Инвестиционная политика РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 15:07, курсовая работа

Описание работы

Первая глава посвящена исключительно теоретическим вопросам инвестиционного климата. Именно, в ней раскрывается понятие инвестиций и инвестиционного климата, рассматриваются факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность, и риск при инвестировании.
Вторая же глава содержит в себе информацию о том, какова сегодня обстановка в инвестиционной сфере нашей страны в целом и ее регионов в частности, приводятся статистические данные о состоянии данной сферы и др.
В третьей главе описываются мероприятия и направления работы в области улучшения инвестиционного климата, проводимые на данный момент в Казахстане.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….2
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА И ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ………………………………………..…4
1.1 Сущность инвестиционного климата и факторы его формирующие……4
1.2Понятие инвестиционного риска……………………………………………7
1.3Экономическая сущность инвестиционной политики государства и ее влияние на инвестиционный климат страны……………………………………..9
2. АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН……………………………………………………………………..12
2.1 Современное состояние инвестиционного климата в РК……………....12
2.2 Индикаторы инвестиционной привлекательности регионов…………...18
3. ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА РК И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В УСЛОВИЯХ МИРОВОЙ КОНЪЮНКТУРЫ ……………………………………………………………...30
Заключение………………………………………………………………………..35
Список использованной литературы…………………………………………….36

Файлы: 1 файл

курсовая инвестиции.docx

— 1.03 Мб (Скачать файл)

          О благоприятном инвестиционном климате и имидже Казахстана свидетельствуют объем привлеченных в казахстанскую экономику инвестиций. По официальным данным, за период независимости республики в казахстанскую экономику привлечено более 122 млрд. долл. США прямых иностранных инвестиций.

 

Сегодня Казахстан занимает лидирующее положение по объему привлекаемых иностранных  инвестиций на душу населения среди  стран СНГ - около 1300 долларов США.

       Благодаря созданным условиям для бизнеса, сегодня в республике успешно осуществляют свою деятельность более 8 тысяч компаний с участием иностранного капитала, в том числе, входящие в список «Fortune-500» - всемирно известные производители, такие как «Шеврон», «Сименс», «Майкрософт», «Дженерал Электрик», «Кока-Кола», «Данон», «Хенкель».

           Среди факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность Казахстана – комфортный бизнес-климат страны, поддерживаемый   благоприятным инвестиционным законодательством, привлекательными мерами поддержки инвестиций, а также экономической и политической стабильностью.

       Второе – это наличие богатых  природных и минеральных ресурсов. По оценкам ученых Казахстан  занимает шестое место в мире  по запасам природных ресурсов. Из 110 элементов таблицы химических  элементов Д.И.Менделеева в недрах  Казахстана выявлено 99 элементов,  разведано – 70, извлекаются и  используются – 60.

       Казахстан занимает первое место  в мире по разведанным запасам  цинка, вольфрама и боррита,  второе – по запасам серебра,  свинца, урана и хромитов, третье  – по меди и флюоритам, четвертое  – по молибдену и шестое  – по золоту.

        Третье – это выгодное географическое положение. Казахстан находится в сердце Евразийского континента, через территорию республики проходят основные трансконтинентальные маршруты, соединяющие Азиатско-Тихоокеанский регион с Ближним и Средним Востоком, и Европой. Три страны из «четверки» БРИК находятся вблизи Казахстана: Россия, Китай и Индия. Создание Таможенного союза с численностью потребительского рынка - 170 млн. человек открывает перед инвесторами дополнительные возможности и горизонты для эффективной реализации инвестиционных проектов на территории республики.

 

Распределение баланса инвестиционных доходов  по секторам экономики

 

 

1 квартал 2010

 

 

1квартал 2011

1квартал 2012

Баланс инвестиционных доходов

-3513,5

-5750,8

-6131,6

Органы денежно-кредитного регулирования

179,2

231,9

223,9

Доходы

179,2

231,9

-15,9

Сектор государственного управления

-9,8

-16,5

0,0

Доходы

0,1

0,0

-15,9

Расходы

-9,8

-16,5

-206,6

Банки

59,5

13,4

104,4

Доходы 

347,3

273,4

-311,0

Расходы

-406,8

-260,0

-6132,9

Другие сектора

-3623,5

-5979,7

-19,3

Нетто-доходы от операций прямого инвестирования за рубеж

-143,2

-31,9

-5760,5

нетто-расходы по операциям прямого  инвестирования в Казахстане

-3298,8

-5597,4

76,1

Прочие доходы

39,9

62,8

-429,3

Прочие расходы

-221,4

-413,3

 

 

        Нетто-выплаты инвестиционных доходов по банковскому сектору в отчетном периоде составили 206,6 млн. долл. в сравнении с невысокими чистыми поступлениями в 13,4 млн. долл. по итогам базового периода. Выплаты вознаграждения по привлеченным банками финансовым инвестициям увеличились на 19,6% до 311 млн. долл., в том числе 215,4 млн. долл. было начислено по эмитированным казахстанскими банками долговым ценным бумагам, а на обслуживание ссуд и займов израсходовано около 65 млн. долл.

