Инвестиционная политика РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 17:05, реферат

Описание работы

Инвестиция (капитальные вложения) совокупность затрат материальных, трудовых и денежных ресурсов, направленных на рас ширенное воспроизводство, основных фондов всех отраслей народного хозяйства. Инвестиции относительно новый для нашей экономики термин. В рамках централизованной плановой системы использовалось понятие «валовые капитальные вложения», под которыми понимались все затраты на воспроизводство основных фондов, включая затраты на их ремонт. Инвестиции более широкое понятие. Оно охватывает и так называемые реальные инвестиции, близ кие по содержанию к нашему термину «капитальные вложения», и «финансовые» (портфельные) инвестиции, то есть вложения в акции, облигации, другие ценные бумаги, связанные непосредственно с титулом собственника, дающим право на получение доходов от собственности.

Содержание работы

Введение
1. Финансирование инвестиционной деятельности
2. Основные принципы инвестиционной политики
3. Внутренние источники инвестиций
4. Прибыль как источник инвестиций
5. Отток капитала
6. Препятствия на пути притока инвестиций. Инвестиционный климат в России
7. Пути и меры по привлечению инвестиций
8. Государственные приоритеты инвестиционной политики
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Инвестиции.docx

— 41.31 Кб (Скачать файл)

Технология проведения рыночных реформ предполагает последовательность шагов наряду со стимулированием  притока капитала сразу же принимаются  меры, препятствующие его оттоку.

6. Препятствия на пути притока инвестиций. Инвестиционный климат в России

Притоку в инвестиционную сферу частного национального и  иностранного капитала препятствуют политическая нестабильность, инфляция, несовершенство законодательства, неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, недостаточное  информационное обеспечение. Взаимосвязь  этих проблем усиливает их негативное влияние на инвестиционную ситуацию. Слабый приток прямых иностранных инвестиций в российскую экономику объясняется разногласиями между исполнительной и законодательной властями, Центром и объектами Федерации, наличием межнациональных конфликтов в самой России и войн непосредственно на ее границах, социальной напряженностью (забастовки, недовольство широких слоев общества ходом реформ), разгулом преступности и бессилием властей, неблагоприятным для инвесторов законодательством, инфляцией, спадом производства, непрерывным падением курса рубля и его не конвертируемостью и др.

Российское правительство  в последние годы проявляло в  отношении зарубежных компаний скорее двойственность, чем радушие.

Официальная политика предписывает оказывать поддержку прямым зарубежным инвестициям, но на практике зарубежные фирмы испытывают невероятные трудности, пытаясь вложить капитал в  российскую экономику. Российское законодательство нестабильно, коммерческая деятельность наталкивается на множество бюрократических  препон, а кроме того, складывается впечатление, что многие российские политики просто боятся прямых зарубежных инвестиций. Некоторые в России убеждены, что иностранные инвестиции это  не более чем «надувательство», и зарубежные компании откровенно эксплуатируют российскую экономику.

Все эти факторы перевешивают такие привлекательные черты  России, как ее природные ресурсы, мощный, хотя технически устаревший и  хронически недогруженный производственный аппарат, наличие дешевой и достаточно квалифицированной рабочей силы, высокий научно технический потенциал. В рыночной экономике совокупность политических, социально-экономических, финансовых, социокультурных, организационно правовых и географических факторов, присущих той или иной стране, привлекающих и отталкивающих инвесторов, принято называть ее инвестиционным климатом. Ранжирование стран мирового сообщества по индексу инвестиционного климата или обратному ему показателю индекса риска служит обобщающим показателем инвестиционной привлекательности страны и «барометром» для иностранных инвесторов. Зависимость потока иностранных инвестиций от индекса инвестиционного климата или его отдельных составляющих носит почти линейный характер. Например, в 1993 г. общая сумма накопленных инвестиций в мире достигала 1,9 трлн. долл., в том числе США принадлежит 489 млрд. долл., Японии 248 млрд. долл., Великобритании 243 млрд. долл. На долю этих трех стран приходится 980 млрд. долл., или около 50% общей суммы иностранных инвестиций. При этом наблюдается тенденция взаимного инвестирования наиболее развитых стран, что объясняется высоким рейтингом их инвестиционного климата. Поток иностранных инвестиций зависит и от отдельных факторов, определяющих инвестиционный климат в стране. Сейчас правовые условия для деятельности иностранных инвесторов в Рос сии являются наихудшими по сравнению с другими государствами на территории бывшего СССР. В итоге Россия в конкуренции за иностранные инвестиции начинает уступать не только балтийским государствам, но и Казахстану. В сентябре 1993 г. эксперты «Эуромаки» поставили Россию в своем ранжированном перечне на 137 место из 170 стран, Латвию на 132-е Литву на 130-е, Казахстан на 129-е, а Эстонию на 122-е.

