Инвестиционная политика в России: проблемы и пути решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 17:16, контрольная работа

Описание работы

Определим, что задачами данной работы являются проведение исследования инвестиционного климата России, при последовательном рассмотрении всех факторов, влияющих на его изменение и попытка дать оценку его текущего состояния. В задачу данной работы входит также и исследование источников инвестиций, их перспективность и оценка их состояния на сегодняшний момент, а также выявление проблем и путей решения таковых. Целью же данной работы назовём изучение инвестиционной политики государства, ее развитие и выявление наиболее слабых сторон и указание необходимых мер для их устранения.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты инвестиционной деятельности
1.1 Понятие инвестиций и их структура
1.2 Основные принципы и источники финансирования инвестиций
1.3 Теоретические модели инвестиций
Глава 2. Особенности инвестиционной политики в России
2.1 Инвестиционный климат в России
2.2 Пути и меры по привлечению иностранных инвестиций в Россию
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Экономическая теория.docx

— 60.18 Кб (Скачать файл)

Согласно модели в условиях равновесия, обеспечиваемых при помощи арбитражных стратегий, ожидаемый  доход ri, складывается из процентов по вкладу без риска и определенного количества воздействующих факторов, проявляющихся на всем рынке в целом с соответствующими премиями за риск, которые имеют чувствительность относительно различных ценных бумаг:

Где:

1- премии за риск вложения в i-ю ценную бумагу;

bi1… bin - чувствительности i-й ценной бумаги к факторам;

n - количество факторов.

Чем сильнее реагирует  акция на изменение конкретного  фактора, тем больше может быть в  положительном случае прибыль. Доход  портфеля имеет следующий вид:

Где:

1- премии за риск вложения в данный портфель;

bp1… bpn - чувствительности портфеля к факторам;

n - количество факторов.

За счет того, что рыночный портфель и индекс в данной модели не рассматриваются, она проще, чем  предыдущие модели. Недостатком данной модели является следующее: на практике трудно выяснить, какие конкретные факторы риска нужно включать в модель. В настоящее время  в качестве таких факторов используют темпы прироста валового внутреннего  продукта, уровни инфляции, процентных ставок и цен на нефть. Особую трудность  также составляет прогнозирование  значений этих факторов.

Рассмотрим модели прямых инвестиций.

1. Модель монополистических преимуществ. Эта модель была разработана С. Хаймером и далее развита Ч.П. Киндлебергером, Р.Е. Кэйвзом, Г.Дж. Джонсоном, Р. Лакруа. Она базируется на идее, что иностранный инвестор находится в менее благоприятной ситуации по сравнению с местным: он хуже знает рынок страны и «правила игры» на нем, у него нет здесь обширных связей, он несет дополнительные транспортные издержки и больше страдает от рисков. Поэтому ему нужны дополнительные, так называемые монополистические преимущества перед местным конкурентом, за счет которых он мог бы получить более высокую прибыль. Это премия за инвестиционный риск (о котором писал Б. Олин), получаемая в силу преимуществ, возникающих в ходе монополистической конкуренции (ее теорию разработал Э. Чемберлин).

Для иностранного инвестора  монополистические преимущества возможны за счет использования несовершенной  конкуренции на местных товарных рынках (если у него оригинальный продукт) и на рынках ресурсов (при наличии у иностранной фирмы совершенной технологии, легкого доступа к кредиту, большого предпринимательского опыта); преимуществ в масштабах (за счет чего возможно получать большую массу прибыли); благоприятного государственного регулирования иностранных инвестиций (особые льготы иностранному капиталу) и др.

2. Модель жизненного цикла продукта (цикла жизни продукта). Данная модель была разработана американцем Р. Верноном на базе теории роста фирмы. В соответствии с этой моделью новый продукт проходит четыре стадии цикла своей жизни (иногда их насчитывают пять): I - внедрение на рынок; II - рост продаж; III - их зрелость (IV - насыщение рынка); IV (V) - спад продаж.

Международный цикл жизни  продукта выглядит для фирмы, впервые  наладившей его производство, несколько  иначе: I - монопольное производство и экспорт нового продукта; II - появление  у иностранных конкурентов аналогичного продукта и их внедрение на рынки (прежде всего на рынки своих стран); III - выход конкурентов на рынки  третьих стран и соответственно сокращение экспорта продукта из страны-пионера; (IV - выход конкурентов на рынок  страны-пионера как возможная  стадия).

