинством в 81% против 18% немецкие респонденты выразили мнение, что равный доступ всех граждан к медицинским услугам одинакового качества важнее, чем их собственная возможность получить самую высококачественную медицинскую помощь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Обеспечение населения медицинским  обслуживанием стало неотъемлемой частью любого современного государства. Несмотря на то, что в отдельных  странах различается уровень  и объем государственных гарантий в области здравоохранения, в  той или иной степени государство регулирует вопросы охраны здоровья граждан.

Идет постоянный рост расходов на здравоохранение, связанный как с удорожанием медицинских услуг и необходимостью вкладывать средства в дорогостоящие исследования, так и с изменением демографической ситуации, в частности, с ростом коэффициента демографической нагрузки.

Мировой опыт свидетельствует о  значительной роли государства в  регулировании рынка медицинских  услуг. Необходимость в данном регулировании  обусловлена наличием так называемых провалов рынка. Без вмешательства государства рынок медицинских услуг и медицинского страхования в отдельных случаях не в состоянии обеспечить свою эффективную работу. Однако, масштабы и формы государственного регулирования этого рынка отличаются в разных странах, что обусловило развитие различных моделей организации и финансирования системы здравоохранения.

Проведенное автором исследование позволяет сделать следующие  выводы:

• Современный этап развития здравоохранения  характеризуется постоянным ростом расходов на медицинские услуги, обусловленным как увеличением стоимости лечения и существенным удорожанием лекарственных средств, так и с ростом заработной платы работников отрасли.

• Данная тенденция, а также современные  демографические процессы, связанные, прежде всего, с постоянным старением населения, привели к тому, что развитые страны столкнулись с необходимостью реформирования отрасли. Основные изменения, происходящие сейчас в сфере финансирования здравоохранения в развитых странах, характеризуются повышением эффективности использования средств и повышением качества управления.

• Переход России в начале 90х  годов на страховою форму финансирования здравоохранения не дал ожидаемых  положительных результатов - объем  государственного финансирования здравоохранения  уменьшился, а основные показатели, характеризующие состояние здоровья и уровень смертности населения достигли за последние годы критического уровня.

• Возникшая ситуация связана, в  частности, с тем, что в России получила развитие своеобразная система  финансирования здравоохранения, сочетающая бюджетную и страховую составляющие. Более того, степень развития системы и формы сочетания бюджетного и страхового финансирования отличаются в зависимости от региона, что приводит к серьезным трудностям в развитии системы здравоохранения и медицинского страхования, связанным с:

1. недостаточностью финансирования  системы, что еще более усугубляется  в условиях дотационности ряда  регионов;

2. несоответствием государственных  гарантий в сфере здравоохранения  реальным объемам финансирования системы;

3. установлением низкого уровня  страховых взносов в систему,  не соответствующему реальным  затратам на медицинское обслуживание, а также недостаточной степенью  собираемости платежей в фонды  ОМС. 

4. отсутствием четкой координации между различными субъектами системы здравоохранения и обязательного медицинского страхования;

5. недостаточным положительным  эффектом от перехода на рыночные  принципы работы отрасли, в  частности, недостаточно эффективной  деятельностью страховых медицинских организаций;

6. нерентабельностью большого числа  медицинских учреждений в стране.

• Возможными путями решения проблем, назревших в системе обязательного  медицинского страхования с учетом опыта западных стран, являются:

1. реструктуризация системы медицинского обслуживания в пользу менее затратных и более эффективных видов медицинской помощи;

2. пересмотр государственных гарантий  в части объема бесплатных  услуг и круга лиц их получающих;

Информация о работе Инвестиционная политика в сфере здравоохранения