Как показывает анализ законодательства стран республик бывшего СССР, при сходстве многих формулировок в  ряде республик независимо от декларирующих  общих положений принят режим  большего благоприятствования иностранным  инвесторам по сравнению с национальными. Это выражается в полном или частичном освобождении от уплаты налога на прибыль в первый период эксплуатации предприятия (Украина, Казахстан, Белоруссия, Киргизия, Литва, Туркмения) и снижения его в последующий период (Казахстан, Киргизия, Литва, Украина, Эстония), таможенных льготах для таких предприятий: тарифных (Украина, Молдавия, Россия, Туркмения, Эстония) и нетарифных (Молдавия). Все названные меры призваны компенсировать неблагоприятный инвестиционный климат в этих республиках и косвенно подстраховать иностранных инвесторов от избыточного риска. Сейчас правительство готовит поправки к Закону об иностранных инвестициях. Предполагаются: налоговые «каникулы», освободить предприятия с иностранными инвестициями от уплаты налогов и импортных пошлин на необходимые производственные компоненты и, что самое важное для иностранных инвесторов, предоставить им право собственности на землю при создании новых предприятий.

В России до сих пор отсутствует  своя система оценки инвестиционного  климата и ее отдельных регионов. Иностранные инвесторы ориентируются  на оценки многочисленных фирм, регулярно отслеживающих инвестиционный климат во многих странах мира, в том числе и в России. Однако оценки инвестиционного климата в России, даваемые зарубежными экспертами на их регулярных заседаниях, проводимые вне Российской Федерации и без участия российских экспертов, представляются мало достоверными. В связи с этим встает задача формирования на основе ведущихся в Институте экономики РАН исследований Национальной системы мониторинга инвестиционного климата в России, крупных экономических районов и субъектов Федерации. Это обеспечит приток и оптимальное использование иностранных инвестиций, послужит ориентиром российским банкам в собственной кредитной политике.

7. Пути и меры по привлечению инвестиций

Привлечение инвестиций (как  иностранных, так и национальных) в российскую экономику является жизненно важным средством устранения инвестиционного «голода» в стране. Особую роль в активизации инвестиционной деятельности должно сыграть страхование  инвестиций от некоммерческих рисков. Важным шагом в этой области стало  присоединение России к Многостороннему  агентству по гарантиям инвестиций (МИГА), осуществляющему их страхование  от политических и других некоммерческих рисков. Важное условие, необходимое  для частных капиталовложений (как  отечественных, так и иностранных), постоянный и общеизвестный набор  догм и правил, сформулированных таким  образом, чтобы потенциальные инвесторы  могли понимать и предвидеть, что  эти правила будут при меняться к их деятельности. В России же, находящейся в стадии непрерывного реформирования, правовой режим непостоянен. Потребность страны в иностранных инвестициях составляет 10 12 млрд. долл. в год. Однако для того, чтобы иностранные инвесторы пошли на такие вложения, необходимы очень серьезные изменения в инвестиционном климате. В ближайшей перспективе законодательная база функционирования иностранных инвестиций будет усовершенствована принятием новой редакцией Закона об инвестициях, Закона о концессиях и Закона о свободных экономических зонах. Большую роль сыграет также законодательное определение прав собственности на землю. Для облегчения доступа иностранных инвесторов к информации о положении на российском рынке инвестиций был образован Государственный информационный центр содействия инвестициям, формирующий банк предложений российской стороны по объектам инвестирования.