Конечно, передовая в технологическом  отношении фирма к моменту  возникновения конкуренции со стороны  новых производителей продукта может  начать внедрение другого продукта. Однако существует и иной выход при  усилении угрозы экспорту - наладить производство продукта за рубежом, что продлит  его жизненный цикл. Тем более  что на стадиях роста и зрелости издержки производства обычно снижаются, приводя к, снижению цены продукта и  увеличению возможностей как для расширения экспорта, так и для налаживания зарубежного производства. Но по сравнению с экспортом товара производство за рубежом часто выгоднее из-за более низких переменных расходов, возможностей обойти таможенные барьеры, усиления позиций в борьбе с иностранными монополиями и т.д.

3. Модель интернализации. Эта модель опирается на идею Р. Коуза о том, что внутри большой корпорации между ее подразделениями действует особый внутренний рынок, регулируемый руководителями корпорации и ее филиалов (подразделений). Создатели модели интернализации - англичане П. Бакли, М. Кэссон, А. Рагмен, Дж. Даннинг и др. считают, что значительная часть формально международных операций является фактически внутрифирменными операциями между подразделениями больших хозяйственных комплексов.

4. Марксистская модель. Как и вся теория вывоза капитала, эта модель базируется на постулате избыточного капитала. В XIX - начале XX вв. этот избыток вывозился главенствовавшими тогда в хозяйственной жизни мелкими собственниками капитала удобным для них способом - преимущественно в виде облигаций. Во второй половине ХХ в. избыток капитала вывозят прежде всего крупные и крупнейшие его собственники (монополии) и в основном через прямые инвестиции. При этом монополии, ставшие международными через вывоз прямых инвестиций, обладают преимуществом перед местными конкурентами из-за своей производственной, финансовой и технологической мощи (включая монополию на новые продукты). ,

5. Эклектическая модель. Однобокость и узость моделей прямых инвестиций привели к появлению модели Дж. Даннинга. Она вобрала в себя из других моделей то, что прошло проверку действительностью (особенно из модели монополистических преимуществ), почему ее и называют «эклектическая парадигма». По этой модели фирма начинает производство товаров и услуг за рубежом (т.е. осуществляет прямые инвестиции) потому, что одновременно совпадают три предпосылки: 1) фирма обладает преимуществами по сравнению с другими фирмами в этой зарубежной стране (специфические преимущества собственника); 2) фирма может использовать за рубежом некоторые производственные ресурсы более эффективно, чем у себя дома, например, из-за дешевизны местных ресурсов, больших размеров местных рынков, превосходной местной инфраструктуры, в том числе сбытовой (преимущества места размещения прямых инвестиций); 3) фирме выгоднее использовать все эти преимущества самой на месте, а не реализовывать их там через экспорт товаров или экспорт знаний другим фирмам (преимущества интернационализации).

 

 

 

Глава 2. Особенности инвестиционной политики в России

2.1 Инвестиционный климат в России

Готовность инвесторов к  вложению капитала в экономику той  или иной страны зависит от существующего  в ней инвестиционного климата.

Инвестиционный климат - это совокупность политических, экономических, юридических, социальных, бытовых, климатических, природных, инфраструктурных и других факторов, которые предопределяют степень  риска капиталовложений и возможность  их эффективного использования. В настоящее  время инвестиционный климат в России является недостаточно благоприятным  для полномасштабного привлечения  инвестиций. Притоку в инвестиционную сферу частного национального и  иностранного капитала препятствуют политическая нестабильность, инфляция, несовершенство законодательства, неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, недостаточное  информационное обеспечение. Взаимосвязь  этих проблем усиливает их негативное влияние на инвестиционную ситуацию. Слабый приток прямых иностранных инвестиций в российскую экономику объясняется разногласиями между исполнительной и законодательной властями, Центром и объектами Федерации, наличием межнациональных конфликтов в самой России и войн непосредственно на ее границах, социальной напряженностью (забастовки, недовольство широких слоев общества ходом реформ), разгулом преступности и бессилием властей, неблагоприятным для инвесторов законодательством, инфляцией, спадом производства и др.

Российское правительство  в последние годы проявляло в  отношении зарубежных компаний скорее двойственность, чем радушие. Официальная  политика предписывает оказывать поддержку  прямым зарубежным инвестициям, но на практике зарубежные фирмы испытывают невероятные трудности, пытаясь  вложить капитал в российскую экономику. Российское законодательство нестабильно, коммерческая деятельность наталкивается на множество бюрократических препятствий, а, кроме того, складывается впечатление, что многие российские политики просто боятся прямых зарубежных инвестиций. Некоторые в России убеждены, что иностранные инвестиции это не более чем «надувательство», и зарубежные компании откровенно эксплуатируют российскую экономику.