        Доходы банковского сектора от иностранных активов сократились в 2,6 раза, составив 104,4 млн. долл., из которых около 73 млн. долл. начислено по предоставленным нерезидентам кредитам.

         По сектору государственного управления инвестиционные расходы в 15,9 млн. долл. обусловлены выплатами государственного сектора в счет обслуживания государственных внешних займов.

        По операциям других секторов зарегистрировано несущественное расширение отрицательного дисбаланса относительно базового периода на 2,6%, обусловленное приростом (почти на 3%) нетто-расходов предприятий ебанковского сектора по прямым инвестициям в Казахстане. При незначительном снижении вознаграждения кредиторам, не связанным отношениями прямого инвестирования, на 2,0% (с 756 млн. долл. в базовом периоде до 741 млн. долл. в отчетном периоде) доходы прямых иностранных инвесторов увеличились на 4,4%, составив 5,8 млрд. долл.

 

 

 

На сегодняшний день в Казахстане создана вся необходимая правовая база для осуществления инвестиционной деятельности. В 2003 году был принят Закон «Об инвестициях» (далее  – Закон), который в полной мере регламентирует правовые и экономические  основы стимулирования инвестиций.

      Данный закон, по оценкам международных  экспертов, является одним из  лучших законов в области инвестиций  среди стран с переходной экономикой.

     Законом гарантирована полная защита прав инвесторов и стабильность заключенных контрактов, а также очень четко регламентирована работа государственных органов в отношении инвесторов (свободное движение капитала, репатриация капитала, свобода использования прибыли, право частной собственности на землю, в том числе и для иностранных компаний).

       Очень важно отметить, что меры  государственной поддержки инвестиций  распространяются в равной степени,  как на отечественных, так и  на иностранных инвесторов.

       В республике создана вся необходимая  законодательная база для защиты  интеллектуальной собственности.  Законодательно закреплен институт  по охране прав интеллектуальной  собственности. Приняты основополагающие  законы, обеспечивающие охрану прав  авторов - Гражданский, Уголовный  кодексы, Кодекс об административных  правонарушениях, Закон «Об авторском  праве и смежных правах». 

       Также действующим законодательством  предусмотрены конкретные меры  поддержки инвесторов, в частности  инвестиционные преференции:

-освобождение  от обложения таможенными пошлинами  ввозимого для реализации инвестиционного  проекта оборудования и комплектующих  к нему;

-предоставление  государственных натурных грантов  (в качестве государственных натурных  грантов могут передаваться: земельные  участки, здания, сооружения, машины  и оборудование, вычислительная  техника, измерительные и регулирующие  приборы и устройства, транспортные  средства, за исключением легкового  автотранспорта, производственный  и хозяйственный инвентарь).

       За последние годы Казахстан  существенно поменял налоговую  политику в сторону уменьшения  налоговых ставок. К примеру, сокращены  корпоративный подоходный налог  с 30% до 20%, налог на добавленную  стоимость - с 13% до 12%, что является  одной из самых низких в  мире среди стандартных ставок  этого налога, социальный налог  – 11%. Дополнительно предусмотрено,  что при реализации инвестиционного  проекта на территории Республики  Казахстан с внедрением научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ  (НИОКР) налогооблагаемая база  по корпоративному подоходному  налогу снижается на 150% от расходов  на его внедрение.

 

 

 

         В соответствии с Налоговым кодексом РК стоимость объектов преференций и (или) последующие расходы на модернизацию и реконструкцию могут относиться на вычеты. К тому же, следует отметить, что существующие тарифы на электроэнергию в Казахстане в 8 раз ниже, чем в странах Европы, а низкие цены на железнодорожные перевозки, могут компенсировать часть расходов инвесторов, связанных с пространственной удаленностью населенных пунктов.

     Подписаны 44 международных соглашений  об избежании двойного налогообложения,  которые имеют превалирующую  силу над Налоговым кодексом.

       В целом, данные меры по снижению  налоговой нагрузки позволят  предприятиям направлять высвобожденные  средства на собственное развитие.В  Казахстане реализуется Государственная  программа по форсированному  индустриально-инновационному развитию на 2010-2014 годы, в рамках которой также созданы привлекательные условия для инвесторов, готовых реализовывать проекты в следующих приоритетных секторах экономики:

-нефтепереработка  и инфраструктура нефтегазового  сектора, горнометаллургический  комплекс, атомная и химическая  промышленность с последующим  переходом сырьевых производств  на более высокие переделы;

-машиностроение, стройиндустрия, фармацевтика;

-агропромышленный  комплекс, легкая промышленность, туризм;

-информационные  и коммуникационные технологии, биотехнологии, альтернативная энергетика, космическая деятельность.