Для стабилизации экономики  и улучшения инвестиционного  климата требуется принятия ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения иностранных инвестиций.

Среди мер общего характера  в качестве первоочередных следует  назвать:

достижение национального  согласия между различными властными  структурами, социальными группами, политическими партиями и прочими  общественными организациями;

ускорение работы Государственной  думы над Гражданским кодексом и  уголовным законодательством, нацеленным на создание в стране цивилизованного  некриминального рынка;

радикализация борьбы с преступностью;

торможение инфляции всеми  известными в мировой практике мерами за исключением невыплаты трудящимся зарплаты;

пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и  стимулирования производства;

мобилизация свободных средств предприятий и населения на инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам;

внедрение в строительство  системы оплаты объектов за конечную строительную продукцию;

запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства;

предоставление налоговых  льгот банкам, отечественным и  иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с тем, чтобы  полностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями  их деятельности;

формирование общего рынка  республик бывшего СССР со свободным  перемещением товаров, капитала и рабочей  силы.

В числе мер по активизации  инвестиций надо отметить:

срочное рассмотрение и принятие Думой нового закона об иностранных  инвестициях в России;

принятие законов о  концессиях и свободных экономических  зонах;

создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую  и конкурентную сеть государственных  институтов, коммерческих банков и  страховых компаний, страхующих иностранный  капитал от политических и коммерческих рисков, а также информационно  посреднических центров, занимающихся подбором и заказом актуальных для  России проектов, поиском заинтересованных в их реализации инвесторов и оперативном  оформлении сделок «под ключ»;

создание в кратчайшие сроки Национальной системы мониторинга  инвестиционного климата в России;

разработка и принятие программы укрепления курса рубля  и перехода к его полной конвертируемости.

Будем надеяться что выше перечисленные меры помогут притоку национальных и иностранных инвестиций.

8. Государственные приоритеты инвестиционной политики

Важным макроэкономическим фактором, блокирующим инвестиционный процесс, является отсутствие в производственном секторе явно видимых сфер для  эффективного вложения финансовых ресурсов, даже для «точечного» инвестирования. Основной причиной этого послужил провал государственной структурной политики, призванной четко обосновывать долгосрочные приоритеты экономического развития страны в целом, отраслей и регионов, и  последовательно осуществлять их централизованную поддержку.

Несмотря на очевидную  и первостепенную свою значимость. эта задача не решена ни в одной из принятых за последние пять лет правительственных программ. Перечень выдвигаемых приоритетов остается крайне размытым. Положение еще более усугубляется на стадии практических решений, которые часто прямо противоречат принятым приоритетам.

Более того, в действующей  «Комплексной программе стимулирования отечественных и иностранных  инвестиций» государство в лице Министерства экономики отказывается от своего участия в выборе инвестиционных приоритетов. В программе закреплен  принцип стимулирования привлечения  инвестиций в производственный сектор исключительно по критерию коммерческого  эффекта. Такой подход совершенно неприемлем для распределения бюджетных  средств даже в рамках частичного финансирования отдельных проектов. Как подойти к определению  подобного рода приоритетов? Полагаю, «запуск» инвестиционного процесса, создающего основу для устойчивого роста отечественного производства, может и должен начаться только с отраслей, ориентированных на конечный потребительский спрос, в первую очередь, как это ни парадоксально, с пищевой и легкой промышленности, т.е. именно с тех отраслей, которые испытывают наибольший спад производства.