Основным сдерживающим фактором является отсутствие стабильной, учитывающей  международную практику правовой базы, регулирующей деятельность отечественного и иностранного капитала. Постоянные изменения в законодательстве, регулирующем внешнеэкономическую деятельность, и многочисленные подзаконные акты в сочетании с правовым нигилизмом в значительной степени затрудняют деятельность иностранных предпринимателей на территории России. Определенную тревогу  у иностранных инвесторов вызывает рост социальной напряженности в  связи с ухудшением материального  положения значительной части населения  России. Социальная стабильность является важным фактором инвестиционного климата  и обязательным условием проведения любых радикальных экономических  преобразований. На динамику оттока и  притока инвестиций отрицательное  влияние оказывает неразвитая инфраструктура, в том числе связь, система  телекоммуникаций, транспорт и гостиничное  хозяйство, т.е. отсутствие условий, привычных  для большинства цивилизованных бизнесменов.

Многие крупные инвесторы, реально сознавая все негативные последствия региональной дезинтеграции  России, отрицательно относятся к  сепаратистским настроениям, которые  присущи некоторым руководителям  регионов, краев и областей. Весьма негативным фактором, влияющим на инвестиционный климат, являются коррупция и криминализация отдельных сфер коммерческой деятельности России.

Неблагоприятно на состояние  инвестиционного климата в России влияют следующие факторы:

  • отсутствие научно-обоснованной экономической и социальной концепции развития страны;
  • правовая нестабильность, сопровождающаяся постоянным принятием новых законодательных актов;
  • неэффективное земельное законодательство;
  • высокий уровень инфляции, нестабильность обменного курса рубля;
  • низкий уровень развития рыночной инфраструктуры;
  • изношенность производственной и транспортной инфраструктуры;
  • непрогнозируемость таможенного режима;
  • слабое информационное обеспечение иностранных инвесторов о возможных объемах, отраслевых и региональных направлениях инвестирования;
  • сильная бюрократизация страны, коррупция, преступность и др.

Оценивая инвестиционный климат России в целом по международным  стандартам, используя такие критерии, как политическая и социальная стабильность, динамизм экономического роста, степень  либерализации внешнеэкономической  сферы, наличие развитой промышленной инфраструктуры, банковской системы  и системы телекоммуникаций, наличие  рынка относительно дешевой квалифицированной  рабочей силы и др., можно констатировать, что практически по всем этим параметрам Россия уступает большинству стран мира.

 

 

 

 

2.2 Пути и меры по  привлечению иностранных инвестиций  в Россию

Крупные компании уже давно  оценили преимущества выхода на американский фондовый рынок и чаще всего делают это стандартным долгим и затратным  способом, начинающимся с выпуска ADR третьего уровня. Этот способ дорог, занимает много времени и поэтому часто  недоступен компаниям малой и  средней капитализации. Компания Martex Group помогает небольшим и средним компаниям более оперативную и менее дорогостоящую программу привлечения иностранных инвестиций - выход на фондовый рынок США путём обратного поглощения уже существующей американской публично торгуемой компании-оболочки (так называемой Шелл-корпорации).

Для реализации программы  обратного поглощения Martex Group подбирает для компании-клиента вышеуказанную Шелл-корпорацию - американскую компанию, вышедшую в своё время на биржу, но впоследствии, в силу неблагоприятной конъюнктуры, прекратившую свою основную деятельность, распродавшую свои активы в счет покрытия обязательств и приостановившую свою коммерческую деятельность.

Не обременённая ни долгами, ни судебными разбирательствами  Шелл-корпорация, вместе с тем, не теряет своего места на электронной бирже  ОТС Bulletin Board и даже может несколько месяцев пребывать в таком "спящем" состоянии на NASDAQ. Её акции по-прежнему зарегистрированы, имеют официальные котировки (близкие к нулю, так как активов и оборота у неё уже нет) и теоретически могут покупаться и продаваться. Приобретение подобной корпорации позволяет владельцам иностранного предприятия быстро и недорого выйти на американский фондовый рынок. .

Купленная российскими собственниками Шелл-корпорация приобретает российское предприятие, но в обмен на 90%-95% своих  акций. То есть в действительности владельцы  выводимого на американскую биржу предприятия передают контроль над ним американской публичной компании, принадлежащей на 90%-95% им же. Ещё 2%-5% бывшей Шелл-корпорации при этом отходит её первоначальным американским акционерам, которые и поддерживают ликвидность акций компании на начальных этапах торговли, а оставшиеся 3%-7% передаются Martex Group за осуществление программы обратного поглощения и за последующее продвижение предприятия на американском фондовом рынке.

Информация о работе Инвестиционная политика в России: проблемы и пути решения