      Только за первый год реализации  Программы введены в эксплуатацию 152 предприятия, созданные за счет  инвестиций, в том числе и иностранных.  Всего по стране создано порядка 800 различных производств.

      С целью поддержки малого и  среднего бизнеса в рамках  названной Программы реализуется  «Дорожная карта бизнеса до 2020 года», которая предусматривает:

-субсидирование  затрат на уплату процентов  по кредитам;

-гарантирование  кредитов;

-поддержку  по развитию производственной (индустриальной) инфраструктуры;

-сервисную  поддержку ведения бизнеса (консалтинговые  услуги, юридическое и бухгалтерское  обслуживание и т.д.);

-подготовку  кадров.

     Также для обеспечения и развития  прямого диалога с инвесторами,  осуществляющих свою деятельность  в Казахстане создан Совет  иностранных инвесторов при Президенте  Республики Казахстан. На заседаниях  Совета обсуждаются актуальные  вопросы развития экономики страны  или ее отдельных секторов, связанных  с инвестиционной деятельностью  и инвестиционным климатом. Рабочим  органом Совета является –  Комитет по инвестициям Министерства  индустрии и новых технологий  Республики Казахстан.

     В целях информационной поддержки  инвесторов с 2010 года действует  казахстанский инвестиционный сайт  www.invest.gov.kz, предоставляющий информацию по всем аспектам осуществления инвестиционной деятельности в Казахстане на 11 языках: казахский, английский, русский, немецкий, французский, корейский, японский, итальянский, испанский, турецкий и арабский.

      Таким образом, в Казахстане  созданы все необходимые условия  для инвесторов - либеральная рыночная  экономика, благоприятный налоговый  и таможенный режимы, законодательство, обеспечивающее защиту иностранных  инвестиций.

        Казахстан всегда открыт для  новых проектов и приветствует  инвесторов, владеющих современными  технологиями производства и  управления.

 

 

 

2.2 Индикаторы  инвестиционной привлекательности  регионов

 

Следует оговориться заранее, что такие  субъективные показатели, как эффективность  взаимодействия инвесторов и представителей органов местного самоуправления, законодательных  и исполнительных структур, а так  же политическая стабильность не относятся  к «объективным» факторам, т.к. они  не имеют четко выраженной количественной составляющей, т.е. их нельзя измерить. Таким образом, основными индикаторами, взятыми за основу группировки регионов по инвестиционной привлекательности, явились 10 базовых инвестиционных индексов:

1. Валовой  региональный продукт (тыс тг/на душу населения)

2. Наличие  основных средств (ВВП/на дущу  населения)

3. Объем  промышленной продукции (тыс тг/на  душу населения)

4. Объем  экспорта (в долларах США на  душу населения)

5. Предпринимательская  активность, число предприятий на 1000 человек

6. Объем  розничного товарооборота, тыс.  тенге на душу населения

7. Среднемесячные  доходы населения, тыс. тенге

8. Инфраструктурная  обеспеченность, условных единиц

9. Распределение  регионов по минерально-сырьевым  ресурсам.

10. Инвестиции  в основной капитал

Что касается деления регионов на группы, было решено, что, в целом, все регионы Республики Казахстан можно разделить на несколько целевых групп:

-регионы-лидеры по объему привлеченных инвестиций, так называемые «регионы-доноры» или «регионы-лидеры»;

-регионы с достаточно развитой социальной инфраструктурой и экономической диверсификацией, имеющие хорошие перспективы роста – «регионы второго эшелона»;

- регионы  с достаточно развитой социально-экономической  инфраструктурой, но не имеющие  больших перспектив роста и  диверсифицированного производства  – «среднеразвитые регионы»;

-"регионы-реципиенты", т.е. регионы, большая часть крупных инвестиционных проектов которых финансируется за счет средств трех вышеназванных категорий – «слаборазвитые регионы».

Подобный  анализ весьма точно отражает суть матрицы BCG (Boston Consulting Group Matrix - инструмент для стратегического анализа и планирования в маркетинге, который был создан для анализа актуальности продуктов компании, исходя из их положения на рынке относительно роста рынка данной продукции и занимаемой компанией доли на рынке).

Однако  в связи с небольшими проблемами, вызванными при попытке применить  BCG Matrix к ранжированию регионов на четыре целевые группы, было решено оставить «традиционное» деление, что мы, собственно говоря, и сделаем.

Анализ  всех вышеперечисленных данных позволяет  сделать один интересный вывод: практически  во всех категориях Атырауская и Мангыстауская области, а так же города Алматы и Астана, являются безусловными лидерами по всем семи стратегическим показателям.

В каждом из десяти базовых индикаторов, регионы  будут попадать в разные в целевые  группы. Если быть более точным, Атырауская область может быть отнесена к  группе «регионы-лидеры» по показателю ВРП на душу населения, но находиться в категории «слаборазвитые регионы» по индикатору «Инфраструктурная обеспеченность». То же верно и для других областей.

Информация о работе Инвестиционная политика РК