Особое значение легкой и  пищевой промышленности для стимулирования инвестиционной активности обусловлено  следующим. Во-первых, эти отрасли имеют сильную «межотраслевую сцепку», в результате чего инвестиции в их развитие создают наибольший кумулятивный эффект, стимулируя спрос на продукцию смежных отраслей и формируя в них собственный инвестиционный потенциал. Во-вторых, благодаря наиболее низкой капиталоемкости и наименьшим срокам окупаемости капитальных вложений. В-третьих, для продукции этих отраслей характерен массовый и устойчивый спрос на внутреннем рынке. В-четвертых, большинство видов продукции легкой промышленности, в отличие от сложной бытовой техники, вполне конкурентоспособны не только на внутреннем, но и на многих зарубежных рынках.

Это направление государственной  структурной политики может быть реализовано с относительно меньшей  нагрузкой на федеральный бюджет. Для этого требуются не столько  прямые государственные инвестиции, сколько организационно-правовые меры, позволяющие открыть этот сектор для кредитных ресурсов и частных  инвестиции. Эти инвестиции необходимо поддержать налоговыми и иными льготами, причем таким образом, чтобы формирующийся  инвестиционный спрос ориентировался в первую очередь на отечественных  производителей технологического оборудования. Необходима также разумная государственная  политика протекционизма в отношении  названной группы отраслей.

Приоритетным направлением инвестиционной политики на ближайшую перспективу должна стать и поддержка инвестиции в секторе малого и среднего предпринимательства. Объем инвестиции в этот сектор сегодня оценивается примерно в 7% всех вложений в основной капитал. Для этого не требуется крупных государственных средств.

Необходимы вложения в  систему федеральных и региональных гарантийных фондов, причем каждый рубль, направленный на их создание, способен привлечь, как минимум, 34 рубля частных  инвестиции, прежде всего за счет гарантированных  банковских кредитов. При этом важно  инвестиционный спрос, создаваемый  при государственной поддержке  малого и среднего предпринимательства, ориентировать на отечественных  производителей специализированного  оборудования для малых форм бизнеса.

В высокотехнологичных отраслях обрабатывающего сектора названные  приоритеты государственной инвестиционной политики должны иметь очаговый характер (на уровне отдельных производств  и даже конкретных предприятий). Выявление  таких «очагов» и их целевая поддержка  остаются важнейшими задачами государства.

Заключение

Бесспорно, что  в современных условиях Законом «06 иностранных инвестициях в РСФСР» 1991 г. пользоваться практически невозможно: он устарел и во многом утратил свое значение. Однако, помимо естественного процесса старения, его непригодность является следствием позднейших корректировок. Характерно, что за все время существования Закона ни одна из них не была осуществлена подобающим образом, то есть в виде законодательно оформленных «поправок и дополнений к Закону», что является обычной процедурой в государствах с высокой юридической культурой.

Отечественная система «модернизации» основывается на издании многочисленных законодательных актов низшего  порядка, в большинстве своем  ведомственных. Кстати, многие из этих поправок не имеют обязательных (для  вступления в силу) реквизитов регистрации  Минюста РФ, а, следовательно, и экспертной оценки. Часто поправки и добавления противоречат друг другу и, что хуже всего, «отменяют» положения Закона - документа высшего юридического ранга.

На порочность и необходимость  ликвидации такой практики указывается  постоянно; тем не менее она продолжается, чему свидетельством являются указанные документы. Между тем, в государственной Думе вот уже третий год «гуляют» несколько новых вариантов закона об иностранных инвестициях в России, в том числе вариант, который имеет условное название «Поправки к Закону «О6 иностранных инвестициях 1991 года».

Наконец, на общем фоне «борьбы  с недоимками», стремлением наполнить  бюджет любой ценой, смысл выпущенных документов очевиден. Но дело в том, что указанные постановления  и материалы ГГК РФ выпущены, как  представляется, не в лучшие для  совместного предпринимательства  времена. Забюрократизированность в крайней степени, все мыслимые формы вымогательства сделали зарубежных инвесторов еще более зависимыми от чисто субъективных факторов и, следовательно, еще менее заинтересованными во взаимном сотрудничестве.

Информация о работе Инвестиционная политика РФ